Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И квалификационного наставничества




Слова, используемые для описания каждой стадии этого процесса и каждой из этих ролей, отражают различия между ними и процессом социального наставничества. Ключевыми стадиями этого процесса считаются следующие:

Стадия 1. Утверждение Плана личного развития (ПЛР). Стадия 2. Поощрение самостоятельного управления обучением. Стадия 3. Обеспечение поддержки в течение проработки ПЛР. Стадия 4. Помощь в оценке результатов.

Использование этих слов также отражает роли, обязанности и сте­пень ответственности наставника, отличающиеся от тех же аспектов деятельности коуча. Наставники, действующие на рабочем месте, ред­ко являются прямыми начальниками учеников, тогда как коучи обыч­но входят в их число. Процесс наставничества можно изобразить гра­фически, что и можно видеть на рис. 4.1:



Стадия 1

Утверждение плана личного развития (ПЛР)


Стадия 2

Поощрение самостоятельного управления обучением


Стадия 4

Помощь в оценке результатов


Стадия 3

Обеспечение поддержки в течение проработки ПЛР


 


Рис.4.1. Процесс наставничества


Наставничество как процесс ■ 97

Теперь мы обратим внимание на некоторые ключевые задачи на­ставника, возникающие на каждой стадии данного процесса.









Стадия 1. Утверждение Плана личного развития

• Окончательная ответственность за разработку Плана личного раз­вития лежит на ученике и его «(менеджере) коуче». Наставник мо­жет включаться в работу на любой стадии в период подготовки ПЛР, но его роль ограничивается помощью в утверждении плана, осуществляемой в виде руководства, обеспечения информацией и исполнении роли «экрана». Наставник не несет прямой ответ­ственности за профессионализм ученика, хотя в контексте квали­фикационного наставничества от него часто требуется следовать установленным инструкциям.

• Наставник должен готовиться к своей роли, анализируя, опреде­ляя и предвидя вероятные потребности, которые появятся у уче­ника в ходе достижения целей обучения и развития. Наставник должен проявлять внимание к любым условиям жизни и работы ученика, включая личные убеждения, способности, стремления и предпочитаемые стили обучения.

• Наставник должен содействовать развитию самосознания учени­ка, показывая ему, как самооценка и честная постановка прямых вопросов помогают достижению этой цели.

• Одна из ключевых областей, в которых помощь наставника может быть особенно ценна, это проверка соответствия целей обучения и развития системе критериев SMART. (Цели должны быть конкрет­ными, измеримыми, достижимыми, уместными в данных условиях и рассчитанными по срокам достижения.) Также наставник может с большой пользой привлекать внимание ученика к необходимости ставить реалистичные цели на короткий срок. Даже продолжитель­ную квалификационную программу проще и эффективнее прохо­дить в несколько коротких, поддающихся управлению стадий.

Стадия 2. Поощрение самостоятельного управления обучением

• Одной из характеристик хорошего ПЛР является степень допус­
тимого самоуправления этим процессом. Однако обычно не все
ученики обладают достаточным опытом, чтобы справиться с ре­
ализацией ПЛР. Больший опыт наставника позволяет ему с помо­
щью постановки наводящих вопросов косвенно сообщать ученику

7-115


98 ■ Глава 4. Наставничество: слияние теории и практики

о возможном возникновении «управленческих» стрессов, связан­ных с реализацией ПЛР, а также побуждать его предвидеть соб­ственное поведение в этих ситуациях.

• Наставник может в нужный момент давать четкие объяснения и напоминать о дополнительных вариантах, которые могут оказать­ся доступными и полезными.

• Один из важнейших аспектов роли наставника заключается в том, что его действия не должны нарушать ежедневных рабочих отноше­ний ученика и линейного менеджера. Учеников следует поощрять прорабатывать собственные решения в любой возникшей на рабо­чем месте ситуации и применять их к любой проблеме, в которую вовлечены непосредственный начальник или коллеги. Наставник — это экран, а не уполномоченный по разрешению конфликтов. Непо­средственно вмешиваться в конфликт ему следует лишь в самых крайних случаях. Принятие истинно объективной, конфиденциаль­ной и беспристрастной роли не всегда легко осуществимо на прак­тике, но это необходимо для успеха деятельности.






Стадия 3. Обеспечение поддержки в ходе процесса реализации Плана личного развития

• Как только начинается реализация ПЛР, наставник должен посто­янно находиться в пределах досягаемости ученика, чтобы обеспе­чивать его поддержку. На практике это означает согласование пла­на встреч с необходимой, по мнению обоих, частотой. Кроме того, полезно договориться о методах организации экстренных встреч или выхода на связь для проработки срочных ситуаций и непред­виденных затруднений.

• Стиль, используемый наставником при осуществлении руковод­ства и предоставлении информации, имеет определяющее значе­ние. Очевидно, важны временной режим, темп и уровень обучения, но то, против чего необходимо бороться, — это опасность навязы­вания ученику естественных предпочтений наставника. Не всегда легко выдержать баланс между сохранением наставником полной включенности в обучение и в то же время отсутствием уклона в ка­кую-либо сторону и поддержанием объективности.

• Иногда наставников просят дать совет или высказать предположе­ние. Ключевым моментом здесь является предоставление советов


Наставничество как процесс ■ 99

и предложений только тогда, когда это действительно необхо­димо, а не навязывание их ученику в попытке казаться полезным. Конечно же, никто не ждет от наставника компетентности во всех областях знаний, и он должен быть готов к тому, чтобы предложить ученикам альтернативные и, возможно, более адекватные источ­ники информации.

• Ключевой ролью наставника является помощь ученикам в осмы­слении и преодолении ошибок и спадов в работе, что в некоторых случаях линейного менеджмента приводит к таким результатам, как порицание, ощущение вины и возникновение чувства соб­ственной некомпетентности. Отношения наставничества должны быть свободными от оценивания, осуждения и риска. Это позво­ляет наставнику научить ученика относиться к ошибкам и прова­лам как к возможностям для обучения. При должной работе с эти­ми ситуациями они часто становятся источниками ярких впечат­лений, способствующих обучению.

• В каждый момент времени наставник должен укреплять уверен­ность и мотивацию ученика, чтобы вырабатывать у него позитив­ное отношение к ПЛР и волю к его реализации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...