Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Республика Болгария (Болгария)




В силу благоприятных природно-климатических условий сель­ское хозяйство занимает большое место в экономике Болгарии. Быть может, поэтому преобразование отношений собственности началось в данной отрасли ранее, чем в других, — после вступления в силу в 1991 г. Закона о собственности и пользовании сельскохозяйственной землей, который изменялся и исправлялся более 30 раз.

Законом запрещена продажа сельскохозяйственных земель иностранным государствам и юридическим лицам. Иностранным гражданам разрешено приобретать сельскохозяйственную землю только по линии наследования и при условии, что они в трехлет­ний срок передадут или продадут ее в собственность тем, кто имеет на это законное право. Юридические лица с иностранным участием могут приобретать сельскохозяйственную землю, однако в случае прекращения деятельности данного субъекта иностранный парт­нер должен трансформировать свою часть земли имеющим право на эту собственность.

Некоторая либерализация Закона шла в отношении права поль­зования: в поздней редакции собственнику предоставлено право свободного выбора использования земли. Было отменено ограниче­ние размера частной собственности на землю.

Своеобразие решения некоторых других вопросов земельной (а попутно и аграрной) реформы привели к ряду серьезнейших не­гативных последствий, на возможность которых указывали видные политики.

Прежде всего это касается реституции земельной собствен­ности в натуре. Восстанавливались права собственников и их на­следников на сельскохозяйственные земли, которые им принад­лежали до образования трудовых кооперативных земледельческих хозяйств (ТКЗХ) и государственных земледельческих хозяйств (ГЗХ) независимо от включения этих земель в образованные на их основе сельскохозяйственные организации. Восстанавливались права и тех собственников, которые безвозмездно уступили свою землю кооперативам или государству, а также неправомерно изъ­ятые земли.

Базовой датой для реституции был 1946 г., когда господствова­ло мелкое, раздробленное земледелие. За истекший период прои­зошли большие миграционные процессы, в ходе которых многие собственники и их наследники утратили связь с сельским хозяй­ством. Потребовался возврат более 10 млн участков земли, более чем 2,5 млн собственников. Из-за сложных оформительских и зем­леустроительных процедур процесс персонификации собственно­сти затянулся на десятилетия, сопровождался многочисленными судебными разбирательствами. Собственность на землю, не подлежащая восстановлению в прежних границах, должна была ком­пенсироваться равноценным участком из земельного фонда госу­дарства или общины. Позднее в качестве компенсации собственно­сти на землю стали использоваться поименные компенсационные боны, которые, являясь ценными бумагами, могут применяться только для покупки на торгах земли из государственного земель­ного фонда. Гражданам предоставлена возможность объединяться в кооперативы или общества для совместной обработки земли. При этом за ними сохраняется в собственности земельный участок в его реальных границах. К началу 2000 г. право собственника было вос­становлено на 96,4% уточненной для реституции площади.

По мнению исследователей, земельная реформа привела к воз­врату к прошлому, к маломерной и раздробленной частной собст­венности на землю. По данным на 1998 г., 90% частных хозяйств располагали земельными наделами до 1 га, из них более полови­ны — менее 0,2 га; только 8% хозяйств были средними (5-10 га) по европейским стандартам, а 0,2% - крупными (более 10 га). При таких размерах не могло быть речи о рациональном использовании земли. Более того, став преобладающим, городской собственник на землю оказывался зачастую беспомощным: он не мог или не же­лал заниматься земледелием.

Важнейшим разрушительным элементом преобразований ста­ла ликвидация кооперативов и госхозов. Ликвидация кооперативов приняла стихийный характер и сопровождалась разграблением их имущества, в том числе техники, ремонтных мастерских, зданий, что ускорило процесс декапитализации отрасли.

В результате земельной и аграрной реформ землевладение сложилось следующим образом (по состоянию на 1 июля 2000 г.): публичные хозяйства — 13,8%, в том числе государственные — 1,9%; общественные — 11,9%; частные -86,2%, в том числе зем­ледельческие кооперативы — 27,9%, частные земледельческие хозяйства — 54,1%, другие частные хозяйства — 4,2%. При этом 85-90% частных земледельческих хозяйств — это бывшие личные подсобные хозяйства, которые ранее были тесно связаны с трудо­выми кооперативными земледельческими хозяйствами и государ­ственными земледельческими хозяйствами, а теперь стали само­стоятельными.

Возникла неблагоприятная структура и в возвращенной част­ной собственности на землю: 51% ее отошел городским жителям, не занятым сельским хозяйством, 30% — пожилым людям, пенсионе­рам и только 18% — крестьянам трудоспособного возраста.

Арендные отношения регулируются Законом «Об аренде зем­ли» 1996 г. (с последующими изм. и доп.), которым установлен лишь минимальный (4 года) срок аренды и сняты прежние ограни­чения возможного размера арендуемого участка.

Вряд ли оправдана политика государства относительно коопе­рации в сельском хозяйстве. Старые трудовые кооперативные зем­ледельческие хозяйства ликвидировали, а вместо них (нередко на остатках от старых хозяйств) были образованы новые кооперати­вы по весьма спорной правовой модели. По новому Закону о коопе­рации (1999 г.) кооперативы функционируют только на арендован­ной земле, так как земельные участки членов кооперативов не долж­ны вноситься в паевой фонд кооператива. Более того, кооператив не может купить у собственника землю, принять ее в дар и пр., т. е. исключается право собственности кооператива на землю. В целом кооперативы по своей конструкции близки к акционерному типу предприятий. Эти своеобразные кооперативы не обрели полную самостоятельность и не оправдали надежд. Часть из них интегри­ровалась с крупными перерабатывающими фирмами на договорной основе, другая часть передала арендованные у своих членов земли в субаренду третьим лицам, теряя на этом свои имущество и само­стоятельность.

Тем не менее кооперативы утверждались в качестве одной из основных организационно-правовых форм хозяйствования. К началу 2000 г. на их долю приходилось 40% уточненной для воз­врата земли и 36,8% обрабатываемой площади (в среднем одно хо­зяйство — 718,5 га).

Общий итог земельной и аграрной реформ в Болгарии — глубо­кий экономический и социальный кризис в деревне, спад объемов про­изводства — зерна в 2000 г. почти в два раза, поголовья животных — на 60-70%. Сокращены товарно-денежные потоки, возрос натураль­ный обмен: свыше 60% потребляемых продуктов питания на селе и 38% в городах произведены самими потребителями. Не получил развития и рынок земли, поскольку около 2/з ее приходится на лич­ные подсобные хозяйства и арендованные земли кооперативов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...