Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РУССКАЯ КУЛЬТУРА НА ПОРОГЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ 3 страница
Во Владимиро-Суздальском княжестве, начиная с достаточно скромных в декоративном отношении построек Юрия Долгорукого /1125-57/ типа церкви Бориса и Глеба в Кидекше /1152/, складывалась самобытная, яркая архитектура, отличавшаяся особенным изяществом пропорций и нарядностью внешнего декора, в частности виртуозной резьбой по белому камню. Особенно активно каменное строительство велось во Владимире и загородной резиденции князя Андрея Боголюбского /1157-74/. В строительную артель, кроме местных мастеров, входили западноевропейские, присланные императором Фридрихом Барбароссой. Наиболее крупным объектом был Успенский собор города Владимира /1158-60/, отличавшийся как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси. Это белокаменный храм, стройных пропорций и крупных размеров, украшенный роскошными резными перспективными порталами, аркатурноколончатым поясом1), Аркатурный пояс - декоративный мотив в виде ряда глухих аро-чек. Аркатурно-колончатый - аркатурный пояс, дополненный рядом декоративных колонок. сложнопрофилированными пилястрами. В 60-е годы в загородной княжеской резиденции - Боголюбове - был выстроен великолепный архитектурный ансамбль, включавший собор Рождества Богородицы, во многом повторявший владимирский Успенский собор, но меньшего размера, и соединенный с ним галереей на уровне второго этажа княжеский дворец. К сожалению, ансамбль не сохранился, до нас дошли лишь лестничная башня и часть перехода между нею и собором, но письменные источники и археологические данные позволяют достаточно точно графически реконструировать первоначальный облик ансамбля. При впадении р.Нерли в Клязьму, в том месте, где корабли поворачивали к княжеской резиденции, на высоком искусственном холме, как на пьедестале, была построена церковь Покрова /1166/. Поразительная утонченность и стройность этого небольшого храма до сих пор поражает зрителя. Совершенство форм и пропорций, богатая декоративная резьба придают облику здания почти скульптурную завершенность. Это выдающийся памятник не только древнерусской, но и мировой архитектуры. Историки архитектуры полагают, что первоначальный облик храма был более торжественным за счет опоясывавших его внешних галерей, основания которых были вскрыты археологами. Успенский собор, боголюбовский ансамбль и церковь Покрова на Нерли, очевидно, были выстроены одним и весьма талантливым зодчим. В 1194-97 гг. во Владимире для князя Всеволода Большое Гнездо /1176-1212/ был построен новый дворцовый храм - Дмитриевский собор, символизировавший могущество "владимирского самовласца". Верхняя часть постройки, над аркатурный поясом, обильно декорирована роскошной резьбой по белому камню. В отличие от однотипного ему храма Покрова, как бы устремленного ввысь, Дмитриевской собор даже несколько подавляет своей пышной декоративностью. Поистине лебединой песней домонгольского зодчества является Георгиевский собор в Юрьеве Польском /1230-34/. к сожалению плохо сохранившийся. Торжественностью облика этот храм ступенчато-столпообразной формы, украшенный объемной /круглой/ резьбой, покрывавшей сплошь все стены, превосходил многие постройки Киева, Смоленска и Владимирской земли. Общие закономерности развития и взаимное культурное общение вели к строительству разных районах близких архитектурных форм. Движение в этом направлении было прерванб вторжением монголо-та-тар. 27 28
С закатом Киевской державы отошло в прошлое ис-ЖИВОПИСЬкусство "мерцающей живописи" - мозаика - слишком дорогостоящей была она для удельных князей. Будущее принадлежало искусству фрески и иконописи, техника которых отличается большой гибкостью, а палитра не зависит от набора мозаичных кубиков. В условиях феодального дробления в живописи, как и в зодчестве, заметнее стали проявляться региональные особенности, началось формирование местных художественных школ. В развитии живописи можно видеть две тенденции. С одной стороны, возрастало влияние церкви, которая в борьбе с языческими пережитками ужесточала контроль за соблюдением канонических требований. В результате образы святых становились более суровыми и аскетичными, усили-. вались линейность и плоскосность изображения. С другой стороны, в искусство местных школ, далеких от митрополичьей кафедры, активнее проникали элементы народной культуры. Во времена Андрея Боголюбского владимиро-суздальская живопись делала первые самостоятельные шаги. Небольшие фрагменты фресок 1161 г. сохранились в Успенском соборе Владимира. Самая ранняя из известных владимирских икон - "Боголюбская Богоматерь" /сер. XII в./ стилистически близка знаменитой византийской иконе "Владимирской Богоматери" /ГТГ/1), попавшей в Киев из Константинополя в нач. XII в. и вывезенной во Владимир Андреем Боголюбским в 1155 г./отсюда ее название/. Икона стала одной из самых прославленных на Руси и почиталась чудотворной, позже с нее были выполнены два списка /копии/. Тип же изображения, называемый "Умиление" /Богоматерь держит младенца Христа на руках и прижимается к нему щекой/, стал традиционным и излюбленным на Руси. Живопись времен Всеволода Большое Гнездо представлена фресками Дмитриевского собора, созданными выдающимися византийскими и русскими мастерами, и немногочисленными, но первоклассными иконами. "Богоматерь Оранта - Великая Панагия" /Молительница - Всесвя-тая/г) - одна из лучших русских икон, новые свойства которой состоят в укрупнении не только образа в целом, но и деталей, подчеркнутой декоративности. Не менее замечателен образ "Дмитрий Со-лунский" из Успенского собора г.Дмитрова /кон. XII в., ГТГ/. воп- ГТГ - Государственная Третьяковская галерея. Икона происходит из Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле /кон.ХП-нач.ХШ в., ГТГ/. лощавший русский воинский идеал и символизировавший общерусское единство, - Дмитрий изображен на княжеском "столе" с мечом на коленях, как судия и защитник подданных. Перерабатывая творческий опыт Киева и других городов, владимирские художники создали собственный изобразительный язык, удивляющий изяществом формы, богатством колорита, нарядностью. Это свидетельствует о становлении владимиро-суздальской живописной школы. Становление новгородской школы во второй половине XII - XIII вв. происходило в специфических условиях демократизации жизни вечевой республики, отстаивания древних полуязыческих обычаев и борьбы с западной экспансией. Ведущее место в искусстве Новгорода прина длежало монументальной живописи, где особенно отчетливо проявился процесс трансформации византийско-киевской традиции. Росписи Георгиевской церкви в Старой Ладоге /1167/ - один из последних новгородских памятников грекофильского направления. Но и здесь уже видны новые художественные элементы - усиление линейной стилизации форм, графичность, которая однако не привела к обеднению колорита. Фрески церкви Спаса-Нередицы /1199/ представляли собой редчайший памятник новгородской монументальной живописи1}. Хотя церковь Спаса была княжеским храмом, здесь уже нет традиционной утонченности письма и усложненной символики композиции. Язык стенописи почти фольклорный, образы святых наполнены еще большей энергией и суровостью, вместо привычных византийских ликов со стен храма смотрели энергичные новгородцы. Новгородская школа станковой живописи представлена своеобразными произведениями, написанными в различной художественной манере. В иконах ХП-нач.XIII вв. сохранились византийско-киевс-кие традиции. Такова, например, икона "Спас Нерукотворный"2> /XII Церковь Спаса-Нередицы была разрушена во время Великой Отечественной войны. После войны здание восстановили, но из росписей, покрывавших стены храма сплошным ковром, удалось спасти лишь отдельные фрагменты. "Спас Нерукотворный" - особый тип изображения Христа, представляющий лик на убрусе /плате/. Согласно преданию, Нерукотворный образ Христа был запечатлен для эдесского царя Авгаря. После того, как посланный им художник не сумел изобразить Спасителя, Христос умыл лицо и отерся убрусом, на котором отпечатался его лик. 29 30
в.,ГТГ/,. изображающая торжественно-возвышенный, суровый лик Христа с огромными глазами. На русских воинских хоругвях1> изображали именно этот образ Христа-триумфатора. К нему стилистически близки две замечательные новгородские иконы: монументальное "Устюжское Благовещенье" из Юрьева монастыря /нач.XII. ,ГТГ/ и оглавное изображение "Архангела", обычно называемое "Ангел златые власы" / ХП-ХШ вв., ГРМ2) /. Соприкосновение двух художественных направлений - традиционного и более свободного, с преобладанием местных черт. - демонстрирует икона "Успение" /1-я треть ХШ в,, ГТГ/, происходящая из новгородского Десятинного монастыря, и образ Николая Чудотворца из Новодевичьего монастыря в Москве /нач. XIII в. , ГТГ/. Хотя в целом эти произведения принадлежат к византийскому направлению, в них уже определились местные черты: обобщенность линий и укрупнение форм, острота характеристик образов /суровость и внушительность/, звучность колорита /сочетание контрастных цветов - белого, красного, синего, зеленого и др./. которая столь характерна для позднейших новгородских памятников. Несмотря на раздробленность, культура всех русских земель демонстрирует преемственность традиций Киевской Руси, бывшей их общим источником. При этом в условиях, когда ослабли связи между русскими землями и в известной мере с Византией,"' сложились более благоприятные возможности для становления и развития самобытных форм культуры Новгородской, Владимиро-Суздальской и других земель. Каждый из этих регионов впоследствии внесет лучшее из своего культурного фонда , характерное только для этой земли, в формирование родственных культур белорусского, русского и украинского народов. К сожалению, на самом высоком уровне развитие древнерусской культуры было прервано монголо-татарским нашествием. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Можно ли утверждать, что в условиях феодальной раздробленности сохранились традиции, сложившиеся в Киевской Руси? Какие п Хоругвь /от монг. оронго - знак, знамя/ - вертикально расположенное полотнище с изображением Христа или святых, укрепленное на длинном древке, носимое при крестных ходах; -в прошлом использовалась в качестве полкового знамени. г) ГРМ - Государственный русский музей /С.-Петербугр/ новые черты и почему появились в русской культуре в это время? Приведите примеры. 2. Какие особенности литературного процесса ХП-нач.XIII в. свидетельствуют о наступлении нового этапа развития русской культуры? Почему летописцы ХП-ХШ вв. субъективны в изложении событий? Какие еще черты, кроме политических пристрастий, отличают летописи разных регионов? 3. Храмы Киевской Руси отличались большими размерами. С чем связано уменьшение объемов и упрощение конструкции церквей в ХП-ХШ вв.? 4. Сравните условия развития зодчества в Новгородской земле и во Владимиро-Суздальском княжестве в ХП-нач.XIII вв.? Каким образом особенности новгородского строя повлияли на местную архитектуру? 5. Какие самобытные черты присущи владимиро-суздальскому зодчеству? Проследите их становление на самых ярких постройках времени Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. 6. Какие черты владимиро-суздальского зодчества в будущем повлияют на становление общерусского стиля? Попробуйте в постройках Московского Кремля найти признаки этого влияния. 7. Почему в период феодальной раздробленности искусство мозаики практически исчезает, а фреска и иконопись получают дальнейшее развитие? Какие признаки становления самобытных художественных школ можно видеть при сравнении живописи Владимиро-Суздальской земли и Новгорода? Какие памятники духовной культуры ХП-нач.ХШ вв. особенно ярко выражают мысли и чаяния русских людей этой эпохи? Глава 3. РУССКАЯ КУЛЬТУРА 2-й ПОЛОВИНЫ XIII - XV вв В историко-культурном процессе XIII-XV вв. выделяются два периода. Первый /с 1240 г. до середины XIV в./ характеризуется заметным упадком во всех областях культуры /в связи с монголота-тарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, шведских, датских, венгерских, литовских и польских феодалов/. Второй период /вторая половина XIV-XV вв./ отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры. Ино- 31 32
земные вторжения особенно пагубными оказались для южных и западных земель. Поэтому центр общественно-политической и культурной жизни постепенно сместился на северо-восток, где в силу ряда причин с середины XIV в. установилась гегемония Москвы. Именно Московскому княжеству было суждено, преодолевая феодальную раздробленность Руси, возглавить борьбу против Золотой Орды и к концу XV в. завершить оба процесса созданием единого и независимого государства. В эпоху средневековья распространение грамотнос- ПРОСВЕЩЕНИЕ Ити и знаний шло разными путями в княжеских двор-НАКОПЛЕНИЕцах, монастырях, торговых городах и в деревне. В НАУЧНЫХ ЗНАНИЙто время как в бесписьменной деревне знания о природе, человеке, устройстве мира, родной истории передавались молодому поколению из уст в уста в виде сельскохозяйственных примет, знахарских рецептов, сказок, эпической поэзии т. п., просвещение в городах, монастырях и вотчинных замках основывалось на книгах.. Судя по житийной литературе XIV-XV вв., обучение детей начиналось в возрасте 7 лет, сначала их учили чтению /"грамоте"/, а затем письму. Новгородская былина о Василии Буслаеве так рассказывает об этом: "Стали его, Василыошку грамоте учить, Грамота ему е наук пошла, Посадили его, Василыошку, пером писать, И письмо ему в наук пошло". Церковная монополия на образование придавала ему преимущественно богословский характер. Найденные в Новгороде азбука XIII-XVI вв.. вырезанная на небольшой можжевеловой дощечке, и учебные записи мальчика XIII в. Онфима свидетельствуют о применении принципа слогового обучения чтению и письму. Многочисленные берестяные грамоты говорят, что русские горожане, в том числе и женщины, широко использовали свои знания как в деловой практике, так и быту. Несмотря на тяжесть монголо-татарского ига, в XIV-XV вв. на Руси развивалось книжное дело. Постепенная замена дорогого пергамента бумагой делала книги более доступными. К XV в. известны уже многие библиотеки. Хотя большинство книг того времени погибло в огне военных пожаров, в кострах церковной цензуры и т.п., от XIII-XIV вв. до нас дошло все же 583 рукописные книги. Говоря о распространении "книжной премудрости", надо иметь в виду коллективное использование средневековых книг. Чтение вслух было тогда широко распространено во всех странах и в разных слоях общества. Математические познания в XIII-XV вв. не получили особого развития. Древнерусская цифровая система была крайне неудобной: для каждого разряда чисел /единиц, десятков, сотен/ существовали особые буквенные обозначения; отсутствовало понятие нуля; дроби обозначались словесно / '^-"пол-трети"; V,2-"пол-полтрети"/ и т. п. Все это затрудняло точные математические действия. Космологические представления русские книжники черпали из христианской богословской литературы, трактовавшей вопросы мироздания весьма противоречиво. Среди сочинений такого рода в XIII-XIV вв. наиболее популярными были компиятивное дохристианское произведение "Книга Еноха" /П-1 вв. до н.э./ и "Христианская топография" Космы Индикоплова /ок.549 г./. Согласно "Книге Еноха" мир представляет собой землю и 7 небес над нею. На первом пребывают духи, ведающие дождем и снегом; второе-является средоточием тьмы, прибежищем темных сил; третье - место отдыха Бога, рай; на четвертом небе расположены солнце, луна и звезды; на пятом-томят-ся в заключении падшие ангелы; на шестом- находятся духи, ведающие движением светил, сменой времен года и т.п.; седьмое небо -место постоянного пребывания Бога, окруженного высшими духами. В другом месте этой же книги дано совсем иное описание мира. Читателя, знакомого с противоречивой космогонией "Книги Еноха", окончательно могли сбить с толку не менее фантастические представления К. Индикоплова, описывавшего Землю в виде стола или прямоугольной доски и т.п. Большим шагом вперед явилось возрождение на Руси в начале XV в. античных представлений о мироздании. В сборнике "Странник со иными вещьми" /1412/ содержится прямое заявление о шарообразности Земли. Автор сопоставляет ее с яичным желтком, а небо и воздух - с белком и скорлупой. Рациональное осмысление природы мироздания было существенно затруднено влиянием религиозно-мистического мировоззрения. С постепенным развитием в XIV-XV вв. торговли, восстановлением дипломатических связей, возрождением паломничества происходило расширение географического кругозора русских людей. К этому времени относится составление множества рукописных сборников, ■' содержавших подлинные и подробные описания Царьграда. Палестины, Западной Европы и других земель /"Сказание о святых местах о Кос-тянтинеграде /Константинополе - Т.Б./" Василия Калики", 1323 г.; ,3-£»W 33 34
"Странник Стефана Новгородца. Сказание о пути от Царьграда к Иерусалиму". ок. 1349 г.; "О Египте, граде велицем /путешествие Ми-сюря Мунехина",ок.1493 г./ и др.. Самым выдающимся памятником этого рода является "Хождение за три моря" Афанасия Никитина, совершившего в 1466-72 гг. небывалое путешествие по Волге и Каспию в Персию, а затем в Индию. Путевые заметки Никитина, отличаются обстоятельностью и широтой кругозора, являются прекрасным источником по географии, этнографии и социальноэкономической жизни Индии XV в. ив этом превосходят краткие записки Васко да Гамы, португальского мореплавателя, совершившего три плавания в Индию /1497-99. 1502-03, 1524/. Общественные идеи, связанные с осмыслением чело- в основном укладывались в рамки религиозного мировоззрения. В XIV-нач.ХУ вв. Русь, восприняв в основном фило-софско-богословские течения Византии, отставала от нее по уровню философского мышления. Если в Византии господствовали два главных идейных течения: победивший исихазм1* и побежденный рационализм; то на Руси ситуация была сложнее. Здесь взаимодействовали и противодействовали три течения философско- богословской мысли: православие в традиционном понимании; слабые ростки рационализма / в виде ересей/ и исихазм. Ортодоксальной христианской идеологии всегда было присуще утверждение о доступности человеческим.чувствам сверхестественных явлений /Бог действовал на земле, являясь людям в видениях, через ангелов и святых, "явлением" икон, чудесными исцелениями и т.п./. Идеологи исихазма развили взгляды раннехристианских учителей церкви, открывая перед верующими возможность богопознания, духовного и даже телесного единения с Богом через восприятие божественной энергии. На Руси в середине XIV в. это учение утверждалось в ожесточенной борьбе одновременно как способ индивидуального подвижничества /исихазм "келейного" уровня/ и как новый стиль духовно-культурной жизни. Особенно трудно Исихазм /от греч.■ hesychia - покой, безмолвие, отрешенность/ мистическое течение, в широком смысле - этико-аскетическое учение, возникшее в Византии в IV-VIII вв., включало систему психофизического контроля, имеющую некоторое внешнее сходство с йогой. исихазм прививался на русской почве как система философского мышления, вступив в известное противоречие с косной практикой церковной жизни. Учение о неизбежности конца мира и божественного суда над человечеством, эсхатология1' , всегда занимало значительное место в христианском мировоззрении. Но в эпохи социальных потрясений, эсхатологические идеи принимали форму реального ожидания "второго пришествия" Христа. Такой период переживала Русь в XIV-XV вв. Летопись конца XIV-начала XV вв. - это хроника трагических событий /после победы 1380 г. на Куликовом поле - опустошительный набег Тохтамыша; в 1387 г. и последующие годы - мор в Смоленске; татары разграбили Нижний Новгород и т.п./. Поэтому интерес к эсхаталогии в это время захватил практически все слои населения Руси. Но отношение к проблеме второго пришествия было весьма неоднородным. К первой группе относились представители церковной иерархии - активнейшие проповедники наступления "последних времен". Вторая группа, пассивно воспринимавшая страшные пророчества, многочисленна и разнородна в социальном отношении. Третью группу, очевидно, наиболее многолюдную, объединяла надежда на милость и всепрощение Божие. К четвертой относились еретики, с рационалистических позиций отрицавшие эсхатологическое учение. В 70-е годы XIV в. возникла в Новгороде, позже распространилась на Псков ересь стригольников /название связано, видимо, с обрядом пострижения в причетники/. Широкий характер движения предопределил состав еретиков /горожане и низшее духовенство/, возглавили его дьяки Карп и Никита /казнены в 1375 г. как еретики/. Рационалистическая критика православной церкви велась стригольниками по двум направлениям: по вопросам богословской догматики /оспаривали божественное происхождение таинств священства, причащения, крещения, покаяния и др./; и по линии организационных основ церкви /отвергали церковную иерархию, выступали за предоставление мирянам права проповеди, и за "дешевую" церковь - программа, предвосхищавшая требования Реформации/. Изучение идеологии стригольников затруднено из-за отсутствия еретической литературы, полностью уничтоженной после подавления в конце XIV в. Отголоски этой ереси еще долго давали о себе знать, пока не слились с другим еретическим движением конца XV в. 1' Эсхатология /от греч.eschatos - последний, конченый/. 3 35 36
Умонастроение эпохи, конечно, не исчерпывается этими идейными течениями, но в них как бы сфокусировались важнейшие жизненные представления русского человека XIV-XV вв., и именно они предопределили характер тех культурных сдвигов, которые произошли в историко-культурном процессе XIV-XV вв. Борьба против монголо-татар была главной темой ФОЛЬКЛОР Ифольклора второй половины XIII-XV вв.., ей посвя-ЛИТЕРАТУРА щены жанры как традиционные /былины, сказания/. так и новые /историческая песня/. К трагическим событиям 1237 г. обращены сказания о рязанском партизанском отряде Евпатия Коловрата и историческая песня об Авдотье-Рязаночке, возглавившей строительство новой Рязани. Тогда же возникла поэтическая легенда о невидимом граде Китеже, скрывающемся от несметных орд Батыя на дне озера Светлояр. О восстании 1327 г. в Твери против Чолхана, наместника ордынского хана, поется в песне о Щел-кане Дудентьевиче. Победа на Куликовом поле породила целую серию фольклорных произведений, влияние которых обнаруживается в литературных памятниках, посвященных этой теме. Период XIII-XV вв. в русской литературе является переходным в движении от киевской литературы, отмеченной идейно-статистическим единством, к литературе будущего централизованного Московского государства. В литературном процессе этого времени можно выделить два основных этапа: XIII-XIV вв. и XV в. Первый начинается с битвы на Калке /1223/ и заканчивается победой на Куликовом поле /1380/. Литература этого периода характеризуется разнородными тенденциями. Ведущий жанр этого времени - воинская повесть, доминирующая тема - монголо - татарское нашествие. Поэтическим пафосом, фольклорными образами и сильным патриотическим чувством проникнуты "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Слово о погибели Русской Земли", "Сказание о подвигах и житии великого князя Александра Ярославича Невского" /житие, имеющее черты воинской повести/, "Повесть о Шевкале". посвященная событиям 1327г. в Твери, и др. Второй этап в развитии литературы начинается после победы на Куликовом поле и завершается присоединением к Москве Великого Новгорода, Твери и Пскова. В эти годы в общественной мысли и литературе господствовала идея политического и культурного объединения русских земель, которая все более связывалась с Москвой. Московская литература, вбирая в себя областные стилистические тенденции, приобретала общерусский характер и занимала ведущее место. 0 росте национального самосознания свидетельствует как возрождение общерусского летописания в конце XIV - начале XV в., так и целый цикл произведений, различных по жанру и стилю, но единых по теме - все они посвящены исторической победе России над татарами /летописная повесть о Куликовской битве, "Сказание о Мамаевом побоище", "Задонщина" Софония Рязанца, стилистически близкая знаменитому "Слову о полку Игореве" и др./. Проблема сильной централизованной власти, назревшая в XV в., способствовала распространению на Руси популярного среднеевропейского фольклорного повествовательного сюжета - "Сказания о Дракуле воеводе". Его автор, очевидно, дьяк Ф.Курицын,оправдывал жестокость самодержавного правителя, полагая, что только сильная власть способна установить порядок в государстве. Идея общерусского единства, возникнув в домонгольский период, усилилась в тяжелые годы монголо-татарского нашествия. В XV в. тему национально-освободительной борьбы оттесняла литература нового типа, отличавшаяся тематическим и стилевым разнообразием. более органичной связью с фольклором, стремлением к психологизму. После монголо-татарского разорения русская архи-30ДЧЕСТВ0тектура переживала пору упадка и застоя. Монуме-нальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей по сущесву были уничтожены, подорвана и техническая преемственность. Поэтому в конце XIII в. во многом приходилось начинать сначала. Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе /Новгород и Псков/ и в древней Владимирской земле / Москва и Тверь/. С конца XIII в. в новгородском зодчестве происходили важные изменения. На смену плинфе пришел местный волховский плитняк, который в сочетании с валунами и кирпичом формировал неповторимо пластичные силуэты новгородских построек. Из трех апсид осталась одна, что по-новому организовало алтарную часть. В результате возник новый тип, соответствовавший вкусам и потребностям горожан /церкви Николы на Липне. 1345; Спаса на Ковалеве. 1342 и Успения на Болотове, 1352/. Но лучшие памятники этого направления, отличающиеся богатством внешнего декора, созданы во второй половине столетия /церкви Федора Стратилата на Ручью. 1360-61 и Спаса на Ильине. 1374/. В полюбившемся стиле работали новгородские зодчие и в начале XV в. /церковь Петра и Павла в Кожевниках, 1406/. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 348. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |