Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Модели педагогического общенияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Понятие общения Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: - коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; - интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; - перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. К средствам общения относятся: 1. Язык — система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. 2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе. 3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы. 4. Жесты как средства общения могут быть общепринятыми или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи. 5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику. В процедуре общения выделяют следующие этапы: 1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. 2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. 3. Ориентировка в личности собеседника. 4. Планирование содержания своего общения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет. 5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить. 6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи. 7. Корректировка направления, стиля, методов общения. Барьерами в общении могут быть: а) стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций; б) «предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, все, что ново, необычно; в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебно, трудно его убедить в справедливости вашего взгляда; г) отсутствие внимания и интереса собеседника; д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов; е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.; ж) неверный выбор стратегии и тактики общения. Стратегии общения: 1) открытое (желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других) — закрытое общение (нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения свое отношение, имеющуюся информацию); 2) монологическое—диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) — личностное (общение «по душам»). Тактика общения — реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии, совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать. В общении выделяют следующие позиции: 1) доброжелательная позиция принятия собеседника; 2) нейтральная позиция; 3) враждебная позиция непринятия собеседника; 4) доминирование, или «общение сверху»; 5) общение «на равных»; 6) подчинение, или позиция «снизу». Виды общения: 1) «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, участия и т. п.) 2) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен - активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или нагрубят. 3) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. 4) Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. 5) Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. 6) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника. 7) Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Педагогическое общение В широком контексте педагогическое общение определяется как «...такое общение учителя (и шире — педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя». Педагогическое общение как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся. Педагогическое общение рассматривается как профессиональное общение педагога и воспитанника, направленное на создание благоприятного психологического климата для решения задач учебно-воспитательного процесса. Педагогическое общение направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений. Основными структурными этапами педагогического общения являются следующие: 1. моделирование педагогом предстоящего общения. Прогнозирование восприятия материала, предвидение возможных реакций на педагогические воздействия; 2. организация непосредственного общения (коммуникативная атака в начальный период общения). Цель: завоевать инициативу в общении на начальном этапе и управлять им в последующем; 3. управление общением; 4. анализ общения. Эффективность педагогического общения зависит от уровня развития коммуникативных умений учителя, от уровня его внутренней культуры. К основным коммуникативным умениям педагога, которые требуют развития, ученые подходят по-разному.Так, например, А.А.Леонтьев выделяет следующие: - умение управлять своим поведением; - умение быть внимательным (наблюдательность, гибкость и т.п.); - умение социальной перцепции («чтение по лицу»); - умение понимать и по внешним признакам адекватно моделировать психическое состояние ребенка и в целом личности; - умение презентовать себя в общении с детьми; - умение речевого общения; - умение вербального и невербального контакта с детьми; - гностические умения, связанные с осознанием, систематизацией и переносом информации. Стиль педагогического общения —это определенная манера педагогических действий и общения, это профессиональный почерк конкретного педагога. В настоящее время различают несколько стилей общения.
Модели педагогического общения |
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 250. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |