Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модели педагогического общения




Понятие общения

Общение — специфическая форма взаимодействия челове­ка с другими людьми как членами общества. В общении реа­лизуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

- коммуни­кативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

- интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеж­дения собеседника;

- перцептивная сторона общения включает про­цесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

1. Язык — система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть общепринятыми или экспрессивными, т. е. слу­жить для большей выразительности речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от куль­турных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

     В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1.  Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать ин­формацию, повлиять на собеседника и т. п.) побуждает человека всту­пить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4.  Планирование содержания своего общения — человек пред­ставляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Барьерами в общении могут быть:

а) стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понима­ния людей, ситуаций;

б) «предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, все, что ново, необычно;

в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебно, трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

г) отсутствие внимания и интереса собеседника;

д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключе­ния при отсутствии достаточного числа фактов;

е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;

ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения:

1) открытое (желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других) — закрытое общение (нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения свое отношение, имеющуюся информацию);

2) мо­нологическое—диалогическое;

3) ролевое (исходя из социальной роли) — личностное (общение «по душам»).

Тактика общения — реализация в конкретной ситуации комму­никативной стратегии, совокупность конкретных коммуника­тивных умений говорить и умений слушать.

В общении выделяют следующие позиции: 1) доброжелательная позиция принятия собеседника; 2) нейтральная позиция; 3) враждеб­ная позиция непринятия собеседника; 4) доминирование, или «обще­ние сверху»; 5) общение «на равных»; 6) подчинение, или позиция «снизу».

Виды общения:

1) «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника, ис­пользуются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, участия и т. п.)

2) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен - активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или нагрубят.

3) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседни­ка обходятся знанием его социальной роли.

4) Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5) Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации.

6) Манипулятивное общение направлено на извлечение выго­ды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пус­кание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7) Светское общение. Суть светского общения в его беспред­метности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.

Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с ла­тыни означает «общее, разделяемое со всеми».

Коммуникативная компетентность — способность устанав­ливать и поддерживать необходимые контакты с другими людь­ми.

 

Педагогическое общение

В широком контексте педагогическое общение опреде­ляется как «...такое общение учителя (и шире — педагогичес­кого коллектива) со школьниками в процессе обучения, кото­рое создает наилучшие условия для развития мотивации уча­щихся и творческого характера учебной деятельности, для пра­вильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально-психологическими процесса­ми в детском коллективе и позволяет максимально использо­вать в учебном процессе личностные особенности учителя». Педагогическое общение как фор­ма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся.

Педагогическое общение рассматривается как профессиональное общение педагога и воспитанника, направлен­ное на создание благоприятного психологического климата для решения задач учебно-воспитательного процесса.

Педагогическое общение направлено не толь­ко на само взаимодействие обучающихся в целях их личностно­го развития, но и на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений.

Основными структурны­ми этапами педагогического общения являются следующие:

1. моделирование педагогом предстоящего общения. Прогнозиро­вание восприятия материала, предвидение возможных реакций на педагогические воздействия;

2. организация непосредственного общения (коммуникативная ата­ка в начальный период общения). Цель: завоевать инициативу в общении на начальном этапе и управлять им в последующем;

3. управление общением;

4. анализ общения.

Эффективность педагогического общения зависит от уровня развития коммуникативных умений учителя, от уровня его внутренней культуры.

К основным коммуникативным умениям педагога, которые тре­буют развития, ученые подходят по-разному.Так, например, А.А.Леонтьев выделяет следующие:

- умение управлять своим поведением;

- умение быть внимательным (наблюдательность, гибкость и т.п.);

- умение социальной перцепции («чтение по лицу»);

- умение понимать и по внешним признакам адекватно моде­лировать психическое состояние ребенка и в целом личности;

- умение презентовать себя в общении с детьми;

- умение речевого общения;

- умение вербального и невербального контакта с детьми;

- гностические умения, связанные с осознанием, систематиза­цией и переносом информации.

Стиль педагогического общения —это определенная манера пе­дагогических действий и общения, это профессиональный почерк конкретного педагога.

В настоящее время различают несколько стилей общения.

Источник Стиль

Стиль руководства (И.А. Зязюн)

Авторитарный
Либеральный
Демократический

Стиль отношений (А.И. Лутоцкин)

Устойчиво-положительный
Пассивно-положительный
Неустойчивый
Ситуативно-отрицательный
Устойчиво-отрицательный

Стиль общения (В.А. Кан-Калик)

На основе дружеского расположения и увлеченности
Общение-дистанция
Общение-устрашение
Общение-заигрывание

 

Модели педагогического общения










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...