Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА
Система словообразования РЯ очень подвижна => быстро откликается на изменения в обществе. Изменения в политич, экономической, общественной жизни России отразились на языковых процессах, в том числе и на словообразовании. Законы аналогии, экономии речевых средств на уровне словообразования стимулируются социальными причинами. Валгина: 3типа новообразов:неологизмы, окказионализмы, потенциальные слова Неологизмы - новые слова, появившиеся в определенный период, постоянно воспроизводящиеся, постепенно входящие в активный запас. Основная цель - получение новой номинативной единицы (арт-директор, арт-ту- совка, арт-шоу) Окказионализмы- речевые явления, возникающие под влиянием контекста, ситуации речевого общения для осуществления выражения смысла, необходимого в данном случае; создаются специально, нарочито (Тихотворение мое, мое немое; прихватизация) потенциальные слова - т. е. слова, которых фактически нет, но которые могли бы быть, если бы этого захотела историческая случайность» Тенденция к экономии речевых средств стимулирует продуктивность таких способов словообразования, как универбализация, усечение, нулевая суффикасация, аббревиация. Универбализация - образование новых слов от словосочетания «прилагательное + существительного» с помощью суффикса -К-от производящей основы, заключенной в прилагательном. Например: зеленка - зеленая зона, на- ружка Усечение слов в РЯ стимулируется подобными моделями в западных языках. Так появились слова : рок (от рок-н- ролл), ретро (от ретроспектива). Нулевая суффиксация, путем которой ранее образовывалась книжная и межстилевая лексика, сегодня стала продуктивным способом создания просторечных и арготических слов. Например: отпад (от отпадать), прикид (от прикидываться).
Морфология. Понятие о частях р. Знаменательные и служебные ЧР. Грамматика- раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения, вкл в себя две части — морфологию и синтаксис. синтаксис изучает словосочетание и предложение, морфология-это грамматическое учение о слове (учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражении грамматических значений, учение о частях речи). Объект в морфологии- отдельные слова, морфология изучает грамматич свойства слова. А лексикология исследует лексическое значение слова (содержание), функционально-стилистические свойства слова, его употребляемость. Напр, в слове «земля» лексикологию интересует что оно общеславянское по происхожд., многозначно, входит в ряд устойчивых сочетаний. Морфология устанавливает, что это слово явл именем сущ, неодушевленным, нарицательным, ж. р., способно определяться именем прил, изменяться по падежам и числам, выступать в роли члена предложения. Грамматические значения, грамматические категории, грамматические формы В любом знаменательном слове совмещаются 2 значения: лексическое и грамматическое. Носителем лексического значения является основа слова. Грамматическоезначение выступает как добавочное к лексическому и выражаетразличныеотношения (отношение к др словам в словосочетании /предложении, отношение к лицу, совершающему действие, или к другим лицам). Обычно слово имеет несколько грамматических значений (сущ «страна» имеет значение ж.р., Им.п., ед.ч.; глагол «читал» содержит грамматич значения прош вр, ед.ч, м. р, несов. в. Грамматические значения находят в языке свое морфологическое / синтаксическое выражение. Они выражаются в основном формой слова. Способы образования форм слова: - Синтаксический (выражение значений в самом слове). Сюда входят: а) аффиксация (образование форм слова с пом окончаний, приставок, формообразующих суффиксов): дом. дома, дому б) внутренняя флексия (чередование звуков): запереть — запирать, собирать — собрать в) ударение: дома (род п., ед. ч.) — дома (им. п., мн. ч.); разрезать— разрезать г) супплетивизм (формы одного и того же слова, образованные от разных корней или основ): человек — люди (формы числа); брать — взять (значения вида); д) повторы: синий-синий, просил-просил, еле-еле. - Аналитический способ (при пом соединения 2 слов: 1 вспомогательное (лишено лексич значения и изменяется по формам + второе в неизменяемой форме ): читаю — буду читать. - Смешанны й способ(синтаксический и аналитический): к дому (значение Д.п. выражено предлогом и падежной формой); Грамматич значение в слове может выражаться также с помощью других слов, с которыми данное слово связано в предложении; ср.: Трамвай ушел в депо.— Трамвай вышел из депо (значения винительного падежа несклоняемого слова депо в первом предложении и родительного — во втором создаются разными связями этого слова с др словами). Грамматические категории- совокупность однородных грамматических значений. Значения отдельных падежей объединяются в категорию падежа, значения отдельных форм времени объединяются в категорию времени и т. д. При выявлении грамматической формы имеются в виду языковые средства, служащие для выражения грамматических значений. Так, в слове беру окончание -у указывает на лицо (1-е), число (единственное), время (настоящее), наклонение (изъявительное). ! Части речи - основные лексико- грамматические разряды (классы), по кот распределяются слова языка исходя из признаков: 1) семантического (обобщенное значение предмета, действия/ состояния, качества и тд) 2) морфологического (морфологические категории слова) 3) синтаксического (синтаксические функции слова) В современном РЯ различаются части речи самостоятельные и служебные. В особые группы относятся модальные слова, междометия и звукоподражательные слова. Самостоятельные части речи либо называют предметы, качества или свойства, количество, действие или состояние, либо указывают на них. Они имеют самостоятельные лексические и грамматические значения, в предложении выступают в роли главных или второстепенных членов предложения. К самостоятельным частям речи относятся 7 разрядов слов: имя сущ, имя прил, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, категории состояния. Служебные ЧР лишены назывной функции. Они проявляются в отношениях и связях между словами и предложениями (предлоги,союзы) и при передаче смысловых, эмоциональных оттенков значений, выраженных самостоятельными частями речи(частицы). К служебным частим речи относятся предлоги, союзы, частицы. Модальныеслова служат для выражения оценки своего высказывания в целом или отдельных его частей с точки зрении их отношения к объективной действительности. Междометия также лишены функции называния. Они являются выразителями определенных чувств (ох! чу! фу! ) н волеизъявлений (вон! стоп! тс!). Звукоподражательныеслова являются по своему звуковому оформлению воспроизведением восклицаний, звуков, криков и под.: кря-кря, ку-ку.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 479. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |