Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Требования, предъявляемые к методам психологического исследования
Тема 1.2. Психика и ее развитие Понятие о психике, её структуре и функциях Психика—это системное качество мозга Психика — это сущность, где многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях. Психика — это «субъективный образ объективного мира». Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика: 1) антропопсихизм (Декарт) - психика присуща только человеку; 2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, т. е. всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе); 3)биопсихизм - психика - это свойство живой природы (присуща и растениям); 4)нейропсихизм (Ч. Дарвин) - психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему; 5)мозгопсихизм (К. К. Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга). Человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя 3 составляющих: внешний мир (природа, ее отражение); полноценная деятельность мозга; взаимодействие с людьми(активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей).
Структура психики человека Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: 1) психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые); 2) психические состояния; 3) психические свойства. Функции психики 1. Отражение окружающего мира 2. Регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания. Этапы развития психики (А.Н.Леонтьев) 1. Чувствительность (критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности). 2. Инстинктивное поведение (врождённая форма поведения) 3. Навыки (приобретённая форма поведения) 4. Интеллектуальное поведение животных (зачатки мышления)
Понятие отражения Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира, оно сопряжено с поиском, выбором. Психическое отражение – это активное отражение.
Понятие сознания. Функции, структура Сознание- высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Свойства сознания: построение отношений, познание и переживание Функции сознания: 1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная — основная функция, характеризует сущность сознания. Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко). I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы. II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл. Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. Структура самосознания, самооценка Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Образ «Я» – выделение самого себя из среды. Самосознание – осознание себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств; высшая форма сознания. Самосознание включает в себя самопознание и самоотношение. Структура самосознания: 1) Осознание своих целей и мотивов. 2) Осознание: Я – реальна, Я – идеальна. 3) Познавательные представления 4) Эмоционально-чувственное самопознание и самоотношение. Самооценка – оценивание человеком самого себя. Специфика бессознательного, его структура.
Тема 1.3. Деятельность как способ существования Понятие деятельности Деятельность— это активное взаимодействие человека со средой, в результате которого он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.
Теория деятельности в трудах А.Н. Леонтьева А.Н. Леонтьевым была выдвинута концепция деятельности, являющаяся в настоящее время одним из признанных теоретических направлений современной психологии. Схема деятельности: (деятельность – действие – операция – психофизиологические функции), соотнесенная со структурой мотивационной сферы (мотив–цель–условие). Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций. Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Структура деятельности Потребности- источник активности личности, они заставляют человека активно действовать. Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности. Виды потребностей: - естественные (природные) и социальные (духовные); - осознанные и неосознанные. Цель - то, на что непосредственно направлена деятельность. Мотив - это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется деятельность. Движение- это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности. Виды движений: - непроизвольные и произвольные, - врожденные и приобретенные. Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет). Действия всегда социальны, выполняются, как правило, осознанно. Виды действий: - предметные; - умственные, волевые; - действия, направленные на других людей, - поступок (или проступок). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 229. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |