Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Что такое коэволюция человека и природы?




Вопрос 7. Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной

Цивилизации.

Что такое природа?

Понятие природы, в основном, используется в широком и узком смысле слова.В широком смысле понятие коэкстенсивно понятиям «все сущее», «мир», «Космос», «Вселенная» и т.д., т.е. «великое целое» (П. Гольбах). Наука не предназначена для исследования природы в этом смысле. Применительно к науке это понятие используется в узком смысле: природа - это естественная среда обитания человека.

Соответственно именно такая природа является основным объектом естествознания, науки. В таком смысле оно используется и философией, когда она рассматривает природу (какестественную среду возникновения и обитания человека и общества) как альтернативу обществу. Природу как альтернативу обществу и человеческому миру можно условно разделить на естественную («первую») и «искусственную» («вторую») природу.В формировании современных представлений о природе активно участвуют философия и наука.

        Наряду с понятием «природа» в современной культуре интенсивно используется понятие «образ природы». Оно обозначает некоторое интегральное и целостное представление человека о природе, характерное для той или иной конкретно-исторической эпохи и типа взаимосвязи человека с природой. В таких образах природы присутствуют представления о ее значимости и ценности для человека. Они выступает в качестве категорий культуры, а значит, активно влияет на поведение человека. Этим определяется актуальность экспликации конкретных образов природы.

Какие образы природы возникли в культуре и транслируются в ней д сих пор?

    Мифологический образ природы формируется в древнейшую и древнюю историческую эпоху, для которых характерно господство, подчинение общества и человека природным силам. Человек приспосабливается к природе, она для него - основной источник пищевых ресурсов и выживания в целом. В мифологическом образе природа господствует над человеком, она обожествляется, персонифицируется, одушевляется. В этом образе человек и природа неразрывны, они родственны, составляют одну универсальную космическую общину. Следовательно, в этот образ природы вписаны такие нормы взаимодействия с природой, как приспособление к ней, слияние с ней. При этом ценность природы для человека не рефлексируется, поскольку мифологическое сознание слитно, синкретично.

    При этом для античной и древневосточной философии характерен принцип единства макрокосма (Космоса-природы) и микрокосма (человека), они неразрывны. Античная наука созерцательна, не ориентирована на практическое использование, трактуется преимущественно как вид мудрости, вписана в философию.

    Технико-технологический образ природы возникает в Новое время. Однако предпосылки для его появления складываются в древнем обществе, в культуре античности, по мере того, как развивается общество, возникает  оседлый образ жизни, земледелие, животноводство, ремесло, возникает городская культура.Новые отношения с природой – это потребительские отношения, поскольку природа в культуре рассматривается как резервуар, восполняющий потребности человека.Образ природы, который доминирует в культуре: природа - мастерская, а человек в ней – работник. Именно в 17-18 в.в. возникает индустриальная цивилизация, техногенная по характеру. Развивается промышленное производство, сырье для него черпается из природы во все большем масштабе.

    Философия Нового времени акцентирует внимание на проблеме познания природы (наблюдения и экспериментирования с объектами природы, которые раскрывают свои тайны познающему разуму). Тезис Ф.Бэкона «Знание – сила» характеризует деятельностную, активную и силовую установку человека по отношению к природному окружению.

В классическом естествознании Нового времени были разработаны основные принципы познания природы: объективность, предметность научного знания, исключение субъективного начала, неизменность процедур познавательной деятельности и т.д. Наука развивалась как естествознание (знание о природе) и ее предназначение состояло в увеличении благ для человека.

Образ природы как субъекта в диалоге с человеком. Диалогическая модель природы.

Кризисные последствия технико-технологического, потребительского отношения общества к природе в 20 веке поставили вопрос о его преодолении. Экологическая ситуация 70-х г.г. 20 века была осознана как критическая для жизни и природы, и человека. Закладываются основы нового, гуманистического отношения к природе и нового образа природы – диалогического по характеру. Диалогическое взаимодействие человека с природой – это традиции «сотрудничества», «партнерства», которые альтернативны традициям «управления и доминирования» над природой. Исходит из признания абсолютной ценности жизни, предполагает новый уровень морали, новое сознание.

Философия активно создавала предпосылки для формирования нового образа природы и отношения к ней как к «субъекту», достойному гуманного и уважительного отношения. В конце 19 века – это русский и европейский космизм,в котором человек предстает как космопланетарный феномен. В 20 веке появляется новый гуманизм А. Швейцера (принцип благоговения перед жизнью), философия персонализма, экзистенциализма, социально-критическая философия и др., для которых объектом исследования стали проблемы бытия человека в мире, переоценка его помыслов и действий в природе.

Большой вклад в переориентацию духовной культуры вносит наука, естествознание конца 19 – 20 века. Эволюция естественных наук постепенно размывает доминирование механистического объяснения природы, формируются идеалы эволюционного объяснения. «В естествознании, - подчеркивает В. Гейзенберг, - предметом исследования является уже не природа сама по себе, а природа, поскольку она подлежит человеческому вопрошанию», и, следовательно, «в наше время…речь, по сути дела, идет уже не о картине природы, а о картине наших отношений к природе».

Что такое коэволюция человека и природы?

В 1968 году русский генетик Тимофеев-Ресовский выдвигает принцип коэволюции человека и природы(ко- означает совместность,  эволюция, от лат. - развертывание). Понятие пришло из биологии, стало общенаучным. В философии преимущественно используется для обозначения процесса совместного развития биосферы и человеческого общества. Принцип коэволюции говорит о том, что человечество, для того, чтобы обеспечить себе будущее, должно не только изменять биосферу, но и изменяться само, должноприспосабливаться к объективным требованиям природы.Концепция коэволюции должна определить оптимальное соотношение интересов человечества и всей остальной биосферы, избежав при этом двух крайностей: стремления к полному господству человека над природой («Мы не можем ждать милостей от природы…» - И. Мичурин) и смирения перед ней («Назад – к природе…» - А. Руссо). Для того, чтобы обеспечить устойчивую целостность, симбиоз общества и биосферы, необходимо перейти кновым ценностям, экологическим по характеру.

Ценность – понятие, указывающее на большое социальное, человеческое значение объектов и явлений. Экологические ценностивыражают значимость, важность отношений с природой и сохранения экологии на надлежащем уровне.Современный этап взаимоотношения общества и природы отличает от других то, чтоэкологические ценности в современной культуре вычленены, представлены в идеях, принципах, концепциях, программах, нормах морали и права. Это такие ценности, как   ценность жизни, запрет войны, целостность биосферы, биологическое разнообразие, устойчивость экосистем, разумное природопользование, экономия ресурсов, экологическая безопасность и другие ценности экологического сознания и поведения человека.Ценность устойчивого поддерживаемого совместного (человечество и природа) развития, чтобы не наступили необратимые процессы.

 Большую роль в создании новых экологических ценностей сыграла общественная организация «Римский клуб».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 547.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...