Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методы психологического познанияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Тема 1.1. Предмет, задачи и методы психологии Место психологии в системе наук о человеке Методологической основой психологии является философия и анатомия и физиология. Основа психологии - общая психология. Современная психология тесно связана со многими науками, занимая "промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными — с другой, социальными — с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Согласно классификации наук академика А. Кедрова, психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития. Психология интегрирует все эти данные наук, и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Существует тесная связь психологии с литературой, поэзией, музыкой и другими видами искусств, выражающих сущность и особенности человеческой души и личности. Основные категории психологии: психика, сознание, личность, деятельность, общение.
Предмет психологии, её задачи Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики, как складывающегося в мозгу образа объективной реальности, на основе которого происходит управление поведением и деятельностью человека, имеющим у него личный характер. Предметисследования психологии — факты, закономерности, механизмы психики. Задачипсихологии: -научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; -научиться управлять ими; -использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат оформившиеся науки и отрасли; -быть теоретической основой практики психологической службы. Особенности психологии как науки 1.Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование. 2.Платонпонимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. 3. Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. 4. Основные этапы развития психологии: I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX в. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. 5. История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 г. в основанной в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. В 1885 г., Бехтерев В. М. организовал подобную лабораторию в России. 6. Слово «психология» образовано из двух греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), оно впервые появилось в XVII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
Отрасли психологии Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. 1. Сравнительная психология 2. Возрастная психология: -детская психология, -психология юности, -зрелого возраста, -психология старости (геронтопсихология) 3. Социальная психология - закономерности общения и взаимодействия людей. 4. Психология труда 5. Инженерная психология 6. Авиационная, космическая психология 7. Медицинская психология - влияние заболеваний на психику больного.
8. Клиническая психология (патопсихология) – отклонения в психическом развитии. 9.Психофизиология 10.Дифференциальная психология – индивидуальные психологические различия 11.Юридическая психология 12.Военная психология 13. Педагогическая психология - развитие в процессе воспитания и обучения. 14.Специальная психология: -сурдопсихология (слух), -тифлопсихология (зрение), -олигофренопсихология, -логопсихология (речь) 15. Психология бизнеса 16. Психология мененджмента (управление) и др. Сфера психологической науки сейчас представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин. Запросы практической деятельности людей и общества побуждают формирование и развитие новых психологических дисциплин. Основные психологические теории Зарубежные теории 1. Структурализм - В.Вундт, Э.Титченер (расчленение сознания на отдельные элементы). 2. Функционализм - Ф. Гальтон, У.Джеймс, Д.Дьюи (функционирование психики) 3. Бихевиоризм - Э.Л.Торндайк, Дж.Уотсон (изучается поведение). 4. Психоанализ - З.Фрейд (роль бессознательного, сексуального). 5. Неофрейдизм - К.Хорни, Г.С.Салливен, К. Юнг (открыл экстравертов и интровертов). 6. Гештальтпсихология - К.Коффка, К.Келер(психология свойства целого определяют свойства его частей). 7. Генетическая психология - Ж.Пиаже (изучение психического развития ребенка, его интеллекта). 8. Когнитивная психология -Дж. Брунер, Г. Саймон, Ф. Хайдер (знание, познание, компьютерная техника, кибернетика). 9. Гуманистическая психология - К.Роджерс, А.Маслоу (творческие возможности человека) 10. Ассоциативные теории (ассоциации – связи) Отечественные теории 1. Культурно-историческая теория - Л.С.Выготский. 2. Теория деятельности - А.Н.Леонтьев. 3. Теория ведущей деятельности - П.Я. Гальперин, А.Р.Лурия, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец. 4. Единство сознания и деятельности - С.Л.Рубинштейн 5. Психология индивидуальных различий – Б.М. Теплов, В.С. Мерлин. 6. Психология отношений – В.Н. Мясищев. 7. Человекознание – Б.Г. Ананьев.
Отечественная психология
Направления: 1.Филосовско-религиозное – Н. Грот (1852 – 1899), Л. Лопатин (1855 – 1920), Г. Челпанов (1862 – 1936). 2. Естественно-научное – И.М. Сеченов (1829 – 1905), В.М. Бехтерев (1857 – 1927), И.П. Павлов (1849 – 1936). Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), Лев Семенович Выготский (1896-1934), Александр Романович Лурия (1902-1977) и ряд других. Именно их работам мы в первую очередь обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране не приходится начинать с нуля. А.Ф. Лазурский (1874 – 1917) – основатель естественного эксперимента, вопросы личности и характера человека. М.Я. Басов (1892 – 1931) – метод наблюдения. Алексей Николаевич Леонтьев, Борис Герасимович Ананьев (1907-1972), Александр Владимирович Запорожец (1905-1981), Даниил Борисович Эльконин (1904-1984), Петр ЯковлевичГальперин(1902-1988) и др. Б.Г.Ананьев - изучение вопросов восприятия, психологии педагогической оценки, общих интегральных вопросов человекознания. А.Н. Леонтьев – разработка проблем восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики. Им была разработана теория психологической теории деятельности. Алекса́ндр Влади́мирович Запоро́жец (1905- 1981) — разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Д.Б. Эльконин - автор теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития. Психофизиолог Е.Н. Соколов - создал теорию цветового зрения, теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов, нейрофизиологическую теорию памяти. Методы психологического познания Метод – это способ сбора данных. Психологические методы: - исследовательские; -психодиагностические; -развивающие; -психокоррекционные; -психопрофилактические.
Основные методы 1. Наблюдение: -житейское и научное, -срез (кратковременное наблюдение), -лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), -выборочное и сплошное, -включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). Самонаблюдение - одна из разновидностей наблюдения (непосредственное либо отсроченное) 2. Эксперимент: -лабораторный, - естественный, - психолого-педагогический (констатирующий, формирующий, контрольный) Вспомогательные методы 1. Метод тестов. Тесты: -прогностические и диагностирующие. Психологические тесты: - интеллектуальные, - тесты личности, - проективные, - рисуночные. 2. Беседа.Интервью и анкетирование - виды беседы. 3. Анализ продуктов деятельности и др.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 226. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |