Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Коучинг, направленный на повышение успешности командной деятельности




Термин «команда» можно определить как «двое и более людей, рабо­тающих совместно для достижения результата». На практике деятельность коуча обычно может рассчитывать на эффективность при работе с коман­дами от 12 до 15 человек. Когда численность участников больше, часто воз­никает необходимость присутствия на сессиях еще одного коуча.

Одним из известнейших спортивных тренеров-коучей является Дэвид Уайтэкер, успешно перенесший опыт своей эффективной ра­боты с хоккейной сборной Великобритании при подготовке к Олим­пийским играм в Сеуле в сферу бизнеса. Его опыт связан с трениров­кой (коучингом) команды. Он объясняет:

При работе с командами необходимы не только занятия, на которые соби­рается команда в полном составе, но также и индивидуальные сессии и встречи в малых группах. Коуч узнает о том, что его работа эффективна, когда игроки сами отвечают за ход коучинговой сессии. Это позволяет коучу «парить» над командой и наблюдать ее общий план. Мероприятия становятся все более избирательными и реализуются таким образом, что­бы не разрушать чувства личной ответственности игроков за их собствен­ное мастерство. Действительно успешный тренер (коуч) работает в сторо­не от работы. Все, что я сказал моей команде перед ее финальным выхо­дом на ставшую для нее «золотой» олимпийскую арену в Сеуле, было: «Я уверен, что вы и сами знаете, что вы будете делать, — удачи вам». Они сделали это и выиграли (личная беседа, 1999 год).


Коучинг, направленный на повышение успешности командной деятельности ■ 83



ПРОБЛЕМА


Выраженное одним предложением определение проблемы


БАРЬЕРЫ


Мозговой штурм, призванный выявить по три аспекта проблемы, связанных с:


1.ситуацией


2. включенными в нее людьми


3. вами


ВАРИАНТЫ


Выберите по одному приоритетному аспекту по каждому пункту


1.


2.


3.


АДЕКВАТНОЕ ДЕЙСТВИЕ


Выберите одно или несколько действии для осуществления прогресса


1.


2.


3.


 























Рис. 3.5. Техника «3-0» (техника трех измерений)


84 ■ Глава 3. Коучинг: теория и практика

Эффективность команды определяется суммой вкладов ее отдель­ных членов. Тиму Голлуэю приписывается озвучивание формулы:

Потенциал - Помехи = Успехи в профессиональной деятельности.

Поэтому главной задачей коуча становится снижение или удале­ние «помех», препятствующих индивиду или команде демонстриро­вать свой оптимальный уровень мастерства. Таким образом, коучу приходится гармонизировать индивидуальные усилия, оформляя их в согласованное командное действие по достижению желаемых стан­дартов компетентности и деятельности. Основные правила течения процесса коучинга, требующего применения стилей, техник и навы­ков, также применимы и к тренировке (коучингу) команд. Однако командному коучу необходимо еще и понимать фундаментальные принципы групповой и командной динамики и различные способы, посредством которых члены команды могут внести свой вклад в успеш­ную деятельность всей команды.

Может оказаться полезным сравнение успешных спортивных ко­манд и профессионального мира. Фундамент успешных спортивных команд закладывается тренером, который гарантирует:

• Наличие нужного числа игроков, обладающих основными навы­ками, опытом и знаниями правил игры.

• Должное соответствие качеств игроков их позициям на поле и осве­домленность игроков о том, чего ожидают от них лично и от них как от команды.

• Проведение регулярной подготовки и тренировки на хорошем, находящемся в исправном состоянии спортинвентаре.

• Хорошее взаимодействие тактики и стратегии.

• Регулярное проведение проверок мастерства с предоставлением ободряющей и поддерживающей обратной связи.

• Отношение к ошибкам как к возможностям чему-то научиться, а не как к поводам пристыдить и наказать.

Данная комбинация технических знаний и опыта, возможностей для развития и установок столь же применима к работе, как и к игре.


Вертолет против чаек

Коучинг команд требует от коуча как индивидуальной работы, так и работы в больших и малых группах. Методика GROW доказала свою эффективность в создании структуры для такого широкого разнооб-


Оценка вашей компетенции как коуча ■ 85

разия ситуаций, хотя коуч должен развивать особые навыки для управ­ления групповой дискуссией с использованием методики GROW.

Успешному командному коучу также необходимо выработать в себе качество «вертолета». Это способность подниматься над повседневны­ми событиями и обстоятельствами и делать обзор того, что происходит на самом деле и что с большой вероятностью может произойти. Это очень похоже на парение в воздухе, чтобы «разглядеть лес за деревьями».

Приобретение такой более отстраненной и объективной точки зре­ния позволяет коучу «пикировать вниз» для того, чтобы помочь скор­ректировать индивидуальные проблемы, и в то же время оставляет ему возможность анализировать более отдаленные стратегические и так­тические планы, передавая команде максимальный контроль над их непосредственным уровнем мастерства.

Стиль «вертолета» совершенно отличается от стиля «чайки». Коуч-«чайка» летает по воздуху, кружит, производит много шума, пикирует и клюет отдельных людей, а затем быстро взмывает обратно!


Оценка вашей компетенции как коуча

Чтобы вам было проще обобщить всю информацию, представлен­ную в этой главе, вы можете заняться выполнением следующего са­мооценочного упражнения, которое поможет вам определить теку­щий уровень своей компетентности в области коучинга. Часто наши собственные восприятия являются более важными, чем впечатления, которые мы производим на других, но мы можем и не осознавать не­которых аспектов своего поведения. Самооценка — эффективный спо­соб повышения самосознания и составления плана открытого диало­га с вашими коллегами и вашим коучем.

Критерии компетентности

Руководство по проведению оценки

Существуют три логически оправданных уровня оценки:

Отлично               Превосходное соблюдение стандартов

Удовлетворительно  Приемлемый уровень

Необходима помощь Содержание пункта, заслужившего такую оценку, са­мо себя объясняет и является информацией, на основа­нии которой нужно строить План личного развития


86 ■ Глава 3. Коучинг: теория и практика

Стадия 1: Анализ ситуации и сбор необходимой информации


Вы точно оцениваете существующие стандарты компетентности и профессионализма ученика как индивида и как члена команды

Вы точно определяете будущие цели ученика в области его профессиональной компетентности и достигаете позитивного соглашения с ним но поводу их достижения


□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь

□ Отлично

□ Удовлетворительно
□ Необходима помощь


Стадия 2: Планирование системы ответственности


Вы согласовываете с учеником возможности обуче­ния, наиболее соответствующие предпочтительно­му для него индивидуальному стилю обучения

Ваш план тренировки навыков основан на точ­ной последовательности компонентов данных навыков

Вы согласовываете методы регулярной оценки профессионализма на рабочем месте и выбирае­те возможности для осуществления обучения

Вы предоставляете ученику максимальные воз­можности управления его собственным развити­ем и принятия ответственности за достижение собственных целей

Вы организуете ученику необходимое время и пространство для практической тренировки на­выков и структурированного приобретения опыта

Вы согласовываете с учеником необходимый уровень его поддержки или содействуете ему


 

□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь

□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь

□ Отлично

□ Удовлетворительно □ Необходима помощь

□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь

□ Отлично

□ Удовлетворительно □ Необходима помощь

□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь


Стадия 3: Осуществление действия


Вы приспосабливаете свой стиль и свои техники коучинга с учетом прогресса ученика и уровня его профессионализма

Вы объясняете и демонстрируете навыки и тех­ники, делая это адекватным образом и в адекват­ном темпе


□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь

□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь


Оценка вашей компетенции как коуча ■ 87

Стадия 3: Осуществление действия


Вы обеспечиваете возможность осуществления практики, обратной связи и обсуждения

Вы обеспечиваете необходимую коммуникацию с другими лицами, включенными в процесс раз­вития


□ Отлично

□ Удовлетворительно
□ Необходима помощь

□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь


Стадия 4; Оценка (успешности) результатов


Вы регулярно оцениваете достижение целей и соответствие стандартам, и исследуете все фак­торы, мешающие обучению

Вы обеспечиваете ученику поддержку и поощре­ние в практическом применении изученного

Вы мотивируете ученика ставить новые цели развития и согласовываете любую необходимую ему поддержку

Вы анализируете предпочитаемый стиль обуче­ния ученика и выявляете любые барьеры обуче­ния

Используемые вами техники поощряют ученика развивать всестороннее знание себя и своего ра­бочего окружения


□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь

□ Отлично

□ Удовлетворительно
□ Необходима помощь

□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь

□ Отлично

□ Удовлетворительно

□ Необходима помощь

□ Отлично

□ Удовлетворительно
□ Необходима помощь






















Рис. З.6. Оценка компетентности



Глава 4

Наставничество:

Слияние теории и практики

В главе 1 мы говорили о том, что область коучинга и наставничества все еще лишена терминологического единообразия и что употребля­емые сейчас термины и определения могут изменяться по мере разви­тия «революции представлений о...». Мы также отмечали, что теорети­ческие модели полезны лишь в том случае, если их использование по­могает нам сформулировать новые идеи или концепции и разработать иные модели, подходящие к определенной специфической ситуации. Практические методы коучинга и наставничества, а также опыт, полу­ченный в результате прохождения этих процедур, вероятно, разнятся в различных национальных или культурных контекстах, но мы все еще учимся. В этой главе мы рассмотрим, насколько близки традиционная теория наставничества и его практика, а также поговорим о том, чем обусловлена потребность в новом мышлении и новой терминологии.

Так как наставничество реализуется в основном в индивидуальном порядке, оно может осуществляться в различных контекстах и условиях:

• «Бизнес — бизнес», когда основной упор делается на экономиче-

скую регенерацию, а наставник из крупной организации работает с наставником некоторого малого или среднего предприятия.

• « Бизнес — предпринимательство»; например, некий фонд, наподо-

бие Prince's Youth Business Trust, прибегает к помощи наставников, которые руководят «новичками» в бизнесе, получающими гран­ты этого фонда.

• Деятельность государственной программы «Честный бизнес» напо­минает работу фонда из предыдущего пункта, но обучающийся в ее рамках человек может иметь особые потребности в трудоустройстве.

• Специальные предложения и общественные проекты, в рамках ко­торых наставничество часто приобретает персональный характер и предназначается для удовлетворения индивидуальных нужд,


Определения наставничества  ■ 89

а вопрос совместимости наставника и ученика может оказаться решающим.

• «Бизнес — образование», когда бизнесмены добровольно работа­ют с преподавателями, учителями и студентами.

• Научное руководство магистерской работой или другой диссерта­цией соискателя ученой степени, когда более опытные люди руко­водят студентами на протяжении различных этапов их исследова­ний и консультируют их по возникающим вопросам.

Роль корпоративного наставника часто вводится для поддержки специфических групп сотрудников, среди которых:

• Новички.

• Люди, только что закончившие обучение.

• Женщины.

• Представители этнических меньшинств.

• Люди, обладающие специальными потребностями (инвалиды), и люди, находящиеся в невыгодном положении.

• Люди, перед которыми открываются перспективы изменения ка­рьеры, возможность попасть под сокращение штатов или увольне­ния на пенсию.

• Люди, стремящиеся самостоятельно управлять собственным об­учением и развитием.

Вряд ли вызовет удивление тот факт, что не существует простых определений или моделей, которые универсально подходили бы ко всем вышеперечисленным условиям. Нам нужно попытаться понять как их различия, так и сходства.


Определения наставничества

Ментором (англ. mentor— «наставник») звали героя древнегрече­ской мифологии, который был мудрым советчиком, пользовавшимся всеобщим доверием. До недавнего времени это слово сохраняло свое значение. Именно его часто использовали политики, спортсмены, ак­теры и другие люди для описания человека, которого они выбрали в качестве ролевой модели, или человека, оказавшего на них значитель­ное влияние на ранних этапах карьеры.

Вероятно, все мы можем назвать людей, повлиявших на ход нашего развития. Эрик Парслоу вспоминает своего дядю, своего друга, успеш­ного в бизнесе, и некоего члена совета директоров одной компании,


90 ■ Глава 4. Наставничество: слияние теории и практики

не выполнявшего, правда, управленческих функций, каждый из которых был для него наставником. Все они играли эту роль в разное время, в разной степени и в течение различных промежутков времени. Двоих из них он выбрал, можно сказать, неосознанно, а третьего ему вежли­во предложили. Все трое очень помогли ему, но они ни разу не исполь­зовали термин «наставник» («ментор»); они просто делали свою работу. Мы предполагаем, что опыт Парслоу отражает опыт многих других лю­дей и остается при этом вещью в себе, а наставничество должно и далее следовать этим путем, как это и продолжалось в течение сотен лет.

Однако времена изменились. Наставничество стало бизнесом и по­пулярным выражением в лексиконе людей, делающих политику. По­началу новое значение этого слова, импортированное в конце 80-х го­дов XX века из США, было встречено в Великобритании с некоторым подозрением; его считали «еще одним модным поветрием». И, что еще хуже, его употребление в профессиональном сленге в форме глаго­ла — to mentor — вызвало негодование у некоторых блюстителей тра­диций, заявлявших, что это еще один пример американизации британ­ского английского языка.

Как и в случае с коучингом, существует почти столько же опреде­лений наставничества, сколько индивидуальных коучей, наставни­ков или учителей. Часто используются взаимозаменяемые термины. Следующие примеры позволяют представить широкое многообразие интерпретаций наставничества в сфере бизнеса, образования и в об­ществе в целом:

• Одним из самых первых английских авторов, пытавшихся дать опре­
деление наставничеству, был Дэвид Мэггинсон (Megginson, 1979),
который писал:

Наставничество — существенная помощь персоналу... который нуждается в пер­спективе, в видении будущих возможностей. Наставничество требует некоторо­го уровня доверия, потерянного в отношениях «судейского» линейного менедж­мента, требующего поддержания дисциплины и оценки уровня мастерства и про­фессионализма.

• Доклад, опубликованный в 1989 году Советом национальных ака­
демических наград {Council for National Academic Awards) и Госу­
дарственной службой обучения {Government Training Agency), трак­
тует наставничество следующим образом:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...