Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Расширение этоса науки. Этические проблемы современной науки.
Основные понятия:этос, научное сообщество, социология науки. Вопрос об этической составляющей науки возник в середине XX века в постнеклассической науке в связи с противоречиями, обострившимися в области применения научных разработок (ядерное оружие, биотехнологии и пр.) На первый взгляд, наука и нравственность (этика) касаются разных сторон жизни. Наука – это совокупность теоретических представлений о мире, ориентированная на выражение в понятиях и математических формулах объективных характеристик действительности, то есть тех, которые не зависят от сознания. Нравственность (мораль), напротив, является совокупностью ценностей и норм, регулирующих поведение и сознание людей с точки зрения противоположности добра и зла. Нравственность строится на человеческих оценках, повелевает действовать определенным образом в зависимости от наших жизненных ориентиров – значит, она занята ничем иным, как действующими субъектами и их субъективностью. Таким образом, между наукой и нравственностью обнаруживается разрыв, ров, пропасть, их территории различны, проблемы лежат в разных плоскостях, и остается неясным, как можно рассуждать о связи науки и нравственности. Однако нравственность проникает всюду, где встречаются два субъектаи где речь идет об их нуждах и угрозах для них. А во-вторых наука не существует в неких чисто духовных сферах, не витает над миром, она – дело вполне человеческое и касается огромного множества человеческих интересов. Поэтому в науке необходима своя этика (как этика врача, юриста и т.д.). В философии науки применим термин «этос науки». Автор этого термина - Роберт Мертон, пионер социологии науки. Основные идеи Р. Метрона: 1. Науку делают ученые - специфические профессионалы, порождающие научное знание. 2. Для целостности научного знания необходимы общие правила, способствующие оптимальному функционированию науки. 3. Этос науки - определенная совокупность идеализированных норм-заповедей, усваиваемая начинающими учеными в процессе их приобщения к научному сообществу. Этос науки – это эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний и обычаев, верований, ценностей и предрасположенностей, которые считаются обязательными для ученого. 4. Функции этоса науки: обеспечение согласованного функционирования научного сообщества и эффективности научных исследований. 5. Нормы науки строятся вокруг четырех научных ценностей: 1) Универсализм – убежденность в том, что изучаемые наукой явления во всех условиях протекают одинаково и истинность научного утверждения не зависит от пола, характера, титулов, авторитета. 2) Общность. Научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его получил, не вправе монопольно им владеть. 3) Бескорыстность.Стимулом деятельности ученого является истинность (а не деньги, слава, признание). 4) Организованный скептицизм (всеобщий критицизм). Ученый несет ответственность за публикуемые положения и т.д. Особенности этоса науки в постнеклассической науке. 1. Этика науки выполняет регулирующую функцию: сохраняет нравственный характер ценностей, исповедуемых учеными. 2. Выполняет инструментальную функцию, служит формулированию этических требований для потенциально реализуемого научного проекта. В.С. Степин об этическом характере науки: идеал ценностно-нейтрального исследования трансформировался от классической к постнеклассической рациональности, что особенно заметно при изучении исторически развивающихся и зачастую уникальных систем, включающих в качестве компонента самого человека. Объективно истинное объяснение и описание применительно к "человекоразмерным" объектам не только допускает, но и предполагает включение аксиологических и этических факторов в состав объясняющих положений. Причины формирования этики науки и превращения ее в социальный институт: 1) Возникновение угроз существованию человечества. 2) Появление риска негативных последствий науки для биосоциальной природы человека. 3) Современный инструментарий, информационная база науки – вещь достаточно затратная. Среди этических проблем науки можно выделить: 1) Проблемы современной физики (например, создание атомной бомбы). 2) Проблемы биологии, генетики (например, вмешательство в геном человека, клонирование человека, искусственная репродукция человека и пр.). 3) Проблемы техники (например, создание искусственного интеллекта, роботов). 4) Общие проблемы этики науки: · Проблема авторства научных открытий. · Проблема плагиата. · Проблема компетентности ученого. · Проблема фальсификации научных открытий. · Проблема одержимости ученого. · Проблема преувеличения своего научного вклада. · Проблема взаимовлияния профессиональной и социальной ответственности ученого. · Проблема связи науки и бизнеса. · Проблема ответственности за результаты исследований. Резюме: современные философы фиксируют разрыв между научно-технологическим развитием общества и его духовно-нравственным развитием. Наша цивилизация, построенная на системе научных знаний и научном подходе к исследованию и познанию мира, став технологически и информационно могущественной, все же не осознала свою ответственность перед будущим. Экономизм, материализм, редукционизм, присущий индустриализму, ведут к углублению кризиса современной цивилизации. В этой связи философия науки, забив тревогу, обратила внимание человечества на проблемы этики науки, и в частности, на проблему ответственности ученого за результаты исследований.
Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Основные понятия:социальный институт, научное сообщество, научный коллектив, функции науки.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 443. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |