Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Принципы проведения санитарно-микробиологических исследованийСтр 1 из 5Следующая ⇒
ЗАНЯТИЕ 1.2.2 Микрофлора факторов среды обитания (воздух, вода, почва) Цель занятия: изучитьмикрофлору объектов окружающей среды (воды, почвы, воздуха) и методы их санитарно-микробиологической оценки.
Студент должен знать: 1. Природные микробиоценозы. Экологические связи в микробиоценозах. 2. Санитарно-микробиологические исследования объектов внешней среды: · воздуха, · воды, · почвы, · пищевых продуктов. 3. Санитарно-микробиологические исследования рук, оборудования и спецодежды персонала.
Студент должен уметь:
почвы и смывов с рук и предметов.
Студент должен владеть: · методами микробиологических исследований с использованиеммедико-технической аппаратуры; · методами противоэпидемических и др. мероприятий, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей.
Работа №1. Санитарно-бактериологическая оценка микрофлоры воздуха Цель: изучить методы оценки санитарно-бактериологического состояниявоздуха. Самостоятельная работа: А) по готовым посевам сделать расчет ОМЧ по формуле Омелянского. Оценить чистоту воздуха по справочной таблице (см. теоретическую справку).
Посев воздуха методом седиментации(по Коху) на МПА для определения ОМЧ.
Результат: ________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________
Б)определить наличие СПМ (гемолитических стрептококков) на кровяномагаре.
Посев воздуха аспирационным методом(по Кротову) на кровяной агар для определения СПМ (см. теоретическую справку). Условие: V= 1000 дм3.
Результат: ________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________
Заполнить таблицу:
Вывод:
Работа № 2. Санитарно-бактериологическая оценка микрофлоры воды Цель: изучить методы оценки санитарно-бактериологического состоянияводы. Самостоятельная работа:оценить санитарно-бактериологическое состояние питьевой воды по результатам посевов. Определить ОМЧ, коли-титр, индекс БГКП. Оценить чистоту воды (см. теоретическую справку).
Посев воды глубинным методом на МПА для определения ОМЧ.
Результат: ________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________
Посев воды методом мембранных фильтров на среду Эндо для определения общего количества колиформных бактерий (БГКП,от лат.Escheriсhiacoli - кишечная палочка) в 100 мл воды (см. теоретическую справку).
Результат: ________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________
Заполнить таблицу:
Вывод:
Работа № 3. Санитарно-бактериологическая оценка микрофлоры почвы Цель: изучить методы оценки санитарно-бактериологического состояния микрофлоры почвы. Самостоятельная работа:провести оценку санитарно-бактериологического состояния почвы по результатам посевов. Результаты внести в таблицу. Сделать выводы (см. теоретическую справку).
Вывод:_______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Работа № 4. Санитарно-бактериологическая оценка чистоты рук персонала Цель: изучить методы санитарно-бактериологического контроля в ЛПУ. Самостоятельная работа:учесть результат готового посева смывов с рук на среде Кесслера.
Посев смыва с рук персонала на среде Кесслера
«К» «О»
Результат: _____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Вывод: ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Подпись преподавателя_________________________________________________________ Самостоятельная работа во внеурочное время Как правильно провести санитарно-бактериологические исследования объектов окружающей среды_____________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Перечислите санитарно-показательные микроорганизмы А) воздуха____________________________________________________________________ Б) воды______________________________________________________________________ В) почвы _____________________________________________________________________ Требования, предъявляемые к СПМ______________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Методы качественного и количественного изучения микрофлоры молока______________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Методы качественного и количественного изучения микрофлоры мяса, колбасных изделий и мясных продуктов ____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Методы качественного и количественного изучения микрофлоры консервированных продуктов ___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Подпись преподавателя_________________________________________________________ Теоретическая справка В природе микроорганизмы заселяют практически любую среду (почва, вода, воздух) и распространены гораздо шире, чем другие живые существа. Благодаря разнообразию механизмов утилизации источников питания и энергии, а также выраженной адаптации к внешним воздействиям, микроорганизмы могут обитать там, где другие формы жизни не выживают. Естественные среды обитания большей части организмов - вода, почва и воздух.Число микроорганизмов, обитающих на растениях и в организмах животных, значительно меньше. Широкое распространение микроорганизмов связано с лёгкостью их распространения по воздуху и воде; в частности, поверхность и дно пресноводных и солёных водоёмов, а также несколько сантиметров верхнего слоя почвы изобилуют микроорганизмами, разрушающими органические вещества. Меньшее количество микроорганизмов колонизирует поверхность и некоторые внутренние полости животных (например, ЖКТ, верхние отделы дыхательных путей) и растений. В зонах обитания микроорганизмы образуют биоценозы- сложные ассоциации со специфическими и часто необычными взаимоотношениями. Каждое микробное сообщество в конкретном биоценозе образуют специфичные аутохтонные микроорганизмы[от греч. autos, свой, + chthon, страна, местность], то есть микробы, присущие конкретной области. В состав этих сообществ могут внедрятьсяаллохтонные микробы[от греч. alios, чужой, + chthon, страна; буквально - чужестранец], (например, паразитические), обычно в них не встречающиеся. В природных биоценозах (почва, вода, воздух) выживают и размножаются лишь те микроорганизмы, которым благоприятствует окружающая среда; их рост прекращается, как только меняются условия окружающей среды. В природе большую часть бактерий поедают хищные простейшие, но часть клеток каждого вида выживает; при наступлении благоприятных условий они дают начало новым клонам микроорганизмов Санитарно-бактериологическая оценка объектов окружающей среды Принципы проведения санитарно-микробиологических исследований 1. Правильный забор проб осуществляется: а) с соблюдением стерильности; б) правил транспортировки, позволяющих избежать искажения результатов; в) быстроепроведение исследований или сохранение материала до анализа в холодильнике (не более 6-8 часов). 2. Серийность проведения анализов. Для получения адекватных результатов 3. Повторность отбора проб, позволяющую получить более достоверную ин- 4. Применение только стандартных унифицированных методов исследования 5. Использование комплекса тестов. 6. Проведение оценки объектов по совокупности полученных результатов с
Санитарное состояние объектов внешней среды определяют по двум основным показателям:
ОМЧ расценивается как показатель интенсивности загрязнения окружающей среды органическими веществами. Санитарно-показательными называют микроорганизмы (СПМ), по которым можно косвенно судить о возможном присутствии патогенов в окружающей среде. Содержание СПМ определяют: 1) прямым подсчетом с помощью специальных камер или электронным счетчиков, предварительно гомогенизируя пробу и внося краситель (эритрозин). Методика позволяет отличить живые бактерии от погибших; 2) посевом на питательные среды. СПМ должны удовлетворять следующим характеристикам: а) постоянно обитать в естественных полостях человека и животных и выделяться в окружающую среду; б) не должны размножаться вне организма, исключая пищевые продукты; в) длительность их выживания в окружающей среде должна быть не меньше, и даже несколько больше, чем у патогенов; г) устойчивость СПМ в окружающей среде должна быть аналогичной или превышать таковую у патогенных микроорганизмов; д) у СПМ не должно быть в окружающей среде «двойников»; е) микроб не должен изменяться в окружающей среде; ж) методы индикации и идентификации СПМ должны быть простыми.
К работе № 1 Микрофлора воздуха Санитарно-микробиологическое состояние воздуха закрытых помещений оценивают по микробному числу - количеству особей, обнаруживаемых в 1 м3воздуха, наличию санитарно-показательных бактерий - представителей микрофлоры дыхательных путей - гемолитических стрептококков, золотистого стафилококка. Нормативы: чистый воздух зимой: ОМЧ не более 4500, гемолитических стрептококков - до 35;грязный воздух зимой: ОМЧ более 7000, гемолитических стрептококков – до 124. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 277. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |