Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типология современных политических систем: общие черты и особенности, тенденции развития.




Политические системы существующих обществ весьма разнообразны. Выбор той или иной модели политической системы обусловливается интересами господствующей политической элиты, отдельных социальных групп.

Практика определила несколько способов классификации политических систем:

Главным критерием для определения характера политической системы является распределение власти в процессе управления обществом.

Основываясь на данном положении, выделяют следующие типы политических систем:

Политические системы англо-американского типа характеризуются:

- высокой степенью стабильности политической власти,

- разделением власти и влияния внутри политической системы,

- четко выраженной и организованной структурой власти, ее бюрократизацией,

- глубокой дифференциацией ролей в обществе,

- соблюдением равноценности политических культур, разделяемых большинством населения ценностей: свобода, благосостояние и безопасность личности.

Политические системы континентально-европейского типа характеризуются:

- отработанным механизмом действия политической власти, сочетающей традиционные и новые формы правления,

- эклектичностью политических культур, соединяющие в себе противоположности,

- использованием принципов либеральной демократии.

Политические системы тоталитарного типа характеризуются:

- сосредоточением власти в руках единственной правящей партии, не исходящей из результатов выборов,

- чрезмерной концентрацией и централизацией политической власти,

- преобладанием принудительных форм воздействия на население,

- регламентированной активностью граждан в общественной жизни.

Действующие в настоящее время политические системы демократически развитых стран Запада являются однотипными с политической системой Соединенных Штатов Америки. В основе политической системы США заложены конституционные принципы: федерализм при равенстве штатов; разделение властей - законодательной, исполнительной, судебной; равенство всех лиц перед законом, право каждого на защиту своих прав; правительство подчиняется закону, не может использовать свою власть иначе, чем дозволено конституцией; народ может изменить власть правительства, изменяя конституцию; верховенство конституции.

Все политические системы Запада объединяет прочно установившийся демократический режим правления (республиканская форма - США, Франция, Германия, Италия); конституционная монархия (Великобритания, Швеция, Норвегия, Испания). Западная политическая система функционирует в условиях четкого разделения властей, высокого авторитета парламента, который строится на развитом чувстве ответственности депутатов перед избирателями, непременном выполнении принимаемых законов. Здесь действуют традиции выявления и сопоставления взглядов, мнений и взаимного учета интересов при решении общенациональных задач.

Для западных политических систем характерно наличие двух или нескольких влиятельных политических партий, ведущих борьбу на выборах. Через своего президента правящая партия оказывает решающее воздействие на все институты власти.

Вместе с тем политические системы Запада имеют свои исторические особенности, традиции и ценности. К примеру для Франции характерна концентрация власти в руках президента. Высшим законодательным органам Италии является парламент. Великобритания - страна парламентской монархии. Главой государства является король (королева), который имеет формально очень большие полномочия. В Норвегии, Дании, Швеции, Бельгии, Голландии и других странах существует конституционная монархия. Король в основном выполняет представительские функции. В Японии "наследственный император" является "символом государства и единства народа".

Многообразны политические системы в развивающихся странах. Многообразность их обусловлена историческим прошлым и традициями народов. На их структуру и функционирование значительное влияние оказывает религиозный фактор - идеология, организация, традиция. К примеру, вся политика иранского руководства подчинена исламизации судопроизводства, системы образования, всей жизни страны. Важной особенностью политической жизни стран Латинской Америки является использование вооруженных сил в борьбе за власть, организация военных переворотов.

3. Исторический процесс складывания политической системы России.

Анализ типологии существующих в мире политических систем позволяет проследить процесс становления российской политической системы, сложность и противоречивость ее реформирования на протяжении более чем тысячелетней истории. Специфика структуры управления России состояла в том, что особая роль в функционировании политической системы принадлежала государству. В течение всего периода развития Россия управлялась должностью, а не законами.

Основные этапы становления и трансформации политической системы России.

Этап с Х1 по ХVП век был характерен складыванием русской государственности, где центральным моментом являлся механизм функционирования сословного строя. Создание особой служилой системы, при которой каждый слой общества имел право на существование, поскольку нес определенный круг повинностей.

Прочность поместной системы в том, что за службу царю государство представляло земли (с живущими на ней крестьянами). Уложение 1649 года юридически закрепило определенные обязанности сословий по отношению к государству. Оно стало важнейшим законодательным кодексом допетровской Руси. Институтами социального контроля были социально-представительные учреждения - Земские соборы и церковь. Право созыва Земских соборов принадлежало правительству, но принятые решения не были обязательными для самодержавной власти. Период активности Земских соборов приходится на первую половину ХVП века. К концу века они потеряли свое значение.

В качестве института, ограничивающего монархическую власть была Боярская дума, вершину которой составлял Государев двор. Он принимал непосредственное участие в управлении страной в ХV1 и ХVП веках и прекратил свою деятельность в начале ХVШ века. Боярская дума при царе выполняла функции совещательного органа.

Этап с конца ХVП века по первую четверть Х1Х века отмечался реформаторской деятельностью Петра I и его последователей. В этот период происходила модернизация и европеизация системы управления в России. Реформа начиналась сверху. Создан Сенат, как новый высший орган управления. В основу его деятельности положена компетентность, выслуга и близость к особе государя.

Введена коллегиальная система управления. Коллегии руководствовались четкими правовыми нормами и должностными инструкциями. Законодательным актом в этой области явился "Генеральный регламент" (1790 г.), представляющий устав деятельности государственных коллегий, канцелярий и контор, их функции, компетенцию, порядок деятельности.

Своеобразие эпохи петровских реформ состояло в создании органов и средств государственного контроля - институт фискалов-чиновников, прокуратура, ревизии.

В результате всех нововведений в России укрепился режим абсолютизма. Возникла закрытая политическая система, где упрочилось полицейское государство по образцу западноевропейских монархий. Созданная административная система была устойчивой и в главных чертах сохранялась на протяжении всего дореволюционного периода.

Этап со второй четверти Х1Х века до 1917 года характеризуется частой сменой правителей. Коллегии были заменены министерствами. Сенат превращен из политического в административно-судебное учреждение. Но несмотря на это структура управления, механизм власти оставались прежними.

Политические партии как элемент политической системы стали действовать с 1887 года. Они возникли благодаря усилиям прогрессивной интеллигенции. В начале ХХ века оформилось либеральное движение.

Существенные изменения в систему управления внесла столыпинская аграрная реформа. Она положила начало созданию в России нового социального слоя зажиточных крестьян и упрочила частную собственность на владение землей. Реорганизована местная административная система и самоуправление. Проведена судебная реформа.

Этап с 1917 года по 1985 год характерен тем, что Февральская революция открыла возможности для демократизации общества. Начался этап формирования новой государственности. Провозглашена Республика Советов. Введена новая избирательная система. Объявлены права и свободы граждан. В 1918 году принята первая конституция советского общества.

Однако гражданская война приостановила процесс демократизации политической системы. Функции управления сконцентрировались в правящей партии. Произошло усиление централизации власти и снижение роли Советов.

В 30-ее годы продолжалось наступление государственных органов на демократические начала политической жизни, происходила ликвидация гражданских свобод. Установилась политическая диктатура личности вождя. Правящая партия окончательно слилась с государством. Вся экономика была огосударствлена. Общество идеологизировано. Сформировался тоталитарный режим.

 В 50-е годы была сделана попытка либерализации тоталитарно-бюрократической системы. Происходило расширение прав союзных республик в экономической и правовой сферах. Возникли различные общественные организации, многообразные формы самоуправления. Разоблачение культа личности Сталина показало, что возвращение к репрессивному режиму стало невозможным.

Однако реформаторский потенциал общества оказался недостаточным для окончательного слома тоталитарной системы. Партийные структуры превратились в надгосударственные учреждения на всех уровнях управления обществом. Представительные органы имели декоративное значение. В стране для трудящихся фактически существовал авторитарно-тоталитарный политический режим. Для партийно-государственного аппарата он во многом являлся либерально-попустительским.

С 1985 года начался процесс реформирования общественной жизни страны. Стремление правящей элиты преодолеть падение авторитета власти, наследие тоталитарного режима, желание достойно выглядеть в мировом сообществе привело к либерализации политического режима. Создаются многочисленные партии, общественные движения, неформальные объединения. Восторжествовала гласность в средствах массовой информации. Страна пошла по пути формирования открытой политической системы, создания правового государства. Осуществлена демократизация избирательной системы, созданы новые органы законодательной и исполнительной власти, расширилась самостоятельность региональных и национальных образований, установлены предельные сроки пребывания лиц на выборных должностях.

Определились основные направления модернизации политической системы:

1. Создание нового политического синтеза законодательных, исполнительных и судебных органов, функционирующих на принципах

- децентрализации и деконцентрации власти,

- разделение и взаимодействие власти,

- функционирование законодательных органов как постоянно работающих,

- демократическая процедура разработки, обсуждения, принятия и реализации решений,

 

- контроль общества за деятельностью государственных органов через различные формы.

2. Создание четкого механизма обеспечения самостоятельности и инициативы местных органов власти, расширение самоуправления.

3. Продвижение к партнерской демократии со всеобщим участием народа в принятии решений по актуальным вопросам жизни общества и разделением ответственности за их выполнение. Расширение представительства различных социальных групп в органах политической власти.

4. Осуществление выборности властных структур снизу доверху с использованием альтернативных кандидатов.

5. Действие принципа многопартийности, политического плюрализма, одинаковый доступ к государственным средствам массовой информации, обеспечивающих состязательность, соперничество между партиями, политическими группами, влияющих на процесс изменений в обществе.

6. Создание благоприятных условий для развития экономической и политической инициативы, предпринимательской активности населения.

В Конституции Российской Федерации восстанавливаются традиции российской государственности с включением элементов западных политических систем.

Всем гражданам России предстоит освоить культуру демократии.

1. Политическая система представляет собой живой организм, находящийся в постоянном развитии. Она никогда не остается безучастной к окружающей среде, происходящим в обществе и мире переменам. Видоизменяясь в сущности, по форме и содержанию определенная часть ее институтов неизбежно существует на протяжении всей истории развития человеческой цивилизации. Быстрая адаптация политической системы к новым социальным реалиям делает ее способной к саморазвитию.

2. Любая политическая система стремится к сохранению своей устойчивости, реализуя имеющиеся у нее возможности прямой и обратной связи с гражданским обществом. Эффективность политической системы зависит от ее способности сосуществовать с несогласием. Подавление инакомыслия - признак слабости и недолговечности политической системы, отсутствия развитого механизма поддержания социального равновесия.

 

3. Функционирование политической системы зависит от образованности и политической культуры людей ее составляющих. В политических институтах опредмечивается активная политическая деятельность. И только политическая культура реально обеспечивает возможность воздействовать на политические процессы, регулировать их. Политическая культура способна ставить свои пределы возможным демократическим преобразованиям и развитию самоуправления.

Перспектива за такой политической системой, которая обеспечивает развитие активности и инициативы людей и создает благоприятные условия для достойной жизни человека.

Темы рефератов

1. Элементы структуры политической системы

2. Политическая система СЩА

3. Система сдержек и противовесов

4. Разновидности политических систем и их функции.

5. Политическая система и политический режим: общее и особенное.

ЛИТЕРАТУРА

Андреев С.С. Политические системы и политическая организация общества// Социально-политические науки. - 1992. - № 1.

Белов А.Г. Политическая система. Функции политической системы. Институциональная система политической власти// Кентавр. - 1995. - № 2,3,4.

Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. - М., 1994.

Марченко М.Н. Механизм адаптации политической системы современного Запада// Советское государство и право. 1991. - № 11.

Основы теории политической системы. М., 1989.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...