Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Здания для предприятий бытового обслуживания




Система предприятий бытового обслуживания состоит из приёмных пунктов различного вида и крупных централизироанных предприятий промышленного типа.

Большинство предприятий работают по системе обслуживания такого типа как быстрое(максимально) обслуживание и обслуживание через определённый срок.

Прачечные, часовые, ремонт бытовой техники, ремонт инженерного оборудывания, химчистки(химчистки с самообслуживанием),… основная часть предприятий бытового обслуживания. Так же такие предприятий могут входить в состав крупных торговых центров, торговых комплексов по продаже сопутствующих товаров, предприятия общ питаний для посетителей, видеотек, что способствует повышению комфортности обслуживания, а так же обогащает объемно планировочное решение здания.

 

 

Вопрос 27.

 

 

 

…………

 


Вопрос 28.

Вопрос 29.

 

 

 

 

 

                                                                                                                                        

 

 

…………

 


Вопрос 30.

 

 

…………

 



ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОТДЫХА И СПОРТА.

ВОПРОС №31

В группу общественных зданий, комплексов и сооружений здравоох­ранения входят больницы, поликлиники, амбулатории, аптеки, молочные кухни, бальнео- и грязеле­чебницы, родильные дома, диспансе­ры, профилактории, станции скорой помощи, санитарно-эпидемиологи­ческие станции и др.

По "рангу" — это областные (кра­евые, республиканские), городские, окружные, центральные, районные, сельские участковые больницы.

По профилю — многопрофильные с неог­раниченным числом специализирован­ных отделений, однопрофильные (специализированные): инфекцион­ные, туберкулезные, психиатрические, физиотерапевтические, вос­становительного лечения, офтальмо­логические, оториноларингологические и др.

По числу коек установлено во­семь категорий больниц (от 100 до 1500 коек): для сельской участковой больницы — 5 категорий; для район­ной (в городе и на селе) — 6; для го­родских — 8; для психиат­рических — 7 и т.д.

       Самостоятельное структурное отделение — поликлиника. Ее основ­ное отличие от больницы — отсутствие стационарных мест (палатных отделений) для больных. Поликлиника может быть как в сос­таве больницы, так и самостоятель­ным медицинским учреждением (го­родская, районная, сельская и др.).

Патологоанатомическое отде­ление в составе больницы устраивает­ся в отдельном здании, в уединенном, не просматриваемом больными и вы­здоравливающими месте, со своим подъездом (можно совмещать с въез­дом на хозяйственный двор).

Число структурных подразде­лений меняется в зависимости от за­дач и функций больницы (от рес­публиканской до сельской участковой больницы).

       Республиканская больница — это уникальное учреждение как по своей роли в системе здравоохранения, так и по количеству и качеству услуг специализированной медицинской помощи. В ее составе имеются до­полнительные структурные подразде­ления: консультативная поликлиника с пансионатом для больных; отде­ление экстренной (выездной) медицинской помощи; центр организационно-методического руко­водства лечебно-профилактическими учреждениями республики;пансионат-гостиница для практикан­тов, стажеров и слушателей курсов повышения квалификации.

        Для удовлетворения многооб­разных потребностей в отдыха и профилактике заболеваний строится значительное число зданий и соору­жений различных типов: санатории (в том числе для родителей с детьми), санатории-профилактории (для профилактического лечения без отрыва от производства), дома отды­ха и пансионаты, базы отдыха, туристические и курортные гостиницы, туристические базы, мо­тели, кемпинги, приюты, хижины, лагеря и др.

Поскольку здания для всех этих учреждений строятся, как правило, в наиболее благоприятных в природно-климатическом отношении и живописных местах, основными в профилактическом лечении и отдыхе факторами становятся воздух, вода (море, река, озеро и др.), солнце.

Требованиям сочетания лечения и отдыха в наибольшей мере отвеча­ют курорты — населенные места, имеющие природные лечебные сред­ства и соответствующие природно-климатические условия.

Его главное отличие Санаторного здания от больницы — в ме­тодах лечения, т.е. в использовании преимущественно природных факторов (солнце, воздух, вода, грязе- и мине­ральные источники и др.). Специаль­ные лечебные помещения отсутствуют в доме отдыха, и именно этим дома отдыха и пансионаты отличаются от санаториев.

       В связи с развитием различных видов массового туризма расширяется строительство туристических баз.

Туристической базой называют уч­реждение туризма круглогодичного, сезонного или комбинированного действия с регламентированным режимом дня, предназначенное для обслуживания туристов, путешеству­ющих по маршруту преимущественно с путевками.

Туристические базы классифи­цируются по видам туризма (пеше­ходного, лыжного, водного, авто­мобильного и др.); сезонности экс­плуатации (круглогодичные, летние, комбинированные); вместимости; возрастному составу туристов (для взрослых, взрослых с детьми, для де­тей); местоположению на маршру­те (в исходных или промежуточных пунктах маршрута). Обычно в промежуточных пунктах маршрутов строятся туристские приюты и хижины, являющиеся элементами туристских баз и служат для кратковременного     пребывания туристов, следующих по маршруту.

В состав туристской базы входят группы спальных помещений, куль­турно-бытового обслуживания, обе­денные залы, приемно-административного и вспомогательного назна­чения (хозяйственные и жилые для персонала), размещаемые, как правило, в отдельных зданиях.

В соответствии со сложившейся практикой учреждения автотуризма классифицируются по различным признакам.

Мотель — учреждение для отды­ха автотуристов круглогодичной или смешанной эксплуатации с высоким уровнем гостиничного обслуживания и полным комплексом технического обслуживания автотранспортных средств (номера мотеля оборудуются полным санитарным узлом; при моте­ле устраиваются столовая или ресто­ран, автозаправочная станция, ремонтные мастерские или станция технического обслуживания).

Кемпинг — учреждение сезонной эксплуатации, предназначенное для отдыха автотуристов, с упрощенным комплексом всех видов обслуживания (спальные места раз­мещаются в домиках облегченного типа или палатках, с отдельно стоящими общими санитарными ус­тройствами, с возможностью мелко­го ремонта автомобилей в неболь­шой мастерской и организацией ав­тозаправки) .

Ротель — учреждение сезонной эксплуатации для отдыха авто­туристов, путешествующих на авто­машинах с трейлерами, для которых предусматривают проезды и стоянки. Все обслуживающие помещения и со­оружения ротеля устраиваются в домиках облегченного типа или специальных прицепных автоустрой­ствах.

           

       Спортивные сооружения подразделяются на:

- открытые и закрытые; летние и зимние;

- объемные и плоскостные;

- универсального и специализированного типов.

 По основному назначению различают:

- учебно-тренировочные;

- демонстрационные;

- физкультурно-оздоровительные;

- детские спортивные сооружения.

По градостроительному признаку согласно принципу ступенчатого обслу­живания населения города на селитебной территории можно выявить: общего­родские, межрайонные, районные, микрорайонные спортивные сооружения. Кроме того, различают спортивные сооружения промышленной, пригородной и зеленой зон.

Открытые плоскостные спортивные сооружения:

- спортивное ядро;

- стадион;

- площадки для спортивных игр:

- для бадминтона 15x8 м;

- для баскетбола 28x16 м;

- для волейбола 24x15 м; ~ для городков 30x15 м; ~ для тенниса 40x20 м;

- для настольного тенниса 12x6 м;

- беговые легкоатлетические и конькобежные дорожки.

Спортивное ядро — поле для спортивных игр, окаймленное круговой лег­коатлетической дорожкой. В секторах беговой дорожки или за наружным пе­риметром ее прямых участков расположены места для прыжков и метаний.

Стадион — спортивный комплекс со сложными функциями: учебной, тре­нировочной, демонстрационной; в его состав входят спортивное ядро с места­ми для зрителей, площадки для спортивных игр, другие крытые и открытые спортивные сооружения для различных видов спорта с подсобными террито­риями и помещениями.

При проектировании открытых спортивных сооружений необходимо стро­го соблюдать ориентацию продольной оси поля спортивного ядра и стадиона, а также площадок для спортивных игр с юга на север.

Крытые спортивные сооружения:

- спортивные залы (без мест для зрителей) и спортивные корпуса;

- крытые теннисные корты;

- манежи;

- крытые бассейны;

- катки;

- дворцы спорта;

- крытые стадионы;

- тиры.

ВОПРОС №32

       Больницы могут размещаться как в пределах поселений (город, село, поселок), так и вне их. Специализированные больницы (ту­беркулезные, психиатрические, вос­становительного лечения и др.) обыч­но размещают в селитебной зоне. Во всех случаях место, выбираемое для строительства больницы, должно быть удобным для подъездов и подхо­дов, сухим, хорошо проветриваемым, тихим и т.д.

Прежде всего территория боль­ничного комплекса дифферен­цируется по зонам: лечебных неинфекционных корпусов, инфек­ционных, поликлиники, патологоанатомического корпуса, хозяйственных сооружений. При наличии в составе больницы детского корпуса должно быть уделено внимание размещению площадок для отдыха и игр детей, лечебной физкультуры по возрастным группам, благоустройству и озеленению.

Каждая зона должна иметь свой въезд. Перед входами в здания необ­ходимы оборудованные площадки для ожидания больных и посетителей. За пределами участка устраиваются ав­тостоянки. Участок больничного ком­плекса ограждается и озеленяется (площадь зеленых насаждений не ме­нее 60% территории участка). Жела­тельно создание садово-парковой зо­ны с теневыми навесами и соляриями.

Учитывая, что площадь участка больничного комплекса может быть значительной (свыше 10 га при 1000 коек в больнице), разработка

его генерального плана — сложная и многотрудная задача, от решения ко­торой во многом зависит функционирование больницы и ус­ловия пребывания в ней больных.

Генеральные планы. Требования к участку

Лечебно-профилактические учреждения и аптеки следует размещать в со­ответствии с утвержденными генеральными планами населенных пунктов и проектами детальной планировки.

Размещение женских консультаций, стоматологических поликлиник и ап­тек допускается в жилых и общественных зданиях как встроенно-пристроенных сооружений.

Размеры земельных участков лечебно-профилактических учреждений сле­дует принимать в соответствии с СНиП по планировке и застройке го­родов, поселков и сельских населенных пунктов. На земельных участках ле­чебно-профилактических учреждений не допускается размещение функцио­нально не связанных с ними зданий и сооружений. На земельных участках больниц, родильных домов, диспансеров со стационарами должны выделяться следующие функциональные зоны:

- лечебные корпуса для неинфекционных больных;

- лечебные корпуса для инфекционных больных;

- садово-парковая;

- поликлиники;

- хозяйственная.

Кроме того, в соответствии с заданием на проектирование следует выделять зоны для размещения радиологического и патологоанатомическогокорпусов.

Для больных инфекционных, акушерских, детских, туберкулезных ипсихо­соматических отделений должны выделяться отдельные садово-парковые зоны.

Расстояния между зданиями лечебно-профилактических учреждений сле­дует принимать:

- между стенами зданий с окнами из палат — 2,5 высоты противостоящего здания, но не менее 25 м;

- между корпусами с палатами и патологоанатомическимкорпусом или зданиями, размещаемыми в хозяйственной зоне (исключая здания службы приготовления пищи), — не менее 30 м;

- между зданиями службы приготовления пищи и патологоанатомичес­ким корпусом — не менее 30 м;

- между радиологическим корпусом идругими зданиями — не менее 25 м.

Службу приготовления пищи следует размещать в зоне лечебных корпу­сов для неинфекционных больных, или в хозяйственной зоне в отдельно сто­ящих зданиях, или в пристройках к хозяйственным корпусам и лечебным кор­пусам для неинфекционных больных.

К зданиям лечебно-профилактических учреждений и к аптекам следует предусматривать проезды для автомобильного транспорта. Проезды или поло­сы, пригодные для проезда пожарных автомобилей, следует проектировать с обеих продольных сторон лечебных корпусов больниц, диспансеров и родиль­ных домов на расстоянии не менее 5 м и не более 8 м от стен лечебных кор­пусов. На земельном участке больницы необходимо предусматривать отдель­ные въезды в зоны:

- лечебных корпусов для неинфекционных больных;

- лечебных корпусов для инфекционных больных;

- патологоанатомического корпуса;

- хозяйственную.

Патологоанатомический корпус, проезды к нему и стоянка похоронных машин не должны быть видны из окон лечебных корпусов и садово-парковой зоны.

Перед главными входами в больницы, поликлиники, диспансеры и родиль­ные дома следует предусматривать площадки для посетителей из расчета 0,2 м2 на одну койку или одно посещение в смену, но не менее 50 м2. Расстоя­ние от зданий больниц с палатными отделениями, зданий родильных домов и диспансеров со стационарами до «красных линий», а также до жилых зданий должно быть не менее 30 м; расстояние от лечебно-диагностических корпусов больницы, а также зданий поликлиники, женской консультации и диспансера без стационара — не менее 15 м.

Площадь зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 60% площади участков больниц и диспансеров со стационарами. Размеры садово-парковой зоны больницы, родильного дома и диспансера со стационаром сле­дует принимать 25 м2 на. одну койку. Открытые сооружения для физической культуры должны быть удалены от корпусов с палатами не менее чем на 25 м. По свободному от застройки периметру участков больниц следует предусмат­ривать полосы зеленых насаждений шириной 15 м, по периметру участков по­ликлиник — шириной 10 м. Участки лечебно-профилактических учреждений со стационарами должны быть ограждены.

Поскольку здания для всех типов учреждений отдыха строятся, как правило, в наиболее благоприятных в природно-климатическом отношении и живописных местах, основными в профилактическом лечении и отдыхе факторами становятся воздух, вода (море, река, озеро и др.), солнце.

Требованиям сочетания лечения и отдыха в наибольшей мере отвеча­ют курорты — населенные места, имеющие природные лечебные сред­ства и соответствующие природно-климатические условия. Специаль­ные лечебные помещения отсутствуют в доме отдыха, и именно этим (кроме функционирования в "свободном" режиме: заезд, график отдыха не лимитированы) дома отдыха и пансионаты отличаются от санаториев.

       При выборе места для спортивного сооружения большой вместимости первостепенное значение отводится транспортному обеспечению, возможности быстрой эвакуации большого количества людей. Любые спортивные сооружения должны размещаться среди зеленых насаждений и в лучшем случае у воды.

ВОПРОС №33

Структура больницы включает: приемный покой (с диаг­ностическими койками и изолятором), специализированные отделения (отделения анестезиологи и реанимации, палаты интенсивной те­рапии) ; лечебно-диагностические отделения и кабинеты (рентге­новские, радиологические, физиоте­рапевтические, функциональной диагностики, лечебной физкультуры, клинические, биохимические, бак­териологические, иммунологические и другие лабора­тории) ; административно-хозяйствен­ную часть (кухня, прачечная, скла­ды, канцелярия и т.д.). Основной курс лечения больные проходят в стационаре больницы.

 Стационар обычно включает приемное отделение, где происходят прием больных, их осмотр и обследо­вание, оказание первой медицинской помощи, распределение больных по характеру и тяжести заболевания, санитарная обработка. Число

приемных отделений зависит от общей композиции больницы (моно-

блок, павильоны и т.д.), наличия в ее составе инфекционного, родильного и детского отделений, для которых пре­дусматриваются свои приемные покои. В крупных больницах при приемном отделении может быть реанимационная палата и диаг­ностическое отделение.

Через приемное отделение часто осуществляется и выписка больных, для чего в его составе предусматрива­ется специальное помещение, исклю­чающее пересечение потоков выписы­ваемых и поступающих больных.

Основные составляющие стацио­нара — палатные отделения для различных категорий больных. Число и состав палатных отделений зависят от величины больницы. Обычно палатные отделения рассчитываются в среднем на 60 коек для однородных больных (две типизированные секции по 30 коек в каждой). В отдельных случаях вместимость палатного отде­ления может быть увеличена до 90— 120 коек или уменьшена до 15— 45 коек.

На обе секции палатного отде­ления предусматриваются: кабинет заведующего отделением, комнаты старшей медицинской сестры и сестры-хозяйки, буфетная и столовая, специализированные кабинеты (пере­вязочные,    кабинеты    врачей-специалистов), холлы для отдыха больных, санитарная комната и др.

Кроме палатных (специализи­рованных) отделений в составе стационара могут быть лечебно-диаг­ностические отделения, рентгенорадиологическое, физиотерапевтичес­кое, патологоанатомическое отде­ления, больничная аптека, отделение переливания крови, централизован­ная стерилизационная и др.

Существенный элемент больни­цы — операционный блок, который должен быть достаточно изолирован от других отделений больницы и иметь удобные связи с палатными отделениями.

 

Определенная типологическая общность зданий курортно-оздоровительных учреждений предопреде­ляет в них наличие групп помещений:приемно-вестибюльной, спальных комнат, предприятий общественного питания; культурно-массового и спортивно-оздоровительного обслуживания, ле­чебных (для санаториев), админис­тративных, хозяйственно-бытовых.

Приемно-вестибюльная группа помещений санаториев (в составе са­наторного корпуса или в отдельном банке) включает: вестибюль, отде­ление связи, сберегательную кассу, транспортное агентство, парикмахер­скую, пункт приема вещей в ремонт, химчистку и прачечную, камеру хра­нения, помещения администратора, кабинет дежурного врача.

Группа спальных помещений занимает около половины всего объе­ма санатория. В нее помимо спаль­ных комнат-палат на 1—2 человека входят помещения медицинского пер­сонала, процедурные, помещения пребывания на свежем воздухе (лоджии, веранды, галереи и т.п.).

В санаториях вместимостью 500 человек и более группа лечебно-

диагностических помещений включа­ет : лабораторию анализов, ряд отде­лений (клинические, биохимические, бактериологические, функциональной диагностики), кабинеты врачей, сто­матологические кабинеты, аптеку с автоклавной.

К лечебной группе относятся со­оружения для климатолечения (аэросолярии, зимние солярии, павильоны для лежания на воздухе и др.). По­мещения для специальных ванн и грязевых процедур дополняют лечеб­ную группу в санаториях бальнео­логических и грязевых курортов. Обычно лечебная группа выделяется в самостоятельный блок, объединяе­мый со спальными корпусами теп­лыми переходами или прямой блокировкой.

В санатории, доме отдыха, пансионате группа помещений предприятий общественного питания может включать один или несколько обеденных залов. Самообслуживание характерно для туристических баз, приютов и других типов сооружений, где допу­скается двухсменная и не режимная посадка в обеденных залах или мес­тах, отведенных для питания. Курор­тные и туристические гостиницы, мо­тели в зависимости от разряда (высший, I—III) имеют в составе группы питания рестораны, кафе, бу­феты или (IV разряд) только кафе. Группа питания в учреждениях высшего разряда дополняется поме­щениями для танц - баров, дискотек, ночных баров (по типу варьете или шоу-баров) за счет соответственного увеличения площади.

Обязательный элемент учреж­дений отдыха — группа помещений культурно-массового и спортивно-оздоровительного обслуживания. Это могут быть зрительные залы, летние киноплощадки с эстрадой, танцпло­щадки, библиотеки, кружковые, биллиардные, открытые и закрытые плавательные бассейны, сауны с бассейном и баром (в учреждениях вы­сшего и I разрядов), сауны, площадки для различных видов спорта.

К типологическим особенностям спортивных сооружений    можно отнести те требования, которые дол­жны быть выполнены при их разме­щении: удаленность от источников загрязнения воздуха, близость к есте­ственным элементам ландшафта (река, озеро, роща и др.), транспор­тное обслуживание, обеспечивающее доставку и эвакуацию большого числа посетителей, возможность организации стоянок для автомашин, достаточная территория для рассредо­точения зрителей и др. Территории крупных стадионов достигают 50 га. Размещение на такой площади пло­скостных и крытых спортивных, де­монстрационных, тренировочных сооружений обусловливает необходимость деления ее на различные функциональные зоны, рациональ­ную организацию непересека­ющихся потоков спортсменов, зрите­лей и транспорта.

ВОПРОС №34

Структура и состав помещений лечебно-профилактических учреждений определяются заданием на проектирование с учетом профиля, вместимости учреждений и централизации клинико-диагностических лабораторий, патолога -анатомических отделений, центральных стерилизационных отделений, ад­министративных служб, служб приготовления пищи, прачечных, гаражей.

Расчетными показателями вместимости лечебно-профилактических учреж­дений являются: для стационарных учреждений количество коек; для амбулаторно-поликлинических учреждений — количество посещений в смену. Рас­четным показателем вместимости аптек являются количество рецептов (в еди­ницах) и величина товарооборота (в рублях) в год.

Высота зданий лечебно-профилактических учреждений должна быть не бо­лее 9 надземных этажей. Палатные отделения детских больниц следует разме­щать не выше 5-го этажа здания, палаты для детей в возрасте до 7 лет — не выше 2-го этажа. Лечебно-профилактические учреждения должны быть обо­рудованы лифтами и грузовыми подъемниками.

Высоту надземных этажей зданий лечебно-профилактических учреждений и аптек следует принимать 3,3 м. Высота рентгеновских кабинетов с нестан­дартной аппаратурой и операционных в операционных блоках больниц уста­навливается в зависимости от размеров оборудования. Ширина помещения должна быть не менее, м:

- кабинетов врачей, коридоров палатных отделений — 2,4;

- коридоров амбулаторно-поликлинических учреждений, диспансеров и женских консультаций — 2;

- коридоров в операционных блоках, родовых и реанимационных отделе­ниях, коридоров, используемых под ожидальные, при одностороннем распо­ложении кабинетов — 2,8;

- однокоечных палат — 2,9;

- малых операционных, перевязочных, коридоров больниц восстановитель­ного лечения, коридоров, используемых под ожидальные, при двухстороннем расположении кабинетов — 3,2;

- процедурных рентгеновских кабинетов (кроме зубоврачебных), родовых и коридоров психоневрологического отделения, используемых для дневного пребывания больных, — 4;

- операционных и реанимационных — 5.

Глубина палат и лечебно-диагностических помещений при естественном освещении их с одной стороны должна быть не более 6 м. Глубина помеще­ний хирургических, ортопедических, онкологических, оториноларингологических, процедурных, рентгеновских кабинетов и перевязочных должна быть не менее 4 м, офтальмологических кабинетов — не менее 6 м. операционных — не менее 5 м, родовых палат — не менее 4,5 м. Отношение глубины к ширине палат и лечебно-диагностических помещений должно быть не более 2. Разме­ры палат (кроме палат радиологических отделений) следует определять исхо­дя из следующих условий:

- размещение коек рядами параллельно стенам е окнами;

- расстояние от коек до стен с окнами должно быть не менее 0,9 м;

- расстояние между торцами коек в четырехкоечных палатах и между тор­цами коек и стеной в двух- и трехкоечных палатах отделений больниц восста­новительного лечения должно быть 1,6 м, а в палатах прочих отделений — не менее 1,3 м;

- расстояние между длинными сторонами рядом стоящих коек должно быть не менее 0,8 м, в детских палатах и палатах восстановительного лечения — не менее 1,2 м.

Помещения лечебно-профилактических учреждений и аптек должны иметь естественное освещение. Освещение вторым или только искусственным светом допускается предусматривать в помещениях санитарных узлов в палатах, фотолабораторий, душевых для персонала, наркозных, предопераци­онных, аппаратных, умывальных, микробиологических боксов, санитарных пропускников, а также в соответствии с заданием на проектирование в поме­щениях операционных и процедурных рентгенодиагностических кабинетов. Коридоры палатных отделений должны иметь естественное освещение -окна в торцевых стенах зданий или окна в световых карманах коридоров.

Ориентация на запад окон палат интенсивной терапии, окон палат отделе­ний детей в возрасте до 3 лет, а также комнат для игр в детских отделениях не допускается. Ориентацию окон операционных, реанимационных залов, сек­ционных, а также палат туберкулезных и инфекционных больниц следует принимать по таблице. Окна остальных помещений лечебно-профи­лактических учреждений и аптек можно ориентировать независимо от сторон света.

I                              Географическая широта

Помещения            южнее 45°     |       45°^55°                 севернее 55°

                              северной широты   северной широты    северной широты

1. Палаты                            Ю., Ю.-В., В.,        Ю., Ю.-В.. В.,   Ю., Ю.-В., Ю.-З.,

                                           С.*, С.-В.*, С.-З.*     С.-В.*. С.-З.*       С.-З.*, С.-В.*

2. Операционные, реанимационные залы,

.,                                                С.-В., С.-З.       С, С.-В., С.-З.  С. С.-В., С.-З., В.

 

* Допускается ориентация окон палат, общее количество коек в которых составляет не более 10 % общего количества коек отделения.

Из каждого этажа здания лечебно-профилактического учреждения следует предусматривать не менее двух эвакуационных выходов. Применение наруж­ных пожарных лестниц для эвакуации больных из зданий больниц не допус­кается. Устройство в больницах открытых лестниц на всю высоту зданий не допускается. Допускается устройство открытых лестниц (без ограждающих внутренних стен и перегородок) из вестибюля до второго этажа. Из каждой лестничной клетки должен быть предусмотрен выход непосредственно нару­жу или через вестибюль. Лестничные клетки для эвакуации людей должны иметь естественное освещение. Устройство винтовых и криволинейных лест­ниц и забежных ступеней на путях эвакуации не допускается.

Спортивные сооружения включают три группы помещений:

- для спортсменов;

- для зрителей;

- вспомогательные помещения.

Спортивные залы предпочтительно размещать не выше второго этажа здания.При этом на первом этаже, как правило, располагаются залы тяжелой ат­летики, легкой атлетики, футбола, спортивной гимнастики. Поверхность пола должна быть гладкой, горизонтальной, нескользкой. В залах, предназначенных для спортивных игр с мячом, следует предусматривать устойчивую к ударам мяча конструкцию заполнения световых проемов и защиту светильников от повреждения мячом. На высоту 1,80 м от пола ограждающие конструкции этих залов не должны иметь выступов и западаний,оконных проемов иниш.

Двери спортивного зала, а также проемы в инвентарные помещения для хранения оборудо­вания должны быть шириной не менее 1,8 м. При залах для учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике или фут­болу, а также при трех и более спортивных залах другого назначения, разме­щенных в одном здании, следует предусматривать общее помещение для инди­видуальной силовой подготовки занимающихся размером не менее 12x6x4 м.

Параметры спортивных залов для различных видов спорта рекомендуется принимать по нижеследующей таблице.

Вид спорта Длина, м Ширина, м      Высота, м
Акробатика 36 18 6
Бадминтон 15 8 7
Баскетбол 28 16 7
Бокс (6x6 — ринг) 18 12 4
Тяжелая атлетика 18 9 4
Теннис 36 18 8
Борьба 24 14 4
Фехтование 22 14 4
Волейбол 24 15 8
Художественная гимнастика 22 15 7

Необходимо подчеркнуть, что высота нормируется до низа выступающих конструкций.

Раздевальные комнаты для спортсменов должны быть связаны со спортив­ными залами непосредственно или через коридор, предназначенный только для этой связи.

Блок раздевалки включает в себя:

- помещение для переодевания - 2 м2 на одного занимающегося;

- гардероб для хранения домашней одежды — 0,4-0,78 м2 на одного зани­мающегося;

- душевые — 1 сетка на 7 занимающихся в смену;

- санитарные блоки — 1 унитаз на 30 занимающихся в смену женщин; 1 унитаз и 1 писсуар на 50 занимающихся в смену мужчин;

- тамбур-шлюз с ножной ванной — 1 ванна на 20 занимающихся в смену, площадь на 1 ванну 1x0,85 м2.

Душевые должны непосредственно сообщаться с раздевальными, душевые для тренеров — с комнатой тренеров. Комнаты инструкторского и тренерского со­става проектируются из расчета 2,5 м2 на одно место, но не менее 9 м2 каждая.

Спортивный корпус включает в себя один или несколько спортивных за­лов, вспомогательные помещения, иногда бассейн.

В состав крытых бассейнов входят следующие помещения:

- ванная для спортивного плавания размерами: 50x21x1,8-2,3 м,

25x11x1,2-1,8 м; - раздевальная с душевыми исанитарными блоками;

- комнаты тренеров с душевыми исанитарными блоками;

- технические помещения.

По периметру ванн крытых и открытых бассейнов необходимо предусмат­ривать обходную дорожку шириной, как правило, не менее 1,5-2,0 м. Ширина обходной дорожки в местах размещения трамплинов ивышек принимается с учетом габаритов этих устройств, но не менее 4 м.

Помещения душевых для занимающихся в бассейнах должны быть проход­ными, санитарные узлы должны непосредственно сообщаться с раздевальными иразмещаться так, чтобы из них нельзя былопройти к ваннам, минуя душевые,

В состав катков с искусственным льдом иконькобежных дорожек должны входить все инженерные и технические помещения, необходимые для созда­ния ледяной поверхности: компрессорные для фреоновых установок, каналы для отвода воды в дождевую канализацию. При расчете конструкций охлаж­дающей плиты с замоноличеннымимате­риала необходимо учитывать дополнительную временную нагрузку от проез­да машин по уходу за льдом.При открытых катках необходимо предусматривать: вестибюль-грелку, ка­бины переодевания — места обогрева и отдыха, помещения проката, сушиль­ные, учебные классы, помещения администрации.

ВОПРОС №35

Инженерное оборудование , конструктивные схемы.

 

ВОПРОС №36

 Здания для транспорта, предназначенные для непосредственного обслуживания населения

Классификация современных вок­залов базируется на ряде однородных признаков: по видам используемого транспорта, пропускной способности, категориям пассажиров, положению на транспортной магистрали.

По этим признакам можно вы­делить: железнодорожные, речные и морские вокзалы, авто- и аэровокза­лы; малые, средние, большие и круп­ные вокзалы,    одновременно обслуживающие соответственно от 25до 300, 300—700, 700—1500и более 1500 пассажиров; предназначенные для различных категорий пассажиров — местных, пригородных, транзитных, дальних, международ­ных; размещенные в конечных пунк­тах, между крупными станциями и портами .

Отличаются вокзалы главным образом решениями перронов, кото­рые обусловливаются видами исполь­зуемых транспортных средств.

Новый тип современного вокза­ла — объединенный, в котором совмещены функции вокзалов двух или нескольких видов транспорта: железнодорожно-морского, авто-же­лезнодорожного, воздушного, желез­нодорожного и автобусного. К новому типу можно отнести и различные грузопассажирские вокзалы. Тради­ционный тип грузопассажирского вокзала — морской вокзал (все морские суда грузопассажирские).

Современные вокзалы включает в себя множество технических и эксплуа­тационных помещений: кассовые за­лы и залы ожидания, информационная служба и помещения связи, камеры хранения и багажное отделение, медпункт и милиция, парикмахерская и санитарно-бытовые помещения, номера гостиницы и детские комнаты, киоски, бары, бу­феты, кафе, рестораны, столовые, кинозалы и др.

Неотъемлемая часть вокзалов — перроны. Железнодорожные вокзалы в зависимости от расположения по отношению к перронам могут быть тупиковыми, островными и берего­выми. Береговой вок­зал (расположенный сбоку от станционных путей) соединяется с перронами либо подземными тонне­лями, либо переходными мостиками. В практике проектирования и строительства аэропортов встреча­ются случаи применения мобильно­го перрона — самодвижущихся за­лов ожидания, в которых пас­сажиров доставляют к самолетам. Этот же прием может быть исполь­зован при проектировании речных вокзалов, для рек с большим сезонным перепадом уровня вод.

К предприятиям по обслуживанию автомобилей относятся;

- сооружения для хранения автомобилей (гаражи и стоянки):

- сооружения для обслуживания автомобилей (мойки, автозаправочные станции, станции технического обслуживания).

Стоянка для автомобилей— здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназна­ченные только для хранения автомобилей.

Гараж для автомобилей — здание, включающее в свой состав три группы помещений: автостоянку, производственно-складские помещения (помещения технического ремонта, технического обслуживания, мойку, шиномонтаж, склад лакокрасочных материалов и т.д.) и административно-бытовые помещения (гардеробные для хранения одежды водителей, душевые, санитарные блоки, столовую или буфет, кабинеты администрации).

Гаражи и стоянки классифицируются в зависимости от различных при­знаков:

- в зависимости от ограждающих конструкций: закрытые и открытые;

- по отношению к поверхности земли: подземные и надземные:

- по устройствам перемещения автомобилей между этажами: рамповые и механизированные;

- по внутренней планировке зоны хранения автомобилей: боксового и ма­нежного типов;

- по типу хранения (постоянного или временного).

Надземная автостоянка закрытого типа — автостоянка с наружными сте­новыми ограждениями.

Подземная автостоянка — помещение, связанное с хранением автомоби­лей в подвальном этаже, а также в цокольном этаже с отметкой верха пере­крытия не выше 2 м от уровня планировочной отметки земли.

Автостоянка открытого типа — автостоянка без наружных стеновых ог­раждений. Автостоянкой открытого типа считается также такое сооружение, которое открыто, по крайней мере, с двух противоположных сторон наиболь­шей протяженности.

Автостоянки с пандусами (рампами) — автостоянки, которые используют ряд постоянно повышающихся (понижающихся) полов или ряд соединитель­ных пандусов между полами, которые позволяют автомашине на своей тяге перемещаться от уровня земли и на ее уровень.

Механизированная автостоянка — автостоянка, в которой транспортиров­ка автомобилей в места (ячейки)

ВОПРОС №37

Гаражи и открытые стоянки для постоянногохранения автомобилей пре­дусматриваются на селитебных и прилегающих к ним промышленных терри­ториях из расчета не менее 90 % расчетного числа индивидуальных автомоби­лей при пешеходной доступности не более 800 м. Открытые стоянки для вре­менного хранения автомобилей предусматриваются около объектов периоди­ческого или эпизодического посещения и выполняются из расчета не менее чем на 70% расчетного парка легковых автомобилей.

Размер земельных участков гаражей и стоянок легковых автомобилей в за­висимости от этажности на одно машино-место, м2:

- 1-этажные гаражи — 30:

- 2-этажные — 20;

- 3-этажные — 14;

- 4-этажные — 12;

- 5-этажные — 10.

Наименьшее расстояние от въезда в гаражи до перекрестков магистраль­ных улиц — 50 м, улиц местного значения — 20 м, остановок пассажирского транспорта — 30 м.

Размещение подземных автостоянок допускается на незастроенной терри­тории. Въез­ды в подземные гаражи легковых автомобилей должны быть удалены от окон жилых домов, рабочих помещений общественных зданий и участков школ, детских садов и больниц не менее чем на 15 м. Расстояния от наземных и наземно-подземных гаражей, открытых стоянок, предназначенных для постоян­ного и временного хранения легковых автомобилей, и станций технического обслуживания до жилых домов и общественных зданий, а также до участков школ, детских яслей-садов и лечебных учреждений стационарного типа, раз­мещаемых на селитебных территориях, следует принимать не менее при­веденных в нижеследующей таблице.

Участок для строительства железнодорожного, морского, речного или ав­тобусного вокзала рекомендуется выбирать, как правило, со стороны наиболее крупных застроенных районов города с обеспечением относительной равно-удаленности его по отношению к основным функциональным зонам данного города и тяготеющего к нему региона.

Вокзалы должны быть связаны удобными транспортными путями с жилыми районами города, зонами и объектами массового тяготения городского или реги­онального значения, промышленными зонами. Учитывая, что в любом из вокза­лов пассажир не заканчивает своей поездки, а, как правило, лишь меняет один вид транспорта на другой чаще всего внешний транспорт на внутригородской или наоборот, в ситуационных планах вокзалов необходимо показывать:

- территории существующих и проектируемых сооружений внешнего транспорта с определением местоположения всех пассажирских зданий, а также мостов, путепроводов, тоннелей и дру­гих опорных инженерно-транспортных сооружений;

- магистральные улицы и дороги общегородского и районного значения;

- системы общественного транспорта, выделяя линии скоростного движе­ния, с размещением существующих и проектируемых трамвайных, троллей­бусных и автобусных депо, парков, гаражей для легковых и грузовых таксо­моторов, грузовых и специальных автомобилей.

Вокзалы классифицируются по нескольким общим для них признакам;

- по назначению или видам используемых транспортных средств, ведом­ственной принадлежности и соответствующим им видам пассажирских сооб­щений: железнодорожные, морские, речные и автобусные вокзалы, а также аэровокзалы в аэропортах и городские аэровокзалы:

- по условиям размещения на данной транспортной магистрали, линии, трассе: вокзалы конечные, или тупиковые, узловые промежуточные;

- по преобладающим категориям обслуживаемых пассажиров в соответ­ствии с основными видами пассажирских сообщений: международным, даль­ним, местным, пригородным, внутригородским:

- по пропускной способности к соответствующей ей единовременной вмес­тимости: малые, средние, большие и крупные в соответствии с нижеприве­денной таблицей.

Вокзалы

 

Устройство объединенных вокзалов рекомендуется при наличии значитель­ных потоков пассажиров, пересаживающихся в конкретном узле с одного вида транспорта на другой, с учетом соответствующих функционально-технологических и градостроительно - планировочных предпосылок. Объединенные вокзалы возможны преимущественно в следующих сочетаниях: железнодорожно-автобусные, речные-автобусные, морские-автобусные, морские-железнодорожные. Создание объединенных вокзалов кроме градостроительного эффекта значительно повышает удобства пассажиров при поездке с пересадками. При этом исключаются затраты времени и сил пассажиров на переезды по городу, снижается загрузка городского транс­порта. В состав вокзального комплекса входят следующие взаимоувязанные элементы:

- привокзальная площадь с остановочными пунктами общественного транс­порта, автостоянками и другими устройствами;

- основные пассажирские, служебно-технические и вспомогательные зда­ния и сооружения, элементы благоустройства и озеленения, малые архитектур­ные формы;

- перроны (приемоотправочные железнодорожные пути и пассажирские платформы, причалы и пирсы морских и речных портов).

Перрон — часть территории пассажирской железнодорожной станции, пас­сажирского района морского или речного порта, аэропорта, предназначенная для посадки и высадки пассажиров, стоянки и маневров соответствующих транспортных средств, а также погрузки или разгрузки багажа, почты и т.п.

Участки, предназначенные для размещения вокзалов, следует выбирать с учетом предотвращения отрицательных воздействий, оказываемых средствами транспорта на население, проживающее в районе вокзала, и на окружающую городскую среду. Для упорядоченного движения в разных уров­нях целесообразно использовать естественные перепады рельефа или созда­вать искусственный микрорельеф с помощью насыпей, подпорных стенок, от­крытых выемок и других искусственных сооружений.

В пределах вокзальных комплексов следует соблюдать основные правила организации главных пешеходных путей:

 дуги пешеходов (пассажиров и посетителей) должны быть удобными, короткими и прямыми, без излишних подъемов и спусков; средняя длина пе­шеходного пути пассажиров от остановочных пунктов городского обществен­ного транспорта до посадочного места в транспорте равно 300 м в крупнейших, крупных и больших городах и 200 м в средних и малых городах:

- пути движения пешеходов должны быть бе­зопасными, с минимальным пересечением с путями движения всех видов городского, служебно-вспомогательного и внешнего транспорта;

- должно быть обеспечено полное или частичное разделение основных встречных и пересекающихся потоков пассажиров в самом здании, на привок­зальной площади и на перроне:

- для инвалидов и престарелых, а также пассажиров с малолетними деть­ми в колясках, необходимо предусматривать специальные пандусы с перила­ми, а при посадке в транспортное средство и высадке из него:

- приставные лестницы и трапы;

- в целях сокращения затрат времени пассажиров на любые операции пло­щади, габариты и пропускная способность всех помещений и элементов вок­зала должны быть пропорциональными его расчетной пропускной способнос­ти с исключением так называемых узких мест и опасности образования скоп­лений, заторов и очередей;

- необходимые пассажирам и посетителям помещения и устройства должны быть расположены с учетом их последовательной обозреваемости, ис­ключающей возвратное движение.

 

Ав­тобусные вокзалы и центральные городские транспортные агентства целесо­образно размещать преимущественно в центральной части города или прибли­женно зоне массового пешеходного движения.

На подходах к круп­ным вокзалам оправданно сооружение транспортных пересечений в разных уровнях. Необходимость устройства подъездов в нескольких уровнях, опреде­ляющая принципиальную структуру вокзала должна быть подтверждена пу­тем сравнения альтернативных вариантов, выявлением количества ожидаемых единиц подвозящего транспорта, длительности посадки и высадки, фронта ус­тановки транспорта и длины пешеходного пути пассажиров.

При проектировании автовокзалов следует исходить из того, что пассажир, попав с привокзальной площади на территорию автовокзала, становится объектом обслуживания системы внегородских автобусных сообщений до вы­хода его из автовокзала на привокзатьную площадь в пункте прибытия. Об­служивание пассажиров протекает в и помещении вокзала и примыкающей к нему площади.

Перроны пассажирских платфор­м шириной от 2,5 м до 6 м могут быть береговыми, полуостровными, островными.

Перроны разделяются на перроны отправления и прибытия. Обычно перрон состоит из приподнятого над проезжей частью на 25-30 см тротуара и навеса над ним, который обязательно должен быть над перро­ном отправления. Зону перрона, к кромке которой становится автобус при посадке или высадке пассажиров, называют постом. Число таких постов является расчетным показателем перрона, от которого зависят все его параметры. Перроны по конфигурации своей кромки разде­ляются на три основные разновидности: прямолинейные, уступообразные и гребенчатые.

В нашей практике длина поста посадки на прямоугольных перронах принята равной 22 м. а вы­садки — 16 м. Это связано с тем, что на перроне отправления должно быть точно фиксированное положение автобусов, а на перроне прибытия оно не обязательно. Длина поста посадки и высадки при уступообразном перроне с уступами под 45° к продольной оси перрона должна составлять 6 м. Примене­ние прямолинейного перрона допустимо при количестве постов посадки или высадки пассажиров не более трех-четырех. Уступообразные перроны обеспе­чивают наилучшее решение, так как позволяют сократить до минимума длину фронта перрона.

При гладких кромках на каждый маршрут автобуса требуется учас­ток длиной 15-18 м. В больших автовокзалах целесообразно устра­ивать раздельные платформы прибытия и отправления. Учитывая, что высад­ка из автобуса длится не более 3-5 мин, а посадка — до 15-20 мин, количе­ство постов отправления следует принимать в 2-3 раза большим числа постов прибытия. Наиболее экономичны и удобны для маневров автобусов зубчатые кромки под углом 45°, при этом площадь перрона в расчете на один пост мо­жет быть ограничена 120-170 м2.

Для малых и средних автовокзалов необходим участок от 1,5 до 2,5-3,5 га. Многоуровневые решения перронов по системе «сэндвич» — напри­мер, местные автобусы — пассажирский этаж — дальние автобусы — позволя­ют сократить площадь застройки здания и путь пассажиров, ограничив его в основном передвижением по эскалаторам и лестницам.

 

ВОПРОС №38.

Автостоянки могут размещаться ниже или выше уровня земли, состоять из подземной и надземной частей, пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, располагаться под этими зданиями в подземных, подвальных, цокольных или в нижних надземных этажах, размещаться на специально оборудованной открытой площадке на уровне земли. К подземным этажам автостоянок следует относить этажи при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем напо­ловину высоты помещений.

Для подземных стоянок должны выполняться следующие требования:

- в них допускается размещение помещений только для хранения автомо­билей;

- гаражи манежного типа следует разделять на секции вместимостью не более 100 автомобилей в каждой;

- каждая секция подземной стоянки должна иметь два рассредоточенных въезда-выезда;

- каждая секция подземной стоянки должна иметь два эвакуационных вы­хода для людей;

- в подземных автостоянках не допускается разделение машино-мест пе­регородками на отдельные боксы;

- в подземных автостоянках при двух подземных этажах и более выходы из подземных этажей в лестничные клетки и выходы из лифтовых шахт дол­жны предусматриваться через поэтажные тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре,

ВОПРОС №39.

Автостоянки разрешается встраивать в здания другого функционального назначения I и II степеней огнестойкости, за исключением детских дошколь­ных учреждений, школ и лечебно-профилактических учреждений.

Надземные автостоянки могут предусматриваться высотой не более 9 эта­жей, подземные — не более 5 подземных этажей.

В зданиях автостоянок допускается предусматривать: служебные помеще­ния для обслуживающего и дежурного персонала, технического назначения, санитарные узлы, кладовую для багажа клиентов, помещения для инвалидов, а также общественные телефоны и лифты для людей. При необходимости уст­ройства в составе автостоянки помещений для сервисного обслуживания автомобилей следует предусматривать отдельное помеще­ние. Входы и въезды в эти помещения должны быть изолированы от входов и въездов в автостоянку, а высота этих помещений должна быть не менее 2,8 м.

В автостоянках, встроенных в здания другого назначения, не допускается предусматривать общие обычные лестничные метки и общие лифтовые шах­ты. Для обеспечения функциональной связи автостоянки и здания другого на­значения выходы из лифтовых шахт и лестничных клеток автостоянки, как правило, следует предусматривать в вестибюль основного входа указанного здания с устройством на этажах автостоянки тамбур-шлюзов с подпором воз­духа при пожаре.

В многоэтажных зданиях автостоянок для перемещения автомобилей сле­дует предусматривать рампы (пандусы), наклонные междуэтажные перекры­тия или специальные лифты (механизированные устройства).

Как правило, тип и количество рамп могут приниматься при количестве автомобилей:

- до 100 — одна однопутная рампа с применением соответствующей сиг­нализации;

- до 1000 — одна двухпутная рампа или две однопутные рампы;

- свыше 1000 — две двухпутные рампы.

Рампы в автостоянках должны отвечать следующим требованиям:

- ширина проезжей части однопутных рамп должна составлять: прямолинейной ширина автомобиля + 0,8 м, но не менее 2,5 м; криволинейной ширина полосы, образуемой в плане проекцией движу­щегося автомобиля. +/- 1 м, но не менее 3,5 м;

- продольный уклон закрытых прямолинейных рамп по оси полосы дви­жения должен быть не более 18 %, криволинейных рамп не более 13 %,

продольный уклон открытых рамп — не более 10 %;

- поперечный уклон рамп должен быть не более 6 %;

- на рампах с пешеходным движением должен предусматриваться тротуар шириной не менее 0,8 м.

С каждого этажа пожарного отсека автостоянок должно быть предусмотрено не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов непосредственно наружу или в лестничные клетки.

 

В зданиях автостоянок, в которых рампа одновременно служит эвакуаци­онным путем, с одной стороны рампы устраивается тротуар шириной не ме­нее 0,8 м. Лестницы в качестве путей эвакуации должны иметь ширину не менее 1 м.

В местах проезда и хранения автомобилей высота помещений и ворот от пола до низа выступающих конструкций и подвесного оборудования должна превышать не менее чем на 0,2 м наибольшую высоту автомобиля и должна быть не менее 2,2 м; на рампе ее допускается уменьшать до 2,0 м. Минимальные размеры мест хранения следует принимать: длина места сто­янки — 5,0 м, ширина — 2,3 м (для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, — 3,5 м).

Помещения для хранения автомобилей допускается предусматривать без естественного освещения или с недостаточным по биологическому действию естественным освещением.

Объемно-планировочные решения зданий вокзалов должны соответство­вать следующим общим требованиям;

- обеспечивать взаимосогласованную организацию движения пассажиров и посетителей с разделением главным образом в больших и крупных вокзалах потоков прибытия и отправления, а также потоков дальних, местных, тран­зитных и пригородных пассажиров;

- предусматривать расположение операционных помещений и устройств (справочное бюро, билетные и багажные кассы, камеры хранения и др.) при­ближенно к главным путям движения основных потоков пассажиров;

- предусматривать расположение помещений, предназначенных для ожи­дания пассажиров, а также предприятий общественного питания и торгово-бытового обслуживания пассажиров приближенно к перрону с отделением со­ответствующих помещений и зон от главных путей движения пассажиров;

- предусматривать расположение комнат длительного ожидания, в том числе предназначенных для инвалидов, а также комнат матери и ребенка изо­лированно от наиболее шумных помещений и зон вокзала, возможно даже с устройством для соответствующих категорий пассажиров специальных выхо­дов на перрон;

- обеспечивать удобства эксплуатации для персонала, а также перронных бригад с устройством для них отдельных выходов на перрон.

Помещения вокзалов различного назначения подразделяются на четыре группы: пассажирские основного назначения; дополнительного обслуживания пассажиров; административно-служебные и подсобно-технические.

1. Группа пассажирских помещений основного назначения:

- вестибюль;

- операционные залы;

- залы ожидания;

- кассовые залы — кассы билетные и багажные;

- распределительные залы;

- комнаты для пассажиров с детьми;

- помещения для приема и выдачи багажа;

- камеры хранения ручной клади;

- санитарные блоки.

1. Группа помещений дополнительного обслуживания пассажиров

- рестораны, кафе-буфеты;

- пассажирские залы;

- торговые киоски;

- справочные бюро;

- отделение банка;

- почта, телеграф, телефон;

- парикмахерские;

- курительные;

- санитарные блоки.

3. Группа административно-служебных помещений:

- диспетчерские;

- комнаты дежурных по станции и по вокзалу;

- комнаты линейного персонала;

- устройства связи.

4. Группа подсобно-технических помещений:

- склады;

- пакгаузы;

- депо;

- котельные;

- бойлерные;

- трансформаторные;

- вентиляционные камеры.

В вокзалах малой вместимости кассы и справочные рекомендуется разме­щать в небольшом вестибюле-холле либо в общем зале так, чтобы очереди не создавали препятствий для пассажиров, идущих на посадку. В вокзалах средней и большой вместимости оп­равданно устройство специальных операционных помещений с последователь­но расположенными по ходу движения пассажиров справочными бюро, касса­ми, комнатами администрации. Операционные залы следует, как правило, располагать со стороны города и открывать на привок­зальную площадь широким фронтом остекления, облегчающим ориентацию пассажиров еще при их подходах с привокзальной площади. Кассы и пункты приема багажа целесообразно устраивать либо непосредственно против входа, либо в торцах операционного зала. В расчете на одного пассажира площадь операционных залов колеблется от 0,9 до 3 м2.

Помещения для приема и выдачи багажа, а также камеры хранения целесо­образно располагать вблизи основных путей движения потоков прибывающих и отправляющихся пассажиров. При этом наряду с обычными камерами хра­нения, оборудованными стеллажами для громоздкого багажа, следует проек­тировать и автоматизированные камеры. Пункты приема и выдачи багажа, от­правляемого по билетам, должны иметь удобную связь с привокзальной пло­щадью и с перроном. Большая группа помещений предназначена для ожидания и отдыха пасса­жиров — залы ожидания и комнаты длительного пребывания, комнаты мате­ри и ребенка, представительские комнаты и др. Особое значение для создания комфортных условий в залах ожидания имеет мебель: скамьи, кресла и диваны рекомендуется устанавливать группа­ми или секциями в сочетании с вертикальными стендами, рекламными щита­ми, элементами озеленения и малыми формами, чтобы изолированные от транзитного движения холлы,

К основному залу ожидания должны примыкать торговые киоски для продажи газет и журналов, кондитерских и аптекарских товаров, кабины телефонов-автоматов.

Непосредственно у залов ожидания следует размещать и предприятия об­щественного питания — кафе-буфеты, закусочные, рестораны, которые рассчи­тываются не менее чем на 10 % вместимости вокзала. У залах ожидания обыч­но устраиваются туалетные, иногда небольшие ателье бытового обслуживания и парикмахерские, а у залов прибытия — медицинский пункт с комнатами-боксами для больных и ослабевших пассажиров. Кроме основных функций в вокзальном комплексе можно выявить и сопутствующие функции: деловую, торговую, общественного питания, гости­ничную, зрелищно-развлекательную, культурно-образовательную, рекреацион­ную, выставочную, спортивную, бытового обслуживания, обслуживания авто­мобилей. Особенность взаимного размещения функциональных групп комп­лекса состоит в наиболее удобной организации связей между ними, при этом самым важным является отсутствие пересечения интенсивных потоков и близ­кое размещение помещений, требующих постоянной взаимосвязи.

       В решениях вокзалов, как и других общественных зданий, различают цен­трализованные, блокированные и павильонные схемы. Централизованные, ком­пактные решения характерны для отдельно стоящих монофункциональных зданий вокзалов, а блокированные — для объединенных вокзалов или вокза­лов, кооперированных с административно-служебными, техническими или другими зданиями. Наиболее органичны вокзалы, вытянутые вдоль перро­нов, обеспечивающие хоро­шую взаимосвязь пассажирских помещений с посадочными платформами. По­мещения для пассажиров отправления следует располагать, исключающими пересечение встречных потоков. Для пассажиров прибытия важно обеспечить короткие и удобные пути выхода к остановкам городского транспорта. Для этого в вокзалах нередко устраивают открытые проемы, исключающие необходимость обхода здания по его периметру.

В настоящее время распространены как асимметричные, так и симметрич­ные планировочные схемы. В зависимости от расположения основных объе­мов зданию вокзала может быть придана цельность, расчлененность, статичность или динамичность. Могут быть использованы приемы кон­траста с резким противопоставлением нескольких объемов и поверхностей различных фактур или, напротив, мягкая пластика с использованием мелких деталей. При поис­ках образа вокзала необходим возможно более полный учет существующего или проектируемого городского окружения, основанный на принципах сопод­чиненных или контрастных решений.

На объемно-планировочную структуру вокзалов большое влияние оказы­вают современные принципы организации внутреннего пространства, при этом интерьер помещения сливается с природным окружением. В транспортных сооружениях такие решения особенно оправданны, так как обеспечивают хо­рошую зрительную взаимосвязь всех основных элементов вокзального комп­лекса: привокзальной площади, интерьеров вокзала и перрона.

В принятую ком­позицию целесообразно включать наружное и внутреннее озеленение, привле­кающие внимание пассажиров цветовые плоскости, местное и общее освеще­ние, рекламу, справочные таблицы и указатели.

 

ВОПРОС №40.

Конструктивные схемы вокзалов различной вместимости и назначения весьма многообразны; стоечно-балочные железобетонные конструкции, напри­мер, с сеткой опор 6х6, 6x12 и 6x18 м с применением сборных индустриаль­ных изделий; рамные и вантовые системы, оболочки двоякой кривизны и дру­гие пространственные конструкции. При этом наряду с новыми ис­пользуются и традиционные материалы, как кирпич, штукатурка, дере­во и естественный камень различных фактур.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 307.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...