Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ




Средневековая философия

План:

1. Спор между номиналистами и реалистами в философии Средневековья

2. Теоцентризм средневековой философии. Философские учения средневековой философии: патристика и схоластика

3. Антропоцентризм эпохи Возрождения

 

Эпоха Средневековья самая длительная в истории человеческого общества. Начало эпохи – примерно V в. (начало гибели Римской империи), окончание – XV в – (начало великих географических открытий) или же середина XVII в. (Английская буржуазная революция).

Эпоха Средневековья делится на 3 периода:

- Ранний (V-X-XI в)

- Расцвет (X-XIV в)

- Поздний (XV-XVI в)

 Средневековой теологической философией называется ведущее философ­ское направление, распространенное в Европе в V - XVI вв., которое при­знавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружаю­щий мир - Его творения. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I - V вв. н. э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V - XIII вв. н. э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения). Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок времени в истории Европейской философии, который непосредственно связан с христианством.

По мере того, как христианство приобретает все большее влияние и распространение, оно все больше нуждается в рациональном обосновании своих догм. Отсюда попытка использовать для этой цели учения античных философов. Поэтому средневековое мышление и миросозерцание определяли 2 разные традиции: христианское откровение и античная философия (в идеалистическом варианте - Платоновском).

Христианская мысль пыталась ассимилировать философские идеи античности, особенно идеи неоплатонизма и стоицизма.

 

 

Наиболее яркими представителями средневековой теологической филосо­фии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160 - 220), Август Блаженный (354 -430), Боэций (480 - 524), Альберт Великий (1193 - 1280), Фома Аквинский (1225 - 1274), Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109), Пьер Абеляр (1079 -1.142), Уильям Оккам (1285 - 1349), Николай из Огрекура (XIV в.).

 

 Основные черты средневековой теологи­ческой философии:

• теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);

• изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;

• господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе - в Библии);

• сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;

• человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);

• провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

• выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

• выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека - Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;

• мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

 

Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом,

назидательностью, учительством.

2, Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения.Идея творения лежит в основе средневековой онтологии (бытия), а идеи откровения составляют фундамент учения о познании (гносеология). Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии.

Согласно догмату творения:

• Бог сотворил окружающий мир из ничего;

• творение мира есть результат акта Божественной воли;

• мир сотворен благодаря всемогуществу Бога; природа не может творить сама себя;

• единственным творческим началом по Вселенной является Бог

• Бог вечен, постоянен и всепроникающ;

• подлинным бытием является только Бог;

• сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу;

• поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;

• нет четкой границы между Богом и Его творением.

 

Согласно догмату откровения:

• мир можно познать, только познав Бога;

• Бог недоступен для познания;

• несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение - Библию;

• единственный способ познания Бога и всего сущего - толкование Библии;

• Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека - вере.

 

Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла.

 

Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения:

• окружающий мир всецело сотворен Богом;

• Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости; следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;

• зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, восставший против Бога;

• поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется

под добро и добивается своих темных целей;

• в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку

мир - творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.

 

В отношении проблемы добра и зла (как в отношении многих иных вопросов) теологическая философия средневековья имеет оптимистический характер.

 

* 1, Средневековая теологическая философия (в отличие от античной) практически не противопоставляет материю и идею (форму), материализм и идеализм. Однако то, что древнегреческие философы

(например, Аристотель) считали единой сущностью - бытием, теологическая философия разделяет на:

 

бытие (существование) - экзистенцию; сущность - эссенцию.

 

Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует).

 

Эссенция (сущность) характеризует вещь: Что такое вещь? Какая вещь?

Для чего она существует?

 

Античные философы видели сущность (признаки) и существование (факт бытия) в неразрывном единстве, как единую сущность - бытие. Согласно теологической философии сущность (признаки) может иметь место и без бытия (без существования). Чтобы стать существующим бытием), сущность (признаки) должна быть сотворена Богом.

Иначе говоря, бестелесная сущность (признаки, образы - сродни платоновским "чистым идеям") витает в сознании Бога и только актом воли и благодаря присущей только ему способности творить становится материальным бытием.

Сущетвование (бытие) может быть познано чувственными ощущениями,опытом (как существующее и доступное для такого познания), сущностьже (признаки бытия, Божественный замысел) - только разумом. Тольков Боге сущность и существование совпадают.

 

В средневековой философии выделяют 2 основные вехи: патристика и схоластика.

Схоластика - господствующий тип средневековой теологической философии,отличительными чертами которого являлись оторванность от реальнойдействительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм,полное и беспрекословное-подчинение религиозным идеям, схематичность,. назидательность, учительство.

Название "схоластика" произошло от латинского слова schola(школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в

школах и университетах Европы. Таким образом, схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви (за что получила прозвище "Философия - служанка богословия"). Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого норма­тивного текста, абсолютной истины.

 

Схоласты подразделяли знание на два вида: сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии.)

Естественное, отыскиваемое человеческим разумом( то есть то ,что сумел человек «расшифровать из Библии.

 

В этой связи схоласты вели многочисленные споры, написали сотни философских томов, в которых пытались правильно понять идеи Бога, спрятанные за строчками Библии. Причем предметом данных споров и изысканий становилась не суть идей Бога, а правильность и четкость понятий, определений, формулировок, иначе говоря, внешняя, формально-логическая сторона религиозного учения.

 

В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления - номиналам и реализм. Средневековая философская мысль представлена двумя течениями: реализмом и номинализмом.

Реализм - философское учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире (чувственное восприятие мира).

В этом отношении средневековый реализм близок учению Платона об идеях (мир возникает сначала в идеях). Видными представителями реализма были Ансельм Кснтерберийский, Гильом из Шампо

 

Согласно реализму универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме, а человек – подобие бога; только благодаря этому человеческий разум в состоянии понять сущность вещей, ибо эта сущность есть ничто иное, как всеобщие универсалии. Отсюда, познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее.

Номинализм – Номинализм (от лат.потеп - имена) - направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные веши, в то время как общие понятия универсалии) воспринимали как имена вещей. (По смыслу номинализм близок к учению Аристотеля, отвергавшего "чистые идеи" и считавшего реально существующими индивидуумы" - определяемые материальные вещи.) Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей ,а вещи познаются чувственным опытом.Этофилософское течение, представители которого подчеркивают приоритет воли над разумом. Усилием воли человек может понять мир. Общие понятия только имена, они не обладают никакой самостоятельностью, помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования для целого ряда вещей и явлений

К числу номиналистов принадлежали Росцелип, Пьер Абеляр, Дуне Скот

 

.

 ПАТРИСТИКА

Христианство борется с враждебным окружением как внешними, так и внутренними врагами.

Внешние враги – варвары (языческие племена).

Внутренние враги - течения, которые переняли язычество с разными признаками христианства. Претендовали на роль учений.

Одним из таких учений был гностицизм.

Гностицизм – дуалистическое объяснение мира: борьба света и тьмы, добра и зла, имеющее универсальное космическое явление. Зло происходит от материи, добро – от бога. Таким образом, существует как бы два бога: Бог и враждебный ему творец – Демиург – творец мира.

Манихейство – основатель – персидский мыслитель Мани (216-270 г). Свет и тьма, двойное начало одновременно божественного и дьявольского происхождения.

Патристика была направлена на борьбу с различными, враждебными христианству, учениями.

Аврелий Августин – один из основателей патристики написал работы: ”Исповедь”, ”Град Божий”, ”О троице”.

Центр философского мышления - Бог. Бог первичен, это высшая сущность, он единственный, существование его независимо, все остальное существует благодаря божественной воле.

 

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В период позднего Средневековья возникает период, который получает название Возрождения. Главное внимание эпохи – человек (антропоцентризм). В эту эпоху возрождаются признаки гуманизма.

Средневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип абсолютной личности, когда везде и во всем видели примат не природы, не человека, а Бога. Такого рода философское мировоззрение наиболее органично соответствует всему социальному и хозяйственно-политическому укладу средних веков, основывающемуся на сельском хозяйстве. По мере перехода к городскому образу жизни и развития промышленности выявляется особая значимость человека, его своеобразия, его творческой активности. Стала ощущаться острая потребность в новых воззрениях, которые не заставили себя долго ждать. Разумеется, новые воззрения развивались не на пустом месте, они сохранили самую тесную преемственность и со средневековьем, и с античностью. Многим мыслителям представлялось, что возрождается античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению. Это представление дало название целой эпохе, эпохе Возрождения или, что тоже, эпохе Ренессанса (приблизительно XIV-XVI вв.).

Ренессанс связан с формированием гуманистического миропонимания, суть которого итальянский мыслитель ПикоделлаМирандола Джованни (1463-1494) выразил так: Бог — начало, а человек - центр всех вещей. Создав человека, Бог сказал ему: «Мы не дали тебе ни определенного места, ни особого наследия. Все другие сотворенные вещества мы подчинили определенным законам. Ты один ничем не связан, можешь брать, что хочешь, и быть по своему выбору тем, на что решишься по своей воле. Ты сам по своей воле и к своей чести должен быть собственным мастером и строителем и формировать себя из материала, который тебе подходит. Ты свободен — можешь опуститься на низшую ступень животного мира, но можешь и подняться до высших божественных сфер. Животные обладают от рождения всем тем, чем они когда-нибудь будут обладать. Лишь в человеке Отец заложил семя для любой деятельности и зародыши любого образа жизни». Конечно, первые гуманисты, такие, например, как Данте и Ф. Петрарка, еще не решались полностью перечеркнуть схоластическую ученость, тем не менее, уже утверждали, что философия должна быть, прежде всего, искусством жизни», готовить человека к моральной и политической жизни.Упоминавшийся выше ПикоделлаМирандола последовательно отстаивал свободу и достоинство человека, его право самостоятельно творить свою личность. Человек — центр мира, он отличается от всей остальной природы возвышенностью духа, ему присуще стремление к «божественному совершенству». В духе Ренессанса разрабатывал свою философию и ПьетроПомпонацци (1462— 1525), итальянский философ, крупнейший представитель аристотелизма. Он отвергал учение Фомы Аквинского. По его мнению, философия должна исходить из научных принципов; религия нужна лишь для воспитания нравственного чувства.П. Помпонацци утверждал, что душа является смертной. Человек бессмертен в том смысле, что ему присущи представления о высоких духовных сущностях. Разум — это главное; лишь с помощью разума человек может достичь счастья и блаженства, являющихся смыслом и целью его жизни.Помпонацци считал, что все в природе подчиняется всеобщему естественному закону; все имеет причину, все детерминировано, случайности исключены. Бог — это и есть судьба, фатум, природная необходимость. В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение, прежде всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких как Николай Кузанский, МарсилиноФичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно…

Николай Кузанский (1401-1464) – представитель раннего Возрождения. Будучи папским кардиналом, он развил интересную теорию предельного перехода, которую проиллюстрировал математическими примерами. Часть окружности (дуга) при увеличении ее радиуса максимально приближается к ее касательной (прямой) и, наконец, совпадает с ней; две стороны треугольника при уменьшении угла между ними объединяются в одну прямую и т.д. Во вселенском масштабе абсолютным пределом всего является Бог, в нем максимум и минимум сливаются воедино. Фактически Кузанский приходит к пантеизму – учению, отождествляющему Бога с мировым целым. Позитивное значение в философии Кузанского состоит в его попытке судить о мире на основе принципа посюсторонности, причем опираясь на вроде бы очевидные истины математики.

МарсилиноФичино(1433-1499) возглавлял во Флоренции академию Платона, которого почитали наравне с Христом. В академии высоко ценились дискуссия и литературный вкус. Центральными философскими темами являлись: достоинство человека, его стремление к нравственному совершенству, платоническая любовь, литературное мастерство.

Леонардо да Винчи (1452-1519) – чрезвычайно разносторонний мыслитель, превосходивший своих современников во многих отношениях, но особенно в понимании философии естествознания. Леонардо указывал на необходимость выявления динамических причин явлений в опыте, их математическое описание в соответствии с определенной теорией. Практика ”должна быть воздвигнута на хорошей теории”, при этом ученый руководствуется нормами этики.

Мишель Монтень (1533-1592) – автор знаменитых ”Опытов” – этик, стремился обнаружить наипростейшие истоки человечности. Не доверяя различного рода теориям, в том числе эпикуреизму и стоицизму, он занимает по отношению к ним скептическую позицию. Титула человечности у него достойны такие добродетели, как нравственная простота и чистота, порядочность, благородство, отвага, милосердие. В качестве возрожденца он придает этике, прежде всего земное, посюстороннее измерение.

 

Преодоление средневековой схоластики осуществлялось двояким образом: через Ренессанс и через Реформацию. Реформация — это социально-политическое движение против папства, против монопольного положения католической церкви. Выдающимся представителем Реформации был Мартин Лютер (1488— 1546), немецкий мыслитель, общественный деятель, основатель немецкого протестантизма (лютеранства). М. Лютер решительно выступил против папы как наместника Бога на земле, против церкви как единственного посредника между Богом и человеком. Особенно его возмущала продажа священнослужителями индульгенций (отпущения грехов). По мнению Лютера, человек сам стоит перед Богом, сам молит Бога об искуплении. И спасение возможно; оно — ввере в Писание, в Евангелие. Не в церковных обрядах должен искать человек искупления, а в чистой вере, которая сама является божьим даром». В связи с этим Лютер отверг рационалистическое учение Аристотеля. Истина — не в разуме, а в откровении. Земная жизнь юдоль греха и страданий. Страдания надо терпеть; терпение — путь к спасению. Большую роль в осуществлении Реформации сыграл также французский теолог Жан Кальвин (1509— 1564) — основатель кальвинизма (пуританства). Он был приверженцем учения о преопределении, согласно которому Бог сам определяет, кто будет спасен, а кто будет наказан за грехи. Что касается социально-политических идей эпохи Ренессанса, то наиболее яркие мысли, по поводу которых и сегодня ведутся дискуссии, высказал Н. Макиавелли (1469— 1527). Будучи патриотом, Макиавелли, жаждал единства Италии. В своем знаменитом произведении «Князь» он, учитывая опыт истории, советует государю, стремящемуся к объединению страны, использовать ради достижения этой цели любые средства. Он должен быть хитрым, как лиса, и свирепым, как лев. Он должен быть притворщиком и лицемером, быть вероломным, нарушать любое слово, если это помогает достижению цели. Однако в любой ситуации он должен казаться добродетельным. Все эти советы Макиавелли отражали реальное положение в стране, реальное поведение правителей Италии. Примечательно, что сам Н. Макиавелли отнюдь не был апологетом макиавеллизма. По его мнению, государственное управление должно базироваться на равновесии и взаимоконтроле трех сил: государя, знати и народа. Самые важные политические блага, считает Макиавелли, — национальная независимость, безопасный общественный порядок и хорошо взвешенная конституция. Ярким представителем северного Возрождения был Эразм Роттердамский (1466— 1536). В своей книге «Похвала глупости» он подверг беспощадной критике папство, церковь, общество в целом. Воспевая гуманизм, Эразм трактовал его как нравственное, уважительное отношение людей друг к другу. Он осуждал войну как самое страшное проклятие человечества, защищал идею единого «христианского всесветного мира, единой церкви как гаранта единой национальной европейской цивилизации. Оценивал Возрождение, Ф. Ницше, один из самых глубоких и противоречивых мыслителей конца XIX в., писал: «То был золотой век нашего тысячелетия, несмотря на все его пятна и пороки».

 

Каковы же основные принципиальные установки философии Возрождения?

В эпоху Возрождения формально остается в силе центральное положение Бога, но действительным объектом философского интереса становится человек. А это означает, что происходит существенная трансформация главенствующих в культуре ориентаций. О направленности этой трансформации дает наглядное представление приводимая ниже таблица.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 339.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...