Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и классификация основных источников права социального обеспечения




 

К середине 50-х гг. XX века в различных сферах жизни советского общества происходило усложнение общественных отношений. Данное обстоятельство явилось объективным фактором для расширения круга признанных ранее юридической наукой отраслей права и развития соответствующего законодательства.

Общеизвестно, что право граждан на социальное обеспечение (пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, медицинская помощь и лечение) начиная с 20-х гг. XX века было закреплено в советском законодательстве. Правовые нормы, регулировавшие различные виды социального обеспечения, входили в предмет правового регулирования различных отраслей права (трудового, административного, колхозного и финансового). Выделять эти нормы в предмет правового регулирования какой-либо одной отрасли не было необходимости и достаточных оснований, поскольку их было не так много, а своим регулированием они охватывали незначительное количество советских граждан.

Воздействие политической, экономической и социальной функций сказалось на всех видах общественных отношений, входивших в предмет права социального обеспечения, и, как следствие, не только вызвало структурные преобразования в отрасли права, но и повлияло на строение социально-обеспечительного законодательства. Изменения затронули сформировавшиеся к тому моменту комплексные (межотраслевые) институты законодательства (о пенсионном обеспечении, о медицинской помощи и лечении). Кардинально изменилось внутреннее содержание комплексного (межотраслевого) института законодательства о пособиях по государственному социальному страхованию. В связи с принятием ряда новых нормативных правовых актов (о пособиях малообеспеченным семьям[35]; о пособиях на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет[36]; об улучшении материального обеспечения инвалидов и престарелых, не получающих пенсий[37]) указанный институт трансформировался в комплексный (межотраслевой) институт законодательства о пособиях, объединяющий акты, которые закрепляли регулирование общественных отношений по обеспечению граждан пособиями без учета источника их финансирования.

Субъективное объединение в соответствующие главы сборника нормативных правовых актов по определенным критериям (видам обеспечения и кругу лиц, имеющих право на соответствующие виды обеспечения) явилось предпосылкой для преобразования комплексного отраслевого образования, закрепляющего нормы различных отраслей права, в отраслевое социально-обеспечительное законодательство. В отраслевом законодательстве каждый нормативный акт или группа актов занимают определенное место в общей системе отрасли законодательства, они дополняют и обусловливают друг друга, находясь в тесной взаимосвязи и взаимозависимости[38]. Другой, не менее значимой, объективной предпосылкой формирования отраслевого законодательства следует признать факт существования в системе советского права самостоятельной отрасли - права социального обеспечения.

В начале 90-х гг. XX века при переходе Российской Федерации к построению рыночной экономики и, как следствие, изменении общеправовых (политической, экономической, социальной) функций государства законодатель подверг ревизии все нормативные правовые акты в сфере социального обеспечения. Новые российские законы, базирующиеся на положениях Конституции РФ 1993 года и международных актах, стали основой для структурирования и дальнейшего совершенствования системы отраслевого социально-обеспечительного законодательства.

Конституция (в ней закреплены права граждан в сфере социального обеспечения, которые в совокупности образуют статус граждан в сфере социального обеспечения):

а) права на пенсионное обеспечение

б) права на социальное обслуживание

в) право на охрану здоровья

г) право семьи на защиту со стороны государства

Термин «источник права» обычно имеет два значения. Первое раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, закрепляющей в праве волю и интересы народа.

Второе значение понятия источника права характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Правотворчество рассматривается как вид деятельности государства по установлению юридических норм или признанию юридических или иных социальных норм на основе познания законов экономического развития общества. Правотворчество является источником права в материальном смысле.

Из общей теории права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники ПСО - это различные нормативные правовые акты, регулирующие комплекс общественных отношений, составляющий предмет отрасли права социального обеспечения.

Социальное обеспечение - форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Система источников ПСО - это состав, соотношение, внутренняя взаимосвязь и расположение последовательно по предмету, ими регулируемому, всех актов данной отрасли законодательства в едином их комплексе.

Виды источников ПСО:

Международные договоры. Они входят в правовую систему России и в случае если национальное законодательство противоречит, то надо обращаться к международным договорам. К этой группе относятся:

Нормы международного пакта «О экономических, социальных и культурных правах человека» (1967г.) Пакт закрепляет право на СО как и Декларация 48г., но дополняет его правом на государственное соц.страхование, также закрепляет гарантии этого права, в частности гарантии достойных условий жизни.

Конвенции МОТ (международная организация труда которая уделяет значительное внимание вопросам социального обеспечения и охраны здоровья работников. Нормотворчество является важнейшей функцией этой орга­низации. Ценность актов МОТ состоит также в том, что они закрепляют достаточно эффективный контрольный механизм, включающий в себя регулярный контроль на основе докла­дов правительств и контроль, базирующийся на направлении представлений и жалоб), ратифицированные РФ:

а) Конвенция «О правах ребенка», принятая 20 ноября 1989 г., провозгласила право каждого ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, благами социального обеспечения.[39]

б) Конвенция МОТ от 29 июня 1967 г. № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» содержит условия и размеры предоставления указанных посо­бий (пенсий).[40]

в) Конвенция о равных возможностях гражданах, обремененных семейными обязанностями 1999г. предусматривает социальную поддержку таких лиц с помощью различных мер, включая те, которые осуществляются через систему социального обеспечения.[41]

Федеральные законы:

а) "О прожиточном минимуме в РФ" от 24.10.97 № 134-ФЗ (в ред. от 03.12.2012)[42] Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.

б) "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.99 № 165-ФЗ (в ред. от 03.07.2016)[43] Настоящий Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

в) "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15.12.2001 № 167-ФЗ (в ред. от 07.06.2017)[44] Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

г) "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в ред, от 19.11.2015).[45]

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Конституция является основным источником права социального обеспечения. Устанавливая основы конституционного строя в России, Конституция определяет права и свободы человека и гражданина, в том числе и в области социального обеспечения. Она предусматривает следующие принципиальные положения для всего социального обеспечения в стране.

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7).

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7).

Материнство и детство, семья находится под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст.38).

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 1 и 2 ст. 39).

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ч. 3 ст. 39).

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст.41).

Перечисленные выше положения о правах и свободах граждан в сфере социального обеспечения, урегулированные Конституцией, являются основной законодательной и иной нормотворческой деятельности всех государственных и других уполномоченных органов.

Важное значение для правового регулирования отношений по социальному обеспечению имеют конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции Федерации и субъектов РФ. Согласно статье 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом последние не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия действует федеральный закон.

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества; с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения бурно обновляется устаревшие нормативные акты права социального обеспечения отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.

Делая вывод, нужно сказать, что все Федеральные законы, касающиеся социального обеспечения, помогают при установлении трудовой пенсии, юридических фактов, разрешении судебного разбирательства и т.п. Каждый закон регулирует свою часть в социальном обеспечении, помогая этим, более понятно и уверенно использовать нормы права в применении социального обеспечения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 364.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...