Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы психологического познания




Тема 1.1. Предмет, задачи и методы психологии

Место психологии в системе наук о человеке

Методологической основой психологии является философия и анатомия и физиология.  

Основа психологии - общая психология.

Современная психология тесно связана со многими наука­ми, занимая "промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными — с другой, соци­альными — с третьей.

Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого зани­маются и названные выше науки, но в других аспектах.

Согласно классификации наук академика А. Кедрова, пси­хология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их фор­мирования и развития.

Психология интегрирует все эти данные наук, и в свою оче­редь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Существует тесная связь психологии с литературой, поэзи­ей, музыкой и другими видами искусств, выражающих сущ­ность и особенности человеческой души и личности.

Основные категории психологии:    психика, сознание, личность, деятельность, общение.

 

Предмет психологии, её задачи

Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики, как складывающегося в мозгу образа объективной реальности, на основе которого происходит управление поведением и деятельностью человека, имеющим у него личный характер.

Предметисследования психологии — факты, законо­мерности, механизмы психики.

Задачипсихологии:

-научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

-научиться управлять ими;

-использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех  

отраслей практики, на пересечении с которыми лежат оформившиеся 

науки и отрасли;

-быть теоретической основой практики психологической службы.

Особенности психологии как науки

1.Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур 

понимали душу человека как разновидность материи, как телесное       

образование.

2.Платонпонимал душу человека как что-то божествен­ное, отличающееся от  

тела.

3. Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выде­лил психологию 

как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости 

души и живого тела.

4. Основные этапы развития психологии:

I этап — психология как наука о душе. Та­кое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX в.

Задача психологии — ставить эксперименты и наблю­дать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

5. История психологии как экспериментальной науки начина­ется в 1879 г. в

основанной в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в  

мире экспериментальной пси­хологической лаборатории. 

В 1885 г., Бехтерев В. М. организовал подобную лабораторию в России.

6. Слово «психология» образовано из двух греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), оно впервые появилось в XVII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

 

Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко раз­вернутую область знаний, включающую ряд отдельных дис­циплин и научных направлений.

1. Сравнительная психология

2. Возрастная психология:

  -детская психология,

  -психология юности,

  -зрелого возраста,

  -психология старости (геронтопсихология)

3. Социальная психология - закономерности общения и взаимодействия людей.

4. Психология труда

5. Инженерная психоло­гия

6. Авиа­ционная, космическая психология

7. Медицинская психология - влияние заболеваний на психику больного.        

 

8. Клиническая психология (патопсихоло­гия) – отклонения в психическом  

развитии.

9.Психофизиология

10.Дифференциальная психология – индивидуальные психологические различия

11.Юридическая психология

12.Военная психология

13. Педагогическая психология - развитие в процессе воспитания и обучения.

14.Специальная психология:

-сурдопсихология (слух),

-тифлопсихология (зрение),

-олигофренопсихология,

-логопсихология (речь)

15. Психология бизнеса

16. Психология мененджмента (управление) и др.

Сфера психологической науки сейчас представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин.

Запросы практической деятель­ности людей и общества побуждают формирование и развитие новых психологических дисциплин.

Основные психологические теории

Зарубежные теории

1. Структурализм - В.Вундт, Э.Титченер (расчленение сознания на отдельные  

 элементы).

2. Функционализм - Ф. Гальтон, У.Джеймс, Д.Дьюи (функционирование психики)

3. Бихевиоризм - Э.Л.Торндайк, Дж.Уотсон (изучается поведение).

4. Психоанализ - З.Фрейд (роль бессознательного, сексуального).

5. Неофрейдизм - К.Хорни, Г.С.Салливен, К. Юнг (открыл экстравертов и 

интровертов).    

6. Гештальтпсихология - К.Коффка, К.Келер(психология свойства целого  

определяют свойства его частей).

 7. Генетическая психология - Ж.Пиаже (изучение психического развития 

ребенка, его интеллекта).

8. Когнитивная психология -Дж. Брунер, Г. Саймон, Ф. Хайдер (знание, познание, 

компьютерная техника, кибернетика).

9. Гуманистическая психология - К.Роджерс, А.Маслоу (творческие возможности

человека)

10. Ассоциативные теории (ассоциации – связи)

Отечественные теории

1. Культурно-историческая теория - Л.С.Выготский.

2. Теория деятельности - А.Н.Леонтьев.

3. Теория ведущей деятельности - П.Я. Гальперин, А.Р.Лурия, Д.Б. Эльконин,

А.В. Запорожец.   

4. Единство сознания и деятельности - С.Л.Рубинштейн

5. Психология индивидуальных различий – Б.М. Теплов, В.С. Мерлин.

6. Психология отношений – В.Н. Мясищев.

7. Человекознание – Б.Г. Ананьев.

 

Отечественная психология

 

Направления:

1.Филосовско-религиозное – Н. Грот (1852 – 1899), Л. Лопатин (1855 – 1920), Г. Челпанов (1862 – 1936).

2. Естественно-научное – И.М. Сеченов (1829 – 1905), В.М. Бехтерев (1857 – 1927), И.П. Павлов (1849 – 1936).

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), Лев Семенович Выготский (1896-1934), Александр Романович Лурия (1902-1977) и ряд других. Именно их работам мы в первую очередь обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране не приходится начинать с нуля.

А.Ф. Лазурский (1874 – 1917) – основатель естественного эксперимента, вопросы личности и характера человека.

М.Я. Басов (1892 – 1931) – метод наблюдения.

Алексей Николаевич Леонтьев, Борис Герасимович Ананьев (1907-1972), Александр Владимирович Запорожец (1905-1981), Даниил Борисович Эльконин (1904-1984), Петр ЯковлевичГальперин(1902-1988) и др.

Б.Г.Ананьев - изучение вопросов восприятия, психологии педагогической оценки, общих интегральных вопросов человекознания.

    А.Н. Леонтьев – разработка проблем восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики. Им была разработана теория психологической теории деятельности.
А.В. Запорожец совместно с Д.Б. Элькониным заложил основы детской психологии.

Алекса́ндр Влади́мирович Запоро́жец (1905- 1981) — разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности.

Д.Б. Эльконин - автор теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития.
П.Я. Гальперин - теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий.
А.Р.Лурия - исследования нейрофизиологических основ памяти и мышления человека.

Психофизиолог Е.Н. Соколов - создал теорию цветового зрения, теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов, нейрофизиологическую теорию памяти.




Методы психологического познания

Метод – это способ сбора данных.

Психологические методы:

- исследовательские;

-психодиагностические;

-развивающие;

-психокоррекционные;

-психопрофилактические.

 

Основные методы

1. Наблюдение:

 -житейское и научное,

 -срез (кратковре­менное наблюдение),

 -лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет),

 -выборочное и сплошное,

 -включенное наблюдение (когда наблюдатель становится чле­ном исследуемой группы).

Самонаблюдение - одна из разновидностей наблюдения 

(непосредственное либо отсроченное)

2. Эксперимент:

 -лаборатор­ный,

 - естественный,

 - психолого-педагогический (констатирующий, формирующий,  

контрольный)

Вспомогательные методы

1. Метод тестов. Тесты:

-прогнос­тические и диагностирующие.

Психологические тесты:

- интеллектуальные,

- тесты личности,

- проективные,

- рисуночные.

2. Беседа.Интервью и анкетирование - виды бе­седы.

3. Анализ продуктов деятельности  и др.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...