Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Физкультурные досуги и праздники в дошкольном учреждении как форма организации двигательной деятельности детей.




Физкультурный досуг

Задачей физкультурного досуга является создание бодрого настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, предоставление возможности испытать удовольствие от двигательной деятельности, испытать радость от командных действий.

Физкультурный досуг не требует специальной подготовки. Он проводится педагогом в обычной обстановке, с небольшим количеством атрибутов. Поддержанию радостного настроения, созданию положительных эмоций способствует использование эмблем, опознавательных ленточек, табло и т.п.

Досуг проводят как с одной группой, так и с группами детей, близких по возрасту.

По содержанию физкультурный досуг может быть различным, строиться на знакомых играх и игровых упражнениях, на элементах спортивных игр, на упражнениях в основных движениях (бег, прыжки, метания). Досуг может строиться на играх-эстафетах типа «Веселые старты». Он может быть организован как большая тематическая игра («Спасатели», «Разведчики» и т.п.). Интересно проходит музыкально-физкультурный досуг, когда дети выполняют упражнения под музыку (с обручем, мячам, лентами, без предметов и т.п.). Такой досуг воспитывает у детей выразительность движений, творчество. Нередко педагоги используют на досуге форму «двигательного ералаша», когда детям предоставляется возможность самим выбрать упражнения, которыми они будут заниматься в физкультурном зале: вращать обруч, забрасывать мяч в корзину, прыгать на фитболе и т.п.

Физкультурный праздник.

Праздники физической культуры - это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательное характера, способствующие пропаганде физической культуры. Их более частные задачи: демонстрация достижений дошкольников, подведение итогов за определенный период работы. Праздники обычно проводятся 1 раз в сезон (осенью, зимой, весной), посвящаются выдающимся событиям в спортивной жизни города и страны, знаменательным датам.

К празднику готовится весь коллектив дошкольного учреждения: составляется сценарий, подготавливаются красочные атрибуты, специальная одежда для детей и т. д.

Содержание праздника составляют подвижные игры и упражнения знакомые детям и обновленные путем введения неожиданных условий, необычных пособий, способов организации. В программу физкультурного праздника включаются также занимательные викторины и загадки.

При разработке сценария праздника следует учитывать его основную идею, девиз. Содержание физкультурного праздника во многом зависит от сезона, условий, в которых он проходит. Так, на празднике в зимнее время, возможно использование физических упражнений и игр, характерных для зимних условий — катание на санках с ледяных горок, игры и соревнования на лыжах, коньках, элементы игры в хоккей, игры-эстафеты на снегу и т.д. Широкий простор для подбора разнообразных упражнений и игр открывается при проведении праздника в летнее время. В этих условиях возможно включение в содержание праздника массовых выступлений детей, требующих большого свободного пространства, игр-эстафет с бегом, прыжками с места и разбега, метанием в цель и на дальность, упражнениями в равновесии в разных условиях, а также заданий, выполняемых на велосипедах и самокатах, элементов спортивных игр (баскетбол, бадминтон, футбол), веселых аттракционов.

Праздники приобретают большее оздоровительное и воспитательное значение при условии насыщения их мероприятиями, в которых могут принимать активное участие все зрители (простейшие подвижные игры, конкурсы на лучшее выполнение упражнений типа физкультурной минуты и т. п.).

Открытие праздника начинается с выхода участников на физкультурную площадку, после чего следует построение, поднятие флага, а затем парад участников. После торжественной части проводятся показательные выступления, состоящие из общеразвивающих упражнений, которые выполняются детьми в разных построениях, с различными предметами. С показательными номерами могут выступить и приглашенные на праздник гости.

Большое оживление вносят игры с элементами соревнования, эстафеты, разные виды спортивных упражнений и спортивных игр.

Поддержанию интереса, созданию праздничного настроения способствует включение в содержание праздника «сюрпризного» момента. В заключении подводятся итоги. Проводится награждение детей, общий хоровод, танцы, парад участников.

Существуют несколько методик определения эффективности занятий по адаптивной физической культуре.

1. Шкала навыков по Чейли.

Этот метод основывается на неврологических и биомеханических аспектах развития. По системе Чейли оценивается: положение таза, положение плечевого пояса, симметрия, распределение веса тела.

1. Оценка двигательных возможностей детей, разработанная в НИИ травматологии и ортопедии и. Г.И. Турнера.

Оценка включает в себя:

· состояние двигательной и рефлекторной сфер;

· развитие мелкой моторики;

· развитие умственной деятельности;

· обследование развития речевых навыков;

· обследование возможностей зрительно-пространственного восприятия;

· наличие сопутствующих заболеваний;

· морфологические данные ребенка. [2]

1. Методика показателей физического развития и культурно-гигиенических навыков детей, предложенная А.А. Наумовым и Т.Э. Токаевой в авторской программе. Концептуальными основаниями авторской программы является онтогенетически ориентированный личностный, деятельностный и субъективный подходы к физическому и трудовому воспитанию детей с двигательной патологией. Представленное в программе содержание предназначено для организации вариативных форм физического и трудового воспитания детей в сопровождении взрослого.

Перечисленные методики мониторинга определяют действительный уровень развития ребенка, но являются довольно громоздкими в использовании. А.И. Репина в своей работе «Адаптивная физическая культура как средство развития двигательной сферы и формирования навыков самообслуживания у детей с церебральным параличом» (2008) определяла динамику двигательной подготовленности и уровня сформированности навыков самообслуживания у детей с ДЦП в поздней резидуальной стадии посредством следующих показателей:

· динамометрия кистей;

· экскурсия грудной клетки;

· жизненная емкость легких;

· силовая выносливость мышц спины;

· статическая координация;

· оценка манипулятивной деятельности рук;

· оценка зрительно-моторной реакции;

· оценка способности к самообслуживанию;

· коммуникативные способности;

· организаторские способности.

Перечисленные показатели в большей степени отражают физическое развитие ребенка, его морфологические качества, и в меньшей – сформированность двигательных навыков.

Анализ существующих методик мониторинга детей с ДЦП показал, что есть необходимость в создании доступной для использования методики мониторинга формирования двигательных навыков у детей с ДЦП. Доступность в использовании помогает родителям применять данную методику без участия специалиста. Эта особенность, несомненно, имеет существенное значение для семей, которые проживают далеко от областных центров и у которых нет возможности выехать на консультацию к специалисту.

Петер Лаутеслагер разработал тест «Основные двигательные навыки» для измерения уровня двигательного развития ребенка с синдромом Дауна. Тест состоит из 15 разделов, соответствующих 15 основным двигательным навыкам, расположенным в последовательности, отражающей возрастание уровня постурального контроля ребенка с синдромом Дауна, то есть возрастанием его способности контролировать свое тело в покое и движении, правильно и рационально управлять своим телом. Разделы теста:

1. поднимает ноги, лежа на спине;

2. поднимает руки, лежа на спине;

3. поднимает голову, лежа на спине;

4. опирается на локти, лежа на спине;

5. переворачивается с живота на спину;

6. переворачивается со спины на живот;

7. сидит;

8. передвигается по опорной поверхности;

9. ходит вдоль опоры;

10. стоит у опоры;

11. встает к опоре;

12. самостоятельно стоит;

13. садится из положения лежа;

14. самостоятельно ходит;

15. самостоятельно встает. [1]

Каждый из разделов теста разбит на стадии и уровни развития навыка, то есть в рамках каждого навыка выведена последовательность двигательных изменений, четко отражающая возрастающий уровень постурального контроля.

Двигательное развитие детей с синдромом Дауна отличается от формирования двигательных навыков детей с ДЦП, но способ организации теста двигательных навыков является примером доступного мониторинга.

Основным показателем как мониторинга детей с ДЦП, так и эффективности занятий является сформированный навык у воспитанника. В отличие от теста двигательных навыков детей с синдромом Дауна, предлагаемый нами мониторинг разделен на 7 групп показателей, в зависимости от того, какие мышцы задействованы в формировании и сложности выполнения движения. Помимо этого включена группа показателей наличия тонических рефлексов – одной из особенностей патологии двигательного развития детей с ДЦП, которые препятствуют формированию правильных поз ребенка и вертикализации тела.

Каждая группа состоит из двигательных действий, которые показывают сформированность различных навыков. Двигательные действия ранжируются от простого к сложному, и оцениваются в баллах от 0 до 3.

Группы показателей сформированности двигательных навыков:

1. показатели наличия тонических рефлексов;

2. двигательные навыки нижних конечностей;

3. ползание;

4. двигательные навыки верхних конечностей;

5. положение сидя;

6. ходьба;

7. передвижение в пространстве.

Группа показателей «Наличие тонических рефлексов» состоит из следующих двигательных действий:

1. В положении лежа на спине поднятие и опускание головы, верхние и нижние конечности лежат вдоль туловища прямые – 1 балл.

2. В положении лежа на спине ребенок поворачивает голову в сторону, при этом захватывает игрушку, находящуюся сбоку от него, подносит к себе – 2 балла.

3. В положении лежа на животе ребенок лежит, разогнув руки и ноги, может манипулировать предметами, находящимися перед ним – 3 балла.

4. В положении лежа на спине ребенок активно поворачивает голову в сторону, за этим следует поворот туловища и конечностей (поворот на бок или на живот) - шейная выпрямительная реакция (с 4 мес.) – 3 балла.

Группа показателей «Двигательные навыки нижних конечностей»:

1. Самостоятельно упражнения не выполняет. Движения производит с поддержкой взрослого – 0 баллов.

2. В положении лежа на спине поднимает согнутые в коленном суставе ноги вместе, обнимает руками в области коленного сустава – 1 балл.

3. В положении лежа на спине поднимает поочередно правую, левую ноги, согнутые в коленном суставе – 1 балл.

4. В положении лежа на животе поднимает поочередно ноги, согнутые в коленных суставах – 2 балла.

5. В положении лежа на спине поднимает почередно правую, левую прямые ноги – 2 балла.

6. В положении сидя на стуле (стопы на полу, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90 градусов), перекаты стоп с пятки на носок – 2 балла.

7. В положении стоя у опоры перекаты стоп с пятки на носок – 3 балла.

8. В положении стоя (без опоры) перекаты стоп с пятки на носок – 3 балла.

Группа показателей «Ползание»:

1. Положение лежа на животе с опорой рук на локтевые суставы – 0 баллов.

2. Переворот из положения лежа на спине в положение лежа на животе и обратно – 1 балл.

3. Сгибание/разгибание рук в локтевых суставах в положении лежа на животе с продвижением вперед (например, на гимнастической скамье) – 1 балл.

4. Ползание по гимнастической скамейке с помощью одновременного сгибания/разгибания рук в локтевых суставах – 1 балл.

5. Ползание по полу с поочередным сгибанием/разгибанием рук и ног – 2 балла.

6. Из положения лежа на животе с опорой прямых рук на кисти, подъем таза вверх и назад и сгибание ног в коленных суставах (угол сгиба коленных суставов 90 градусов) – 2 балла.

7. Ходьба на коленях с опорой прямых рук кистями на пол с поочередной сменой рук и ног – 3 балла.

8. Махи прямой ногой/рукой из положения стоя на коленях с опорой кистями на пол ("трехопорная" стойка) – 3 балла.

Группа показателей «Двигательные навыки верхними конечностями»:

1. Самостоятельно упражнения не выполняет. Движения производит с поддержкой взрослого – 0 баллов.

2. Поднимает, опускает прямые руки – 0 баллов.

3. Пальцы рук согнуть в кулак и разогнуть – 1 балл.

4. Захватывает предмет (игрушка), удерживает, отпускает – 1 балл.

5. Бросает (катает), ловит мяч – 2 балла.

6. Соединяет кисти рук, ладони вместе, скрещивая пальцы – 2 балла.

7. Захватывает мелкие предметы (монеты, бусины), удерживает их, перемещает, отпускает – 3 балла.

8. Соединяет поочередно 2-4 (указательный-мизинец) пальцы каждой руки с 1 (большим) пальцем (упражнение «Колечко») – 3 балла.

Группа показателей «Положение сидя»:

1. Самостоятельно упражнения не выполняет. Движения производит с поддержкой взрослого – 0 баллов.

2. Положение сидя на полу, ноги согнуты в коленных суставах скрестно перед собой, руки перед собой держатся за устойчивую опору (может быть заменено положением сидя на полу с согнутыми коленями на икроножных мышцах) – 0 баллов.

3. Положение сидя на стуле со спинкой и подлокотниками за столом, ноги согнуты в коленных суставах (угол сгиба 90 градусов), стопы горизонтально прилегают к полу – 1 балл.

4. В положении сидя на стуле со спинкой за столом, производит манипуляции с предметами, расположенными на столе – 2 балла.

5. Положение сидя на стуле со спинкой без подлокотников и стола – 2 балла.

6. Положение сидя на табурете без спинки, ноги согнуты в коленных суставах (угол сгиба 90 градусов), стопы горизонтально прилегают к полу – 3 балла.

Группа показателей «Ходьба»:

1. Стойка в положении стоя на коленях у опоры (руки держат устойчивую опору - лестницу, брусья) – 0 баллов.

2. Ходьба на коленях за "устойчивой" опорой (руки держатся за цилиндр, ходунки, стул, тележку и т.д.) – 1 балл.

3. Ходьба на коленях за " неустойчивой" опорой (руки держатся за фитбол) – 1 балл.

4. Положение стоя на стопах у опоры (руки держатся за устойчивую опору - лестницу, брусья) – 1 балл.

5. Ходьба с ходунками, цилиндром, с опорой рук на брусья – 2 балла.

6. Ходьба с опорой рук на фитбол, канаты – 2 балла.

7. Ходьба за одну руку ("опорная" рука держится за брус) – 2 балла.

8. Положение стоя на стопах без опоры – 3 балла.

9. Самостоятельная ходьба – 3 балла.

Группа показателей «Передвижение в пространстве»:

1. Лазанье по вертикальной гимнастической лестнице – 1 балл.

2. Подъем и спуск с платформы (вперед/назад, вправо/влево), высота 15-20 см – 2 балла.

3. Ходьба правым/левым боком приставными шагами, руки держатся за брусья – 2 балла.

4. Подъем и спуск правым/левым боком по лестнице, держась руками за поручни, 10 ступеней – 2 балла.

5. Подъем и спуск по лестнице, держась одной рукой за поручень, 10 ступеней – 3 балла.

6. Езда на велосипеде (3-4хколесном) – 3 балла.

7. Ходьба на мини-лыжах – 3 балла.

На основе мониторинга составляется карта обследования двигательных навыков детей с ДЦП, которая изображена в таблице 1.

Таблица 1. Карта обследования двигательных навыков детей дошкольного возраста с ДЦП.

№ п/п Наименование группы показателей

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Итог
1 Наличие тонических рефлексов       1     2     3 4    
2 Двигательные навыки нижних конечностей       1 2 3 4 5 6 7 8    
3 Ползание     1 2 3 4 5 6   7 8    
4 Двигательные навыки верхних конечностей     1 2 3   4 5   6 7    
5 Положение сидя     1 2     3 4   5      
6 Ходьба     1 2 3 4 5 6 7 8 9    
7 Передвижение в пространстве       1     2 3 4 5 6 7  

Итоговая сумма

                         

Цифры в данной таблице соответствуют порядковому номеру двигательного действия в группах показателей. Приведем пример: ребенок самостоятельно выполняет третье действие из группы «Ползание», а именно: сгибание/разгибание рук в локтевых суставах в положении лежа на животе с продвижением вперед (например, на гимнастической скамье). Действия 4-8 в данной группе не выполняет. Соответственно, количество баллов за эту группу – 1 балл.

Двигательные действия, которые ребенок выполняет, выделяются в карте. Это обусловлено тем, что в конце периода лечения или в конце учебного года необходимо оценить динамику формирования двигательных навыков.

После полного обследования ребенка данные суммируются. Итоговая сумма показывает динамику формирования двигательных навыков с помощью математических показателей.

Посредством мониторинга формирования двигательных навыков в течение 4 лет проводилось наблюдение за процессом абилитации детей дошкольного возраста с ДЦП в детском саду компенсирующего вида при ГСКОУ СО «Специальная школа-интернат №17» г. Екатеринбурга. В исследовании приняло участие 12 детей, с которыми ежедневно проводились индивидуальные занятия по адаптивной физической культуре. Мониторинг проводился один раз в год, чтобы отследить наиболее выраженную динамику формирования двигательных навыков. Результаты отражены в таблице 2.

Таблица 2. Мониторинг формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста с ДЦП

Имена детей

Александр Ч

Дарья Т.

Даниил А.

Вероника С.

Мария С.

Алексей У.

Богдан С.

Виктория М.

Елена Щ.

Мария В.

Елизавета Ш.

Кирилл М.

Год
2008 5 13 16 16 15 - - - - - - -
2009 10 16 19 19 18 12 - - - - - -
2010 16 21 - - 20 17 10 3 15 10 6 3
2011 18 - - - 21 21 16 6 18 14 13 6

Примечание: прочерк означает, что мониторинг не проводился, так как дети не обучались в этот период в детском саду.

Результаты мониторинга показывают, что у всех детей существует положительная динамика двигательного развития, что отражается в сформированности навыков. Мониторинг построен таким образом, что результаты соответствуют увеличению уровня самостоятельности детей, что, несомненно, является одной из главных задач процесса абилитации в целом.

Целью данного мониторинга является не только показать действительный уровень сформированности навыка, а определить ближайшую зону развития. Это удалось добиться с помощью последовательной структуры двигательных действий в группах показателей. Таким образом, использование мониторинга формирования двигательных навыков позволяет родителям самостоятельно оценивать двигательное развитие детей с ДЦП.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...