Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы по литературе (30 баллов)




МОСКОВСКАЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА. 2016–2017 г.

ОЧНЫЙ ЭТАП

Класс

Задания, ответы, критерии оценивания

 

I. [25 баллов] ПРОВЕРКА ЛИТЕРАТУРНОЙ ЭРУДИЦИИ

«Что в имени тебе моём?..»

 

1. [3 балла] Укажите имена двух героев поэмы ХХ века, совпадающие с именами христианских апостолов. Укажите название поэмы и фамилию автора.

2. [3 балла] Назовите отчество главного героя автобиографического рассказа писателя второй половины ХХ века, близкое по звучанию отчеству самого писателя. Назовите произведение и полное имя писателя.

3. [3 балла] Назовите имена, отчества и фамилии двух сестёр из повести А.И. Куприна и их фамилию в девичестве.

4. [2 балла] Назовите имя старой колдуньи, бабушки главной героини повести А.И. Куприна. Укажите название повести.

5. [3 балла] В пьесе XIX века героиня с этим именем гибнет от руки жениха; в романе XX века муж героини с таким же именем (чаще её называют уменьшительным) кончает жизнь самоубийством. Назовите это женское имя, фамилии героинь, а также авторов и произведения.

6. [3 балла] Назовите имя князя из романа XIX века, считавшего своих детей обузой, совпадающее с именем главного героя поэмы, созданной во время Великой Отечественной войны. Укажите также фамилии героев, авторов и произведения.

7. [3 балла] Назовите имена и фамилии первого и последнего представителей казацкой семьи, описанной в романе-эпопее XX века. Укажите также автора и название произведения.

8. [5 баллов] Назовите 4–5 различных уменьшительных имён, которыми авторы всегда называют своих героев и героинь в произведениях русской литературы. Укажите авторов и названия произведений.

 

Ответы

1. Петька, Петруха (1 балл) и Андрюха (1 балл) из поэмы А.А. Блока «Двенадцать» (1 балл).

2. Игнатьич (1 балл) в рассказе Александра Исаевича Солженицына (1 балл) «Матрёнин двор» (1 балл).

3. Вера Николаевна Шеина и Анна Николаевна Фриессе, в девичестве – Мирза-Булат-Тугановские. (За имя и отчество каждой из сестёр по 0,5 балла – Вера Николаевна и Анна Николаевна, за фамилию Шеина – 0,5 балла, за фамилию Фриессе – 0,5 балла, за фамилию Мирза-Булат-Тугановский – 1 балл, но за сокращённый вариант фамилии Булат-Тугановский – 0,5 балла. Всего – 3 балла.

4. Мануйлиха (1 балл) из повести А.И. Куприна «Олеся» (1 балл).


 

5. Лариса (0,5 балла). Лариса Дмитриевна Огудалова (0,5 балла) из драмы А.Н. Островского «Бесприданница» (0,5 балла) и Лариса (Лара) Фёдоровна Антипова (1 балл) из романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» (0,5 балла). 

6. Василий (0,5 балла). Князь Василий Курагин (0,5 балла) из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (0,5 балла) и Василий Тёркин (1 балл) из одноимённой поэмы А.Т Твардовского (0,5 балла).

7. Прокофий Мелехов (1 балл), Михаил (Мишатка) Мелехов (1 балл) из романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» (1 балл).

8. По 1 баллу за каждое уменьшительное имя и по 0,5 балла за название произведения, но в сумме не более 5 баллов. Например: Митрофанушка в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», Параша в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник», Марфуша Липочка в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся», Полинька Сакс в одноимённой повести А.В. Дружинина; Сонечка и Поленька в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Иудушка – прозвище Порфирия Головлёва в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы», Катюша Маслова в романе Л.Н. Толстого «Воскре­сение», Веничка в поэме В.В. Ерофеева «Москва – Петушки» и т. п. Могут быть названы и другие имена.

II. [30 баллов] РИСУНКИ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

 

Перед Вами изображения трёх русских писателей и их рисунки.

1. [6 баллов] Узнайте этих писателей, подпишите изображения.

2. [4 балла] Определите, кому из представленных писателей принадлежат рисунки. В этом Вам помогут приложенные тексты.

3. [6 баллов] Соотнесите тексты с изображениями писателей и их рисунками. Укажите через тире обозначения изображений и текстов, соответствующие друг другу. Например: I – А – 1, II – Б – 0 (портрет – рисунок – текст).

Примечание. Цифра 0 пишется, если у писателя нет рисунка или текста.

4. [8 баллов] Кому принадлежит авторство портретов и чем автор одного из портретов отличается от двух остальных?

5. [4 балла] Кто из писателей остался без текста и чем рисунок с его изображением восполняет отсутствие текста?

6. [2 балла] Назовите автора и произведение, в котором действует персонаж, названный по имени в прозаическом тексте.




Портреты

I II III

Рисунки

А Б

Тексты

1. «Николай Аполлонович [Аблеухов] пустился вдогонку с приско­ками, падая на правую ногу; за падающую кальсонину ухватился рукой; а другой норовил схватиться за плещущий край той отцовской сорочки…»

 

2. Эти пределы священны уж тем,

Что однажды под вечер

Пушкин на них поглядел с корабля,

По дороге в Гурзуф…

                  («Коктебельские берега», 1927)



Ответы

1. I – Максимилиан Александрович Волошин; II – Александр Александрович Блок; III – Андрей Белый (по 2 балла за имя каждого верно названного писателя).

2. А – рисунок Андрея Белого. Б – акварель (рисунок) «Коктебель» (1922) Максимилиана Волошина. (По 2 балла, всего – 4 балла.)

3.

I – Б – 2 (пояснения к ответу для экспертов: I – автопортрет Волошина, текст (стихотворение) № 2 Волошина, рисунок Б – акварель Волошина)

II – 0 – 0 (пояснения к ответу для экспертов: II – автошарж Блока, ни рисунка, ни текста Блока нет);

III – А – 1 (пояснения к ответу для экспертов: III – портрет Андрея Белого, текст 1 – Андрея Белого, рисунок А – Андрея Белого).

По 1 баллу за каждое верное соответствие, всего 6 баллов.

4. Автором портрета I является сам поэт Максимилиан Волошин, автором карикатуры II – сам А.А. Блок, автором портрета Андрея Белого является художник Лев Бакст (за первые 2 ответа по 2 балла, за третий ответ с указанием художника Бакста – 4 балла). Портрет III, в отличие от первых двух, на которых поэты изобразили сами себя, написан другим лицом. (Если это отличие найдено, но не названо имя художника, – 1 балл вместо 4.)

Всего 8 баллов.

5. Без текста остался А.А. Блок. Под его рисунком-карикатурой, изображающим его самого и его жену Любовь Дмитриевну Блок (урождённую Менделееву), рукой Блока оставлена надпись: «Люба и Саша делают великосветский визит» (4 балла даются в случае, если названо имя и отчество жены Блока).

6. Аблеухов – герой романа Андрея Белого «Петербург» (2 балла).


 

III. [60 баллов] РАБОТА С ТЕКСТОМ

Прочитайте стихотворения Б.Л. Пастернака из цикла «Темы и вариации». Ответьте на вопросы.

Борис Леонидович Пастернак (1890–1960)

 


Тема

(1) Скала и шторм. Скала и плащ и шляпа.
(2) Скала и – Пушкин. Тот, кто и сейчас,
(3) Закрыв глаза, стоит и видит в сфинксе
(4) Не нашу дичь: не домыслы в тупик
(5) Поставленного грека, не загадку,
(6) Но предка: плоскогубого хамита,
(7) Как оспу, перенесшего пески,
(8) Изрытого, как оспою, пустыней,
(9) И больше ничего. Скала и шторм.

(10) В осатаненье льющееся пиво
(11) С усов обрывов, мысов скал и кос,
(12) Мелей и миль. И гул, и полыханье
(13) Окаченной луной, как из лохани,
(14) Пучины. Шум и чад и шторм взасос.
(15) Светло как днём. Их озаряет пена
(16) От этой точки глаз нельзя отвлечь.
(17) Прибой на сфинкса не жалеет свеч
(18) И заменяет свежими мгновенно
(19) Скала и шторм. Скала и плащ и шляпа.
(20) На сфинксовых губах – солёный вкус
(21) Туманностей. Песок кругом заляпан
(22) Сырыми поцелуями медуз.

(23) Он чешуи не знает на сиренах,
(24) И может ли поверить в рыбий хвост
(25) Тот, кто хоть раз с их чашечек коленных
(26) Пил бившийся как о́б лед

(27) Скала и шторм и – скрытый ото всех
(28) Нескромных – самый странный, самый тихий,
(29) Играющий с эпохи Псамметиха
(30) Углами скул пустыни детский смех…

(1918)


 




























Оригинальная

(1) Над шабашем скал, к которым
(2) Сбегаются с пеной у рта,
(3) Чадя, трапезундские штормы,
(4) Когда якорям и портам,

(5) И выбросам волн, и разбухшим
(6) Утопленникам, и седым
(7) Мосткам набивается в уши
(8) Клокастый и пильзенский дым.

(9) Где ввысь от утеса подброшен
(10) Фонтан, и кого-то позвать
(11) Срываются гребни, но – тошно
(12) И страшно, и – рвётся фосфат.

(13) Где белое бешенство петель,
(14) Где грохот разостланных гроз,
(15) Как пиво, как жёваный бетель,
(16) Песок осушает взасос.

(17) Что было наследием кафров?
(18) Что дал царскосельский лицей?
(19) Два бога прощались до завтра,
(20) Два моря менялись в лице:

(21) Стихия свободной стихии
(22) С свободной стихией стиха.
(23) Два дня в двух мирах, два ландшафта,
(24) Две древние драмы с двух сцен.

(1918)



















Комментарии

«Тема»

Пастернак обосновал свой образ сфинкса африканским происхождением Пушкина.

Скала и шторм. Скала и плащ и шляпа – здесь нашла отражение картина Репина и Айвазовского «Пушкин у моря». «Прощай, свободная стихия».

Хамиты – группа народностей Северной Африки.

Эпоха Псамметиха – VII в. до н. э. – начало царствования 26-й династии египетских фараонов.

«Вариации» – «Оригинальная»

«Трапезундские штормы» – пришедшие от берегов Турции.

«Пильзенский дым» – пена, похожая на пивную, пильзенского (чешского) пива.

Жеваный бетель – тонизирующее средство из листьев перца и семян пальмы.

Кафры – африканская народность.


 

Вопросы по литературе (30 баллов)

1. [5 баллов] Как Вы видите тему и оригинальную вариацию этой темы у Пастернака?

2. [15 баллов] Как развивает свою тему Пастернак? Учитывайте в ответе на вопрос также реминисценции, аллюзии, непрямые цитаты, игру Пастернака с традицией, ассоциативность его поэтической манеры, игру приёмами, в том числе аллитерации, ассонансы, параллелизмы и т. п.

3. [10 баллов] Как вариация развивает тему и чем она отличается от основной темы?

Отвечая на вопросы, сравните два стихотворения, опишите лирические сюжеты в каждом из стихотворений, найдите аллюзии и скрытые цитаты, используемые поэтом, прокомментируйте средства художественной выразительности, которые создают как тему, так и её вариацию. Ответы должны быть развёрнутыми. Учитываются язык и стиль изложения.

Ключи (примерный вариант ответа)

1. Тема стихотворения – Пушкин и его прощание с романтизмом (Пушкин у моря, море как свободная романтическая стихия, что отражено в картине Репина – Айвазовского). Вариация – развитие темы «Пушкин и море». Пушкин и море точно две равновеликие стихии. Они как будто смотрят друг в друга, они зеркальны. Они меняются друг с другом местами и лицами.

2. Пастернак развивает тему с помощью ряда метафор. Они разворачиваются как морские волны и набегают на читателя с такой же энергией и яростью. Сначала в «Теме» звучит антитеза: скала и шторм – неуспокоенная и тревожная стихия воды противопоставляется устойчивому и неподвижному древнему массивному и громадному камню (утесу) – ср. с картиной Репина – Айвазов­ского, на которой Пушкин изображён во время морской бури на вершине скалы, завёрнутый в плащ, со шляпой в руке. Плащ и шляпа – детали романтического мироощущения, они подобны свободной стихии морских волн. Скала противо­поставляется Пушкину. Ещё одна антитеза, которая подчёркивает постоянную изменчивость, стихийное свободолюбие Пушкина как лирического героя в сравнении с неподвижной, вечной незыблемостью скалы. Такая же незыблемость, прошедшая через столетия, отличает сфинкса
с его толстыми губами. И здесь читатель легко ассоциирует сфинкса
с Пушкиным. Но, кроме того, сфинкс всегда загадка, и такой же неразрешимой загадкой является гениальная личность Пушкина. С разгадкой таинственной и опасной загадки сфинкса связана аллюзия, намекающая на царя Эдипа («не домыслы в тупик поставленного грека»): разгадкой станет человек. От этой ассоциации Пастернак переходит к африканским предкам Пушкина с их толстыми эфиопскими губами (плоскогубые хамиты). Африка, родина Пушкина, рисуется как необозримая пустыня (подразумеваются пирамиды и сфинкс с их вечными загадками). Море по ассоциации тоже может проявляться как водная пустыня с её опасностью (штормом) и непредсказуемостью (романтическое миро­восприятие и романтический метод изображения действительности). Штормовые пенистые волны ассоциативно порождают метафору пивной пены пильзенского (пльзеньского) пива. С усов пьяницы льётся пиво, подобно тому как морская пена скатывается с каменных утёсов. Шум и гам весёлой пивной пирушки соотносится с гулом шторма. Картина пространства расширяется: штормовые волны стремятся захлестнуть луну,
с яростью набегают на сфинкса, как на скалу. Метафора светящейся пены сменяется метафорой света (свечей), озаряющего тьму пространства. Пространство ещё более расширяется – уходит в небо, в туманности, вкус которых остаётся на губах у сфинкса. Сфинкс сам становится символом космоса, вечности, он сам является порождением космоса и одновременно олицетворяет тайну мироздания, а значит, по ассоциации, также и Пушкин включает в себя мироздание, небо, вселенную. Стихия моря, со дна которого волной выбрасывается на песок груда медуз, вдруг соотносится со звёздным небом, холодным и ледяным пространством, и вместе с тем с телом человека как микрокосма (чашечек коленных), подобного макрокосму – вселенной.

Все эти пространственные метафоры оборачиваются метафорой вечного и древнего времени – эпохой Псамметиха (египетская мифологическая древ­ность). Сфинкс, подобно Джоконде, скрывает загадочную улыбку (или детский смех) – по ассоциации детство связывается с изначальной мудростью, исчезающей в пору взросления. Опять даётся намёк на загадку сфинкса (утром – на четырёх (ребёнок), днём – на двух (взрослый) и вечером – на трёх (старик с палкой)).

3. Вариация развивает мотив водной стихии – шторма, пива, фонтана. По звуковой ассоциации фонтан превращается в фосфат. Шум бури (и пивной пирушки) оборачивается звуком дверных петель, грохот шторма становится громом грозы. Гроза имеет привкус перца. И завершается вариация неожиданным возвращением к основной теме – к морю и Пушкину, к его предкам-кафрам с их толстыми губами, к Царскосельскому лицею, к романтике Пушкина и моря: они меняются местами, они отражаются друг в друге, как два зеркала, поставленные друг перед другом. Это снова создаёт загадку, тайну. Вместе с тем эти две стихии друг с другом прощаются, обменявшись лицами. Так вариация развивает тему.

Примечание: нельзя требовать от учащихся столь подробного ответа с деталь­ным описанием взаимодействия метафор, поэтических ассоциаций и культурно-исторических аллюзий, развернувшихся в полной мере в пастерна­ковской стиховой стихии (часто очень субъективной). Оценивается главным образом их способность угадывать и понимать ассоциативные связи метафор и их композиционное и смысловое движение внутри темы и вариации к ней. Собственная, индивидуальная трактовка аллюзий и поэтических ассоциаций приветствуется.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...