Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РУССКАЯ КУЛЬТУРА НА ПОРОГЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ 6 страница
Идеология раскола включала сложный спектр идей и требований: от проповеди национальной замкнутости и враждебного отношения к светскому знанию до отрицания крепостного строя с присущим ему закабалением личности и посягательством государства на духовный мир человека и борьбы за демократизацию церкви. Составить представление об идеологии раскола XVII в. позволяют труды наиболее яркого старообрядческого публициста Аввакума/ "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное", "Книга бесед". "Книга обличений" и др/, а также раскольничьи полемические сочинения /"Жезл правления" С.Полоцкого, 1667 г., "Увет духовный" патриарха Иоакима, 1682 г. и др./. В XVII в. светская литература стала заметным яв-ЛИТЕРАТУРА лением русской культуры. Произошла ее значительная жанровая дифференциация. Трансформация жи- тийного жанра, начавшаяся в предшествующие столетия, завершилась в XVII в. возникновением повести-жития /биографической повести/. Лучшие произведения этого жанра отличались своеобразным бытовым реализмом /"Житие Улиании Лазаревской", другое название - "Повесть об Улиании Осорьиной" Дружины Осорьина, "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" и др. /. Распространение грамотности в XVII в. вовлекло в круг читателей новые слои населения: провинциальных дворян, служилых и посадских людей. С изменением социального состава читающей публики появились новые требования к литературе. Особый интерес вызывали занимательные сюжеты и описание повседневного быта. Получившая широкое хождение в XVII в. переводная светская литература приключенческого содержания /"Сказание про храброго рыцаря про Бову Ка-ралевича", "Повесть о Еруслане Лазаревиче" и др./ также увеличивала интерес к произведениям подобного рода. Ответом на эти потребности было появление русской бытовой повести, которая обращаясь к повседневной жизни людей, делала попытку проникнуть в психологию героев, отойти от средневекового шаблона, делившего мир на черное и белое, персонажей - на идеальных героев и абсолютных злодеев. Появился новый герой - вымышленный персонаж, лишенный идеальных черт и, как в жизни, не поддающийся однозначной оценке. Основная тематика бытовой повести - столкновение молодого и старшего поколений; вопросы нравственности; человек с его личными переживаниями. Таковы "Повесть о Горе-Злочастии" /"Повесть о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молодца во иноческий чин", сер. XVII в./; "Повесть о Савве Грудцыне" /"Повесть, зело пречуд-на и истина, о случившемся в нынешние дни, как человеколюбивый Бог являет человеколюбие своему народу христианскому, 60-е годы XVII в./; "Повесть о Фроле Скобееве" /"История о российском дворянине Фроле Скобееве", 1680 т./. Персонажи - купцы и небогатые дворяне-авантюристы, и авторы этих произведений отвергали патриархальные устои и нравственные нормы прошлого. Новые идеалы выражались пока неопределенно, устремления героев носили, в основном, потребительский характер. Полный социальных конфликтов XVII в. вызвал к жизни новый жанр - демократическую сатиру. Сатирические повести создавались в среде посадского населения, подьячих, низшего духовенства, недовольных притеснениями феодалов, государственной администрации и церкви. Развитие этого жанра тесно связано с народным творчест- 61 62
вом. В сатирической литературе широко были распространены разнообразные пародии: на судопроизводство /"Повесть о Шемякиной суде", "Повесть о Ерше Ершовиче"/; на житийные произведения /"Слово о бражнике"/. Однако подвергая критике упадок нравов в церковной среде, сатира не касалась религиозного учения. Осуждению подвергалось и падение нравов в городской среде /"Азбука о голом и небогатом человеке"/, и государственная монополия на виноторговлю, ставшую государственной системой спаивания и разорения народа /"Праздник кабацких ярыжек" или "Служба кабаку", написанная в форме пародии на церковную службу/. В XVII в. в русской литературе появилась рифмованная поэзия. В средневековой Руси имелась развитая художественная система стихосложения, но она практически не знала рифмы. Рифмованная же поэзия возникла под влиянием польского силлабического1) стихосложения, ее основоположником и крупнейшим поэтом XVII в. был С.Полоцкий /"Букварь", "Рифмованная псалтырь", два больших рукописных сборника "Рифмологион" и "Вертоград многоцветный" /. Продолжили дело С.Полоцкого его ученики - Карион Истомин и Сильвестр Медведев. Среди появившихся в XVII в. жанров, выражавших рост самосознания личности, особое место занимает драматургия. Первые театральные представления состоялись в 1672 г. в придворном театре царя, Алексея Михайловича. Русский театр начался постановкой пьес. материалом для которых служили главным образом библейские сюжеты, жития святых и античная мифология. Основоположником русской драматургии являлся С.Полоцкий. Его пьесы, написанные для придворного театра /"Комедия притчи о блудном сыне" и "Трагедия о Навуходоносоре царе"/, ставили и обсуждали серьезные нравственные, политические и философские' проблемы, отражавшие сложное, богатое событиями время. Русская литература XVII в, медленно начала освобождаться от средневековых традиций. Господство религиозного мировоззрения сменялось более реалистическим видением действительности, поиском закономерностей мирового развития. Становление сатирико-бытовых и автобиографических жанров положило начало собственно художественной литературе. Появились новые области литературного творчества - стихосложение и драматургия. Общий отход от церковно-схоластического миро- • ЗОДЧЕСТВО воззрения коснулся и зодчества. Усиление светских мотивов в значительной мере было связано с /расширением среды, в которой формировались эстетические представ- .; ления. Вкусы посадских людей и крестьянства, их видение мира и !' понимание красоты наиболее полно внедрялись в архитектурное творчество, далеко уводя от освященных церковной традицией образцов. Современники точно определили сущность нового типа архитектуры, назвав его "дивным узорочьем". В XVII в. происходило сближение •культового и гражданского каменного зодчества. Как и прежде, наиболее распространенным на Руси оставалось -'деревянное зодчество. Замечательной светской деревянной постройкой был несохранившийся дворец царя Алексея Михайловича в селе пКоломенском /1667-68/. Он представлял собой живописную композицию лрихотливо сгруппированных больших и малых срубов-клетей, связанных переходами; с высокими кровлями, килевидными "бочками"1' крыш, с шатрами. Сказочное великолепие дворца усиливалось золоченой резьбой и яркой раскраской. Культовые деревянные постройки ; | при небольшом числе основных типов - необычайно разнообразны по своей композиции. Широко были распространены по России храмы клетские, представлявшие собой прямоугольный сруб /клеть/, покрытый двускатной кровлей, увенчанной маковкой с крестом /церковь села Спас-Вежи, 1628, ныне находящаяся в музее деревянного зодчества в Костроме/; шатровые , основу конструкции которых составлял восьмерик на крестообразном основании или на четверике, перекрытый шатром /храмы в селах Панилово Архангельской области, ■ 1600; Согинцы Ленинградской области, 1696 г.; ярусные - особый тип высотной композиции, представлявший нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков /церковь Ширкова погоста Тверской области, 1697/; многоглавые / Преображенская церковь в Кижах 1714/. Каменное строительство, прерванное в связи с иноземной ин-
1} Для силлабического /слогового/ стихосложения характерно равное количество слогов в строке, пауза в середине строки; большую роль играет концевая рифма, стоящая под единственным строго обязательным ударением. Бочка - форма криволинейного покрытия в виде срезанной в длину бочки. Самая нарядная форма перекрытия в деревянной архитектуре. 63 тервенцией и хозяйственной разрухой начала XVII в., возобновилось лишь в начале-20-х годов. В это время осуществлена раставрация стен и башен Московского Кремля, пострадавших во время интервен7 ции. Зодчие Важен. Огурцов и англичанин Христофор Галовей возвели шатер над Спасской башней /1624-25/. Самой замечательной постройкой гражданского зодчества первой половины XVII в. является Теремной дворец Московского Кремля, сооруженный для царских детей Б.Огурцовым, А.Константиновым, Т.Шатуриным и Л.Ушаковым. В архитектуре дворца заметно влияние деревянных построек хоромного типа. Постепенно гражданское каменное строительство приобрело размах и велось в различных городах /трехэтажные палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной в Москве, ок.1657; купеческие Поганкины палаты в Пскове, 1-я пол. XVII в./. Гражданская каменная архитектура заметно влияла на культовые постройки. Церкви 20-30-х годов, на первый взгляд традиционные, имели некоторые новые черты . в них появилась дробность элементов, которая станет ведущим началом в московском зодчестве XVII в. /церковь Покрова в Рубцове, 1619-26/. Необычайно богатый декор украсил шатровые храмы /церкви Покрова в Медведкове, 1634-35; Зо-симы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре. 1637/. Еще заметнее отход от традиции в трехшатровых храмах /Успенская церковь Алек-сеевского монастыря в Угличе, прозванная в народе "Дивной", 1628 и др,/. Новые традиции привели к формированию во второй четверти XVII в.своеобразного живописного стиля, которому присуща затейливая, как правило, ассиметричная группировка масс. Обычно это -пятиглавый бесстолпный храм, основной куб которого окружен приделами, папертями, лестницами и крыльцами, с обязательными деталями отделки: боченкообразными колонками, арками с висячей гирькой. наборными кирпичными наличниками окон и др. В становлении стиля сыграло большую роль то обстоятельство, что заказчиками культовых построек все чаще выступали купцы и посадские общины, вкусы которых отчетливо проявились в зодчестве. Именно в посадских храмах наиболее ярко выразилось то светское начало, которое современники назвали "узорочьем" /московские церкви Рождества Богородицы в Путанках, "16Д9-52; Троицы в Никитниках, 1628-53; ярославские церкви Ильи Пророка, 1647-50, Иоанна Златоуста в Коровниках; 1649-54 и др/- Патриарх Никон, пытаясь возродить канонические традиции зод- чества, в середине XVII в. запретил строительство шатровых церквей1 > и использованне каких-либо светских новшеств в культовом строительстве. Эти ограничения привели в третьей четверти века к большему единообразию конструкций, но не истребили полюбившихся светских приемов декора, особенно в посадских храмах /церкви Николы в Пыжах, 1657-70 г.; Григория Неокесарийского на Большой Полянке; Николы в Хамовниках, 1679 в Москве и др./. В 90-е годы XVII в. в русской архитектуре появился новый стиль, условно именуемый "нарышкинским" или "московским барок-ко"2). Главные композиционные принципы этой архитектуры - ярус-ность, центричность, симметрия и равновесие масс. Основной композиционный прием стиля: нижний ярус квадратный или прямоугольный, на нем - восьмерик, выше - второй, меньшего объема и, наконец, завершающий композицию барабан с главой. Верхний восьмерик использовался как колокольня. Ярусной композицией достигался эффект вертикального движения, присущий столпообразным и шатровым постройкам предшествующих времен. Декоративное убранство, обычно из резного белого камня, выглядело необыкновенно выразительно на красном фоне гладких кирпичных стен. Окна, часто овальные или восьмиугольные, обрамлялись небольшими колонками, поддерживавшими вычурные фронтончики; вместо кокошников над карнизами помещались так называемые "петушиные гребешки" - полосы резных декоративных элементов /церкви Покрова в Филях, 1690-93; Спаса в селе Уборы. близ Москвы, 1693-97, зодчий Я.Бухвостов/. Декоративные формы "московского барокко" были применены и в пятиглавых храмах соборного типа /Успенский собор в Рязани, кон. XVII в.. Я.Бухвостов; московская церковь Воскресения в Кадашах. 1687-1713/. В русском зодчестве XVII в. происходила борьба старых традиций и новых тенденций, вырабатывались новые художественные взгля- Запрет однако был обойден и излюбленная шатровая кровля сохранилась для венчания колоколен и крылец, а в сельской местности шатровые церкви продолжали строить вплоть до XVIII в. Болыиенство храмов этого направления построено по заказу бояр Нарышкиных. Сходство этой архитектуры с западно-европейским барокко - чисто внешнее. Роль классических архитектурных форм в сложении нового русского стиля ограничивалась отдельными декоративными элементами, почти не затрагивая композиционных принципов зданий. 65 66
ды. генетически связанные с народным творчеством, в то же время творчески осваивалась стилистика западно-европейской архитектуры. Переоценка ценностей, происходившая во всех сфе-ЖИВОПИСЬpax культуры XVII в., • пожалуй, с наибольшей силой отразилась в живописи, здесь процесс обмирщения шел особенно активно. В развитии русской живописи XVII в. можно выделить два этапа: 1601-1650-е гг. и с 60-х гг. до конца века. Первый этап ознаменовался борьбой двух живописных направлений, унаследованных от предшествующей эпохи. Одно, "годуновская школа"1', тяготело к монументальным традициям прошлого. Но попытки оживить угасающий дух былого великого искусства путем ортодоксального следования древнему канону приводил лишь к повествова-тельности, некоторой перегруженности композиций /иконы московских мастеров "Достойно есть", 1605, ГТГ; "Симеон Столпник" 1605, ГТГ; иконы для иконостаса кремлевской церкви Ризположения, созданной Н.Истоминым "со товарищи"/. Другое художественное направление. "строгановская школа"2'. Строгансвские иконы впервые в русском искусстве, как бы наравных с религиозно-символической функцией несли усиленное эстетическое начало. Для них характены виртуозный рисунок, тонкая проработка деталей, многофигурные композиции, богатая орнаментация, полихромный колорит. Выдающимся мастером "строгановской школы" был Прокопий Чирин, иконам которого свойственны особая мягкость колорита, пластичность вытянутых фигур и-изящество поз /"Никита воин"; "Избранные святые", ГТГ, и др./. Во второй четверти века продолжали существовать как "году^ новская" так и "строгановская" школы. Одновременно возникло немало памятников синтезного характера /иконы "Князь Георгий" ок.1645; "Сретение иконы Владимирской Богоматери", сер. XVII в., ГТГ и др,/. "Годуновско-строгановский" стиль в области монументальной живописи представлен фресками Успенского/1642-43/ и Архангельского соборов /1652-53/, Ризположенской церкви /1644/ Мос- п Название связано с тем, что многие произведения этого,направления выполнены по.заказу Б.Годунова или его родственников. 2) Название связано с тем, что множество произведений этого стиля выполнено по заказу Строгановых в мастерских Солъвычегодска. Но сам стиль возник в Москве, в среде государственных и патриарших мастеров,■ ковского Кремля и др. Второй этап развития живописи XVII в, характеризовался медленным отходом от догм и поиском новых сюжетов и форм. Становление нового, художественного идеала было тесно связано с процессом освоения гуманистической культуры Запада. Сторонники нового, подчеркивая эстетическое значение религиозного искусства, стремились к реалистическому воплощению художественного образа. Их взгляды нашли отражения в программных трактатах, посвященных вопросам теории искусства /"Послание Иосифа Владимирова Симону Ушакову", 1656-58; "Слово к люботщателем иконного писания" Симона Ушакова, ок. 1666-67 и др,/. Царские изографы С.Ушаков и и И. Владимиров основным условием подлинно высокого искусства считали соответствие правде жизни. Традиционные иконописные приемы все менее удовлетворяли художников-новаторов и постепенно заменялись более реалистическими приемами. Этот процесс получил яркое отражение в творчестве С.Ушакова /1626-86/. Если ранние работы выполнены им в древнерусской иконописной манере /две иконы Владимирской Богоматери, 1652, ГТГ и 1662, ГРМ/, то в конце 50-х гг. появились иконы, написанные о учетом анатомического строения лица и о использованием светотени /"Великий Архиерей". 1656-57; "Спас Нерукотворный" 1658, ГТГ и др./. В 60-70-е годы художник создал ряд произведений в смешанном стиле -лики выполнены в новой светотеневой манере, а все остальное - в старой близкой "строгановскому" письму /иконы "Древо государства Московского", 1668, ГТГ; "Троица", 1671, ГРМ в др./. Заметно усилились реалистические тенденции в поздних работах Ушакова /9 медальонов с изображением Святителей в иконостасе церкви Троицы в Никитниках, 1680; гравюры к "Рифмованной псалтири" С.Полоцкого и др./. Новые черты, присущие искусству будущего, ярче всего проявились в "парсуне" /от лат. persona - личность, т.е. портрет реального лица/. Жанр парсуны зародился еще на рубеже XVI-XVII вв., дальнейшее развитие этот первый чисто светский жанр получил во второй половине века /портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного царевича Петра, ГИМ1'/. Наиболее значительные . произведения парсунной живописи написаны в конце века /портреты стольника В.Ф.Люткина, дяди и матери Петра I - Л. К. н Н.К. Нарыш- Государственный исторический музей. 67 68
киных/. В них уже присутствуют черты школы русского портрета грядущего столетия - внимание к внутреннему миру портретируемого, поэтизация образа, тонкий колорит. Всего за несколько десятилетий новый жанр прошел громадный путь - от полуиконописных парсун начала века до вполне реалистических изображений конца столетия. Фреска в XVII в., переживавшая последний взлет, лишь условно может быть отнесена к монументальной живописи. В ней почти отсутствует соотнесение живописных поверхностей с архитектурными, изображения измельчены, композиции пронизаны затейливым орнаментом. ЕЙ присущ "бытовитизм" - повышенное внимание к деталям повседневной жизни человека, его быту и труду, к красоте природы, житийные композиции стенописи XVII в. приобрели характер жанровых картин, изобилующих фольклорными элементами /фрески ярославских церквей Ильи Пророка, 1681, работы мастера Оружейной палаты Гурия Никитина и Силы Савина с артелью; Иоанна Предтечи в Толчкове, работы Дмитрия Плеханова с артелью/. Реалистические устремления в искусстве выражали становление нового мировоззрения, иного подхода художника к действительности, но не привели пока к созданию единого творческого метода. Яркое и противоречивое русское искусство XVII в. - крупное художественное явление, завершившее восьмивековую историю средневекового искусства и подошедшее вплотную к эстетике нового времени. . Кризис традиционной и становление новой культуры были выражением глубинных социально-экономических процессов. Начавшееся формирование всероссийского рынка создало более благоприятные условия для интеграционных процессов в культуре. Решающей силой в утверждении светской культуры явился абсолютизм. Активизация международных контактов России способствовала углублению и расширению международных культурных связей. В этих условиях церковь занимала консервативно-охранительные позиции. Развитие русской культуры в XVII в. подготовило почву для преобразований грядущего столетия. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. 1. Принято считать, что в XVII столетии заканчивается история русской средневековой культуры и зарождаются элементы культуры нового времени. Чем Вы можете подтвердить или опровергнуть это утверждение?
2. Какие факторы способствовали развитию образования в XVII в.? В чем Вы видите черты типично средневековой образованности, сохранившиеся в это время, в чем принципиально новые? 3. Какие шаги по превращению научного знания в собственно науку были сделаны в XVII в.? С чем это связано? Как это проявилось в естественнонаучной сфере? В гуманитарном знании? 4. Какие важнейшие публицистические идеи обсуждались в различных жанрах устного народного творчества и литературы XVII в.? Как Вы можете объяснить появление и значительное развитие новых литературных жанров и направлений именно в XVII в.? О чем свидетельствует сходство идей и настроений в них? 5. Какие историко-культурные последствия имела церковно-об-рядовая реформа патриарха Никона? Почему движение за "старую веру" объединило столь разнородные социальные слои? Как это сказалось на старообрядческом движении? 6. Познакомьтесь с произведениями самого яркого старообрядческого писателя протопопа Аввакума. Какое впечатление произвели на Вас идеи и личность Аввакума? Какие особенности русского национального характера можно видеть в образе "неистового" протопопа? 7. Какие еще произведения XVII в., посвященные расколу. Вы знаете? Какие писатели и художники XIX-XX вв. обращались к этой теме? 8. Подумайте, каким образом расширение круга потребителей культурных ценностей сказалось на характере русской культуры XVII в.? 9. Анализируя различные сферы историко-культурного процесса XVII в. и культуру в целом, подумайте, можно ли говорить о начале процесса изменения знаковой системы Древней Руси, предвосхитившего петровские реформы? 69 70
КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ /XVIII-нач. ХХв./ Глава 6. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ /1-я четв.XVIII в./ Направленные на модернизацию и европеизацию общества радикальные реформы Петра I были исторически обусловлены и вместе с тем насильственны. Эта "революция сверху", активизировавшая внутренние резервы феодализма, коснулась и культуры. Ряд факторов, проявившихся еще в предшествующем столетии, определил особенности историко-культурного процесса России в нач. XVIПв.: дальнейшее обмирщение'культуры и более быстрое развитие рационализма; утверждение нового взгляда на человеческую личность и тенденция демократизации культуры, связанная с расширением круга производителей и потребителей культурных ценностей; преодоление национальной замкнутости и локальности культурного развития. Относительно быстрые темпы перехода от средневековья к новому времени в России предопределили своеобразную "спрессованность" культурного процесса, которая породила несоответствие некоторых явлений культуры объективным условиям, параллельное существование нескольких стилевых направлений в художественной культуре /которые в Европе хронологически сменяли друг друга/ и т.п. Несмотря на коренные преобразования, русская культура нового времени демонстрирует преемственность лучших национальных традиций. Оформление абсолютизма с его огромным чинов- ности, нараставшие изменения в укладе жизни резко увеличили потребность в специалистах, которых могла подготовить только новая, светская школа. Из-за отсутствия специальных учебных заведений в России по указу Петра уже в конце XVII в. дворянскую молодежь посылали для обучения "навигационным наукам, живописному искусству, экипажеству, механике, инженерству, артиллерии" в западноевропейские страны. Начало системе светского образования положило открытие в 1701 г. "Школы математицких и навигацких наук" и Пушкарской /артиллерийской/ школы в Москве. За короткое время начали работать еще несколько профессиональных школ: инженерная, медицинская, горные, на базе некоторых впоследствии образовались высшие специальные учебные заведения. В 1714 г. более чем в 40 провинциальных городах были открыты приближавшиеся по типу к начальной общеобразовательной школе "цифирные" школы, в которых царский указ предписывал "поголовно" учиться "всем дворянским и подьячим детям" и без получения свидетельства об окончании этих школ "жениться их не допускать". Однако уже.в 20-е годы эти учебные заведения практически прекратили существование, так как дворянские дети были освобождены от обучения в них, дети духовенства переведены в епархиальные, а солдатские - в гарнизонные и солдатские школы. В городах сохранялись старые формы обучения /школы грамоты/, в дворянских семьях преобладало домашнее обучение. Дети крепостных крестьян в эти школы не принимались. Новая школа во многом сохранила черты средневекового учебного заведения: классно-урочная система еще не утвердилась, обучение было индивидуальным; прием учеников не был одновременным, их возраст колебался от 7 до 20 лет; учебный день составлял 6 часов, главным методом обучения была зубрежка; жестокие наказания являлись обязательной составляющей обучения. Учителями в профессиональных и цифирных школах обычно работали иностранцы на русской службе, специалисты-практики и выпускники этих школ. Специальных учебных заведений для подготовки учителей еще не существовало. Практические потребности Российского государства /поиски полезных ископаемых, освоение новых территорий и т.п./ порождали интерес к наукам, преимущественно естественным. Частные и правительственные экспедиции исследовали новые территории, собирали коллекции по минералогии, ботанике, биологии, материалы по этнографии и для составления географических карт /первое этнографическое и географическое описание Камчатки составлено В.Атласовым в 1697-99 гг.; в 1720 г. опубликована первая достоверная карта Каспийского моря Ф.Саймонова и К.Вердена; первая правительственная научная экспедиция под руководством Д.Мессершмидта в 1720-е годы обследовала Сибирь и т.п./. Имея очень мало досуга, Петр I, однако, интересовался русской" историей, которой придавал большое значение для народного образования. Известно, что царь лично хлопотал о составлении популярного учебника по этому предмету. По его заданию собирались материалы по отечественной истории и написаны первые исторические сочинения, отразившие бурные события современности /"Журнал или 71 72
поденная записка Петра Великого с 1698 года даже до заключения Ништадтского мира","Рассуждение о причинах Северной войны" П.Ша-фирова/. Своеобразным итогом петровских преобразований в области просвещения и науки было открытие в 1725 г. Академии наук, особенностью которой было объединение научно-исследовательских и педагогических функций /в ее системе находились университет и гимназия/. Академия имела также свою библиотеку, музей, типографию, ботанически сад, физическую и химическую лаборатории. В отличие от европейских академий, существовавших на средства от издательской и другой коммерческой деятельности. Петербургская академия наук имела твердый государственный бюджет. Распространению научных знаний и образования КНИЖНОЕ ДЕЛО способствовало развитие типографского дела в И ПЕЧАТЬ • Москве и Петербурге. Широко издавались учебники, иллюстрированные гравюрами, схемами, чертежами учебники / "Первое учение отрокам" Ф. Прокоповича, "Арифметика" Л.Магницкого и др./, словари, различные специальные 'руководства. Введение нового, более простого шрифта /1710 г./, привело к разделению сферы светской и церковной книжности /где сохранялся старый шрифт/ и способствовало распространению грамотности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 265. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |