Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ответы на вопросы должны быть развёрнутыми. Учитываются язык и стиль изложения.




Ключи (примерный вариант ответа)

1. [5 баллов] Оба поэта спустя годы неожиданно встречают женщину, которую они когда-то страстно любили. Тема стихотворения – встреча с любимой в прошлом женщиной или с её «двойником». Но чувства, которые они испытывают к прежней любимой, противоположны: у Тютчева возрождается давно прошедшее чувство любви, и его любимая обретает для него прежнее очарование, тогда как Лермонтов видит в нынешней чужой и чуждой ему женщине образ прежней возлюбленной, но и та уже давно умерла, осталась в прошлом, как и его тогдашнее страданье.


 

2. [15 баллов] Лирический герой Лермонтова в своём взгляде на прежнюю возлюбленную как будто раздваивается. С одной стороны, он, глядя на встреченную им женщину, внутренним взором смотрит на себя прежнего, давным-давно любившего эту женщину, и вспоминает себя молодого, неопытного и страдавшего от любовных мук. С другой стороны, он сейчас видит нынешнюю красавицу, ослепительная красота которой его совсем не трогает. Нынешняя живая женщина для него мертва и, наоборот, образ прежней, теперь уже исчезнувшей в дымке времён любимой бесконечно дорог. Женщина для Лермонтова скорее зеркало его самого, теперь тоже исчезнувшего в прошлом робкого и наивного юноши. Реальность встречи превращается в иллюзорность вследствие этого двойного зрения лирического героя: былое оказывается реальнее настоящего, и сквозь зримое настоящее проступает возрождённое духовными очами давно прошедшее время. И оно, воображаемое, вдруг на мгновенье обретает черты подлинной реальности в отличие от настоящей сиюминутной реальности, не одушевлённой любовью.

У Тютчева, напротив, образ нынешней возлюбленной воскрешает в душе лирического героя прежние сильные чувства, происходит гармоничное воссоединение прошлого и настоящего. Зрелый мужчина преклонных лет (образ осени в стихотворении) испытывает то же самое первозданное весеннее чувство любви, которое он испытывал в юности. И встреченная им через много лет женщина ничуть не потеряла своего очарованья, а он сам не разучился любить, не охладел душой. Настоящее здесь накладывается на прошлое и усиливает, удваивает его очарованье. У Тютчева они не противопоставлены, как у Лермонтова, и не враждебны друг другу. Они дополняют друг друга и умножают радость от встречи с прежней возлюбленной. Это удвоение внушает надежду на счастье, в то время как у Лермонтова счастье невозможно, потому что прежняя любовь безвозвратна ушла, растворилась во времени, а новой любви он не испытывает, глядя на возлюбленную холодными глазами постороннего.

3. [10 баллов] Противоположное понимание времени у Лермонтова и Тютчева порождает противоположные идеи. Идея стихотворения Тютчева заключается в том, что время не властно над любовью. Любовь сильнее времени и способна себя воскресить вопреки времени. У Лермонтова время беспощадно уничтожает любовь. Правда, любовь ещё остаётся в памяти лирического героя, но этот образ любви тоже иллюзия, смываемая временем и случайно вспыхнувшая по причине внезапной встречи. Настоящее же для Лермонтова тоже не имеет значения, так как любовь осталась в прошлом. Значит, и настоящее перестаёт быть реальностью, потому что не имеет ценности, одушевлённой любовью. Реальным, по существу, остаётся одно только страдание лирического героя. В прошлом он страдал от любви, а в настоящем – от отсутствия любви.

Примечание: нельзя требовать от учащихся столь подробного ответа с детальным описанием развития лирического сюжета. Оценивается их способность угадывать и понимать ассоциативные связи образов-метафор и их композиционное и смысловое движение внутри стихотворения.

 

Вопросы по русскому языку (30 баллов)

К стихотворению М.Ю. Лермонтова

1. [2 балла] Выпишите из части сложного предложения в строке 2 граммати­ческую основу.

Ответ:не для меня блистанье / блистанье не для меня (2 балла).

 

2. [2 балла] Выпишите из текста стихотворения знаменательное слово, в котором в данной форме корень состоит из одного согласного звука.

Ответ:прошлое (2 балла).

 

3. [3 балла] Выпишите из текста стихотворения слово, состоящее из приставки, корня и трёх суффиксов, в той форме, в какой оно употреблено в тексте.

Ответ:вникая (3 балла).

 

4. [2 балла] Выпишите из строк 1–4 слова, состоящие из корня, двух суффиксов и окончания. Слова выписывайте в той форме, в какой они употреблены в текстах.

Ответ:блистанье, страданье (2 балла).

 

5. [2 балла] Выпишите из текста имя существительное, не относящееся ни к мужскому, ни к женскому, ни к среднему роду.

Ответ:уста (2 балла).

 

6. [5 баллов] На сколько словосочетаний, состоящих из двух знаменательных слов, раскладывается предложение в строках 5–8? Укажите ответ цифрой и выпишите все словосочетания.

Ответ:10; 1) смотреть порой (0,5 балла); 2) смотреть на тебя (0,5 балла); 3) вникая в глаза (0,5 балла); 4) (в) твои глаза (0,5 балла); 5) вникая взором (0,5 балла); 6) долгим взором (0,5 балла); 7) занят разговором (0,5 балла); 8) таинственным разговором (0,5 балла); 9) говорю сердцем (0,5 балла); 10) говорю не с тобой (0,5 балла) (или любая другая последовательность, в том числе последовательность слов в словосочетании). Всего 5 баллов.

Всего 16 баллов.

К стихотворению Ф.И. Тютчева

1. [2 балла] Выпишите из текста имя прилагательное, не имеющее в данной форме ни рода, ни числа, ни падежа.

Ответ:слышнее (2 балла).

 

2. [2 балла] Выпишите из строк 5–16 слова, состоящие из приставки, корня, двух суффиксов и окончания. Слова выписывайте в той форме, в какой они употреблены в тексте.

Ответ:обвеян (1 балл), (не) умолкавшие (1 балл). Всего 2 балла.


 

3. [4 балла] Выпишите из строк 5–12 слова, которые изменяются по падежам, но не как существительные и не как прилагательные. Слова выписывайте в той форме, в какой они употреблены в тексте.

Ответ:что-то (1 балл), (в) нас (1 балл), весь (1 балл), тех (1 балл). Всего 4 балла.

 

4. [2 балла] Выпишите из текста стихотворения все предлоги. Если предлог повторяется, выписывайте его один раз.

Ответ:в (во), с, на, после (или любая другая последовательность). Всего 2 балла.

 

5. [2 балла] Выпишите грамматическую основу из строки 20.

Ответ:та ж любовь / любовь та ж (2 балла, та любовь / любовь та – 1 балл).

 

6. [1 балл] Выпишите из текста стихотворения слово, однокоренное со словом сретенье.

Ответ:встретил / встретить (1 балл).

 

7. [1 балл] Выпишите из стихотворения слово, однокоренное со словом мнить.

Ответ:вспомнил / вспомнить (1 балл).

Всего 14 баллов.

 

IV. [35 баллов] ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Французский композитор Клод Дебюсси (1862–1918) считался настоящим новатором. Его называли «композитором-импрессионистом», потому что он много общался с художниками-импрессионистами.

Дебюсси черпал вдохновение из картин, литературных произведений и быта художников, обитавших в парижском районе Монмартр, где у него была квартира. Особенно его вдохновляло всё связанное с Востоком. Самые знаменитые произведения Дебюсси имеют символические, а иногда и замыс­ловатые названия: «Море», «Лунный свет» и «Послеполуденный отдых фавна» Выберите для Вашего сочинения любое из названных произведений, озаглавленных Дебюсси, и пофантазируйте на тему, данную в названии. Напишите эссе-импровизацию в свободной форме, не более 300 слов.


Критерии оценки

Эссе написано интересно и оригинально до 15 баллов
Стилистическое мастерство до 15 баллов
Общая грамотность (наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок) до 5 баллов
Итого 35 баллов

 

Максимальное количество баллов за все верно выполненные задания – 150.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...