Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Состав административного правонарушения




Для понимания сущности административного правонарушения недостаточно одних юридических признаков. Понятие о составе административного правонарушения имеет очень важное практическое значение, так как способствует правильной квалификации деяния юрисдикционными органами, эффективному применению административных наказаний, отграничению административных правонарушений от других противоправных деяний.

Под составом административного правонарушения обычно понимается совокупность установленных правом элементов, при наличии которых противоправное деяние признается административным правонарушением.

Будучи явлением реальной действительности, правонарушение обладает огромным числом признаков. По юридическим свойствам следует различать признаки, имеющие юридическое значение и не имеющие его (например, использование технических средств при совершении мелкого хищения, рост человека, совершившего правонарушение).

Деяние только тогда считается правонарушением, когда оно содержит все признаки состава, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом; вместе с тем для квалификации деяния вполне достаточно, если в нем обнаружены все признаки, входящие в состав, иные признаки деяния на квалификацию влияния не оказывают. Правоприменительные органы не вправе ни увеличить, ни уменьшить число признаков состава.

Состав административного правонарушения включает четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Каждый элемент состава в свою очередь представляет собой систему признаков (например, в объективную сторону могут входить факторы, характеризующие сам факт поведения, время, место его совершения, нанесенный им ущерб и т. д.). Соответственно четырем элементам состава, его признаки принято делить на четыре группы, характеризующие объект правонарушения, объективную сторону, субъект правонарушения, субъективную сторону.

Наряду с основными существуют квалифицирующие признаки, при наличии которых деяние должно быть квалифицировано по статье, предусматривающей более суровое наказание. В административном праве встречаются такие квалифицирующие признаки, как: повторность (ст. 5.27 КоАП РФ); наличие или возможность наступления вредных последствий (ч.2 ст. 9.4 КоАП РФ); совершение деяния должностным лицом либо законным представителем несовершеннолетнего (ст. 6.10 КоАП РФ).

Подчеркнем, что квалифицирующие признаки, как и основные, являются разновидностью конструктивных. Одни простые признаки образуют основной состав, но введение в систему квалифицирующего признака влечет возникновение квалифицированного состава.

Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

В уголовном праве существуют основные, квалифицированные и привилегированные (со смягчающими обстоятельствами) составы преступлений. Административное же право знает только основные и квалифицированные (с отягчающими признаками) составы.

По особенностям конструкции различаются материальные и формальные составы административных правонарушений.

Материальными называются составы, в которых:

1. Содержится такой признак, как наступление вредных материальных последствий антиобщественного деяния (например, нарушение Правил дорожного движения, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего. К числу таких проступков можно отнести также повреждение телефонов-автоматов (ст. 13.24 КоАП РФ), мелкое хищение чужого имущества (ст. 7.27 КоАПРФ) и др;

2. Описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом и не названы (например, порча земель).

Для выявления состава материального правонарушения необходимо также установить причинную связь между деянием и наступившими последствиями. При отсутствии такой связи ответственность за материальные административные правонарушения не наступает.

Формальнымисчитаются правонарушения, объективную сторону которых образуют только противоправное действие или бездействие, вне зависимости от наступления вредных последствий (нарушение правил паспортизации, пожарной безопасности, воинского учета и т. д.). Таковыми являются большинство деликтов, т.е. ответственность за их совершение наступает независимо от того, возникли или нет непосредственные материальные последствия от проступка. Достаточно самого факта нарушения определенных правил, например, несвоевременная перерегистрация оружия (ст. 20.11 КоАП РФ), нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП РФ) и многие другие. Хотелось бы отметить, что совершение гражданином правонарушения, предусмотренного статьей КоАП, содержащей формальный состав, нередко влечет наступление имущественного ущерба. Наличие ущерба в таких случаях не является конструктивным признаком состава, но учитывается при определении размера наказания (например, само управление транспортным средством в состоянии опьянения образует правонарушение независимо от того, был при этом причинен какой-либо материальный ущерб или нет).

Большое практическое значение имеет деление составов на однозначные и альтернативные.

Однозначные, их большинство, четко указывают признак (например, нарушение правил движения через железнодорожные пути, повреждение телефонов-автоматов).

Альтернативные называют два или более вариантов признаков. Так, часто закон предусматривается несколько вариантов действий, совершение которых признается административным правонарушением. При этом правонарушением считается совершение как одного из названных в норме действий, так и нескольких или даже всех. (Например, ст. 20.8 КоАП РФ устанавливает ответственность за «нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему». Правонарушением будет, и нарушение только правил учета или только правил хранения, или только правил производства оружия, и нарушение всех названных правил вместе.)

Таким образом, если однозначный состав называет те единственные признаки, совокупность которых его образует, то в альтернативном перечисляются несколько вариантов признаков. Чаще всего эта вариабельность в описании признаков обусловлена стремлением законодателя избежать общих формулировок, раскрыть содержание признака, конкретизировать его. А в ряде случаев конструирование альтернативных составов связано со стремлением нормотворческих органов экономить нормативный материал, вместо нескольких статей создать единую, но более широкую по охвату явлений.

Состав административного правонарушения как уже отмечалось состоит из четырех элементов: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Объектом административного правонарушения, как и любого другого, являются общественные отношения. Определенные деяния потому и называются антиобщественными и запрещаются, что причиняют вред существующим общественным отношениям.

Объектом административного правонарушенияпризнаются общественные отношения, урегулированные правовыми нормами и охраняемые мерами административной ответственности.

Большой теоретический и практический интерес имеет научно обоснованная классификация объектов административных правонарушений, позволяющая более четко определить объект каждого деяния, его место в общей системе охраняемых мерами административной ответственности отношений, его ценность. В зависимости от степени обобщения, уровня абстрактности различают общий, родовой, видовой и непосредственный объекты правонарушений.

Общим объектомадминистративных правонарушений являются общественные отношения, имеющие два признака: они регулируются различными отраслями права и охраняются мерами административной ответственности.

Родовым объектом правонарушений признается однородная группа общественных отношений, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта. Род – высший уровень структурных подразделений общего объекта, его самостоятельная часть.

Элементы социального целого обладают большим количеством признаков, что предопределяет возможность деления целого на части по разным основаниям. Так, всю совокупность общественных отношений, охраняемых мерами административной ответственности, можно поделить на части в зависимости от того, какой отраслью права они регулируются. Следовательно, можно говорить об административных, земельных, трудовых, гражданских и других правоотношениях как родовых объектах правонарушений.

Видовой объект – разновидность родового объекта, обособленная группа общественных отношений, общих для ряда административных правонарушений. Примером видового объекта могут служить общественные отношения в сфере потребления алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Административное правонарушение причиняет вред какому-то конкретному общественному отношению, охраняемому административной санкцией. Оно и служит непосредственным объектом административного правонарушения. (Например, при управлении водителем в состоянии опьянения – жизнь, здоровье участников дорожного движения).

Предмет посягательства – элемент общественного отношения, его составная часть. Очевидно, что охрана общественных отношений предполагает охрану элементов, их образующих. Посягательство на общественное отношение осуществляется путем воздействия на его элементы, а таковыми являются субъекты отношений, их связи, деятельность, материальные вещи (предметы). Общественное отношение повреждается путем нарушения сложившихся связей (кража), причинения вреда вещам (потрава посевов, порча телефонов-автоматов), посягательства на участников отношений.

Объективная сторона состава административного правонарушения – это система предусмотренных нормой административного права признаков правонарушения, характеризующих его внешнюю сторону.

Обязательным в объективной стороне правонарушения является признак, характеризующий само деяние (кража, распитие, продажа, покупка, хранение и т.п.). Известно, что разновидностями деяния могут быть действие или бездействие. Во многих составах говорится об активных противоправных действиях, но значительное число их называют такой признак, как бездействие, невыполнение соответствующих обязанностей. Признак деяния – ведущий, главный признак объективной стороны, это стержень, вокруг которого группируются иные ее признаки: способ, время, место и др. Основу каждого деяния составляет сознательное телодвижение, а чаще всего система элементарных действий или даже определенная деятельность.

Противоправное деяние может быть простым и сложным.

Простое деяние представляет собой единое действие или кратковременное бездействие, единый кратковременный акт противоправного поведения (например, кража, безбилетный проезд).

Сложное деяние либо состоит из нескольких самостоятельных действий, либо растянуто во времени, либо совершается группой. Различают следующие разновидности сложных деяний, наказуемых в административном порядке: с двумя разными действиями; состоящие из альтернативных действий; длящиеся; продолжаемые.

Характерным примером правонарушения с двумя действиями служит изготовление и использование радиопередающих устройств без надлежащего разрешения (ст.13.3 КоАП РФ)

Административное правонарушение, состоящее из альтернативных действий – такое правонарушение, в котором предусматривается несколько вариантов действий. Такое правонарушение считается оконченным с момента выполнения любого из этих действий. Например, нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст. 20.8 КоАП РФ).

Длящимися признаются такие правонарушения, которые, начавшись с какого-либо противоправного действия или бездействия, осуществляются затем непрерывно путем неисполнения обязанности. Начальным моментом такого деяния может быть как активное действие, так и бездействие, а затем виновный либо не исполняет конкретную возложенную на него обязанность, либо исполняет ее не полностью, не надлежащим образом, и его поведение оценивается как бездействие по отношению к этой обязанности (например, проживание без регистрации, неисполнение обязанностей по воинскому учету).

Длящееся правонарушение прекращается фактически и юридически. В первом случае это происходит путем исполнения обязанности, в результате изменения обстановки и т. д. Юридическое же прекращение означает, что виновный привлечен к ответственности за свое деяние, а обязанность еще не выполнил. (Например, за проживание без регистрации виновный был подвергнут административному штрафу. В день вынесения постановления о применении санкции длящееся правонарушение считается оконченным, со следующего дня начинается новое аналогичное правонарушение, новое нарушение правил регистрации).

Продолжаемым является правонарушение, складывающийся из ряда тождественных, тесно связанных между собой правонарушений, совокупность которых образует единое правонарушение. Он состоит из противоправных действий, а значит, совершается не непрерывно, а отдельными дискретными деяниями, которые отделены друг от друга во времени. Между тем эти действия тождественны, поскольку полностью совпадают по основным юридическим признакам (форме вины, цели, субъекту, объекту, месту и характеру действий и др.), между ними существует тесная внутренняя связь, их можно сравнить со звеньями одной цепи. (Например, продолжаемое административное правонарушение – многократное использование радиоэлектронных средств без специального разрешения).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 302.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...