Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 2. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные наукиСтр 1 из 3Следующая ⇒
Духовная сфера. Большой конспект Тема 1. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры 1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни: · технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества; · деятельности: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества; · ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей. · · в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей; · в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
· материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира · духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Это деление условно. 4. Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации. 5. Духовный мир личности – область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели. 6. Духовная жизнь общества – объективная, надындивидуальная идеальная реальность, совокупность смысл жизненных ценностей, присутствующая в человеке и определяющая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Это – философия, мораль, наука, образование, искусство, религия, право. 7. Элементами духовной жизни общества принято считать также: - духовные потребности;
Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.
· национальная – мировая; · светская – религиозная; · восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.); · традиционная – индустриальная – постиндустриальная; · сельская – городская; · обыденная – специализированная; · высокая (элитарная) – массовая – народная
Клиповое мышление · рост жизненного уровня; · развитие общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь; · возрастание роли и значения свободного времени, досуга. Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.
Тема 2. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки 1. Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это: · социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.) · отрасль духовного производства (НИОКР); · особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).
· по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические; · по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.
· культурно-мировоззренческая, · познавательно-объяснительная, · прогностическая, · социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие). 4. Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность.
· постепенное развитие науки; · развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962); · развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания; · развитие через интеграцию научного знания. 6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе
· объективность; · развитость понятийного аппарата (категориальность); · рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность); · проверяемость; · высокий уровень обобщения; · универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин); · использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
9. Универсальные методы научного познания: · анализ – разложение целого на части; · синтез – воссоединение целого из частей; · дедукция – выведение общего положения из фактов; · дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих; · аналогия – сходство нетождественных объектов; · моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения; · абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения; · идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.
1. Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология 2. Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика 3. Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 201. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |