Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Анализ кредитоспособности предприятия ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Кредитоспособность тесно связана с финансовой устойчивостью предприятия. Она характеризуется тем, насколько аккуратно (т. е. в установленный срок и в полном объеме) рассчитывается предприятие по ранее полученным кредитам, обладает ли оно способностью при необходимости мобилизовать денежные средства из разных источников и т. д. Но главное, чем определяется кредитоспособность - это текущее финансовое положение предприятия, а также возможные перспективы его изменения. Если у предприятия падает рентабельность, оно становится менее кредитоспособным, изменение финансового положения предприятия в худшую сторону в связи с падением рентабельности может повлечь за собой и более тяжелые последствия из-за недостатка денежных средств - снижение платежеспособности и ликвидности. Возникновение при этом кризиса наличности приводит к тому, что предприятие превращается в «технически неплатежеспособное», а это уже может рассматриваться как первая ступень на пути к банкротству и служить для кредиторов поводом для соответствующих правовых действий. Каждое предприятие совершает хозяйственные операции по купле-продаже. При этом в зависимости от принятой финансовой политики предприятие может осуществлять реализацию продукции в рассрочку (что необходимо в целях стимулирования сбыта). Экономический смысл рассрочки состоит в том, чтобы заинтересовать покупателя выгодными условиями поставок. Контрагентам всегда выгодно покупать продукцию с возможностью последующей оплаты, иногда даже после перепродажи данной продукции или использования в своем хозяйственном обороте. Результатом такой политики на предприятии может стать неоправданная дебиторская задолженность, наличие которой отрицательно влияет на деятельность предприятия. Для ее предотвращения в рамках финансового анализа необходимо постоянно анализировать кредитоспособность партнеров. Кредитоспособность – это такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, при котором существует уверенность в эффективном использовании заемных средств, способности и готовности заемщика вернуть кредит в соответствии с установленными условиями договора. Оценка кредитоспособности наиболее часто осуществляется в банковской сфере. Методика оценки кредитоспособности на каждом предприятии может быть различной. Состав и содержание показателей оценки вытекают из самого понятия кредитоспособности. В первую очередь они должны отразить финансово-хозяйственное состояние предприятия с точки зрения эффективности размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, дать возможность оценить способность и готовность заемщика совершать платежи и погашать кредиты в определенные сроки. Выбор показателей оценки зависит от приоритетов, которые ставит перед собой предприятие. В связи с тем что предприятия сильно различаются по характеру их производственной и финансовой деятельности, сформировать единые универсальные методические указания по изучению кредитоспособности и расчету соответствующих показателей не представляется возможным. Во всяком случае такая ситуация складывается в отечественной практике. В современной международной практике также отсутствуют твердые правила изучения кредитоспособности, так как учесть все многочисленные специфические особенности клиентов практически невозможно. Показатели кредитоспособности: 1. коэффициент абсолютной ликвидности; 2. коэффициент текущей ликвидности; 3. коэффициент покрытия; 4. оборачиваемость оборотных активов в днях; 5. коэффициент собственности (автономии); 6. рентабельность реализации; 7. темпы роста оборачиваемости оборотных активов; 8. наличие картотеки № 2 и др. Оценка кредитоспособности предполагает определение класса каждого показателя путем сопоставления его фактического значения с нормативным. С помощью рейтинговой оценки кредитоспособности определяется класс кредитоспособности оцениваемого предприятия. В результате предприятия 1-го класса считаются финансово устойчивыми и кредитуются с некоторыми льготами (снижение процентной ставки, предоставление доверительного кредита); предприятия 2-го класса считаются финансово неустойчивыми и кредитуются на общих основаниях; предприятия 3-го класса являются ненадежными и кредитуются на особых условиях (высокие ставки, штрафы и санкции). Наиболее известной методикой определения степени кредитоспособности организации является методика Сберегательного банка России, которая очевидно, носит признаки оценки краткосрочной кредитоспособности и базируется на расчете пяти коэффициентов: К1 – коэффициент абсолютной ликвидности, рассчитывается как отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам за вычетом доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов; К2 – промежуточный коэффициент покрытия, рассчитывается как отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты к краткосрочным обязательствам за вычетом доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов; К3 – коэффициент текущей ликвидности, рассчитывается как отношение оборотных активов за вычетом расходов будущих периодов к краткосрочным обязательствам за вычетом доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов; К4 – коэффициент соотношения собственных и заемных средств, рассчитывается как отношение собственных средств к заемным средствам; К5 – рентабельность продукции (продаж), рассчитывается как отношение прибыли от продаж к выручке (нетто) от продажи товаров. Критерии определения категории коэффициентов представлены в таблице 2.4. Итоговый балл заемщика устанавливается по методу суммы мест в соответствии с зависимостью: Б=0,11*К1+0,05*К2+0,42*К3+0,21*К4+0,21*К5, где К1, К2, К3, К4, К5 – категории коэффициентов К1, К2, К3, К4, К5, установленные в соответствии с таблицей и принимающие значения 1, 2, 3. Класс кредитоспособности заемщика в соответствии с рассматриваемой методикой определяется по итоговому баллу: 1. Первоклассные заемщики, кредитование которых не вызывает сомнений, имеют балл, значение которого не превышает 1,05 (такое значение формируется, если все коэффициенты относятся к первой категории, за исключением второго, который может быть второй категории). 2. Второклассные заемщики, кредитование которых требует дополнительной проверки, имеют балл, значение которого находится в пределах от 1,05 до 2,42. 3. Третьеклассные заемщики, кредитование которых связано с повышенным риском, имеют балл, значение которого превышает 2,42. Таблица 2.4 Критерии определения категории коэффициентов
При оценке кредитоспособности учитываются репутация заемщика, размер и состав его имущества, состояние экономической и рыночной конъюнктуры, устойчивость финансового состояния и др. На первом этапе анализа кредитоспособности банк изучает диагностическую информацию о клиенте, в состав которой входят аккуратность оплаты счетов кредиторов и прочих инвесторов, тенденции развития предприятия, мотивы обращения за ссудой, состав и размер долгов предприятия. Если фирма новая, то изучается бизнес-план. Информация о составе и размере имущества используется при определении суммы кредита, которая может быть выдана клиенту. Изучение состава активов позволит установить долю высоколиквидных средств, которые можно при необходимости быстро превратить в деньги. Второй этап определения кредитоспособности предусматривает оценку финансового состояния заемщика и его устойчивости. Здесь учитываются не только платежеспособность, но и другие показатели: рентабельность производства, коэффициент оборачиваемости капитала, наличие собственного оборотного капитала, эффект финансового рычага, стабильность выполнения производственных планов, соотношение темпов роста валовой продукции с темпами роста кредитов банка, суммы и сроки просроченной задолженности по кредитам и др. Исключительно важную роль в системе оценки результативности, деловых качеств предприятия и степени его надежности играют показатели прибыли и рентабельности. В прибыли аккумулируются все доходы, расходы, обобщаются результаты деятельности предприятия. Таблица 2.5. Анализ прибыли предприятия ОАО «Махачкалинский мясокомбинат» за 2014-2015гг.
Данные таблицы 2.5 позволяют сказать, что в отчетном году по сравнению с предыдущим произошло увеличение прибыли от продаж на 3496 тыс. руб., а чистая прибыль увеличилась на 615 тыс. руб. положительная динамика результата от продаж сложилась вследствиеувеличение выручки (10498тыс. руб.) и роста себестоимости (+9814 тыс. руб.).Как видно из таблицы, у предприятия отсутствуют проценты к уплате и проценты к получению, а также доходы от участия в других организациях. Прочие доходы и расходы также отсутствуют. Таким образом, конечный финансовый результат в 2015г. сложился только по основной деятельности предприятия. Таким образом в отчетном году по сравнению с предыдущим. налог на прибыль составил 388 тыс, в абсолютном выражении он составил 69, а в процентном соотношении составил 121.6 %. Таблица 2.6 Расчет показателей рентабельности продаж и рентабельности активов ОАО «Махачкалинский мясокомбинат» за 2014-2015гг.
Анализируя результаты расчета, приведенные в таблице 2.6, можно отметить, что рентабельность продаж по валовой прибыли и по прибыли от продаж увеличилась в отчетном году, по сравнению с предыдущим, (90.6 и 89.2 соответственно). Рентабельность продаж по чистой прибыли от продаж в 2015г., по сравнению с 2014г., уменьшилась на -1.3, что является отрицательной тенденцией. Рентабельность активов по чистой прибыли от обычной деятельности в относительном выражении сократилась также на 80.6.В целом, рентабельность предприятия в отчетном году, по сравнению с предыдущим, значительно ухудшилась. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Финансовая устойчивость - характеристика, свидетельствующая о стабильном превышении доходов над расходами, свободном маневрировании денежными средствами предприятия и эффективном их использовании, бесперебойном процессе производства и реализации продукции. Финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости предприятия. На устойчивость предприятия оказывают влияние различные факторы: 1. Положение предприятия на товарном рынке; 2. Уровень привлекательности отрасли в бизнесе; 3. Финансово-производственный потенциал предприятия; 4. Степень финансовой независимости; 5. Уровень деловой активности; 6. Эффективность финансово-хозяйственных операций и др. Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала и уметь организовывать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для нормального функционирования. В данной курсовой работе были рассчитаны и проанализированы типы и коэффициенты финансовой устойчивости, показатели кредитоспособности предприятия ОАО «Махачкалинский мясокомбинат» В целом финансово-хозяйственную деятельность ОАО «Махачкалинский мясокомбинат»нельзя назвать успешной – предприятие находится в кризисном финансовом положении. Налицо недостаток собственных оборотных средств, из-за чего предприятие не может нормально функционировать. Предоставляется необходимым дать некоторые рекомендации по улучшению финансового состояния и повышению эффективности деятельности предприятия ОАО «Махачкалинский мясокомбинат» 1. Усовершенствовать управление предприятием, а именно: а) осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества и выпуска бракованной продукции; б) при вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания обучению и подготовке кадров, повышению их квалификации, для эффективного использования оборудования и недопущения его поломки из-за низкой квалификации; в) использовать системы депремирования работников при нарушении ими трудовой или технологической дисциплины; г) осуществлять постоянный контроль за условиями хранения и транспортировки сырья и готовой продукции. 2. Пополнять собственный оборотный капитал за счет внутренних и внешних источников. 3. Обоснованно снижать уровень запасов и затрат (до норматива). 4. Ускорить оборачиваемость капитала в текущих активах, в результате чего произойдет относительное его сокращение на рубль оборота. 6. Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования. 7. По возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения масштаба риска неуплаты, который значителен при наличии монопольного заказчика. Анализируя финансовую устойчивость предприятия, можно прийти к выводу, что владельцы предприятия всегда отдают преимущество разумному росту доли заемных средств; кредиторы наоборот – отдают преимущества предприятиям с высокой долей собственного капитала. Таким образом, анализ финансовой устойчивости предприятия дает возможность оценить, насколько предприятие готово к погашению своих долгов и ответить на вопрос, насколько оно является независимым с финансовой стороны, увеличивается или уменьшается уровень этой независимости, отвечает ли состояние активов и пассивов предприятия целям его хозяйственной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Владимирова Т.А., Соколов В.Г. Как оценить финансовое состояние фирмы. Элементы методики Н.: ЭКОР,2012. 2. «Экономика и жизнь», журнал № 16 от 01.08.15 3. Русак Н.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования: Справочное пособие. – М.: Высшая школа, 2012. 4. Справочник финансиста предприятия. 3-е изд., доп. и перераб. ИНФРА-М, 2011. 5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2012. 6. Савицкая Г.В.Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: Новое знание, 2013. - 456с. 7. Абрютина М.С. Финансовый анализ коммерческой деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство «Финпресс», 2012. 8. Любушин М.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 9. Крейнина М.Н. Финансовая устойчивость предприятия: оценка и принятие решений. // Финансовый менеджмент. №2 – 2011. 10. Литвинов Д.В., Анализ финансового состояния предприятия: Справочное пособие. М.: Эскорт. 2015. – 104 с. 11. Трохина С.Д., Ильина В.А. Управление финансовым состоянием предприятия. //Финансовый менеджмент. 2014.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 239. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |