Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы по русскому языку (32 балла)




МОСКОВСКАЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА. 2016–2017 г.

ОЧНЫЙ ЭТАП

Класс

Задания, ответы, критерии оценивания

I. [20 баллов] РАЗМИНКА

 

Прочитайте отрывок из сочинения семиклассника. Найдите в нём ошибки, прокомментируйте и исправьте их. Начертите таблицу по образцу, данному ниже, и заполните её.

 

Ошибки Комментарии и исправления
Орфографические  
Пунктуационные  
Грамматические  
Лексические  
Стилистические  
Логические  

 

Знаменитый Летний сад на картине И. Бродского изображает осень. Судя по деревьям, с которых почти облетели листы, речь на картине идёт о поздней осени, может быть, о конце октября. Небо бледно-серое, хотя сквозь тучи порой проглядывает солнце. Тени от деревьев, ложатся на пещаную дорожку. Одинокая беседка справа напоминает о прошедших летних днях, когда в ней можно было посидеть и отдохнуть от яркого солнца. Вдалеке едва разлечимы фигуры людей, одетых почти по-зимнему: это значит что на улице холодно. У глядящего на картину возникает такое чувство, будто он сам идёт по дорожке Летнего сада и смотрит задумчево вдаль. Осенью всегда грустно, потому что природа как-будто умирает, а грядущая весна кажется только прекрасной сказкой. Меня снедает печаль, глядя на голый Летний сад!

Ответ

 

Ошибки Комментарии и исправления Баллы
Орфографические (по 1 баллу за ошибку) 1. пещаную – надо песчаную, песок + суффикс -ан- (1 балл). 2. разлечимы – надо различимы, различие (1 балл). 3. задумчево – надо задумчиво, суффикс -чив- (бранчивый; нет суффикса -чев-) (1 балл). 4. как-будто – пишется раздельно: как будто (1 балл) 4 балла
Пунктуационные (по 1 баллу за ошибку) 1. значит что на улице холодно – перед словом что нужна запятая (1 балл). 2. тени от деревьев, ложатся – здесь запятая не нужна, она не ставится между подлежащим и сказуемым (1 балл) 2 балла

 

Грамматические (по 2 балла за ошибку) 1. Знаменитый Летний сад на картине И. Бродского изображает осень – получается, что сад – это активный деятель, который сам рисует осень. Надо: Знаменитый Летний сад на картине И. Бродского изображён осенью / так, как он выглядит осенью (2 балла). 2. Меня снедает печаль, глядя на голый летний сад – неправильно употреблён деепричастный оборот (или – неправильно употреблена вторая часть предложения). Надо: Когда я гляжу на голый летний сад, я печалюсь / я грущу / мне грустно или Глядя на голый летний сад, я печалюсь / грущу (2 балла) 4 балла
Лексические (по 2 балла за ошибку) Судя по деревьям, с которых почти облетели листы… – множественное число листы образуется от слова лист в значении «тонкий плоский кусок чего-либо». Надо: Судя по деревьям, с которых почти облетели листья (2 балла) 2 балла
Стилистические (по 2 балла за ошибку) 1. грядущая весна – слово грядущая для этого текста слишком высокое по стилю, надо заменить на будущая весна / весна, которая наступит (2 балла). 2. Меня снедает печаль… – слишком высокое по стилю выражение для этого текста, надо заменить на что-то вроде Глядя на сад, я становлюсь печальным / Когда я гляжу на голый сад, мне становится грустно (2 балла) 4 балла
Логические (по 2 балла за ошибку) 1. Речь на картине идёт о поздней осени – на картине не может идти речь ни о чём, это не текст, состоящий из слов. Надо: на картине изображена поздняя осень / художник нарисовал сад таким, каким он бывает поздней осенью (2 балла). 2. Сквозь тучи порой проглядывает солнце – на картине солнце не может проглядывать «порой», пейзаж меняться не может; надо дать читателю понять, что эта перемена – лишь субъективное зрительское впечатление: Можно (было бы) подумать, что сквозь тучи порой проглядывает солнце (2 балла) 4 балла

Итого

20

 

II. [25 баллов] ЗНАМЕНИТЫЕ КОРАБЛИ

Что изображено на рисунках?

Подпишите изображения. Укажите название корабля, по возможности – имя капитана. Если перед Вами иллюстрация к художественному произведению, укажите его автора и название. С какими легендами или историческими событиями связаны эти корабли? Кратко напишите об этом.

Какое изображение можно считать лишним в данном ряду? Исключите его и кратко напишите, почему Вы его исключили.

Возможно несколько верных вариантов ответа; укажите все возможные.

1 2
3 4

 

5   6

 


 

Ответ

Следует иметь в виду, что изображение может быть «лишним» по разным основаниям. Самый ожидаемый ответ – исключение фотографии крейсера «Аврора».

 

1 – мифологический корабль «Арго». Аргонавты под предводительством Ясона отправились в Колхиду за золотым руном, талисманом местных жителей. Возможная причина исключения – изображение помещено на почтовой марке; иллюстрирован миф.

2 – «летучий корабль» из одноимённой русской народной сказки (кадр из мультфильма Г. Бардина, 1979). Капитаном можно назвать трубочиста Иванушку. Возможная причина исключения – жанр сказки.

3 – крейсер Балтийского флота «Аврора», принимал участие в русско-японской и Первой мировой войнах. Холостой выстрел с «Авроры» стал сигналом к штурму Зимнего дворца 25 октября 1917 г. Крейсер «Аврора», символ Октябрьского переворота, сейчас превращён в музей. Возможные причины исключения – а) это изображение реально существующего корабля; б) этот корабль связан не столько с литературой, сколько с историей нашей страны. Возможна, с другой стороны, ссылка на песню «Дремлет притихший северный город…» (более известна под названием «Что тебе снится, крейсер “Аврора”», слова М. Матусовского, музыка В. Шаинского).

4 – корабль «Секрет» («трёхмачтовый галиот») под командованием Артура Грэя из повести («феерии») А.С. Грина «Алые паруса». Представлен кадр из фильма (А. Птушко, 1961) – это и может быть причиной исключения.

5 – яхта «Беда» («Победа») под командованием капитана Христофора Бони­фатьевича Врунгеля – главного героя юмористической повести А.С. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». Представлен кадр из мультфильма (Д. Черкасский, 1980).

6 – подводная лодка «Наутилус» и капитан Немо (принц Даккар). Представлена иллюстрация к роману Ж. Верна «20 000 льё под водой». Возможная причина исключения – изображение подводного корабля.

 

За указание названия кораблей и имён капитанов – по 1 баллу (всего 10 баллов: не требуется указывать имя капитана «Авроры»; «летучий корабль» названия не имеет).

За указание автора и названия в позициях 4, 5, 6 – по 1 баллу (всего 3 балла).

За краткие пояснения о связи изображений с легендами, мифами, историческими событиями – до 5 баллов.

За исключение лишнего: если указано 1 лишнее изображение, то 1 балл, если 2, то 3 балла, если 3, то 5 баллов, если 4 и более, то 7 баллов. Если одно изображение исключено по разным основаниям, то за количество оснований – также до 7 баллов.

Всего 25 баллов.


 

III. [65 баллов] РАБОТА С ТЕКСТОМ

Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Юлий Черсанович Ким (род. 1936)


ОКТЯБРЯ

Тогда, душой беспечные невежды,

Мы жили все и легче, и смелей.

А.С. Пушкин

(1) На пороге наших дней(2) Неизбежно мы встречаем, (3) Узнаём и обнимаем (4) Наших истинных друзей. (5) Здравствуй, время гордых планов, (6) Пылких клятв и долгих встреч! (7) Свято дружеское пламя,(8) Да не просто уберечь. (9) Всё бы жить, как в оны дни,(10) Всё бы жить – легко и смело,(11) Не высчитывать предела (12) Для бесстрашья и любви. (13) И, подобно лицеистам, (14) Собираться у огня(15) В октябре багрянолистом(16) Девятнадцатого дня. (17) Как мечталось в оны дни!(18) Все объяты новым знаньем, (19) Все готовы к испытаньям – (20) Да и будут ли они?(21) Что ж загадывать? Нет нужды: (22) Может, будут, может, нет. (23) Но когда-то с нашей дружбы (24) Главный спросится ответ. (25) И судьба своё возьмёт, (26) По-ямщицки лихо свистнет, (27) Всё по-своему расчислит, – (28) Не узнаешь наперёд. (29) Грянет бешеная вьюга, (30) Захохочет серый мрак. (31) И – спасти захочешь друга, (32) Да не выдумаешь – как... (33) На дорогах наших дней, (34) В перепутьях общежитий, (35) Ты наш друг, ты наш учитель – (36) Славный пушкинский Лицей!(37) Под твоей бессмертной сенью (38) Научиться бы вполне (39) Безоглядному веселью, (40) Бескорыстному доверью, (41) Вольнодумной глубине!..

(1973)

Вопросы по русскому языку (32 балла)

 

1. [2 балла] Выпишите из предложения в строках 23–24 грамматическую основу.

Ответ: спросится ответ / ответ спросится (2 балла).

 

2. [4 балла] Выпишите из строк 1–24 слова, которые не имеют ни рода, ни числа, ни падежа, но изменяются по степеням сравнения, в той форме, в какой они употреблены в тексте.

Ответ: неизбежно (1 балл), просто (1 балл), легко (1 балл), смело (1 балл). Всего 4 балла.

3. [6 баллов] Выпишите из текста стихотворения слова, стоящие во множественном числе и имеющие в данной форме нулевое окончание. Слова выписывайте в той форме, в какой они употреблены в тексте.Ответ: друзей (2 балла), клятв (1 балл), встреч (1 балл), общежитий (2 балла). Всего 6 баллов. 4. [1 балл] Выпишите из строк 25–41 слово, соответствующее следующей морфемной структуре: первый корень, суффикс, соединительная гласная (или интерфикс), второй корень, суффикс, окончание. Слово выпишите в той форме, в какой оно стоит в тексте.Ответ: вольнодумной (1 балл). 5. [2 балла] Выпишите из текста стихотворения существительные, у которых в творительном падеже единственного числа окончание 2-го склонения, а в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа окончание 3-го склонения. Слова выписывайте в той форме, в какой они стоят в тексте.Ответ: время (1 балл), пламя (1 балл). Всего 2 балла. 6. [2 балла] Сколько раз в строках 1–8 встретится звук [Ы], если принять за исходное условие, что каждая строка произносится без паузы? Напишите ответ цифрой.Ответ: 8 (2 балла). 7. [2 балла] Выпишите из текста стихотворения слова, корень которых восходит к следующим иноязычным словам:1) слово латинского языка со значением «плоский, ровный»;2) слово латинского языка со значением «восемь».Слова выписывайте в начальной форме.Ответ: план (1 балл), октябрь (1 балл).
8. [8 баллов] Выпишите из текста стихотворения все слова с неполногласными сочетаниями (ра вместо оро, ла вместо оло и т. п.) в той форме, в какой они употреблены в тексте.Ответ: здравствуй (1 балл), время (2 балла), пламя (2 балла), предела (1 балл), главный (1 балл), мрак (1 балл). Всего 8 баллов. 9. [3 балла] Выпишите из текста стихотворения имена существительные, у которых форма винительного падежа единственного числа на один слог больше, чем форма именительного падежа единственного числа. Существительные выпишите в начальной форме. Если слово повторяется, выпишите его один раз. Ответ: друг (1 балл), лицеист (1 балл), учитель (1 балл). Всего 3 балла. 10. [1 балл] Выпишите из строк 1–8 глагол, который при образовании форм настоящего времени теряет суффикс, имеющийся у него в формах прошедшего времени. Глагол выпишите в той форме, в какой он употреблён в тексте.Ответ: узнаём (1 балл). 11. [1 балл] Выпишите из текста стихотворения глагол, который в единст­венном числе настоящего или будущего времени имеет окончания 1-го спряжения, а во множественном числе настоящего или будущего времени – окончания 2-го спряжения. Глагол выпишите в той форме, в какой он стоит в тексте.Ответ: захочешь (1 балл).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...