Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА




Общество находится в постоянном движении и развитии. Скорость изменений возрастает с каждым историческим этапом. Определенную динамическую устойчивость обществу придает политическая система. Именно она гармонизирует многообразные интересы социальных слоев и групп, способствует достижению консенсуса относительно основных ценностей, целей и направлений политического развития.

Политическая жизнь и политическая система общества являются взаимосвязанными и взаимозависимыми категориями политологии. Изучение, осмысление деятельности управленческих структур, отношений и норм, благодаря которым гарантируется жизнеспособность общества, имеет теоретическое и практическое значение.

1. Политическая система: сущность, структура и функции.

 Ученые с давних пор пытались уподобить общество какой-либо простой и хорошо известной в природе модели. Мыслители прошлого (Платон, Аристотель, Конфуций, Спиноза, Монтескье, Макиавелли, Руссо и другие) впервые ответили на вопросы: кому принадлежит власть в государстве и как она обеспечивается. Современные политические системы стали складываться в конце Х1Х - начале ХХ века. Термин "политическая система" употребляется в научной литературе с середины ХХ века. Понятие "политическая система" включаются все политические действия и структуры управления обществом.

Становление политической системы связано с дифференциацией общества. По мере развития государственности она становится все более сложной, многогранной и разветвленной. Постоянное внесение в политическую систему качественно новых элементов придает ей динамизм и способность отражать происходящие изменения в мире.

Существуют разные подходы к анализу политических систем.

Основателями системного подхода являются Д.Истон и Г.Алмонд. Они рассматривали политическую систему как совокупность связей и взаимодействий, возникающих внутри нее, как развивающийся и саморегулирующийся организм, быстро реагирующий на поступающие извне импульсы. Д.Истон, Г.Алмонд и их последователи определили факторы самосохранения, самовыражения политических институтов, поддержания стабильности общества в стрессовых ситуациях. Разработанная ими стандартизированная и логически концептуальная структура позволяет проводить сравнительный анализ политических систем.

Марксисты показали место политических и государственно-правовых явлений в системе общественных отношений. По их мнению, сущность, содержание и функции политических институтов определяются экономической и социально-классовой структурой общества. Будучи вторичными социальными образованиями государство и право выступают в то же время в качестве активных политических факторов экономического базиса общества.

Политическая система общества представляет собой сложный, зависящий от исторических условий, комплекс основных субъектов политической жизни общества, оказывающих решающее влияние на ее характер и содержание.

Политическая система - это совокупность политических институтов, государственных учреждений, партий, общественных организаций и норм, взаимодействующих между собой при осуществлении политической власти. Она является организованным началом политической жизни и придает происходящим в обществе процессам качественную определенность. Будучи составной частью общества, политическая система тесно взаимодействует с экономической и духовной подсистемами, образующими ее общественное окружение.

Сущность политической системы определяется характером политической власти. Она выражается в специфике взаимоотношений ее элементов в процессе выбора путей и средств достижения целей. Это находит свое правовое оформление в конституциях государств и законодательных актах.

Характер политической системы определяется экономическим базисом, социальной структурой и историческими традициями наций, народа. Однако исходным пунктом является гражданин, поскольку все политические институты есть объединения индивидов.

Политическая система представляет собой единство четырех сторон:

 1) институциональной (государство, политические партии, общественные объединения и организации);

2) регулятивной (право, политические нормы и традиции);

3) функциональной (методы политической деятельности);

4) идеологической (политическое сознание, господствующая идеология).

Функционирование политической системы связано с принятием решений и их практической реализацией.

Структура политической системы представляет совокупность устойчивых связей и упорядоченных отношений между ее элементами, находящимися в деятельностном состоянии. Элементы не могут существовать в изолированном виде. В системе они неразрывно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. В свою очередь каждый структурный элемент соответствует следующим требованиям:

- выражает политические интересы определенной социальной общности;

- является участником политической жизни и политических отношений;

- имеет непосредственное или опосредованное отношение к государственной власти - ее завоеванию, организации или использованию;

- в своей деятельности следует политическим нормам и правилам, сложившимся в обществе.

В основе функционирования политической системы находятся социально-политические принципы и нормы. С их помощью регулируется и корректируется поведение граждан в соответствии с господствующими ценностями, идеалами и взглядами. Как своеобразные образцы политической деятельности, выработанные в процессе социальной практики, политические правила и нормы обеспечивают определенную направленность действий властных структур. Значительная роль в политической системе принадлежит идеологии и морали. Они оказывают огромное воздействие на определение целей политической деятельности и средств их организации, подбор и расстановку кадров, выработку критериев эффективности политической системы, норм государственной и общественной жизни.

Важное значение в деятельности институтов отводится правилам процедуры (регламенту) - совокупности норм, установлений, регламентирующих формирование и организацию тех или иных органов власти, учреждений, порядок обсуждения вопросов, выработки и принятия решений, способы согласования интересов.

Такие демократические принципы в деятельности политических институтов как выборность, отчетность, контроль способствуют упорядоченности отношений в обществе, определяя допустимое и приемлемое с точки зрения стабильности политической системы.

Через политические и правовые нормы властные структуры доводят до сведения общества свои цели, обосновывают принимаемые решения и определяют своеобразную модель поведения. Соблюдение "правил игры" - органическая потребность демократического общества, поскольку политическая жизнь его связана с многочисленными дискуссиями, согласованиями интересов на основе признанных процедур.

Функционирование политической системы в определяющей степени зависит от доминирующей в обществе политической культуры. Это духовный компонент политической системы. Уровень политической культуры граждан - показатель их способности или неспособности отстаивать свои права и свободы, защищать демократические принципы на всех уровнях власти.

Высокая политическая и правовая культура народа способствует обеспечению стабильности существующей политической системы. Она прямо или косвенно воздействует на поведение людей, их организации, на восприятие ими событий и явлений в стране и мире, оценку политических лидеров, деятельности государственного аппарата.

Функции политической системы:

Функция целеполагания проявляется в определении целей стратегического и тактического порядка. Через политическую систему выявляются и аккумулируются основные направления интересов социальных слоев и групп, определяются приоритеты, закрепленные в политическом курсе страны. Выбор и установление целей подкрепляется разработкой социальных программ, созданием условий для их реализации, мобилизацией материальных и интеллектуальных ресурсов на выполнение задач, которые выдвигают перед государством правящие социально-политические силы.

Интегративная функция политической системы проявляется в обеспечении стабильности движения общества на основе учета интересов всех участников политической жизни. Через политическую систему происходит оптимальное согласование интересов и координация усилий всех существующих в обществе классов, социальных слоев и групп, а также представляющих их интересы организаций и движений.

Регулятивная функция политической системы проявляется в способности сглаживать противоречия и разрешать возникающие конфликты политическими методами. Приверженность государства, партий, общественных движений демократическим принципам организации общества составляет основу для сотрудничества, достижения гражданского согласия и политической стабильности в стране.

Управленческая функция обеспечивает процесс руководства обществом и его различными сферами (экономикой, образованием, культурой), регионами, отдельными производственными единицами. В процессе управления используются природные, материальные, трудовые ресурсы, распределяются доходы и ценности в соответствии с интересами всего общества, отдельных социальных слоев и групп. Управление связано с использованием и обработкой информации, принятием решений, осуществлением контроля за реализацией намеченных программ.

Функции политической системы в зависимости от конкретно-исторических условий и требований времени могут видоизменяться. В периоды острых кризисов и конфликтов неминуем их дисбаланс. Регулирующие возможности политической системы зависят от общественного доверия и поддержки населением проводимых в стране мероприятий.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...