Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ кредитоспособности предприятия




Кредитоспособность тесно связана с финансовой устойчивостью предприятия. Она характеризуется тем, насколько аккуратно (т. е. в установленный срок и в полном объеме) рассчитывается предприятие по ранее полученным кредитам, обладает ли оно способностью при необходимости мобилизовать денежные средства из разных источников и т. д. Но главное, чем определяется кредитоспособность - это текущее финансовое положение предприятия, а также возможные перспективы его изменения. Если у предприятия падает рентабельность, оно становится менее кредитоспособным, изменение финансового положения предприятия в худшую сторону в связи с падением рентабельности может повлечь за собой и более тяжелые последствия из-за недостатка денежных средств - снижение платежеспособности и ликвидности. Возникновение при этом кризиса наличности приводит к тому, что предприятие превращается в «технически неплатежеспособное», а это уже может рассматриваться как первая ступень на пути к банкротству и служить для кредиторов поводом для соответствующих правовых действий.

Каждое предприятие совершает хозяйственные операции по купле-продаже. При этом в зависимости от принятой финансовой политики предприятие может осуществлять реализацию продукции в рассрочку (что необходимо в целях стимулирования сбыта). Экономический смысл рассрочки состоит в том, чтобы заинтересовать покупателя выгодными условиями поставок. Контрагентам всегда выгодно покупать продукцию с возможностью последующей оплаты, иногда даже после перепродажи данной продукции или использования в своем хозяйственном обороте. Результатом такой политики на предприятии может стать неоправданная дебиторская задолженность, наличие которой отрицательно влияет на деятельность предприятия. Для ее предотвращения в рамках финансового анализа необходимо постоянно анализировать кредитоспособность партнеров.

Кредитоспособность – это такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, при котором существует уверенность в эффективном использовании заемных средств, способности и готовности заемщика вернуть кредит в соответствии с установленными условиями договора.

Оценка кредитоспособности наиболее часто осуществляется в банковской сфере.

Методика оценки кредитоспособности на каждом предприятии может быть различной. Состав и содержание показателей оценки вытекают из самого понятия кредитоспособности. В первую очередь они должны отразить финансово-хозяйственное состояние предприятия с точки зрения эффективности размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, дать возможность оценить способность и готовность заемщика совершать платежи и погашать кредиты в определенные сроки. Выбор показателей оценки зависит от приоритетов, которые ставит перед собой предприятие.

В связи с тем что предприятия сильно различаются по характеру их производственной и финансовой деятельности, сформировать единые универсальные методические указания по изучению кредитоспособности и расчету соответствующих показателей не представляется возможным. Во всяком случае такая ситуация складывается в отечественной практике. В современной международной практике также отсутствуют твердые правила изучения кредитоспособности, так как учесть все многочисленные специфические особенности клиентов практически невозможно.

Показатели кредитоспособности:

1. коэффициент абсолютной ликвидности;

2. коэффициент текущей ликвидности;

3. коэффициент покрытия;

4. оборачиваемость оборотных активов в днях;

5. коэффициент собственности (автономии);

6. рентабельность реализации;

7. темпы роста оборачиваемости оборотных активов;

8. наличие картотеки № 2 и др.

Оценка кредитоспособности предполагает определение класса каждого показателя путем сопоставления его фактического значения с нормативным. С помощью рейтинговой оценки кредитоспособности определяется класс кредитоспособности оцениваемого предприятия. В результате предприятия 1-го класса считаются финансово устойчивыми и кредитуются с некоторыми льготами (снижение процентной ставки, предоставление доверительного кредита); предприятия 2-го класса считаются финансово неустойчивыми и кредитуются на общих основаниях; предприятия 3-го класса являются ненадежными и кредитуются на особых условиях (высокие ставки, штрафы и санкции).

Наиболее известной методикой определения степени кредитоспособности организации является методика Сберегательного банка России, которая очевидно, носит признаки оценки краткосрочной кредитоспособности и базируется на расчете пяти коэффициентов:

К1 – коэффициент абсолютной ликвидности, рассчитывается как отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам за вычетом доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов;

К2 – промежуточный коэффициент покрытия, рассчитывается как отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты к краткосрочным обязательствам за вычетом доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов;

К3 – коэффициент текущей ликвидности, рассчитывается как отношение оборотных активов за вычетом расходов будущих периодов к краткосрочным обязательствам за вычетом доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов;

К4 – коэффициент соотношения собственных и заемных средств, рассчитывается как отношение собственных средств к заемным средствам;

К5 – рентабельность продукции (продаж), рассчитывается как отношение прибыли от продаж к выручке (нетто) от продажи товаров.

Критерии определения категории коэффициентов представлены в таблице 2.4.

Итоговый балл заемщика устанавливается по методу суммы мест в соответствии с зависимостью:

Б=0,11*К1+0,05*К2+0,42*К3+0,21*К4+0,21*К5, где К1, К2, К3, К4, К5 – категории коэффициентов К1, К2, К3, К4, К5, установленные в соответствии с таблицей и принимающие значения 1, 2, 3.

Класс кредитоспособности заемщика в соответствии с рассматриваемой методикой определяется по итоговому баллу:

1. Первоклассные заемщики, кредитование которых не вызывает сомнений, имеют балл, значение которого не превышает 1,05 (такое значение формируется, если все коэффициенты относятся к первой категории, за исключением второго, который может быть второй категории).

2. Второклассные заемщики, кредитование которых требует дополнительной проверки, имеют балл, значение которого находится в пределах от 1,05 до 2,42.

3. Третьеклассные заемщики, кредитование которых связано с повышенным риском, имеют балл, значение которого превышает 2,42.

Таблица 2.4

Критерии определения категории коэффициентов

 

Коэффициент

Категория

Первая Вторая Третья
К1 0,2 и выше 0,15 – 0,2 Менее 0,15
К2 0,8 и выше 0,5 – 0,8 Менее 0,5
К3 2,0 и выше 1,0 – 2,0 Менее 1,0
К4 1,0 и выше 0,7 – 1,0 Менее 0,7
К5 0,15 и выше Менее 0,15 Менее 0

 

При оценке кредитоспособности учитываются репутация заемщика, размер и состав его имущества, состояние экономической и рыночной конъюнктуры, устойчивость финансового состояния и др.

На первом этапе анализа кредитоспособности банк изучает диагностическую информацию о клиенте, в состав которой входят аккуратность оплаты счетов кредиторов и прочих инвесторов, тенденции развития предприятия, мотивы обращения за ссудой, состав и размер долгов предприятия.

Если фирма новая, то изучается бизнес-план. Информация о составе и размере имущества используется при определении суммы кредита, которая может быть выдана клиенту. Изучение состава активов позволит установить долю высоколиквидных средств, которые можно при необходимости быстро превратить в деньги.

Второй этап определения кредитоспособности предусматривает оценку финансового состояния заемщика и его устойчивости. Здесь учитываются не только платежеспособность, но и другие показатели: рентабельность производства, коэффициент оборачиваемости капитала, наличие собственного оборотного капитала, эффект финансового рычага, стабильность выполнения производственных планов, соотношение темпов роста валовой продукции с темпами роста кредитов банка, суммы и сроки просроченной задолженности по кредитам и др.

Исключительно важную роль в системе оценки результативности, деловых качеств предприятия и степени его надежности играют показатели прибыли и рентабельности. В прибыли аккумулируются все доходы, расходы, обобщаются результаты деятельности предприятия.

Таблица 2.5.

Анализ прибыли предприятия ОАО «Махачкалинский мясокомбинат» за 2014-2015гг.

Показатель, тыс. руб. 2014г. 2015г. Абсолютное отклонение Темп роста, %
1.Выручка от оказания услуг (выполнения работ) 26849 37347 10498 139.1
2.Себестоимость проданных товаров, продукции, (работ, услуг) 23649 33463 9814 141.5
3.Валовая прибыль 23968 33851 9883 141.2
4.Коммерческие расходы 0 0 0 0,00
5.Управленческие расходы 0 0 0 0,00
6.Прибыль (+), убыток(-) от продаж 0 0 0 0
7.Доходы от участия в других организациях 0 0 0 0,00
8.Проценты к получению 0 0 0 0,00
9.Проценты к уплате 0 0 0 0,00
10.Прочие доходы 0 0 0 0,00
11.Прочие расходы 0 0 0 0,00
12.Прибыль до налогообложения 0 0 0 0,00
14.Текущий налог на прибыль 319 388 69 121.6
15.Чистая прибыль(убыток) 2881 3496 615 121.3

 

Данные таблицы 2.5 позволяют сказать, что в отчетном году по сравнению с предыдущим произошло увеличение прибыли от продаж на 3496 тыс. руб., а чистая прибыль увеличилась на 615 тыс. руб. положительная динамика результата от продаж сложилась вследствиеувеличение выручки (10498тыс. руб.) и роста себестоимости (+9814 тыс. руб.).Как видно из таблицы, у предприятия отсутствуют проценты к уплате и проценты к получению, а также доходы от участия в других организациях. Прочие доходы и расходы также отсутствуют. Таким образом, конечный финансовый результат в 2015г. сложился только по основной деятельности предприятия. Таким образом в отчетном году по сравнению с предыдущим. налог на прибыль составил 388 тыс, в абсолютном выражении он составил 69, а в процентном соотношении составил 121.6 %.

Таблица 2.6

Расчет показателей рентабельности продаж и рентабельности активов ОАО «Махачкалинский мясокомбинат» за 2014-2015гг.

Наименование показателя

2014 год

2015 год

Отклонение

Относительное Абсолютное
Рентабельность продаж по валовой прибыли, % (валовая прибыль / выручка) 89.2 90.6 101.5 1.4
Рентабельность продаж по прибыли от продаж, % (прибыль от продаж / выручка) 0 0 0 0
Рентабельность продаж по чистой прибыли от продаж, % (чистая прибыль / выручка) 10.7 9.4 87.9 -1.3
Рентабельность активов по прибыли до налогообложения, % (прибыль до налогообложения / средняя величина активов) 0 0 0 0
Рентабельность активов по чистой прибыли от обычной деятельности, % (чистая прибыль / средняя величина активов) 9.3 7.5 80.6 -1.8

 

Анализируя результаты расчета, приведенные в таблице 2.6, можно отметить, что рентабельность продаж по валовой прибыли и по прибыли от продаж увеличилась в отчетном году, по сравнению с предыдущим, (90.6 и 89.2 соответственно). Рентабельность продаж по чистой прибыли от продаж в 2015г., по сравнению с 2014г., уменьшилась на -1.3, что является отрицательной тенденцией. Рентабельность активов по чистой прибыли от обычной деятельности в относительном выражении сократилась также на 80.6.В целом, рентабельность предприятия в отчетном году, по сравнению с предыдущим, значительно ухудшилась.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовая устойчивость - характеристика, свидетельствующая о стабильном превышении доходов над расходами, свободном маневрировании денежными средствами предприятия и эффективном их использовании, бесперебойном процессе производства и реализации продукции. Финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости предприятия.

На устойчивость предприятия оказывают влияние различные факторы:

1. Положение предприятия на товарном рынке;

2. Уровень привлекательности отрасли в бизнесе;

3. Финансово-производственный потенциал предприятия;

4. Степень финансовой независимости;

5. Уровень деловой активности;

6. Эффективность финансово-хозяйственных операций и др.

Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала и уметь организовывать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для нормального функционирования.

В данной курсовой работе были рассчитаны и проанализированы типы и коэффициенты финансовой устойчивости, показатели кредитоспособности предприятия ОАО «Махачкалинский мясокомбинат»

В целом финансово-хозяйственную деятельность ОАО «Махачкалинский мясокомбинат»нельзя назвать успешной – предприятие находится в кризисном финансовом положении. Налицо недостаток собственных оборотных средств, из-за чего предприятие не может нормально функционировать.    

Предоставляется необходимым дать некоторые рекомендации по улучшению финансового состояния и повышению эффективности деятельности предприятия ОАО «Махачкалинский мясокомбинат»

1. Усовершенствовать управление предприятием, а именно:

а) осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества и выпуска бракованной продукции;

б) при вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания обучению и подготовке кадров, повышению их квалификации, для эффективного использования оборудования и недопущения его поломки из-за низкой квалификации;

в) использовать системы депремирования работников при нарушении ими трудовой или технологической дисциплины;

г) осуществлять постоянный контроль за условиями хранения и транспортировки сырья и готовой продукции.

2. Пополнять собственный оборотный капитал за счет внутрен­них и внешних источников.

3. Обоснованно снижать уровень запасов и затрат (до норматива).

4. Ускорить оборачиваемость капитала в текущих активах, в резуль­тате чего произойдет относительное его сокращение на рубль обо­рота.

6. Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования.

7. По возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения масштаба риска неуплаты, который значителен при наличии монопольного заказчика.

Анализируя финансовую устойчивость предприятия, можно прийти к выводу, что владельцы предприятия всегда отдают преимущество разумному росту доли заемных средств; кредиторы наоборот – отдают преимущества предприятиям с высокой долей собственного капитала.

Таким образом, анализ финансовой устойчивости предприятия дает возможность оценить, насколько предприятие готово к погашению своих долгов и ответить на вопрос, насколько оно является независимым с финансовой стороны, увеличивается или уменьшается уровень этой независимости, отвечает ли состояние активов и пассивов предприятия целям его хозяйственной деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Владимирова Т.А., Соколов В.Г. Как оценить финансовое состояние фирмы. Элементы методики Н.: ЭКОР,2012.

2. «Экономика и жизнь», журнал № 16 от 01.08.15

3. Русак Н.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования: Справочное пособие. – М.: Высшая школа, 2012.

4. Справочник финансиста предприятия. 3-е изд., доп. и перераб. ИНФРА-М, 2011.

5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2012.

6. Савицкая Г.В.Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: Новое знание, 2013. - 456с.

7. Абрютина М.С. Финансовый анализ коммерческой деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство «Финпресс», 2012.

8. Любушин М.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

9. Крейнина М.Н. Финансовая устойчивость предприятия: оценка и принятие решений. // Финансовый менеджмент. №2 – 2011.

10.  Литвинов Д.В., Анализ финансового состояния предприятия: Справочное пособие. М.: Эскорт. 2015. – 104 с.

11. Трохина С.Д., Ильина В.А. Управление финансовым состоянием предприятия. //Финансовый менеджмент. 2014.

 

 


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...