Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конституционные поправки и пересмотр Конституции России.




 

Конституция - акт долговременного действия. Ее важнейшим свойством является стабильность. Юридической гарантией стабильности российской Конституции служит особый (жесткий) порядок ее пересмотра и принятия конституционных поправок, предусмотренный гл. 9 Конституции РФ.

 

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, согласно ст. 134 Конституции РФ, могут вносить:

 

Президент РФ,

Совет Федерации,

Государственная Дума,

Правительство РФ,

законодательные (представительные) органы субъектов Федерации,

группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации

или депутатов Государственной Думы.

 

Таким образом, круг субъектов, наделенных правом выступать с инициативой внесения изменений в действующую Конституцию или принятия новой Конституции, предусмотренный ст. 134 Конституции РФ, не совпадает (ограничен) с кругом субъектов права законодательной инициативы, предусмотренным ст. 104 Конституции РФ.

 

В Конституции РФ установлен различный порядок пересмотра гл. 1, 2, 9 и 3-8.

 

Положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре этих глав будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

 

Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

 

В Постановлении Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 Конституции Российской Федерации было указано, что поправки к Конституции принимаются в форме специального правового акта - Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона.

 

Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» * детально урегулировал вопросы, касающиеся порядка и условий внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.

 

Под поправкой к Конституции РФ в Федеральном законе понимается любое изменение текста гл. 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции РФ.

 

Изменения в ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

 

В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ * решение субъекта Федерации об изменении своего наименования включается в ст. 65 Конституции РФ в упрощенном порядке - указом Президента РФ.

 

Не является изменением наименования субъекта Российской Федерации в смысле ч. 2 ст. 137 Конституции РФ и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.

 

Стадии принятия новой Конституции:

 

а) поддержка предложения о пересмотре положения гл. 1,2,9. Согласно ст. 134 изменения могут вносить: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы власти субъектов РФ, группа, численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы. Предложения считаются поддержанными, если за них выскажутся 3/5 общего числа членов Совета Федерации и 3/5 общего числа депутатов Государственной Думы.

б) созыв конституционного собрания.

в) принятие новой Конституции путем голосования конституционного собрания или путем референдума (ст. 135).

 

Порядок внесения поправок к гл. 3-8

 

а) внесения предложения о поправке в Государственную Думу (ч.2 ст. 104, инициатива в соответствии со ст. 134)

б) рассмотрение и принятие проекта палатами Федерального собрания. Государственная Дума рассматривает поправки в 3 чтениях, решение принимается не менее 2/3 от общего числа депутатов.

в) рассмотрение в Совете Федерации, принятие большинством голосов не менее 3 / 4.

г) одобрение закона органами законодательной власти субъектов РФ, рассмотрение в течение года, одобрение не менее чем 2/3 субъектов.

д) подписания закона Президентом РФ. Подписание в течение 14 дней, официальное опубликование, и обнародование (промульгация).

 

Изменения в ст.65 (состав субъектов РФ) – возможны преобразования или слияния, вносится на основании ФКЗ. Вопрос о наименовании субъекта – исключительно предмет ведения субъекта РФ. Конституционный суд РФ 28.11.1995 г. постановил, что новое наименование субъекта РФ включается в текст ст. 65 Указом Президента РФ.

 

Конституция РФ достаточно хорошо защищена от произвольного изменения какой-либо властью. Такой порядок внесения изменении в Конституцию РФ имеет цель обеспечение ее стабильности и всей правовой системы РФ.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...