Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Гипотеза как часть нормы права.Стр 1 из 40Следующая ⇒
Англосаксонская правовая семья.
К англосаксонской правовой семье относят национальные правовые системы Англии, США. Канады, Австрии, Новой Зеландии и ряда других англоязычных стран. Среди признаков этой системы можно выделить следующие: 1) исторически она сложилась в Англии в результате формирования общего права, дополнения его правом справедливости и толкованием статутов; 2) основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела); 3) юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер; 4) ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводят судам, которые в этой связи занимают особое положение в системе государственных органов; 5) на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всегосудом; 6) главенствующее значение имеет процессуальное, (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное; 7) отсутствуют кодифицированные отрасли права; 8) отсутствует классическое деление нрава на частное и публичное; 9) статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; 10) юридическая - доктрина, чаще всего использовавшаяся в прошлом, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер. Виды структурных частей норм права. Под структурой правовой нормы понимается её внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой составных частей. Структура юридической нормы – это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих её функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимодополняют друг друга. Взятые в системе, эти части характеризуют юридическую норму как автономное, в определённой мере самодостаточное правовое явление. Таких частей три: 1) гипотеза, 2) диспозиция, 3) санкция. 1. Гипотеза (предположение) – элемент нормы права, указывающий на условия её действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путём закрепления юридических фактов (например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: соответствующий возраст и вменяемость). Гипотезы правовых норм могут подразделяться на виды по следующим основаниям: а) по характеру содержания различают общие и конкретные; б) по степени определённости общая гипотеза может быть абсолютно определённой, абсолютно неопределённой либо относительной; в) по степени сложности гипотезы подразделяются на однородные и составные. 2. Диспозиция (юридическое расположение сторон) – элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, её ядром. Диспозиции тоже весьма разнообразны и классифицируются по следующим основаниям: а) по способу описания – на простые, описательные, отсылочные, бланкетные; б) по своей юридической направленности выделяются предоставительно-обязывающие; обязывающие; управомочивающие; рекомендательные; запрещающие. 3. Санкция – элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными – меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными – меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.). Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы своё место и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна. Вопрос о структуре правовой нормы является дискуссионным. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей – гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же учёных-юристов придерживаются трёхзвенной структуры правовой нормы, состоящей из вышерассмотренных элементов – гипотезы, диспозиции, санкции Виды толкования права. Объектом толкования являются нормативные правовые акты и их совокупность. Предметом толкования выступает воля законодателя, выраженная в законе или ином нормативном правовом акте. Необходимость толкования права обусловлена тем, что: норма права, имея общий характер, применяется к конкретным жизненным ситуациям; правовые нормы содержат много специальных юридических терминов, научных категорий и понятий; в акте неквалифицированно использованы приемы законодательной техники, отсутствуют четкие, лингвистически однозначные формулировки норм, что ведет к неясностям правового смысла, а иногда двусмысленности; налицо несогласованность смысла, который законодатель вложил в норму права, с тем смыслом, который вытекает из текстуального выражения нормы права. Толкование права имеет универсальное значение, так как осуществляется во всех видах правовой деятельности. Оно обеспечивает правильное, единообразное понимание и применение права на всей территории страны. Толкование выступает в качестве активного средства правового воспитания, действенного рычага повышения правовой культуры граждан и должностных лиц. Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права, выражающаяся в особом юридическом акте. Из данного определения следует, что обязательными элементами правового толкования являются уяснение смысла правовых норм и разъяснение их смыслового содержания. Толковать нормы права могут все субъекты права. Субъектами толкования норм права являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокурорские органы, юридические и физические лица. Но значение толкования, его юридическая обязанность не одинаковы. В зависимости от субъектов толкование имеет различные юридические последствия и подразделяется на два основных вида: официальное толкование и неофициальное толкование. 3.1. Официальное толкование Официальное толкование — это разъяснение смысла норм права, которое дается уполномоченными на это субъектами (государственными органами, должностными лицами, общественными организациями), закрепляется в специальных актах и имеет обязательный характер для всех субъектов, чьи взаимоотношения регулируются разъясняемой нормой. Такое толкование является юридически значимым, так как вызывает правовые последствия и ориентирует на единообразное понимание юридической нормы. В Российской Федерации официальным толкованием занимаются: Федеральное собрание, Конституционный суд РФ, Правительство РФ, отдельные министерства, государственные комитеты, Верховный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ, Высший Арбитражный Суд, а также, учитывая федеративную природу Российского государства, соответствующие органы его субъектов. Официальное толкование подразделяется на нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное). 1. Нормативное толкование — это официальное разъяснение общего характера, которое является общеобязательным и распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой, обеспечивая единообразие в понимании и применении норм права. Потребность в нормативном толковании возникает в случаях, когда интерпретируемые акты содержат правотворческие ошибки в виде неясных, недостаточно четких формулировок, по-разному понимаются и применяются правоприменительными органами. Характерная особенность официального нормативного толкования состоит в том, что оно закрепляется в форме тех нормативно-правовых актов, которые может принимать соответствующий государственный орган или должностное лицо. Например, Президент РФ может оформлять акты толкования своих нормативных указов в форме указов, Правительство РФ — в форме постановлений или распоряжений. Поэтому такие интерпретационные акты являются общеобязательными и подлежат применению одновременно с актами, содержание которых они интерпретируют. Примером нормативного толкования могут служить Постановления Пленума Верховного Суда РФ по определенным категориям дел с целью обеспечения законности судебной практики. Сюда же могут быть отнесены специальные инструкции, разъясняющие применение законодательных актов. Данные инструкции являются подзаконными актами и имеют обязательное значение для тех органов и организаций, на которых они распространяются. К их числу относятся, например, инструкции Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, издаваемые на основе и с целью разъяснения соответствующих законов. Термин «нормативное толкование» носит условный характер, так как акты нормативного толкования не обладают свойствами нормативно-правового акта. Во-первых, они не содержат норм права, а только разъясняют смысл нечетких норм права, правовых понятий, условия применения норм права и т. д. Во-вторых, акты нормативного толкования утрачивают силу с того момента, когда официально признаются недействующими разъясняемые ими нормативно-правовые акты, в то время как для признания нормативно-правовых актов утратившими силу требуется специальное решение правотворческого органа. Среди нормативного толкования различают: аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное) Аутентичное (авторское) - это официальное разъяснение смысла нормы права, исходящее от органа, который ранее установил разъясняемую норму. «Аутентичный» означает действительный, подлинный, основанный на первоисточнике. Субъектами аутентичного толкования могут быть все правотворческие органы. Издав нормативный акт, правотворческий орган вправе в любое время дать необходимые с его точки зрения разъяснения. Акты аутентичного толкования общеобязательны. Например, в федеральном законе «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» дается разъяснение вопросов, связанных с вступлением Гражданского кодекса РФ в силу. Акт, принятый в порядке аутентичного толкования, имеет такую же юридическую силу, такую же юридическую форму и издается в том же порядке, как и толкуемый нормативный правовой акт. Легальное (делегированное, разрешенное)толкование — это официальное разъяснение смысла нормы права, исходящее от органа, не установившего разъясняемую норму, но уполномоченного разъяснять ее содержание. Акты легального толкования имеют обязательную силу для тех субъектов, которые попадают под юрисдикцию органа, дающего толкование. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» он уполномочен давать официальные разъяснения Конституции. Для судебной деятельности имеют важное значение разъяснения Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел. Такие руководящие разъяснения даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел, являются результатом их обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у судебных органов, порождают ошибки и неправильные решения. Подобного рода разъяснения обращены в первую очередь к судебным органам и формально обязательны для них. В то же время они обязательны для всех других лиц и органов, которые в той или иной форме непосредственно участвуют в судебной деятельности. 2. Казуальным (индивидуальным) толкованием называется официальное разъяснение смысла нормы права, обязательное только для конкретного случая, для данного юридического дела. Казус — случай, жизненный факт, и казуальное разъяснение есть разъяснение применительно к конкретному случаю. Это толкование содержится в специальных указаниях разъясняющего характера, которые даются по рассматриваемым и разрешаемым делам в отношении конкретных обстоятельств и лиц. Казуальное толкование подразделяется на судебное и административное. Судебное казуальное толкование имеет место в ходе осуществления судами своих функций по осуществлению правосудия, где не ставится прямая цель разъяснить смысл какой-либо нормы (суды первой инстанции). Здесь акт толкования является частью решения (приговора) суда. Кроме того, судебное толкование может быть оформлено, например, определениями судебных коллегий второй инстанции и постановлениями президиумов судов надзорной инстанции. Акты судебного толкования имеют разовое значение, но решения высших судебных инстанций по конкретным делам в ряде случаев имеют значение судебного прецедента (прецедента применения закона) — образца, стандарта понимания и применения правовой нормы, сформулированного при рассмотрении конкретного судебного дела и получившего признание в юридической практике. Такие судебные решения публикуются в специальных периодических изданиях (юридических журналах). Административное казуальное толкование имеет место в деятельности иных государственных органов, когда правоприменитель разъясняет смысл правовой нормы, которая должна быть применена в данном конкретном случае. Особенность административного толкования заключается в том, что оно не ограничивается рамками конкретного дела, а содержит указания соответствующим органам, как последние должны решить то или иное дело. Например, такое указание может быть дано в акте об отмене вышестоящим органом незаконного акта, в решении контрольных органов, специальных инспекций и др. Неофициальное толкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может быть как устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Оно подразделяется: -на обыденное (даваемое гражданами в быту, в повседневной жизни); -профессиональное (дается сведущими в праве людьми, специалистами: прокурорами, адвокатами, юрисконсультами и др.); -доктринальное, осуществляемое учеными в статьях, монографиях, комментариях, учебниках и т. п. Разъяснение смысла юридических норм содержится в актах толкования права — интерпретационных актах. Под интерпретационными актами понимаются правовые акты, которые содержат разъяснение юридических норм. В отличие от нормативных правовых актов интерпретационные акты не содержат новых юридических норм, а только разъясняют их. Интерпретационные акты толкования могут быть классифицированы по различным основания Виды юридических норм. Все юридические нормы направлены на урегулирование общественных интересов, но каждая отдельно взятая несет свою функцию в выполнении общей задачи. Такая "специализация" определяет различные виды юридических норм. Кретерием определения первой группы видов правовых норм выступает то на что направлено действие юридических норм - собственно на урегулирование общественных отношений (регулятивные) или на охрану установленных прав и обязанностей (правоохранительные). Регулятивные нормы определяют субъективные права и обязанности субъектов, условия их возникновения и действия. Так, например, п.1 Ст. 209 ГК РФ регулирует отношения между собственником имущества и остальными "не собственниками" определяя, что: "Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом." Правоохранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер, в случае нарушения установленных норм, т.е. "охраняют" права, предоставленные регулятивными нормами: "Кража, т.е. тайное хищение чужого имущества, - наказывается штрафом в размере от 200 до 700 МРОТ…" По тому, каким образом регулятивные юридические нормы воздействуют на общественные отношения, выделяют управомочивающие, запрещающие и обязывающие правовые нормы Управомочивающие нормы предоставляют субъекту право на совершение им тех или иных действий. Гипотеза как часть нормы права. Гипотеза - это часть нормы права, раскрывающая условия (обст-ва), при наличии или отсутствии кот. возможно действие данной нормы, т. е она содержит указания на конкретные жизненные обст-ва, условия, при которых данная норма права вступает в действие. В частности, гипотеза может выражать: -сроки вступления в действие правовой нормы; -достижение определенного возраста гражданина - субъекта права; -время и место совершения того или иного события; -«принадлежность» гражданина к тому или иному государству; -состояние здоровья, от которого зависит возможность реализации права. Классификации и виды гипотез Гипотеза - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т. п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов. Гипотеза - часть юридической нормы, указывающая на жизненные обст-ва, при наличии которых определенные субъекты вступают в отношения друг с другом. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 318. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |