Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Регулирование аграрных отношений на постсоветском пространстве




Регулирование аграрных отношений в странах Содружества Независимых Государств (СНГ) и иных странах, расположенных на постсоветском пространстве, характеризуется поисками новых форм хозяйствования и сочетания свободы и ограничений пред­принимательства на земле, внедрением наряду с административ­ными гражданско-правовых способов воздействия.

Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. 45) установил обязательное указание в учредительных документах юридического лица цели его деятельности, в том числе в области аграрного про­изводства. Сделка, совершенная юридическим лицом в противоре­чии с целями его деятельности, признается судом недействитель­ной (ст. 174).

В соответствии с положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйство­вания (в ред. 2007 г.) юридическое лицо может указывать виды деятельности в заявлении о регистрации; если организация хочет заниматься новыми видами деятельности, не названными в учре­дительных документах либо в заявлении о регистрации, она обя­зана до начала ее осуществления письменно уведомить об этом регистрирующий и налоговый органы. При нарушении этих требо­ваний деятельность субъектов хозяйствования прекращается (п. 6 положения).

Быть может, такое ограничение правоспособности сельскохо­зяйственных организаций служит в ряде случаев тормозом в их аграрной деятельности, но известен довод и о том, что хозяйствова­ние на земле должно ограничиваться целевым и рациональным ее использованием, охраной земель, особенно сельскохозяйственных угодий.

Согласно примерному уставу колхоза (сельскохозяйственно­го производственного кооператива) Республики Беларусь 2001 г. колхоз заключает договоры, осуществляет права и ведет те виды деятельности, которые отвечают целям его организации. Основ­ными задачами колхоза являются: предпринимательская дея­тельность, направленная на обеспечение республики продуктами питания, иными товарами, сельскохозяйственным сырьем; созда­ние условий для экономического развития колхоза (п. 8). Колхоз признается организацией частной формы собственности, а не го­сударственной.

Постановлением Кабинета министров Республики Беларусь утверждено Положение о порядке заключения контрактов с руково­дителями сельскохозяйственных предприятий негосударственной формы собственности (в ред. 2007 г.), где стороной выступают мест­ные исполнительные и распорядительные органы. Согласно п. 91 примерного устава колхоза кандидатуры, выдвинутые для избрания председателем колхоза, согласовываются с райисполкомом.

В Украине в развитии аграрной реформы большое значение уде­ляется возрождению аренды земель сельскохозяйственного назначе­ния, запрещенной в 1937 г. Центральное место в регулировании арен­ды земли принадлежит Конституции 1995 г., Гражданскому и Земель­ному кодексам, а также Закону Украины «Об аренде земли».

Гражданский кодекс (гл. 33) наряду с арендой предусмотрел с 2004 г. эмфитевзис — право на земельный участок сельскохо­зяйственного назначения на неопределенный срок на основании гражданско-правовой сделки. Эмфитевзис делает право собствен­ности на земельный участок почти номинальным и в большей сте­пени гарантирует права сельхозпроизводителя, нежели аренда.

В Республике Казахстан, как и в других государствах на пост­советском пространстве, оказывается правовая поддержка кре­стьянским (фермерским) хозяйствам и другим институтам аграр­ного права.

Основополагающими нормативными правовыми актами в этой области являются: Закон от 31 марта 1998 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельный кодекс 2003 г., Гражданский кодекс, Закон «О земле», указы и послания президента республи­ки и другие акты, создающие основу для функционирования кре­стьянских (фермерских) хозяйств, использования и охраны ими земли, регулирования важнейших общественных отношений, в том числе аграрных и включенных в них земельных отношений.

Реформы в Республике Казахстан XXI в. направлены, как это отмечается в указанных и иных нормативных правовых докумен­тах, на развитие рыночноориентированной аграрной отрасли экономики, определение ее новых направлений и приоритетов, пре­одоление исключительно административных мер регулирования и негативных социально-экономических и экологических послед­ствий предыдущего периода 1990-х годов в условиях чрезмерного динамизма и противоречивости аграрного, земельного и иного за­конодательства республики.

Как и другим странам на пространстве бывшего Союза ССР, Ка­захстану предстоит преодолеть социально-психологические, адми­нистративные и иные препятствия для проведения рыночно ориен­тированной аграрной и земельно-правовой политики. В 1990-х годах устанавливалось соотношение государственной и частной собствен­ности на землю и другие средства производства в аграрной сфере, отражались в правовых предписаниях суверенные права народа на природные ресурсы, задачи устойчивого развития, обеспечение баланса общенациональных и частных интересов.

В современный период главными, по мнению ученых, становят­ся проблемы обеспечения стабильности и преемственности аграр­ного законодательства, его упорядоченности и предупреждения пробелов, коллизий и противоречий; повышения эффективности аграрного производства; определения степени применения публич­ных средств правового воздействия, необходимых для обеспечения приоритетности частных интересов1.

Показателем аграрных преобразований в Республике Казах­стан стало развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, которым в 1990 г. предоставили право пожизненного наследуемого владения землей, в 1995 г. — право постоянного и отчуждаемого землепользо­вания, в 2001 г. — право временного землепользования.

Закон 1998 г. под крестьянским (фермерским) хозяйством по­нимает семейно-трудовое объединение лиц, в котором осущест­вление индивидуального предпринимательства неразрывно свя­зано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а также с пе­реработкой и сбытом этой продукции.

Крестьянское (фермерское) хозяйство функционирует в трех формах:

- семейное предпринимательство, основанное на базе общей со­вместной собственности с созданием крестьянских (фермерских) хозяйств. Здесь отношения супругов регулируются нормами брачно-семейного, гражданского законодательства, брачным дого­вором. Нерешенным остается вопрос о возрасте детей, с которого они могут быть членом крестьянского (фермерского) хозяйства;

- личное предпринимательство с созданием крестьянского фер­мерского хозяйства, т. е. частного предприятия индивидуального предпринимателя;

- предпринимательская деятельность в форме простого товари­щества на базе общей долевой собственности на основе договора о совместной деятельности с созданием фермерского хозяйства в соответствии с Законом от 19 июня 1997 г. «Об индивидуальном предпринимательстве» и гл. 12 ГК РК1.

Актуальны для Казахстана, как и для России, проблемы обеспе­чения земельных прав при изъятии участков для государственных нужд, где государство не должно злоупотреблять лоббированием бизнес-проектов, а обязано использовать рыночные механизмы и справедливую компенсацию потерь собственника, ограничить свое неоправданное и незаконное вмешательство в землевладение и землепользование, равно как и установить пределы частной соб­ственности на землю в соответствии с ее функционально-целевым назначением.

По Конституции Республики Казахстан 1995 г. (п. 3 ст. 6) зем­ля находится в частной собственности на условиях и в пределах, установленных законодательством. Приемлемыми процедурами разрешения земельных споров признаются административная и внесудебная, призванная быть оперативной и не предрешающей судебный исход рассмотрения дела.

В судебном порядке рассматриваются вопросы изъятия земель в случаях их конфискации и изъятия участка, не используемого по назначению или используемого с нарушением законодательства. В числе прав и обязанностей собственников земельных участков и землепользователей есть право на залог участков, к которому применяются правила об ипотеке недвижимости, если иное не установлено законодательством республики. Залогодателем и залогодержателем могут быть физические и юриди­ческие лица.

Залог неделимого земельного участка, находящегося в общей совместной собственности или в общем совместном землепользо­вании, допускается при наличии письменного согласия всех участ­ников общей собственности или общего землепользования.

В Земельном кодексе предусматриваются:

- порядок и условия залога участка, на котором имеются здания и сооружения;

- ограничения залога земельного участка;

- передача в залог государственными землепользователями участков, принадлежащих на праве постоянного пользования;

- передача в залог участков, выкупаемых у государства в частную собственность в рассрочку1.

В Казахстане осуществляются взаимодействие императив­ного и диспозитивного методов регулирования при приоритет­ности разрешительных средств, установление особых требований по сравнению с общегражданскими к возникновению имуществен­ных, аграрных, земельных отношений, предпринимаются попытки трансформации сугубо публичной отрасли аграрного права в частно-публичную отрасль права.

В настоящее время в Республике Казахстан аграрное и земель­ное право не стало исключительно частноправовым; оно сохранило в общественно значимых случаях публичный контроль и надзор, а также другие формы публично-правового воздействия на участ­ников аграрных правоотношений.

В государствах Содружества Независимых Государств обосно­ванно увязываются развитие и совершенствование аграрного за­конодательства с целями обеспечения правопорядка и реализации провозглашенных прав физических и юридических лиц, изучаются причины и способы предупреждения правонарушений в аграрной сфере. В актах правового регулирования развития сельского хо­зяйства немало места уделяется организационным, экономическим и даже моральным факторам с преамбулами, декларациями и при­зывами, содержащимися в законах.

Законодательство призвано оперативно реагировать на измене­ния в экономике и обществе и обязано быть главным регулятором и стабилизатором общественных отношений. Законотворчество не должно становиться самоцелью, оно лишь начальная стадия осу­ществления режима законности и наведения порядка в регулируе­мых правом сферах общественных отношений, включая аграрную. После принятия законов необходимы их опубликование, разъяс­нение, ораганизационно-исполнительская, контрольно-надзорная и юрисдикционная формы деятельности, привлечение к юридиче­ской ответственности.

Фетишизация законов, длительное время пропагандируемая в средствах массовой информации несведущими политиками и по­литиканами, приносит немалый вред обществу, отвлекая обще­ственное мнение от трудностей их исполнения, проблем соблюде­ния и применения нормативных предписаний. Обеспечение эф­фективности и стабильности действия многих правовых актов, а не их постоянная изменяемость — вот главная задача сегодняшней правовой системы стран — членов СНГ.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...