Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава XII Правовое регулирование ведения гражданами коллективного садоводства, огородничества дачного хозяйства




Садоводческие, огороднические и дачные объединения — это одна из разновидностей некоммерческих объединений граждан, которая имеет не только общегражданские права и обязанности, но и свой пра­вовой статус, отражающий их специфическую природу как социаль­ного явления, направленного на реализацию конституционных прав граждан на отдых и охрану здоровья (ст. 37 и 41 Конституции РФ).

Как отмечает Конституционный Суд РФ в постановлении от 23 декабря 2004 г. № 19-П по делу о конституционности подп. 8 п. 1 ст. 38 Н К РФ в связи с коллективной жалобой, право граждан на объединение (ст. 30 Конституции) относится к базовым ценно­стям общества и государства. Среди объединений особо социально значимы садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, создаваемые и действующие для удовлет­ворения материальных, духовных и других потребностей граждан, а не в целях получения прибыли. Эти объединения, охватывающие десятки миллионов граждан, с одной стороны, участвуют в произ­водстве сельскохозяйственной продукции, внося свой посильный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны, с другой — создают условия для улучшения материального благо­состояния, отдыха и здоровья граждан, особенно проживающих в городах и поселениях городского типа. Признавая столь важное социально-экономическое предназначение указанных объедине­ний, законодатель закрепил специальные обязанности государства в ст. 7 «Государство и кооперативы» Федерального закона от 8 де­кабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», в которой садоводческие, огороднические объединения признаны разновидностью потребительских сельскохозяйственных коопера­тивов как некоммерческих организаций. Более того, в специальном Федеральном законе от 15 апреля 1998 г. «О садоводческих, ого­роднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (с изм. и доп.)1 в отдельной гл. VIII «Поддержка садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями» ст. 35, 36,37 и 38 посвящены многосторонним и конкретным формам государст­венной поддержки, порядку ее осуществления, содействию органов государственной власти и органов местного самоуправления этих объединений.

Особое значение имеет ст. 37 Закона «Участие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в приня­тии органами государственной власти или органами местного са­моуправления решений, касающихся прав и законных интересов». В статье говорится о том, что обозначенное в названной статье уча­стие осуществляется посредством делегирования представителей таких объединений или их ассоциаций (союза) на заседания орга­нов государственной власти или органов местного самоуправления, принимающих указанные решения (п. 1), и в случае необходимости принятия решения, касающегося прав и законных интересов чле­нов садоводческого, огороднического и дачного объединения, орган государственной власти или орган местного самоуправления обя­зан не менее чем за месяц известить председателя садоводческого, огороднического или дачного объединения о содержании предла­гаемых вопросов, дате, времени и месте их рассмотрения, проекте решения (п. 2); решение органа государственной власти или органа местного самоуправления, ведущее к нарушению прав и законных интересов членов садоводческих, огороднических, дачных неком­мерческих объединений, может быть обжаловано в суде (п. 2).

Рассматриваемая категория субъектов аграрного права имеет свою глубокую историю. Все названные виды объединений форми­ровались вскоре после победы в Великой Отечественной войне не только как формы оздоровления граждан, но и как дополнительный источник их материального благополучия (за исключением дач). Садоводческие товарищества создавались при производственных организациях и учреждениях. В настоящее время все объединения имеют статус юридического лица и оторваны от последних.

По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г., в России насчитывалось 80 348 некоммерческих объеди­нений граждан, из них: садоводческих — 73 341, огороднических — 5536, животноводческих — 430, дачных — 1041. Удельный вес из них объединений, осуществляющих сельскохозяйственную дея­тельность, довольно высок (с учетом общего распада субъектов сельскохозяйственной деятельности), а именно: в садоводческих объединениях — 92,7%, огороднических — 85,4% и даже в дачных объединениях — 94,2%; низок этот показатель в животноводческих объединениях — 48,4%. Неиспользуемые земли составляют в са­доводческих объединениях — 4,9%, огороднических — 6,5%, дач­ных — 5,7%. Под постройками, сооружениями, дорожками занято: в садоводческих объединениях — 11,4%, огороднических — 2,8%, дачных — 16,5%. Газоны и декоративные насаждения занимают: в садоводческих объединениях — 16,4%, огороднических — 3,3%, дачных — 40%. Посевы сельскохозяйственных культур в садовод­ческих объединениях равны 49,3% и особенно в огороднических — 83,7%; в дачных — 23,8%. Многолетние насаждения составляют: в садоводческих объединениях — 18,2%, в огороднических — 3,7%, в дачных — 14,7%.

В приведенной экономической характеристике отчетливо вид­ны различия в содержании деятельности рассматриваемых объеди­нений, в их обустройстве и специальной правосубъектности, ко­торые закреплены в ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Эти различия касаются режима земельных участков объединений.

Так, садовый земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им, предназначен для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых, картофеля или иных сельскохозяй­ственных культур, а также для отдыха (с правом возведения жи­лого строения без права регистрации' проживания в нем и хозяй­ственных строений и сооружений).

Огородный земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им, предназначен для выращивания ягодных, овощных, бахчевых, картофеля или иных сельскохозяйственных культур (с правом или без права возведения некапитального жило­го строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимо­сти от разрешенного использования земельного участка при зони­ровании территории).

Дачный земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им, предназначен для отдыха с правом возведения жилого строения (без права регистрации проживания в нем) или жилого дома (с правом регистрации проживания в нем) и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых, картофеля и иных сель­скохозяйственных культур.

Приведенная структура землепользования подтверждает иден­тичность существующих садоводческих, огороднических и дачных объединений их правовому статусу, в основе которого лежит пра­вовой режим земельного участка.

Закон внес существенные изменения в правовое положение са­доводческих и дачных объединений (режим использования земель­ных участков огороднических формирований был ранее тот же что и настоящий). Создание и деятельность садоводческих объединений до принятия Федерального закона от 15 апреля 1998 г. регулиро­вались уставами конкретных садоводческих товариществ, которые должны были соответствовать Типовому уставу садоводческого то­варищества, принятого Министерством сельского хозяйства РСфСР и согласованного с ВЦСПС в 1966 г. (с изм. и доп.). В каждой н3 со­юзных республик СССР действовал свой типовой устав садоводче­ских объединений.

Садоводческие товарищества в России создавались на несель­скохозяйственных землях вдоль оврагов, лесов — так называемых неудобных землях. Однако уставной целью их являлось в первую очередь использование земли для садоводства и выращивания не­древесных сельскохозяйственных растений, а во вторую — отдых оздоровление граждан. В Типовом уставе содержались ограничения в размере жилого дома (площадь 35 м2), его высоты, хозяйственных построек, теплиц. Предельный размер земельного участка члена са­доводческого товарищества составлял 0,06 га. Федеральным зако­ном сняты эти ограничения.

Организация дачных товариществ регулировалась ранее свои­ми уставами. Товарищества создавались на первоначальных этапах преимущественно в лесах или при пригородных поселках тоЛЬКо в целях отдыха, сельскохозяйственная деятельность не была им присуща. Основным требованием в использовании земли было сохранение лесных деревьев, которые состояли на строгом учете Разрешалось выращивание плодовых и декоративных растений В процессе реформ под дачное строительство стали отводиться по­левые земли, что изменило характер деятельности — выращинание не только плодовых насаждений, но и сельскохозяйственных рас­тений, хотя основное назначение — отдых — сохранилось и проя­вилось в значительной доле земельного участка, ушедшей под за­стройку, газоны и цветы (всего 56,5%).

С позиции публичных интересов и законодательства отвод зе­мельных участков сельскохозяйственного назначения для строи­тельства нарушает основополагающий принцип земельного пра­ва — сохранение целевого назначения этих земель.

В противоречие Федеральному закону «О сельскохозяйствен­ной кооперации», согласно которому рассматриваемые объедине­ния являются потребительскими кооперативами, Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерче­ских объединениях граждан» вводит три разновидности в каждой из всех трех категорий некоммерческих объединений под правовой рубрикой «Формы ведения гражданами садоводства, огородниче­ства и дачного хозяйства», претендующие быть самостоятельны­ми организационно-правовыми формами: 1) некоммерческое то­варищество; 2) потребительский кооператив; 3) некоммерческое партнерство. Их различия вытекают из следующих юридических параметров.

В некоммерческом товариществе (садоводческом, огородниче­ском и дачном) имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет целевых взносов, является совместной собствен­ностью его членов, а имущество общего пользования, созданное или приобретенное за счет средств специального фонда, образован­ного по решению общего собрания, является собственностью това­рищества как юридического лица. Специальный фонд формируется за счет взносов, а также доходов от его хозяйственной деятельности и прочих поступлений средств. Члены товарищества не несут от­ветственности по его обязательствам, а товарищество — по обяза­тельствам своих членов.

В потребительском кооперативе имущество общего пользо­вания формируется за счет паевых взносов и находится в соб­ственности кооператива (как юридического лица). Возможно выделение части имущества в неделимый фонд. Члены коо­ператива обязаны ежегодно покрывать его убытки путем вне­сения дополнительных взносов, а также нести субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого члена коопе­ратива.

В некоммерческом партнерстве имущество общего пользова­ния, приобретенное или созданное на взносы его членов, является собственностью партнерства как юридического лица. Члены этого объединения не отвечают по его обязательствам, а партнерство не отвечает по обязательствам членов.

В законе даются понятия разных видов взносов:

1) вступительный взнос (общее для всех объединений поня­тие) — это денежные средства, внесенные их членами на органи­зационные расходы, связанные с оформлением документации; 2) членские взносы — денежные средства, периодически вносимые членами объединения на оплату труда наемных работников и дру­гие текущие расходы.

Для товарищества и партнерства введен термин «целевые взно­сы», а для потребительского кооператива — «паевые взносы», пред­назначение которых едино — для приобретения или создания иму­щества общего пользования.

Для потребительского кооператива установлен еще один вид взносов — «дополнительные взносы», предназначенные для по­крытия убытков.

Во всех этих категориях (терминах) можно заметить, во-первых, их искусственность, т. е. отсутствие необходимости разнообра­зия; во-вторых, юридическую несостоятельность формулировок. Что касается искусственности, то термин «целевой» перекочевал из нормативных актов существовавших садоводческих товари­ществ и дачных кооперативов, а «паевой взнос» из Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации».

Правовая модель потребительского кооператива оправданна жизнью и не было необходимости введения иных форм коллектив­ного садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Установле­ние в Законе понятий «товарищество» и «партнерство» в качест­ве самостоятельных форм ведения коллективного садоводства, огородничества и дачного хозяйства юридически не состоятельно и практически не оправданно, поскольку обе формы:

а) не соответствуют параметрам юридического лица, сконструи­рованного в Гражданском кодексе РФ, ибо товарищество не наде­лено правом собственности на имущество общего пользования;

б) противоречат общегражданскому правилу о том, что при ис­пользования имущества общего пользования граждане несут от­ветственность за результаты владения, пользования и распоряже­ния этим имуществом;

в) отрицают ответственность членов указанных объединений
по обязательствам последних, что делает практически невозмож­ным их существование;

г) и, самое главное, не имеют никаких различий, кроме указан­ного в Законе весьма спорного возраста вступления в члены потре­бительского кооператива — 16 лет.

Федеральный закон устанавливает невиданное в российской практике и не диктуемое необходимостью право рассматриваемых объединений осуществлять предпринимательскую деятельность (ст. 6), а также открывать свои представительства (ст. 10) на тер­ритории России при организациях, производящих средства произ­водства (посадочный материал, удобрения, технику и т. п.) и, кроме того, фонды взаимного кредитования, фонды проката.

В целом же конструкции некоммерческих товариществ, не­коммерческих партнерств, их представительств и фондов не со­ответствуют требованиям законодательной техники, а главное, противоречат Федеральному закону от 12 января 1996 г. «О неком­мерческих организациях», из которого позаимствованы указанные наименования. Законодатель проигнорировал ряд важнейших об­стоятельств:

а) по своей организационно-правовой сущности и характеру деятельности эти товарищества и партнерства есть не что иное, как
потребительские кооперативы, о чем свидетельствует сам Закон, не проводя разницы между ними;

б) потребительские кооперативы в силу их принципиально иного назначения нежели указанного в п. 2 ст. 2 Закона «О не­коммерческих организациях» (достижение социальных, благо­ творительных, культурных, образовательных, научных и управ­ленческих целей и других целей непроизводственного характера), не подпадают под действие последнего, поскольку осуществляют в той или иной мере хозяйственную деятельность, связанную с ис­пользованием земли;

в) предусмотренные Законом «О некоммерческих организаци­ях» фонды являются самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческой организации со статусом юридического лица, предназначенной для осуществления тех же общих для всех некоммерческих организаций видов деятельности нехозяйственно­ го, непроизводственного характера, что принципиально отличает их от фондов проката, кредитования, прописанных в Федеральном законе «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерче­ских объединениях».

Однако, к сожалению, в связи с выходом в свет названного За­кона все созданные ранее садоводческие, огороднические и дачные товарищества перерегистрировались по своему «вкусу» (не разо­бравшись) в некоммерческие партнерства и некоммерческие то­варищества с юридически несостоятельной их характеристикой в уставах и надуманными фондами и представительствами.

Неэффективна также реализация нормы ст. 8 Закона о ведении садоводства, огородничества и дачного хозяйства в индивидуаль­ном порядке на территории объединения.

Предоставление земельных участков и создание садовод­ческих, огороднических и дачных объединений с принятием Фе­дерального закона от 15 апреля 1998 г. претерпели изменения. До 1998 г. такие формирования обычно создавались по произ­водственному принципу, т. е. земельные участки для этих це­лей выделялись предприятиям и организациям, садоводческие и дачные товарищества создавались при них же, и через них осу­ществлялось их бюджетное кредитование. Членами товариществ могли стать только лица, работающие на данных предприятиях и организациях.

Теперь обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Они ведут регистра­цию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении земель­ных участков. На основании регистрации заявлений определяется очередность предоставления соответствующих земельных участков (в отдельный список включаются граждане, имеющие преимуще­ственное право на получение участка). Списки граждан, подавших заявления, и изменения в списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граж­дан. Последние вправе в судебном порядке обжаловать решение об отказе в предоставлении земельного участка.

Затем орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом мест­ного самоуправления, в ведении которого находится фонд пере­распределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков, последний, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огород­нических и дачных объединений предлагает варианты земельных участков или дает заключение о невозможности предоставления. На основании выбранного варианта размещения земельных участ­ков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожела­ний граждан и с их согласия формирует персональный состав чле­нов садоводческого, огороднического или дачного объединения.

После государственной регистрации объединения первоначаль­но ему земельный участок предоставляется бесплатно в соответ­ствии с земельным законодательством, после утверждения проекта организации и застройки территории объединения и вынесения в натуру членам объединения земельные участки предоставляются в собственность. При передаче за плату земельный участок перво­начально выделяется в совместную собственность членов объеди­нения с последующим предоставлением участков в собственность каждого члена объединения.

Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользо­вания, являются собственностью объединения как юридического лица. Неясна норма о предоставлении общему собранию членов любого из названных видов объединений права принятия решений о закреплении за объединением как за юридическим лицом всех выделенных ему земельных участков.

Размещение объединений определяется на основании схем зо­нирования территорий. На территории муниципального образова­ния в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются земельные участки для садоводства, огородничества или дачного хозяйства или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископае­мых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные терри­тории развития городских и других поселений, территории с разви­тыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни и здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).

Садоводческое, огородническое и дачное объединения вправе приступить к обустройству выделенного ему земельного участ­ка после выдачи правоустанавливающих документов на участок. Члены объединения вправе приступить к обустройству и исполь­зованию своих земельных участков после выноса в натуру проекта организации и застройки территории объединения и утверждения общим собранием распределения садовых, огородных и дачных участков между членами объединения. Указанный проект разраба­тывается в соответствии с правилами землепользования и застрой­ки и утверждается в двухнедельный срок органом местного управ­ления. При этом учитываются нормативы организации и застрой­ки территории объединения органами местного самоуправления с учетом природных, социально-демографических, национальных и иных особенностей. Основными нормативами являются:

- количество и размеры подъездных и внутренних дорог;

- минимальные расстояния между зданиями, строениями, соору­жениями и границами земельных участков;

- тип источников водоснабжения;

- техническая характеристика инженерного обеспечения терри­тории объединения;

- перечень необходимых противопожарных сооружений; пере­чень мероприятий по охране окружающей среды.

Возведение строений и сооружений в объединении осущест­вляется в соответствии с проектом организации и застройки его территории. Контроль за соблюдением этого требования проводят:

- правление объединения;

- инспектора государственных органов, контролирующих соблю­дение законодательства;

- в порядке авторского надзора организация, разработавшая про­ект организации и застройки территории объединения;

- органы местного управления.

Тип применяемых материалов и конструкций определя­ют сами объединения и их члены самостоятельно. Возведение гражданами на своих участках строений и сооружений, превы­шающих размеры, установленные проектом организации и за­стройки территории объединения, допускается после утверж­дения органом местного самоуправления проектов строитель­ства данных строений и сооружений. Нарушение требований проекта организации и застройки объединения является осно­ванием для привлечения объединения и его членов, допустив­ших нарушение, к ответственности в соответствии с законода­тельством.

Регламентация членства в садоводческих, огороднических и дачных объединениях в отдельных вопросах небесспорна. Чле­нами объединений в форме некоммерческого товарищества и не­коммерческого партнерства могут быть граждане России, достиг­шие 18 лет и имеющие земельные участки в границах объединения, а в форме потребительского кооператива — при тех же условиях (т. е. при наличии земельных участков в границах объединения) — Достигшие возраста 16 лет. В последнем случае речь идет о несо­вершеннолетних гражданах, не обладающих полной гражданской дееспособностью (ст. 21 ГК РФ), которые без согласия родителей, Усыновителей, попечителей не вправе совершать самостоятельно сделки и осуществлять действия, не поименованные в п. 2 ст. 26 ГК РФ, т. е. все сделки вправе совершать только с письменного со­гласия родителей, усыновителей, попечителей. Поэтому земель­ные участки на праве собственности не могут быть предоставлены гражданину 16 лет. Такому гражданину как главе крестьянского хозяйства не предоставляется земельный участок и для ведения кре­стьянского хозяйства. 16-летний возраст как предельно минималь­ный в Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации» установлен для членства только в производственном кооперативе, а не в потребительском, и то в порядке ограниченной трудовой дее­способности.

Не вполне разумно и установление минимальной числен­ности членов любого из рассматриваемых объединений в коли­честве трех человек. Это предполагает возможность создания садоводческих и дачных объединений хуторского типа, что не­совместимо с требованиями необходимой социально-бытовой и производственной инфраструктуры (дороги, электроснабже­ние и т. п.).

Не совсем правильно сформулирована норма п. 2 ст. 18 Феде­рального закона от 15 апреля 1998 г. о том, что членами садовод­ческого, огороднического или дачного некоммерческого объеди­нения могут стать в соответствии с гражданским законодатель­ством наследники членов этих объединений, в том числе мало­летние и несовершеннолетние, а также лица, к которым переш­ли права на земельные участки в результате дарения или иных сделок с земельными участками. Эту норму нельзя понимать как абсолютное право перечисленных субъектов (особенно малолет­них и несовершеннолетних) на вступление в члены объединения. В гражданско-правовом смысле — это право на получение насле­дуемого имущества, а в Федеральном законе речь идет о праве на­следования деятельности (садоводства и т. д.). Поэтому малолет­ние и несовершеннолетние в принципе должны быть исключены. Что же касается остальных перечисленных в Законе категорий граждан, то их право членства зависит от решения общего собра­ния членов объединения.

Иностранные граждане и лица без гражданства вправе обла­дать садовым, огородным и дачным участком только на условиях аренды.

Учредители объединения считаются принятыми в члены с мо­мента его регистрации, другие лица принимаются в члены на об­щем основании. Каждому члену в течение трех месяцев со дня его приема в члены правление объединения выдает членскую книжку или другой заменяющий документ.

Каждый член объединения имеет право:

- избирать и быть избранным в органы управления и орган контроля;

- получать информацию о деятельности органов управления и контроля;

- самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием;

- осуществлять в соответствии с градостроительными, строи­тельными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противо­пожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого и хозяйственных строений и сооружений;

- распоряжаться своим земельным участком и иным имущест­вом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте;

- обращаться в суд о признании недействительными наруша­ющих его права решений общего собрания и иных органов управ­ления;

- добровольно выходить из объединения с одновременным за­ключением договора о порядке пользования имуществом общего пользования;

- осуществлять иные не запрещенные законодательством действия.

Правам члена объединения корреспондируют его обязанности:

- нести бремя содержания земельного участка и ответствен­ность за нарушения законодательства;

- нести субсидиарную ответственность по обязательствам по­требительского кооператива в пределах невнесенной части допол­нительного взноса каждого из членов;

- использовать земельный участок в соответствии с его целе­вым назначением и разрешенным использованием, не нанося ущерб земле как природному и хозяйственному объекту;

- не нарушать права членов объединения;

- соблюдать агротехнические требования, установленные ре­жимы, ограничения, обременения и сервитуты;

- своевременно уплачивать членские и иные взносы, налоги и платежи;

- в течение.трех лет освоить земельный участок;

- участвовать в мероприятиях, проводимых объединением;

- участвовать в общих собраниях членов объединения;

- выполнять решения органов управления объединения.
Учредительным документом объединения является Устав, утвержденный общим собранием учредителей. В Законе названы 18 сведений, которые в обязательном порядке указываются в уста­ве конкретного объединения. Многие из них характерны для уставов юридических лиц любой организационно-правовой формы, а именно:

- предмет и цели деятельности;

- порядок приема в члены и прекращения членства;

- права и обязанности самого объединения и его членов;

- порядок внесения взносов и формирования имущества общего пользования;

- порядок участия членов в коллективных работах; структура и компетенция органов управления; порядок и условия проведения заочного голосования (опрос­ным путем);

- порядок исключения из членов объединения и др.

Органами управления объединения являются общее собрание его членов как высший орган управления, правление и его пред­седатель. При этом объединение вправе проводить общее собрание в форме собрания уполномоченных, которое избирается на следую­щих условиях, закрепленных в уставе: число членов объединения, от которых избирается один уполномоченный; срок полномочий; порядок избрания уполномоченных (открытым или тайным го­лосованием); возможность досрочного переизбрания уполномо­ченных. Понятно, что этот орган целесообразно избирать только в крупных объединениях, как это делается в сельскохозяйственных производственных кооперативах, где затруднено участие в общих собраниях всех или большинства членов кооператива.

Общее собрание правомочно принимать решения при при­сутствии более 50% членов объединения, собрание уполномочен­ных — не менее 50%.

Правление объединения избирается прямым тайным голосова­нием на срок два года общим собранием (собранием уполномочен­ных), если уставом не предусмотрено иное.

Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью объ­единения, его правления и председателя осуществляет ревизион­ная комиссия (ревизор), избранная из числа членов объединения общим собранием его членов в составе одного или не менее трех человек на срок два года. В состав комиссии (ревизором) не могут быть избраны председатель и члены правления, а также их супруги, родители, дети, внуки, братья и сестры (их супруги).

Федеральный закон определяет права и обязанности всех ор­ганов управления (их компетенцию), порядок созыва общего со­брания и принятия его решений, а также устанавливает ответ­ственность председателя и членов правления за причиненные их действиями (бездействием) убытки в форме дисциплинарной, ад­министративной и уголовной ответственности.

Предусматривается также возможность избрания комиссии, которая должна осуществлять общественный контроль за соблю­дением природоохранного, водного, лесного, градостроительного и иного законодательства, их право составлять акты о нарушениях законодательства и представлять в соответствующие государствен­ные контролирующие органы.

В Федеральном законе много внимания уделено формам госу­дарственной поддержки объединений (ст. 35-38), их реорганизации и ликвидации, защите прав самих объединений и их членов.

Кроме того, в связи с еще существующими на практике титу­лами постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного (на­следуемого) владения садовыми, огородными и дачными участками Закон устанавливает правила их трансформации в право собствен­ности, поскольку Земельный кодекс РФ эти отношения подробно не регулирует, а Федеральный закон «Об обороте земель сельско­хозяйственного назначения» на земли садоводческих, огородных и дачных некоммерческих объединений не распространяется.

Предоставление в собственность земельных участков садово­дам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие зе­мельные участки из земель, находившихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федераль­ными законами, законами субъектов Федерации.

Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользо­вания, подлежат передаче в собственность объединения бесплатно.

Граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого вла­дения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зареги­стрировать такие земельные участки в соответствии со ст. 25.2 Фе­дерального закона от 21 июля 1997 г.№ 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимость, имущество и сделок с ними». Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в соб­ственность земельных участков в этом случае не требуется.

Если земельный участок, составляющий территорию объеди­нения, предоставлен самому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу рассматриваемого Закона было создано (организовано) данное объединение, являющийся его чле­ном гражданин имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, выделенный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в этом объ­единении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления гражданина или его представителя.

Выделение в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнитель­ным органом государственной власти или органом местного само­управления на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени объединения или уполномоченным общим собранием на подачу указанного заявле­ния, в соответствии с решением общего собрания членов объеди­нения о приобретении такого земельного участка в собственность объединения.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления со­ответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пп. 4 или 5 ст. 28 указанного Закона обязан принять решение о предоставлении в собственность земельного участка либо об от­казе от его предоставления. Основанием для отказа является уста­новленный Законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...