Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выберите три верных ответа из шести.




АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»

Образец

Экзаменационная (письменная) работа по  биологии

Итоговой аттестации выпускников  основной школы

Назарбаев Интеллектуальной школы г. Усть-Каменогорска

 химико - биологического направления

Учебного года

Структура экзамена

Работа включает24 задания и состоит из 3-х частей уровневого теста и практической работы.

Часть 1 (Б) содержит 16 заданийбазового уровня с выбором 1-го верного ответа из 5, они обозначены (Б1 – Б16).

Часть 2 (П) включает  6 заданий продвинутого уровня сложности,они обозначены  (П1 – П8):

· 2 – с выбором 3-х верных ответов из 6-и (П1 – П2);

· 2 – на соответствие (П3- П4);

· 1 – на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов (П5);

· 1 – задание открытого типа с кратким ответом на применение биологических знаний на практике (П6);

Часть 3 (В) содержит 2 заданиявысокого уровня, они обозначены (В1 –В2)    

· 2 – задания открытого типа с развернутым ответомна решение биологических задач по теме «Дыхательная, пищеварительная системы. Кровеносная и выделительная системы», «Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины»

· Практическая работа

Структура тестовых заданий

В качестве измерителя знаний и умений учащихся итоговой аттестации в основной школе по биологии используются тестовые задания, решение задач. Тест состоит из  24 заданий.

Экзаменационная работа предусматривает проверку результатов усвоения знаний и овладения умениями учащихся на разных уровнях:

В работе используются задания базового, продвинутого и высокого уровней сложности. Задания базового уровня составляют 67 % от общего числа заданий экзаменационного теста, продвинутого – 25 %, высокого – 8 % и практических навыков 4 %.

 

Базовый уровень предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями. Эти задания обеспечивают контроль усвоения основных вопросов курса биологии на базовом уровне.

УровеньБ содержит 16 заданий, к каждому из которых даны варианты ответов. При выполнении этих заданий требуется из предложенных вариантов выбрать один правильный ответ.

           

Продвинутый уровень требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления. Задания, контролирующие данные умения, направлены на выявление уровня усвоения основного содержания по всем пяти блокам стандарта основной школы по биологии.

Уровень П содержит6 заданий, при выполнении этих заданий либо необходимо выбрать три правильных ответа из предложенных, либо требуется, выполнить задание на соответствие, установление последовательности, задание открытого типа с кратким ответом на применение биологических знаний на практике

 

Высокий уровень предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно - следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов. Задания, контролирующие степень овладения данными умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания и представлены в 3 части работы.

УровеньВ содержит 2 задания, при выполнении которых требуется решить 2 задачи, дать развернутый ответ.  

 

Практическая работа предполагает оперирование умениями использовать приобретенные знания в практической деятельности, анализировать и систематизировать, интегрировать знания, оценивать и прогнозировать биологические процессы, проводить микроисследования, решать практические и творческие задачи. 

 

Определение содержания теста и составление технологической матрицы

Содержательные линии

(Раздел учебной программы)

Тема

Уровни сложности

 Критерии

Кол-во баллов

А В С D
1 Биология как наука. Биология – как наука. Методы научного познания Признаки и уровни организации живой природы Б 1       1
2. Признаки живых организмов Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Признаки организмов. Б 1       1
3.

Система, многообразие и эволюция живой природы

 Царство бактерии. Царство Грибы. Роль бактерий и грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Лишайники. Б 1       1
4. Царство Растения. Высшие споровые растения  Б 1       1
5. Царство Растения. Высшие семенные растения. Классы цветковых растений  Б 1       1
6. Царство Животные. Беспозвоночные животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности Б 1       1
7. Царство Животные. Позвоночные животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности Б 1       1
8.

Человек и его здоровье

Нейро - гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Б 1       1
9. Органы чувств, их роль в жизни человека. Б 1       1
10. Дыхательная, пищеварительная системы. Роль ферментов в пищеварении Б 1       1
11. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Кровеносная и лимфатическая системы Б 1       1
12. Опорно-двигательный аппарат. Б       1 1
13. Выделительная система. Покровы тела и их функции.  Б       1 1
14. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Память, эмоции, речь, мышление Б       1 1
15.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Экосистемная организация живой природы Б       1 1
16. Биосфера – глобальная экосистема. Б       1 1
17

Система, многообразие и эволюция живой природы

Царство Растения. Высшие семенные растения  П   1 1 1 3
18. Царство Животные. Беспозвоночные животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности П   2 1   3
19

Человек и его здоровье

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины№ П   1 2   3
20. Нейро - гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. П   1 2   3
21. Органы чувств, их роль в жизни человека. П   1 2   3
22. Приемы оказания первой доврачебной помощи. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. П   2   1 3
23.

Человек и его здоровье

Дыхательная, пищеварительная системы. Роль ферментов в пищеварении. Кровеносная и выделительная системы В   2 2  2 6
24. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. В   2 2 2 6

Количество баллов

11 12 12 11 46

Удельный вес заданийв %

25 25 25 25 100

Баллы критериального оценивания

6 6 6 6 24

 

4.Оценка выполнения отдельных заданий и всей работы:

1.Верное выполнение каждого задания базового уровнячасти 1 (Б1 – Б16) оценивается 1 баллом.

2.Задания части 2 (П1 – П8) оцениваются от 0 до3 баллов

3.  (В1 – В2) высокого уровня – от 0 до 6 баллов в зависимости отполноты и правильности ответа.

· Включает в себя 2 задачи из 3-х тем: «Дыхательная, пищеварительная системы. Кровеносная и выделительная системы», «Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины» (П1 – П2): каждая задача оценивается в 6 баллов. Итого за 2 задачи учащийся получает 12 баллов.

 

Практическая работа оценивается от 0 – 12 баллов, в которой проверяются знание, понимание, анализ и синтез (исследования), а также коммуникация.

 

Максимальный балл – 58

Время выполнения

I день – 2,5 часа (тестовые задания)

II день – 2 часа (Решение 2-х задач + практическая работа)

6. Шкала перевода баллов в оценку:

0 - 50%        51 - 74%      75 - 89%      90 - 100%     
0 - 29 б 30 – 43 б 44 – 51 б 52 – 58 б
2 3 4 5

Пример тестовых заданий

1. Исследованием процесса двойного дыхания птиц занимается наука:

A. Цитология

B. Зоология

C. Физиология

D. Морфология

E. Анатомия

2. Любая клетка способна к:

A. Мейозу

B. Проведению нервного импульса

C. Сокращению

D.  Обмену веществ

E. Движению

3. Грибы в отличие от растений:

A. Имеют клеточное строение

B. Поглощают из почвы воду

C. Запасают гликоген

D. Бывают одноклеточными и многоклеточными

E. Имеют пластиды

4. В жизненном цикле мхов преобладает:

A. Коробочка со спорами

B. Спора

C. Заросток

D. Гаметофит

E. Зигота

5. Особенности покрытосеменных, позволившие им занять господствующее положение:

A. Наличие семени

B. Наличие цветка

C. Наличие механической ткани

D. Наличие проводящей ткани

E. Наличие образовательной ткани

6. Признаки, характерные для типа Плоские черви:

A. Двусторонне симметричные животные

B. Животные с радиальной симметрией

C. Двухслойные животные

D. Целомические животные

E. Наличие стрекательных клеток

7. Общим свойством пресмыкающихся и остальных классов позвоночных является:

A. Живорождение

B. Партеногенез

C. Развитие из зиготы

D. Развитие с полным метаморфозом

E. Бесполое размножение

8.К одной из функции вегетативной нервной системы относится:

A. Регуляция сокращения скелетной мускулатуры

B. Координация движений

C. Управление речью

D. Регуляция постоянства внутренней среды организма

E. Регуляция органа слуха

9. В центре радужной оболочки глаза человека располагается:

A. Роговица

B. Склера

C. Зрачок

D. Сетчатка

E. Хрусталик

10. Функции пищеварительной системы:

A. Моторная (механическая), секреторная (химическая), всасывающая

B. Выработка ферментов, всасывание питательных веществ, выделение отработанных продуктов

C. Механическая, химическая, выделительная

D. Передвижение пищи, ферментативная

E. Выделительная, всасывательная

11. Внутреннюю среду организма составляют:

A. Кровь, желчь, межклеточное вещество

B. Кровь, тканевая жидкость, цитоплазма клеток

C. Кровь, лимфа, межклеточное вещество

D. Кровь, лимфа, пищеварительные соки

E. Лимфа, пищеварительные соки, межклеточное вещество

12. Первая помощь при переломе рёбер:

A. Накладывают шину

B. Туго перебинтовывают грудную клетку

C. Перекладывают лицом вниз на твёрдую поверхность

D. Под голову кладут валик

E. Накладывают гипс

13. Вторичная моча образуется в процессе:

A. Реабсорбции

B. Абсорбции

C. Фильтрации

D. Мочеиспускания

E.Секреции

14. Безусловные рефлексы в отличие от условных:

A.  Возникают спонтанно, без особой необходимости

B. Врожденные рефлексы, передающиеся от родителей потомству

C. Исчезают или вновь появляются

D.  Образуются при сочетании безусловного раздражителя с условным

E. Присущи отдельным особям

15. Все виды деятельности человека относят к факторам:

A. Абиотическим

B. Ограничивающим

C. Биотическим

D. Оптимальным

E. Антропогенным

16. Причина глобального изменения в биосфере - возникновение парникового эффекта:

A. Уменьшение толщины озонового слоя

B. Уменьшение содержания азота в атмосфере

C. Увеличение содержания окислов серы в атмосфере

D. Увеличение содержания углекислого газа и задымление атмосферы

E. Выпадение кислотных дождей

Выберите три верных ответа из шести.

17. Покрытосеменные, в отличие от голосеменных:

A. Многолетние растения

B. Содержат хлоропласты с хлорофиллом

C. Имеют цветки и соцветия

D. Образуют плоды с семенами

E. Представлены разнообразными жизненными формами

F. Размножаются семенами

18. Выберите признаки, относящиеся к круглым червям:

A. Тело сегментировано

B. Отсутствие кровеносной системы

C. Тело не сегментировано

D. Пищеварительной системы нет

E. Кишечник заканчивается анальным отверстием

F. Часто является паразитами человека и животных










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 694.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...