Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культурно-продуктивные личности – всеобъемлющая цель психологического консультирования




Когда Фрейда спрашивали о ближних и дальних целях пси­хоанализа, он кратко отвечал: “Чтобы любить и работать”. В широком смысле большинство психологических теорий, похоже, принимают тезис, что эффективное сегодняшнее существование и положительное отношение есть цель психологической помо­щи. Отдельные теории подчеркивают значение таких ключевых терминов, как самоактуализация (Маслоу), самоэффективность (Бандура), эффективность (Каркафф, Гордон), о'кейность (Берн, Харрис) и др. Все это — только различные описания целей пси­хологической помощи.

В основе многих концепций психологии и психотерапии ле­жит тема развития “продуктивности”. Продуктивную, или всесторонне развитую личность, можно описать следующим обра­зом:

Личность, действующая продуктивно, обладает чувством перспективы. Он (или она) способны вырабатывать различные стратегии поведения в данной ситуации и подходить к проблеме с различных выигрышных точек зрения. Продуктивный, гармо­ничный индивид не связывает себя одним шаблоном поведения, а поступает в соответствии с изменившимися обстоятельствами и способен ставить перед собой долгосрочные цели.

Широкое понятие продуктивности лежит в основе понятия целей психотерапии для многих указанных концепций.

Можно даже сказать, что цель глубокой, всесторонней про­дуктивности для клиента полностью аналогична цели этой книги по отношению к психологам. Конкретно, это связано с воспитанием продуктивного психолога, который способен изо­бретать нужные подходы для определенной ситуации, имеет в запасе несколько моделей, необходимых для помощи клиенту в данный момент, держит в уме долгосрочные цели лечения. И клиент, и психолог стремятся к продуктивности.

Продуктивное существование происходит в контексте куль­туры. Опыт культуры и осознанности дают человеку три воз­можности:

1. Возможность находить максимально большое число вариан­тов поведения при общении с самим собой и другими в контексте культуры.

Общей проблемой очень многих клиентов является “иммобильность”, неспособность действовать осознанно и решать проблемы. Эта иммобильность по-разному описывается в раз­личных психологических теориях. К примеру, Гештальт-терапия говорит о расщепленности и тупике, теория Роджерса — о рас­хождении между реальным и идеальным Я, теоретики психоана­лиза ввели понятие полярности и неопознанных конфликтов, приверженцы транзактного анализа говорят о пересекающихся транзакциях и привычных “играх, в которые мы играем”. Общей проблемой всех направлений психологии является неспособ­ность человека творчески и осознанно вести себя в жизненных ситуациях. Задача психолога — положить начало творческому, продуктивному подходу у клиента. Существует целый спектр методик и стратегий отношений, которые мы детально обсудим в следующих главах.

Давайте вернемся к клиенту из кафетерия. Иммобильность в данном случае проявляется в предложении “Я чувствую себя неполноценным”. Она повторяется в разных вариациях во время разговора. Наша задача состоит в том, чтобы помочь личности выработать новые вербальные и невербальные способы общения с самим собой и окружающими. Чувство неполноценности вер­бально проявляется через знакомые нам утверждения и невер­бально через защитное поведение: избежание визуального кон­такта, преднамеренно увеличенное расстояние между ним и ок­ружающими его людьми.

Существует множество путей помочь клиенту освоить новые стратегии поведения. Ролевой тренинг можно использовать для того, чтобы научиться действовать в сложных ситуациях и уметь свободно выражать чувства и мысли. Теория Роджерса может сосредоточить внимание на расхождении между реальным и идеальным Я, внимательно анализируя отношение к себе и к работе. Терапевт психодинамического направления ищет те ис­токи в детстве клиента, которые привели к нынешнему тупику. Психолог гуманистического направления будет рассматривать Я-концепцию клиента, а приверженец радикальной терапии будет изучать исторический, культурный и социальный аспекты жиз­ни клиента. Мы перечислили только несколько направлений из тьмы возможных. Некоторые из них при эффективном исполь­зовании могут освободить клиента для творческого создания новых моделей и более полного существования.

Таким образом, основной и всеобъемлющей целью психо­логии и психотерапии является воспитание гибкости поведения, умения находить новые стратегии поведения, по-новому мыс­лить.

До сих пор мы в обсуждении опускали ключевое слово КУЛЬТУРА. Многие теории построены так, будто они работают независимо от культурной принадлежности клиента. Слишком часто психологические концепции не принимают во внимание этот важный аспект. А сейчас давайте рассмотрим второй мо­мент культурной ориентированности:

2. Возможность применять максимально большое количество вариантов понятий, мыслей и поступков с тем, чтобы общаться с возможно большим числом людей и групп внутри и вне собственной культуры.

Как было показано в нескольких исследованиях, до 50% клиентов выходцев из стран третьего мира обычно не приходят на повторную встречу с психологом (Сью, 1977). Кроме того, многие представители национального большинства также неспо­собны довести процесс психологической помощи до конца. Ес­ли к этому добавить еще и тех, кто нуждается в психологической помощи, но не обращается за ней, то это уже недостаток огром­ного масштаба. Одной из причин указанной проблемы является то, что психологи не подготовлены к пониманию культурного аспекта. Для большей эффективности своей работы терапевт должен осознавать тот факт, что для различных популяций кли­ентов требуются различные манеры речи и реплики.

Если бы человек, о котором шла речь в начале главы, был бы испанского происхождения и работал в окружении белых посетителей, то психологу нельзя игнорировать возможную про­блему расовой дискриминации. Ведь большинство психологиче­ских теорий ориентировано на белых представителей среднего класса. Множество фактов указывают на то, что культурная принадлежность, религиозное воспитание, социоэкономический статус, возраст и пол могут быть так же важны, как индивиду­альность клиента и проблема сама по себе.

Наивно заниматься лечением, не учитывая при этом возрас­та, расы и пола клиента. К людям из различной социальной среды и отношение разное. Хорошо одетые люди получают больше внимания в офисах и магазинах. С физически привлека­тельными и рослыми людьми обхождение, как правило, лучше, чем с невысокими и менее привлекательными. Согласно стан­дартам американского среднего класса хорошо быть молодым белым мужчиной, иметь высокий социально-экономический статус, быть высоким и внешне привлекательным. Соответст­венно, вам меньше повезло, если вы старая женщина, небогатая, низкорослая и непривлекательная.

Традиционные теории психологической помощи, как прави­ло, не уделяют внимания культуре. В этих теориях еще не на­шли отражения особенности формирования новых моделей по­ведения внутри своей культуры и в других культурных средах. Третий аспект культурной ориентированности подразумевает совершение поступка.

3. Способность формулировать планы, действовать в соответ­ствии с возможностями данной культуры и рефлексировать.

Раскрепостить человека, чтобы он нашел новые способы по­ведения — это жизненно важно, но просто сформулировать но­вый путь явно недостаточно. В некоторый момент личность должна решиться на поступок и выбрать из нескольких альтер­натив свою собственную. Далеко не все психологические теории ставят своей целью совершение клиентом поступка.

У бихевиористского подхода сильна именно эта сторона. Ясные, достижимые цели — и к ним приходят благодаря четкой оценке и выполнению принятого решения. Терапевты рацио­нального направления часто задают специальное “домашнее задание” по выработанным в ходе беседы идеям с тем, чтобы дома попробовать их на практике. Далеко не все разновидности психотерапии имеют в своем арсенале эти специфические прие­мы, но все они помогают клиенту выработать свой реалистиче­ский взгляд на планы и результат своих действий.

Большинство психологических теорий, применяемых в США, основаны на культуре белых представителей среднего класса. А то, что приемлемо для белого, может оказаться непод­ходящим для черного или испаноязычного индивида. Индивиду­альное поведение человека частично определяется культурными нормами. То выражение эмоций, которое необходимо для клиенто-центрированной терапии и психодинамического подхода, может оказаться чуждым для некоторых выходцев из Азии и индейцев. Не только цель, но и сам процесс, стиль и техника психологической помощи может оказаться неподходящим.

К счастью, многие теории делают специальное ударение на применимости своих методов. Поэтому психологу требуется размышлять, анализировать и выбирать уместные подходы и методы. Терапевт, искушенный во многих теориях и их практи­ческом применении, имеет все предпосылки, чтобы стать ква­лифицированным специалистом.

Продуктивность есть широкая категория, которая задает об­щую цель процесса психотерапии, но вместе с тем она дает и более узкие понятия, помогающие терапевту и клиенту решить, как им действовать в рамках собственной культуры. При таком широком спектре возможностей можно сказать, что продуктив­ность ориентирована, прежде всего, на полную индивидуальную свободу.

 

“Разные голоса”* в психологическом консультировании

* “Разными голосами ”— так называется книга К. Джиллиган, 1982.

В настоящее время теория психологии бурно развивается. В этой книге вы встретите новые концепции: наиболее важными из них являются такие, как развитие культурной идентичности и феминистическая терапия. Мы покажем вам, что традиционные психологические теории (психодинамическая, бихевиористская, гуманистическая) развивались, прежде всего, белыми мужчина­ми — представителями западного мира. Следует еще определить, в какой степени эти основные теории должны быть изменены и приспособлены к новым требованиям.

В свете новых идей в области психологии важность выбора своего собственного направления все большее возрастает. Ясно, что культура коренным образом влияет на наше понимание пси­хологии, и в главе IV вы найдете возрожденное понятие эмпатии, учитывающее также культурные различия.

Одним из известных ученых, внесших вклад в эти перемены, является Карол Джиллиган (1982). Хотя психотерапия не являет­ся ее узкой специальностью, она очень четко показала, что у мужчин и женщин очень разные представления о природе ве­щей. С появлением ее работы оказалось, что все исследования и рассуждения о морали и умственном различии оказались рассу­ждениями о МУЖСКОМ моральном развитии.

Джиллиган указала еще раз на очевидную истину, что муж­чины и женщины — очень разные существа. У них, как правило, различаются картины психического развития и в результате раз­личается манера мышления. Рискуя слишком упростить слож­ную проблему, мужчин можно назвать мыслителями линейного типа, или типа “если — то”. Мужская модель мышления, как правило, сфокусирована на результатах и достижении цели. Джиллиган считает, что для женщин более важным является аспект “межличностных отношений”, они думают о возможно­стях (и о взаимосвязях возможностей) до начала действия.

Для иллюстрации этого положения Джиллиган берет случай с Джейком и Эми, которым по 11 лет. Сравнивается линейное и иерархическое мышление. Типичной проблемой на сеансах пси­хотерапии является проблема власти и ответственности, когда клиент чувствует межличностный конфликт. Джиллиган спра­шивает своих молодых подопечных и получает на свой вопрос следующие ответы:

“Когда ответственность перед самим собой и перед другими людьми приходит в противоречие, то какой следует сделать вы­бор?”

Джейк: “Эту ответственность нужно поделить между собой и другими в соотношении 3:1”.

Эми: “Ну, это зависит от ситуации. Если вы ощущаете перед кем-то свою ответственность, то до некоторых пределов это на­до учитывать, но если это как-то повредит вам и не дает вам действовать по вашему усмотрению, тогда свои интересы нужно учитывать в первую очередь. Однако если это ответственность перед кем-то из близких, то вам надо решать, что для вас важ­нее, а это зависит от того, какой вы человек, какие чувства вы испытываете к другим”.

Хотя ответы Джейка и Эми дают слишком стереотипное представление о линейно-мужском и женском подходе, осно­ванном на взаимоотношениях, все-таки можно утверждать сле­дующее:

1. Как правило, женское восприятие мира отличается от мужского.

2. Во многих случаях прямолинейная мужская модель пове­дения будет равнодушна по отношению к другим.

3. С другой стороны, женская модель поведения, построен­ная на учете отношений, может оказаться конкурентно более совершенной.

В этой книге перед вами предстанут многие теории. Боль­шинство из них, как правило, были созданы мужчинами, но так как текст этой книги был написан в соавторстве с женщинами и мужчинами, мы надеемся, что сможем предложить альтернатив­ное построение процесса психологической помощи. В дальней­шем вы увидите, что и мужчины, и женщины внесли сущест­венный вклад в развитие психологического консультирование.

Одним из существенных культурных аспектов осознанности является ваше понимание разницы полов. Более того, в ваших размышлениях разница в культурах должна иметь первостепен­ное значение. Если даже мужчины и женщины, принадлежащие одной культурной среде, так по-разному конструируют реальность мира, то еще большая разница существует для разных культурных групп. Большинство теоретиков психологии были представителями белой цивилизации. Очень важно в дальней­шем развить процесс психологической помощи не только с точ­ки зрения женской половины, но и с точки зрения негритян­ской, азиатской, испанской и др.

Если сравнить первое издание со вторым, то в последнем значительное внимание уделяется культурным различиям между полами. Теоретические исследования со временем дадут нам новые знания о том, как использовать данные о культурных различиях для развития процесса психологической помощи.

 

Этика и ответственность

 

В основе этической ответственности лежит положение “не навреди клиенту и обществу”: груз этической ответственности лежит на психологе. Человек, обратившийся за помощью, очень раним и незащищен от действий терапевта. Существует детально разработанный этический кодекс профессионального терапевта, который дает на этот счет специальные рекомендации. Приве­дем некоторые основные положения, касающиеся консультиро­вания:

1. Придерживайтесь конфиденциальности. Уважайте права вашего клиента на его личную жизнь. Не обсуждайте сказанное им во время интервью с другими клиентами. Если же вы не мо­жете выполнить требования конфиденциальности, то надо со­общить об этом клиенту до разговора, пусть клиент сам решит, может ли он на это пойти. Если с вами поделились информаци­ей, содержащей сведения об опасности, грозящей клиенту или обществу, то этические предписания разрешают нарушить кон­фиденциальность ради безопасности. Однако нужно всегда пом­нить, что, как бы то ни было, ответственность психотерапевта перед доверившимся ему клиентом всегда первична.

2. Осознайте пределы своей компетентности. Существует своего рода интоксикация, возникающая после того, как психо­лог изучит несколько первых методик. Начинающие психологи сразу пытаются глубоко копаться в душах своих друзей и своих клиентов. Это потенциально опасно. Начинающему психологу следует работать под наблюдением профессионала, искать совета и предложений по улучшению стиля работы. Первый шаг к профессионализму — сознание своих пределов.

3. Избегайте расспрашивать о несущественных деталях. На­чинающий психолог заворожен деталями и “важными история­ми” своих клиентов. Иногда он задает очень интимные вопросы о сексуальной жизни клиента. Для начинающего или неумелого психолога характерно то, что он придает большое значение де­талям из жизни клиента и одновременно пропускает то, что клиент чувствует и думает. Консультирование предназначено, прежде всего, для пользы клиента, а не для увеличения вашего объема информации.

4. Относитесь к клиенту так, как вы хотели бы, чтобы отно­сились к вам. Поставьте себя на место клиента. Каждый хочет, чтобы к нему относились с уважением, щадя его чувство собст­венного достоинства. Глубокие отношения и разговор по душам начинается после того, как клиент понял, что его мысли; и пе­реживания близки вам. Отношения доверия развиваются из спо­собности клиента и консультанта быть честными.

5. Принимайте во внимание индивидуальные и культурные различия. Можно сказать, что практика терапии и консультиро­вания без учета того, с какой культурной группой вы имеете дело, вообще нельзя назвать этической практикой. Достаточно ли вы подготовлены для того, чтобы работать с людьми, отли­чающимися от вас?

Вот несколько ситуаций, когда следует руководствоваться профессиональной этикой:

— Вы работаете интерном в закрытом заведении для труд­ных подростков. Во дворе вы видите подростка, курящего ма­рихуану.

— Во время практики по консультированию и психологии малых групп одна из ваших клиенток говорит вам об аборте и ее чувствах в данной ситуации.

— Во время бесед с клиентом он признался вам, что он го­мосексуалист и подумывает о самоубийстве.

— У вас проходит курс консультаций черный студент. В ка­честве проблемы он упоминает расизм, царящий в колледже. А вы — белый.

— Вы работаете в центре психологического консультирова­ния по проблемам профориентации и обнаруживаете, что один из членов персонала имеет сексуальные отношения со студент­кой — вашей клиенткой.

— Вы преподаете сексуальное воспитание в старших клас­сах и пятнадцатилетняя девочка признается вам, что она бере­менна, а ее родители выгонят ее из дома, если узнать об этом.

Проблемы вроде этих реальные, а не выдуманные. Они яв­ляются тестами на компетентность и здравый смысл психолога. Обсуждение этих и подобных проблем необходимо для того, чтобы выработать у психотерапевта этический подход в трудных ситуациях. Рассматривайте эти примеры в качестве экзамена на профессиональную этику, который будет длиться всю жизнь.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...