Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ РФ НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА




 

Законодательная база инвестиционной деятельности должна брать за основусовокупность мер бюджетной, кредитной и налоговой политики, взаимовлияющих и взаимосвязанных при их реализации, и на четкую систему организации и управления инвестиционным процессом со стороны органа государственной власти. Нормативно- законодательная база должна обеспечивать инвесторам постоянство их деятельности. Также правовая система должна регулировать возможность инвестирования в те или иные отрасли, а также регламентировать порядок по использованию отдельного фактора производства, который составляет инвестиционный потенциал субъектов РФ. На данном этапе государственная власть уже создала правовую базу, которая охватывает все главные стороны инвестиционной деятельности: по конкурсному размещению централизованного инвестиционного ресурса, налогообложению, лизингу, иностранным инвестициям [8, c. 100]. К нормативным правовым актам, при помощи которых государством регулируется инвестиционная деятельность, относят нижеприведенные: Конституция и Гражданский Кодекс РФ, Указ Президента РФ  «О частных инвестициях в РФ» от 17 сентября 1994 г. No 1928.

Принципиальное положение данныхосновных документов конкретизируются и развиваются в федеральном законе, постановлении Правительства РФ и иных нормативно - правовых актах. Сюда относят

• ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» в редакции от 25.02.1999 № 39;

 • ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9 июля 1999г. No 160;

• ФЗ «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001г. No 156 в редакции от 12.03.2014г. № 33);

• постановления Правительства РФ  «О Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное, региональное и межрегиональное значение» от 23 ноября 2005г. No 695 [8, c. 103].

Законодательная база, которая направлена на косвенное регулирование инвестиционной сферы, на данном этапе представляется в качестве налогового, бюджетного, таможенного, земельного и лесного кодексов РФ, федеральных законов, которые содержат отдельные нормы, влияющие на инвестиционную деятельность, ряда правительственных постановлений. В числе федеральных законов выделим нижеприведенные: «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О плате за землю», «О лизинге» и др. Законодательство, которые описываетсовокупность инструментов регулирования инвестиционной сферы, позволит применять их как на федеральном уровне управления, так и в регионе.

До 1991 года в РФ управление инвестиционным процессом осуществляли с помощью директивного централизованного планирования. Реформы децентрализировали систему управления инвестицией и позволяли переходить к управлению на основании рыночных отношений. В субъектеРФ действует единая федеральная нормативно-законодательная база, дополнившись собственными в некоторых регионах, учитывая специфику их развития, и регулирующая инвестиционную деятельность лишь в пределе своих полномочий (рис.).

Необходимое условие здесь – отсутствующие противоречия между региональным и федеральным законодательством, а также мерами государственного регулирования, которые реализуют на федеральном и региональном уровнях.

Поэтому, субъектРФ имеет право принять самостоятельный инвестиционный закон, не противоречащий законодательству. Но на практике данное право часто не реализовали. Деление полномочий между федеральным центром и субъектом РФ в условии формирующейся правовой базы в конце прошлого столетия приводило к нарушениям единого экономического пространства страны, частому изменению в законодательстве, которое противоречило действующих законам и, таким образом, условия были ухудшены с целью развития инвестиционной деятельности.

Федеральные нормативно-правовые акты

Стратегии развития

Кодексы РФ

Отдельные законы, Постановления Правительства РФ и пр. в инвестиционной сфере

Прочие

Региональные нормативно-правовые акты

Стратегия социально­ экономического развития региона Стратегия инвестиционная

Закон о государственном регулировании инвестиционной деятельности

Положение об оценки эффективности региональных инвестиционных проектов

Целевые программы поддержки инвестиционной деятельности в регионе
             

Таб. Нормативно-правовое обеспечение механизма управления региональными инвестиционными проектами [10, c. 99]

На данном этапе практически каждый регион РФ понял значение инвестиционного ресурса для собственной территории и начал создавать все условия  с целью формирования благоприятного инвестиционного климата. К примеру, в ряде субъектовРФ, таких как Московская и Ярославская области, инвестиционное законодательство на уровне регионов имеет отличную проработку, а некоторые их нормативные акты эффективно дополнили федеральную правовую базу.

В рейтинге Всемирного банка DoingBusiness, посвященном условиям ведения бизнеса в государствах мира, РФ за год поднялась на 35-е место с 40-го, набрав 75,5 балла, — это лучший результат среди стран БРИКС.

Инвестиционная политика, проводимая Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ, Югра), является частью единой государственной политики РФ  по улучшению бизнес-климата страны.

Усилия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательской и инвестиционной деятельности в 2018 году будут направлены на формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной экономики автономного округа.

Открытие первых специализированных центров оказания помощи предпринимателям в г. Сургуте и г. Нижневартовске МФЦ для бизнеса стало основной для формируемой в 2018 году сервисной модели поддержки и развития бизнеса, включающей обеспечение доступности получения предпринимателями всего спектра государственных, муниципальных и сопутствующих услуг, а также услуг АО «Корпорация «МСП» [16].

Реализованный органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа муниципальный инвестиционный стандарт позволит упростить административные процедуры на местах и создать более комфортную среду для открытия своего дела или расширения уже существующих производств.

Внедренный в деятельность контрольно-надзорных органов риск-ориентированный подход по 7 приоритетным видам контроля (надзора) позволит использовать методы оценки рисков в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности и в целом повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности.

В Югре заданы приоритеты новой промышленной политики, ключевой целью которой является диверсификация экономики за счет создания новых производств в приоритетных направлениях, внедрение в промышленное производство новейших разработок и современных технологий. С 2018 она будет реализовываться в соответствии с государственной программой автономного округа «Развитие промышленности, инноваций и туризма вХанты-Мансийском автономном округе – Югре в 2018 – 2025 годах и на период до 2030 года».

Благодаря заключенному соглашению о взаимодействии между Фондом промышленности РФ и Фондом развития Югры будет оказываться адресная финансовая поддержка предприятиям, реализующим проекты, обладающие экспортным потенциалом, нацеленным на импортозамещение.

Основным направлением деятельности окружного Технопарка высоких технологий станет инновационная поддержка промышленного роста, в том числе за счет разработки и внедрения новых информационных технологий в интересах промышленности автономного округа. Вокруг Технопарка будет сформирована сеть индустриальных парков, промышленных кластеров, испытательных полигонов, которые станут площадкой для формирования новых рынков Национальной технологической инициативы.

Цифровизацияюгорской экономики должна стать инструментом повышения эффективности мер по улучшению условий ведения бизнеса и охватить широкий спектр взаимодействия между инвестором и государством посредством развития электронных ресурсов и сервисов электронного взаимодействия.

Будут сформированы концептуально новые подходы к развитию экосистемы открытых данных, которые станут драйвером для создания новых перспективных бизнес-идей.

Портал государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru) предоставит новые возможности предпринимательскому сообществу в получении необходимой разрешительной документации, мер государственной поддержки [16].

Специализированная информационная система взаимоотношений с клиентами (CRM система) объединит информационное пространство всех участников процесса по сопровождению инвестиционных проектов по принципу «одного окна», что позволит оперативно решать вопросы разработки, экспертизы и согласования документации при размещении производств, получать полный спектр информационных и других услуг.

Налоговая политика автономного округа будет нацелена не только на сохранение действующих благоприятных налоговых режимов для субъектов инвестиционной деятельности, но и на их усиление в 2018 году. Будут введены такие дополнительные меры стимулирования инвестиционной активности организаций как налоговые льготы при заключении специального инвестиционного контракта, реализации национального проекта по созданию комплекса отечественных технологий и высокотехнологичного оборудования разработки запасов баженовской свиты. Дополнительные меры будут направлены на поддержку инвесторов.

В 2018 году будут использоваться меры государственной поддержки проектов в сфере создания и капитального ремонта объектов транспортной инфраструктуры в виде субсидии на возмещение части затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры.

Начнется реализация инвестиционных проектов на основе концессионных соглашений, государственно-частного партнерства по созданию объектов образования, физической культуры и спорта, размещения и переработки твердых коммунальных отходов, а также теплоснабжения согласно типовому тиражируемому решению, подготовленному Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Автономный округ обладает необходимыми ресурсами для того, чтобы формировать высокотехнологичную экономику, создавать новые рабочие места, стать центром для привлечения инвестиций и новых технологий [16].

Теперь отметим нормативно-правовые акты ХМАО-ЮГРЫ, которые регулируют инвестиционную политику:

¾ Закон ХанХМАО – Югры "О государственной поддержке инвестиционной деятельности вХанты-Мансийском автономном округе – Югре" от 31 марта 2012 года N33-оз (в ред. от 05.03.2013 №32-оз);

¾ Закон ХМАО – Югры "О порядке предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" от 12 октября 2007 года N130-оз (в ред. от 27.04.2016 №40-оз);

¾ Закон ХМАО – Югры "Об инвестиционном фонде Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" от 1 июля 2013 года N59-оз;

¾ Постановление Правительства ХМАО – Югры от 27 декабря 2013 года N590-п "О Регламенте по сопровождению инвестиционных проектов вХанты-Мансийском автономном округе – Югре";

¾ Постановление Правительства ХМАО – Югры "О реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "О порядке предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" от 25 марта 2009 года N58-п (в ред. от 18.06.2011 №221-п);

¾ Постановление Правительства ХМАО – Югры "О Совете при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по вопросам развития инвестиционной деятельности вХанты-Мансийском автономном округе – Югре" от 29 декабря 2011 года N510-п;

¾ Постановление Правительства ХМАО – Югры от 9.11.2012 N438-п "О порядке формирования Реестра приоритетных инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";

¾ Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 апреля 2013 года N106-п "О плане создания объектов инвестиционной инфраструктуры вХанты-Мансийском автономном округе – Югре";

¾ Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 декабря 2011 года N517-п "О порядке предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим инвестиционную деятельность по созданию объектов общего и дошкольного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для возмещения части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам и внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.07.2010 N160-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2010 - 2013 годы и на период до 2015 года"

¾ Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 апреля 2013 года N145-рп "Об утверждении инвестиционной декларации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" [16].

Практика таких регионов может использоватьсяиными субъектами РФ при разработке соответствующего нормативно-правового акта.

Каждый региональный нормативно-законодательный акт в инвестиционной сфере имеет отчетливо выраженное стимулирующее направление. Кроме того, их можно условно делить на нижеприведенные  группы:

¾ нормативно-правовые акты, где подробно раскрывают предоставляемую льготу;

¾ рамочные нормативно-правовые акты, где лишь оговаривают форму государственной поддержки инвестиционной деятельности, а разработка порядка конкретной льготы делегируется тому органам исполнительной власти, в чьем введении такая льгота находится, что влечет за собой создание дополнительных нормативных актов [12, c. 128].

Естественно, само по себе существование или отсутствие специального нормативно – правового акта не служит признаком делений органов власти субъектов РФ на активных или пассивных с точки привлечения инвестиций в собственный регион.Ряд регионов, где нет специальных нормативно-правовых актов, тем не менее уже создают благоприятные инвестиционные условия с целью привлечения дополнительного ресурса. Но, наличие такого специального акта, который детально регулирует инвестиционный процесс, является своего рода признаком «зрелости» правового режима в субъекте, что очень позитивно воспринимают не только отечественное, но и международное инвестиционное сообщество.

 


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проделанной работы можно предложить следующие рекомендации. На данном этапе требуется новый закон о государственном регулировании инвестиций, где акцент должен делаться, главным образом, на государственных мерах в такой сфере деятельности.

 В новом законе требуется предусматривать разные инвестиционные режимы на основании цели инвестирования и типа инвесторов, вырабатывать стимулирующую меру, а также разрабатывать порядок по отбору инвестиционного проекта. Такой закон должен подробным образом регламентировать реализацию главных государственных функций в сфере инвестиций:

 • государственное инвестирование средств;

• создать меры, облегчающие хозяйствующему субъекту инвестирование собственных средств;

• оказывать содействие при привлечении инвестиций третьих лиц.

Новый закон сможет решать три основные задачи. Первое, в законе должны создать комплексность в государственномрегулировании инвестиционного процесса, т.е. корреспонденцию связей инвестиционного законодательства с Гражданским, Бюджетным, Налоговым, Арбитражным, Таможенным и Процессуальным кодексами РФс помощью использований понятий и институтов соответствующей отрасли в законодательстве.

Второе, в законе должны определять сферу ведения субъектаРФ в сфере инвестиционного законодательства. Стимулирующий ряд мер, который будет предложен в законе для того, чтобы облегчить хозяйствующему субъекту инвестирование собственных средств, очевидно, должен быть разным и касаться налоговых, таможенных, валютных и других административно-правовых отношений при участии таких субъектов.

Третье, должны конкретизировать некоторые положения в инвестиционном законодательстве в иных нормативно-законодательных актах - постановлениях Правительства РФ, актах отдельного ведомства.

Важной составляющей нового закона должна стать основа, определяющая перечень и условия предоставления государством мер помощи в привлечении инвестиций третьих лиц, сюда же относятся иностранные инвестиции. Здесь приведем следующее:

- содействовать эффективности инвестиций;

- предоставлять особые льготы инвестору;

- обеспечивать защиту прав и интересов инвестора, включив разные гарантийные меры с помощью выделений государственных и иных гарантий, залога, страхования и т.д.

Таким образом, усовершенствование федерального и регионального законодательства явится действенным средством гармонизации в создании нового правового решения, которое будет направлено на поддержку инвестиций со стороны региональной власти с помощью предоставления льготы, на создание условий инвестиционной открытости и привлекательности региона, усиление его инвестиционного имиджа, проведение активной деятельности по привлечению иностранных инвестиций, формирование инвестиционной инфраструктуры.


 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Об инвестиционной деятельности в РСФСР. Закон РСФСР от 26.06.1991 №1488-1 (ред. от 26.07.2017). // Бюллетень нормативных актов, N 2-3, 1992.

2. Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений. Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ (ред. от 26.06.2017).// Собрание законодательства РФ, 01.03.1999, №9, ст. 1096.

3. Об иностранных инвестициях в РФ. Федеральный закон от 09.07.1999 №16-ФЗ (ред. от 18.07.2017).// Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, №28, ст.3493.

4. Об особых экономических зонах в РФ. Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ (ред. от 03.07.2016).// Собрание законодательства РФ, 25.07.2005, №30, ст.3127.

5. Аванесов, О. Г. Трансформация сбережений населения в инвестиционный ресурс для инновационной деятельности. Научное исследование / О. Г. Аванесов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 64 с.

6. Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Нестабильный курс рубля: причины, плюсы и минусы // Молодой ученый. — 2016. — № 7. — С. 747–750.

7. Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Плюсы и минусы проекта «Свободный порт Владивосток» // Молодой ученый. — 2015. — № 24. — С. 364–367.

8. Быкова Н.Н. Особенности реализации инвестиционной политики в Российской Федерации и ее регионах // Гуманитарные научные исследования. 2016. - № 12 . – С.56-60.

9. Воробьев С. Н. Управление рисками в предпринимательстве //Воробьев С. Н., К. В. Балдин; Изд.-торг. корпорация «Дашков и К°". Москва, 2005. Шпалтаков В. П. Интересы и управление экономикой // Инновационная экономика и общество. 2014. № 4 (6). С. 11–19.

10. Инвестиционная деятельность и подрядные торги / Плотников А.Н. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 111 с.

11. Ржавина Ю. Б. Риски в предпринимательстве как объективная необходимость//В сборнике: Теория и практика экономических наук Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный Центр «Аэтерна»; Ответственный редактор Сукиасян А. А.. 2014. С. 55–57.

12. Рапницкая Н. М. Об управлении рисками в малом предпринимательстве //В сборнике: Современные проблемы и тенденции инновационного развития европейского севера материалы Международной научно-практической конференции. 2014. С. 194–197.

13. Тютюкина, Е.Б. Формирование факторов развития инновационно-инвестиционной деятельности компаний базовых отраслей экономики для повышения их конкурентоспособности: монография / колл.авт. под ред. проф. Тютюкиной Е. Б. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 213 с.

14. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации : монография / О.Ф. Быстров, В.Я. Поздняков, В.М. Прудников [и др.]. — М. : ИНФРА?М, 2017. – 360 с.

15. Управление инвестиционной деятельностью: теория и практика / Р.Р. Байтасов. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 421 с.

16. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра. [Электронный ресурс] URL:https://admhmao.ru/dokumenty/proekty-pravitelstva/documents.php?sid=65972&bid=740&pid=&eid=1012214 (дата обращения: 03.02.2018).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 158.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...