Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Происхождение языков: генеалогическое дерево языковСтр 1 из 13Следующая ⇒
Функции, ЕД и уровни ЯЗ Язык-объект изучения языкознания. Явл семиотич./знаковой системой; конкретн. этноса. функции яз: базовые:коммуникативная, информационная, познавательная дополнительные: управляющая, эмоциональная, поэтическая, называющая, метаязыковая Единицы ЯЗ- элементы сист языка, кот образуют уровни языка. Выделяют материальные, имеющ. пост, звуковую оболочку единицы (звук, морфема (часть слова), слова (лексема), предложение, и др). относительно-материальные единицы- с переменной звуковую оболочкой, (модели строения слов, словосочетаний, предложений, и единицы значения (напр. семы)), составляющие смысловую (идеальную) сторону материальных/ относительно-материальных ед и вне этих единиц не существующие. Материальныеед делятся на односторонние, не имеющие собственного значения (фонемы, слоги), и двусторонние, имеющие и звучание и значение. Относительно-мат. ед. существуют в виде образцов, моделей/ схем построения слов, словосочетаний и предложений, обладают обобщенным конструктивным значением, воспроизводящимся во всех ед яз, образованных по данной модели. Ед яз мб простыми и сложными. Простые неделимы (фонема, морфема), сложные неделимы в пределах тех уровней языка, в кот они входят (напр, сложные и производные слова, предложения и т. д.). Уровни языка -это подсистемы общей языковой системы, каждая из кот характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование и группировку в различные классы и подклассы.
Язык и речь язык - объект изучения языкознания; - знаковая система опред народа (сущ в словарях и справочниках) речь - воплощение языка; - говорение, протекающее во времени, конкр месте, в звуковой/ письменной форме. в письменную форму облечён только ЛИТ ЯЗ. язык = словарь + грамматикаРечь-воплощение, реализация языка различия языка и речи: -Я орудие общения, Р вид общения производимый этим орудием -Р вводит Я в контекст употребления (это отличает живой от мёртвого языка (лат)) -Р конкретна и неповторима, Я абстрактен -Р актуальна (исп по конкретному поводу), Я потенциален (его всегда можно исполз) -Р развёрнута во времени и реализуется в пространстве -Я отвлечёт от понятия времени и пространства -Р бесконечна (без конца можем продуцировать), Я конечен -Р активна и динамична, а система пассивна и статична -Р стремится к объединению слов в речевом потоке, а задача Я сохр их раздельность -Р есть последовательность слов, а Я организует слова в иерархические отношения -Р отражает опыт индивидуума, а Я фиксирует опыт коллектива -Р обращена к определённой цели в отличии от языка Ельмслев различает 4 аспекта: узус, акт речи, норму и схему. Узус (обычай)-это принятое в данном коллективе употребление языковых средств. Узус осуществляется в акте речи, и акт речи совершается в соответствии с узусом. Акт речи и узус предполагают друг друга и не существуют раздельно. Из акта речи и узуса вырисовывается норма, она представляет собой некоторую абстракцию, обобщение правил, на основе которых совершается узус. Наконец, схема — это чистая структура отношений, аналогичная правилам игры, например, правилам движения шахматных фигур Язык и мышление. нейролингвистические механизмы мышления нейрофизиология -наука об устройстве и деятельности мозга человека Важнейшие открытия сделаны в 19-м в. фр. хирург Поль Брока открыл зону мозга, отвечающую, за производство речи => ученые показали, что этот центр отвечает за письмо и устный счет. Этот центр, нах в левой височной доле мозга, назвали «центр Брока». Нем. врач Карл Вернике опубликовал монографию, в кот описал открытый им центр понимания речи-височно-теменную зону левого полушария, кот стала наз «зона Вернике». Таким образом, было установлено, что за порождение речи и ее восприятие отвечают разные мозговые механизмы. Амер. ученые Пенфилд и Роберте нашли еще одну речевую зону мозга в теменной части и управляющую речевыми органами чел (языком, губами, движением челюстей, глоткой), и движениями конечностей чел-руками, ногами, пальцами, мимикой + регулирует голос. Инструментальное воздействие в условиях эксперимента на любую из этих 3 зон показывает, что они имеют равное значение для функционирования речи: при «вмешательстве» в любую из них возникают одинаковые искажения речи. В норме речевые функции локализованы в левом полушарии головного мозга. Передние лобные отделы -построение фраз и текста, связывание звуков в слоги, морфем в слова, слов в предложения, предложений в текст; В задних отд происх приём, переработка, хранение инф. Височные отд. левого полушария обеспеч. восприятие речи; задние лобные отд левого пол. за построение речи. значим исследуемый феномен функциональной асимметрии полушарий. !Левое полушарие организует аналитическое абстрактное мышление, управляет логикой и речью.Правое осуществляетнаглядное, образное, конкретно-чувственное отражение действ-ти, ориентацию в пространстве, проявление интуиции !Информация- и предметная и языковая-поступает сначала в правое полушарие, кот явл более помехоустойчивым. В сознании возникает некая целостная картина. Если этого мало, инф перебрасывается в левое полушарие, где она аналитически расчленяется и дифференцируется; затем инф снова возвращается в правое полушарие и сопоставляется с правополушарным образом;если надо, она вновь будет отправлена на доработку. Так осущ понимание и осмысление инф Одновременно воспринимать инф на слух и зрительную вполне возможно. Но воспринимать 2 потока словесной информации не удается. (эксп с наушн+визуалн инф)
происхождение языков: генеалогическое дерево языков Историческое языкознание возникло под влиянием географических открытий, знакомства с новыми этносами. Все языковые данные стекались в Европейские столицы. В 18 нач 19 в произошло знакомство европейских учёных с древнеиндийским лит яз- Санскритом. Этот яз для Европы оказался очень близким. В 18в. обнаружили совпадений слов и форм в языках носителей кот долго не контактировали, это привело к выводу о том, что языки имели один праязык. Койне́-тип языка, исп в качестве основного ср-ва повседневного общения в разл сферах и соц группах; яз в устной форме (разг. ф (просторечия)),на кот общаются все жители России. высшая форма языка - лит яз. нагрузка на лит яз была разной в разное время. Есть неск. теорий происх лит-го языка: 1.академик Шахматов: в основе лит. яз. лежал Болгарский лит яз (Старославянский язык). Представленный на Руси как церковный язык. появился на Руси после крещения Руси. Старославянский яз. кот существовал под влиянием диалектных форм 2.обнорский и Якуборский: в основе Древнерусский язык, кот возник независимо от старослав. языка, на основе говоров. Он сущ. параллельно с церковным. 3.академик Виноградов: на Руси 12-13 вв существовало три типа письменного языка: - церковно-славянский язык (кот появ с крещением руси) - средний, светско-литературный (древнерусский язык; вся древняя лит-ра) - письменный, деловой яз (письм. речь нах под влиянием фольклора, диалектной речи) с 17 в великорусская народность преобразуется в письменную нацию; до 17 века на Руси сущ. двуязычие, те древнерусский яз cуществовал параллельно старо-славянскому языку. с 17 в появл единая лит форма, на базе культивированной народной речи. Учение о трёх сти́лях — классификация стилей в риторике и поэтике, различающая три стиля: высокий, средний и низкий (простой). Ломоносов исп учение о 3 ст для построения стилистической системы рус яз и рус лит. Три «стиля» по Ломоносову: Высокий - высокий, торжественный. Жанры: ода, героические поэмы, трагедии. Средний - элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения. Низкий - комедии, письма, песни, басни. 18 борьба за единые нормы лит-го языка. Этот процесс завершает Пушкин. С Пушкина начинается современный лит язык. две хронологические классификации совр яз: 1. со времён Пушкина (демократизировал язык; написал произведения народным языком) 2. нач с 20 века 30х гг В основе совр лит РЯ лежит московский говор, говор изолированного типа, кот не поддерживался ближайшими территориями (предел садового кольца); в России произошло территориальное формирование языка(в Лондоне статусное) диалекты: северный, южный, средне-великорусские |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 156. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |