Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Механизм правового регулирования: понятие, структура.
Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Этот механизм позволяет: обеспечить комплексное воздействие различных средств на общественные отношения, поведение людей; показать динамику права, механизм его реального функционирования; выявить специфические функции и регулятивные возможности каждого из явлений правовой действительности, его связи с иными правовыми явлениями и процессами. Цель механизма правового регулирования — обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования — система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его цели (формальный признак). Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути. Элементами механизма правового регулирования являются отправные, реально функционирующие фрагменты правовой системы, отражающие основные этапы воздействия права на общественные отношения. Различают: этап регламентации отношений; этап возникновения индивидуальных прав и обязанностей; этап реализации прав и обязанностей. На каждом из этапов в качестве системообразующих центров, определяющих основное содержание этапа, выделяются основные элементы механизма правового регулирования. Вокруг них в качестве своеобразных подсистем группируются все иные юридические явления и процессы, образующие вспомогательные элементы механизма правового регулирования (правосознание, правовая культура, юридическая техника и др.). качестве структурно-функциональных элементов механизма правового регулированиявыделяются: 1) норма права (юридическая основа для правового регулирования, диспозиция правовой нормы выступает как модель нужного поведения; правовые нормы разного вида (запрещающие, управомочивающие, обязывающие, рекомендательные) определяют характер поведения субъектов); 2) правоотношение (главное средство определения, кто и как будет выполнять требования нормы права: общая модель поведения, зафиксированная в правовой норме, конкретизируется применительно к субъектам, фиксируются их субъективные права и субъективные юридические обязанности); 3) акты реализации прав и обязанностей (фактическое поведение субъектов); 4) акты применения права (властные веления компетентных органов, которые обеспечивают возникновение правоотношений, проводят требования норм права в жизнь, гарантируют осуществление прав и обязанностей и т. д.). В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования последовательно используются, выделяют различные виды процесса правового регулирования: – если в процессе правового регулированияиспользуется один нормативный правовой акт; индивидуализация прав и обязанностей осуществляется самими субъектами, к которым этот акт обращен, такой процесс называется простым; – если в процессе правового регулирования используются два акта государственно-властного характера, одним из которых является нормативный акт, а другим – акт применения нормы права, такой процесс называется сложным. Какие бы средства и в каком бы количестве в процессе правового регулирования ни использовались, его цель – упорядочивать общественные отношения и способствовать правомерному поведению граждан, всегда сохраняется, а непосредственным результатом действия механизма правового регулирования всегда является правопорядок Однако характеризовать механизм правового регулирования только как совокупность правовых средств (инструментов) регулятивной деятельности означало бы ограничить свое представление о нем. При характеристике особенностей функционирования механизма правового регулирования необходимо обращать внимание и на индивидуальных и коллективных субъектов, которые вовлекаются в процесс правового регулирования, и на взаимосвязи и взаимодействия между субъектами, которые обеспечивают действенность этого механизма, и на отношения, которые возникают в процессе практического воплощения правовых предписаний. Неофициальное толкование права: понятие, виды. Рассмотрение видов толкования по субъектам преследует цель выявить особенности применения ими интерпретационной технологии. В юридической науке аксиоматичным является деление толкования по субъектам на неофициальное и официальное. В данном параграфе речь будет идти о неофициальном толковании. Неофициальному толкованию «повезло» меньше, чем официальному, поскольку по причине исключительной важности и обязательности последнего внимание всегда было сосредоточено на толковании официальном. Появление работы Л. В. Соцуро исправляет указанный исследовательский перекос. Признаки неофициального толкования Признаки неофициального толкования весьма существенны: субъектами неофициального толкования могут являться организации (коммерческие и некоммерческие), ученые, адвокаты, практикующие и неирактикуюшие юристы, отдельные граждане; между указанными субъектами нет четкой координации, и, как правило, они осуществляют деятельность но толкованиюавтономно', большинство тех, кто берется за неофициальное толкование, отличаетвысокий уровень подготовки в области права; неофициальное толкование осуществляется субъектами правапо доброму разумению и не основано на вменении им в обязанность делать это; содержание неофициального толкования очень часто ограничиваетсяуяснением нормативных актов, разъяснение отнюдь не является обязательным дополнением к нему; неофициальное толкование являетсянеобязательным для субъектов права и поэтому не имеет юридической силы, однако порой отличается высокой авторитетностью, что не позволяет к нему относиться как к толкованию второсортному; оно не регламентировано законом и осуществляется всвободной форме. Это касается всех его параметров: результатов (актов толкования), процедур и др.; его значимость состоит в выполнении импознавательной, воспитательной роли, а такжефункции ориентирования субъектов в правовом пространстве. Особенности неофициального толкования достаточно яркие и не позволяют его спутать с толкованием официальным. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 250. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |