Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Здания для предприятий бытового обслуживания⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Система предприятий бытового обслуживания состоит из приёмных пунктов различного вида и крупных централизироанных предприятий промышленного типа. Большинство предприятий работают по системе обслуживания такого типа как быстрое(максимально) обслуживание и обслуживание через определённый срок. Прачечные, часовые, ремонт бытовой техники, ремонт инженерного оборудывания, химчистки(химчистки с самообслуживанием),… основная часть предприятий бытового обслуживания. Так же такие предприятий могут входить в состав крупных торговых центров, торговых комплексов по продаже сопутствующих товаров, предприятия общ питаний для посетителей, видеотек, что способствует повышению комфортности обслуживания, а так же обогащает объемно планировочное решение здания.
Вопрос 27.
…………
Вопрос 28.
Вопрос 29.
…………
Вопрос 30.
…………
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОТДЫХА И СПОРТА. ВОПРОС №31 В группу общественных зданий, комплексов и сооружений здравоохранения входят больницы, поликлиники, амбулатории, аптеки, молочные кухни, бальнео- и грязелечебницы, родильные дома, диспансеры, профилактории, станции скорой помощи, санитарно-эпидемиологические станции и др. По "рангу" — это областные (краевые, республиканские), городские, окружные, центральные, районные, сельские участковые больницы. По профилю — многопрофильные с неограниченным числом специализированных отделений, однопрофильные (специализированные): инфекционные, туберкулезные, психиатрические, физиотерапевтические, восстановительного лечения, офтальмологические, оториноларингологические и др. По числу коек установлено восемь категорий больниц (от 100 до 1500 коек): для сельской участковой больницы — 5 категорий; для районной (в городе и на селе) — 6; для городских — 8; для психиатрических — 7 и т.д. Самостоятельное структурное отделение — поликлиника. Ее основное отличие от больницы — отсутствие стационарных мест (палатных отделений) для больных. Поликлиника может быть как в составе больницы, так и самостоятельным медицинским учреждением (городская, районная, сельская и др.). Патологоанатомическое отделение в составе больницы устраивается в отдельном здании, в уединенном, не просматриваемом больными и выздоравливающими месте, со своим подъездом (можно совмещать с въездом на хозяйственный двор). Число структурных подразделений меняется в зависимости от задач и функций больницы (от республиканской до сельской участковой больницы). Республиканская больница — это уникальное учреждение как по своей роли в системе здравоохранения, так и по количеству и качеству услуг специализированной медицинской помощи. В ее составе имеются дополнительные структурные подразделения: консультативная поликлиника с пансионатом для больных; отделение экстренной (выездной) медицинской помощи; центр организационно-методического руководства лечебно-профилактическими учреждениями республики;пансионат-гостиница для практикантов, стажеров и слушателей курсов повышения квалификации. Для удовлетворения многообразных потребностей в отдыха и профилактике заболеваний строится значительное число зданий и сооружений различных типов: санатории (в том числе для родителей с детьми), санатории-профилактории (для профилактического лечения без отрыва от производства), дома отдыха и пансионаты, базы отдыха, туристические и курортные гостиницы, туристические базы, мотели, кемпинги, приюты, хижины, лагеря и др. Поскольку здания для всех этих учреждений строятся, как правило, в наиболее благоприятных в природно-климатическом отношении и живописных местах, основными в профилактическом лечении и отдыхе факторами становятся воздух, вода (море, река, озеро и др.), солнце. Требованиям сочетания лечения и отдыха в наибольшей мере отвечают курорты — населенные места, имеющие природные лечебные средства и соответствующие природно-климатические условия. Его главное отличие Санаторного здания от больницы — в методах лечения, т.е. в использовании преимущественно природных факторов (солнце, воздух, вода, грязе- и минеральные источники и др.). Специальные лечебные помещения отсутствуют в доме отдыха, и именно этим дома отдыха и пансионаты отличаются от санаториев. В связи с развитием различных видов массового туризма расширяется строительство туристических баз. Туристической базой называют учреждение туризма круглогодичного, сезонного или комбинированного действия с регламентированным режимом дня, предназначенное для обслуживания туристов, путешествующих по маршруту преимущественно с путевками. Туристические базы классифицируются по видам туризма (пешеходного, лыжного, водного, автомобильного и др.); сезонности эксплуатации (круглогодичные, летние, комбинированные); вместимости; возрастному составу туристов (для взрослых, взрослых с детьми, для детей); местоположению на маршруте (в исходных или промежуточных пунктах маршрута). Обычно в промежуточных пунктах маршрутов строятся туристские приюты и хижины, являющиеся элементами туристских баз и служат для кратковременного пребывания туристов, следующих по маршруту. В состав туристской базы входят группы спальных помещений, культурно-бытового обслуживания, обеденные залы, приемно-административного и вспомогательного назначения (хозяйственные и жилые для персонала), размещаемые, как правило, в отдельных зданиях. В соответствии со сложившейся практикой учреждения автотуризма классифицируются по различным признакам. Мотель — учреждение для отдыха автотуристов круглогодичной или смешанной эксплуатации с высоким уровнем гостиничного обслуживания и полным комплексом технического обслуживания автотранспортных средств (номера мотеля оборудуются полным санитарным узлом; при мотеле устраиваются столовая или ресторан, автозаправочная станция, ремонтные мастерские или станция технического обслуживания). Кемпинг — учреждение сезонной эксплуатации, предназначенное для отдыха автотуристов, с упрощенным комплексом всех видов обслуживания (спальные места размещаются в домиках облегченного типа или палатках, с отдельно стоящими общими санитарными устройствами, с возможностью мелкого ремонта автомобилей в небольшой мастерской и организацией автозаправки) . Ротель — учреждение сезонной эксплуатации для отдыха автотуристов, путешествующих на автомашинах с трейлерами, для которых предусматривают проезды и стоянки. Все обслуживающие помещения и сооружения ротеля устраиваются в домиках облегченного типа или специальных прицепных автоустройствах.
Спортивные сооружения подразделяются на: - открытые и закрытые; летние и зимние; - объемные и плоскостные; - универсального и специализированного типов. По основному назначению различают: - учебно-тренировочные; - демонстрационные; - физкультурно-оздоровительные; - детские спортивные сооружения. По градостроительному признаку согласно принципу ступенчатого обслуживания населения города на селитебной территории можно выявить: общегородские, межрайонные, районные, микрорайонные спортивные сооружения. Кроме того, различают спортивные сооружения промышленной, пригородной и зеленой зон. Открытые плоскостные спортивные сооружения: - спортивное ядро; - стадион; - площадки для спортивных игр: - для бадминтона 15x8 м; - для баскетбола 28x16 м; - для волейбола 24x15 м; ~ для городков 30x15 м; ~ для тенниса 40x20 м; - для настольного тенниса 12x6 м; - беговые легкоатлетические и конькобежные дорожки. Спортивное ядро — поле для спортивных игр, окаймленное круговой легкоатлетической дорожкой. В секторах беговой дорожки или за наружным периметром ее прямых участков расположены места для прыжков и метаний. Стадион — спортивный комплекс со сложными функциями: учебной, тренировочной, демонстрационной; в его состав входят спортивное ядро с местами для зрителей, площадки для спортивных игр, другие крытые и открытые спортивные сооружения для различных видов спорта с подсобными территориями и помещениями. При проектировании открытых спортивных сооружений необходимо строго соблюдать ориентацию продольной оси поля спортивного ядра и стадиона, а также площадок для спортивных игр с юга на север. Крытые спортивные сооружения: - спортивные залы (без мест для зрителей) и спортивные корпуса; - крытые теннисные корты; - манежи; - крытые бассейны; - катки; - дворцы спорта; - крытые стадионы; - тиры. ВОПРОС №32 Больницы могут размещаться как в пределах поселений (город, село, поселок), так и вне их. Специализированные больницы (туберкулезные, психиатрические, восстановительного лечения и др.) обычно размещают в селитебной зоне. Во всех случаях место, выбираемое для строительства больницы, должно быть удобным для подъездов и подходов, сухим, хорошо проветриваемым, тихим и т.д. Прежде всего территория больничного комплекса дифференцируется по зонам: лечебных неинфекционных корпусов, инфекционных, поликлиники, патологоанатомического корпуса, хозяйственных сооружений. При наличии в составе больницы детского корпуса должно быть уделено внимание размещению площадок для отдыха и игр детей, лечебной физкультуры по возрастным группам, благоустройству и озеленению. Каждая зона должна иметь свой въезд. Перед входами в здания необходимы оборудованные площадки для ожидания больных и посетителей. За пределами участка устраиваются автостоянки. Участок больничного комплекса ограждается и озеленяется (площадь зеленых насаждений не менее 60% территории участка). Желательно создание садово-парковой зоны с теневыми навесами и соляриями. Учитывая, что площадь участка больничного комплекса может быть значительной (свыше 10 га при 1000 коек в больнице), разработка его генерального плана — сложная и многотрудная задача, от решения которой во многом зависит функционирование больницы и условия пребывания в ней больных. Генеральные планы. Требования к участку Лечебно-профилактические учреждения и аптеки следует размещать в соответствии с утвержденными генеральными планами населенных пунктов и проектами детальной планировки. Размещение женских консультаций, стоматологических поликлиник и аптек допускается в жилых и общественных зданиях как встроенно-пристроенных сооружений. Размеры земельных участков лечебно-профилактических учреждений следует принимать в соответствии с СНиП по планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов. На земельных участках лечебно-профилактических учреждений не допускается размещение функционально не связанных с ними зданий и сооружений. На земельных участках больниц, родильных домов, диспансеров со стационарами должны выделяться следующие функциональные зоны: - лечебные корпуса для неинфекционных больных; - лечебные корпуса для инфекционных больных; - садово-парковая; - поликлиники; - хозяйственная. Кроме того, в соответствии с заданием на проектирование следует выделять зоны для размещения радиологического и патологоанатомическогокорпусов. Для больных инфекционных, акушерских, детских, туберкулезных ипсихосоматических отделений должны выделяться отдельные садово-парковые зоны. Расстояния между зданиями лечебно-профилактических учреждений следует принимать: - между стенами зданий с окнами из палат — 2,5 высоты противостоящего здания, но не менее 25 м; - между корпусами с палатами и патологоанатомическимкорпусом или зданиями, размещаемыми в хозяйственной зоне (исключая здания службы приготовления пищи), — не менее 30 м; - между зданиями службы приготовления пищи и патологоанатомическим корпусом — не менее 30 м; - между радиологическим корпусом идругими зданиями — не менее 25 м. Службу приготовления пищи следует размещать в зоне лечебных корпусов для неинфекционных больных, или в хозяйственной зоне в отдельно стоящих зданиях, или в пристройках к хозяйственным корпусам и лечебным корпусам для неинфекционных больных. К зданиям лечебно-профилактических учреждений и к аптекам следует предусматривать проезды для автомобильного транспорта. Проезды или полосы, пригодные для проезда пожарных автомобилей, следует проектировать с обеих продольных сторон лечебных корпусов больниц, диспансеров и родильных домов на расстоянии не менее 5 м и не более 8 м от стен лечебных корпусов. На земельном участке больницы необходимо предусматривать отдельные въезды в зоны: - лечебных корпусов для неинфекционных больных; - лечебных корпусов для инфекционных больных; - патологоанатомического корпуса; - хозяйственную. Патологоанатомический корпус, проезды к нему и стоянка похоронных машин не должны быть видны из окон лечебных корпусов и садово-парковой зоны. Перед главными входами в больницы, поликлиники, диспансеры и родильные дома следует предусматривать площадки для посетителей из расчета 0,2 м2 на одну койку или одно посещение в смену, но не менее 50 м2. Расстояние от зданий больниц с палатными отделениями, зданий родильных домов и диспансеров со стационарами до «красных линий», а также до жилых зданий должно быть не менее 30 м; расстояние от лечебно-диагностических корпусов больницы, а также зданий поликлиники, женской консультации и диспансера без стационара — не менее 15 м. Площадь зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 60% площади участков больниц и диспансеров со стационарами. Размеры садово-парковой зоны больницы, родильного дома и диспансера со стационаром следует принимать 25 м2 на. одну койку. Открытые сооружения для физической культуры должны быть удалены от корпусов с палатами не менее чем на 25 м. По свободному от застройки периметру участков больниц следует предусматривать полосы зеленых насаждений шириной 15 м, по периметру участков поликлиник — шириной 10 м. Участки лечебно-профилактических учреждений со стационарами должны быть ограждены. Поскольку здания для всех типов учреждений отдыха строятся, как правило, в наиболее благоприятных в природно-климатическом отношении и живописных местах, основными в профилактическом лечении и отдыхе факторами становятся воздух, вода (море, река, озеро и др.), солнце. Требованиям сочетания лечения и отдыха в наибольшей мере отвечают курорты — населенные места, имеющие природные лечебные средства и соответствующие природно-климатические условия. Специальные лечебные помещения отсутствуют в доме отдыха, и именно этим (кроме функционирования в "свободном" режиме: заезд, график отдыха не лимитированы) дома отдыха и пансионаты отличаются от санаториев. При выборе места для спортивного сооружения большой вместимости первостепенное значение отводится транспортному обеспечению, возможности быстрой эвакуации большого количества людей. Любые спортивные сооружения должны размещаться среди зеленых насаждений и в лучшем случае у воды. ВОПРОС №33 Структура больницы включает: приемный покой (с диагностическими койками и изолятором), специализированные отделения (отделения анестезиологи и реанимации, палаты интенсивной терапии) ; лечебно-диагностические отделения и кабинеты (рентгеновские, радиологические, физиотерапевтические, функциональной диагностики, лечебной физкультуры, клинические, биохимические, бактериологические, иммунологические и другие лаборатории) ; административно-хозяйственную часть (кухня, прачечная, склады, канцелярия и т.д.). Основной курс лечения больные проходят в стационаре больницы. Стационар обычно включает приемное отделение, где происходят прием больных, их осмотр и обследование, оказание первой медицинской помощи, распределение больных по характеру и тяжести заболевания, санитарная обработка. Число приемных отделений зависит от общей композиции больницы (моно- блок, павильоны и т.д.), наличия в ее составе инфекционного, родильного и детского отделений, для которых предусматриваются свои приемные покои. В крупных больницах при приемном отделении может быть реанимационная палата и диагностическое отделение. Через приемное отделение часто осуществляется и выписка больных, для чего в его составе предусматривается специальное помещение, исключающее пересечение потоков выписываемых и поступающих больных. Основные составляющие стационара — палатные отделения для различных категорий больных. Число и состав палатных отделений зависят от величины больницы. Обычно палатные отделения рассчитываются в среднем на 60 коек для однородных больных (две типизированные секции по 30 коек в каждой). В отдельных случаях вместимость палатного отделения может быть увеличена до 90— 120 коек или уменьшена до 15— 45 коек. На обе секции палатного отделения предусматриваются: кабинет заведующего отделением, комнаты старшей медицинской сестры и сестры-хозяйки, буфетная и столовая, специализированные кабинеты (перевязочные, кабинеты врачей-специалистов), холлы для отдыха больных, санитарная комната и др. Кроме палатных (специализированных) отделений в составе стационара могут быть лечебно-диагностические отделения, рентгенорадиологическое, физиотерапевтическое, патологоанатомическое отделения, больничная аптека, отделение переливания крови, централизованная стерилизационная и др. Существенный элемент больницы — операционный блок, который должен быть достаточно изолирован от других отделений больницы и иметь удобные связи с палатными отделениями.
Определенная типологическая общность зданий курортно-оздоровительных учреждений предопределяет в них наличие групп помещений:приемно-вестибюльной, спальных комнат, предприятий общественного питания; культурно-массового и спортивно-оздоровительного обслуживания, лечебных (для санаториев), административных, хозяйственно-бытовых. Приемно-вестибюльная группа помещений санаториев (в составе санаторного корпуса или в отдельном банке) включает: вестибюль, отделение связи, сберегательную кассу, транспортное агентство, парикмахерскую, пункт приема вещей в ремонт, химчистку и прачечную, камеру хранения, помещения администратора, кабинет дежурного врача. Группа спальных помещений занимает около половины всего объема санатория. В нее помимо спальных комнат-палат на 1—2 человека входят помещения медицинского персонала, процедурные, помещения пребывания на свежем воздухе (лоджии, веранды, галереи и т.п.). В санаториях вместимостью 500 человек и более группа лечебно- диагностических помещений включает : лабораторию анализов, ряд отделений (клинические, биохимические, бактериологические, функциональной диагностики), кабинеты врачей, стоматологические кабинеты, аптеку с автоклавной. К лечебной группе относятся сооружения для климатолечения (аэросолярии, зимние солярии, павильоны для лежания на воздухе и др.). Помещения для специальных ванн и грязевых процедур дополняют лечебную группу в санаториях бальнеологических и грязевых курортов. Обычно лечебная группа выделяется в самостоятельный блок, объединяемый со спальными корпусами теплыми переходами или прямой блокировкой. В санатории, доме отдыха, пансионате группа помещений предприятий общественного питания может включать один или несколько обеденных залов. Самообслуживание характерно для туристических баз, приютов и других типов сооружений, где допускается двухсменная и не режимная посадка в обеденных залах или местах, отведенных для питания. Курортные и туристические гостиницы, мотели в зависимости от разряда (высший, I—III) имеют в составе группы питания рестораны, кафе, буфеты или (IV разряд) только кафе. Группа питания в учреждениях высшего разряда дополняется помещениями для танц - баров, дискотек, ночных баров (по типу варьете или шоу-баров) за счет соответственного увеличения площади. Обязательный элемент учреждений отдыха — группа помещений культурно-массового и спортивно-оздоровительного обслуживания. Это могут быть зрительные залы, летние киноплощадки с эстрадой, танцплощадки, библиотеки, кружковые, биллиардные, открытые и закрытые плавательные бассейны, сауны с бассейном и баром (в учреждениях высшего и I разрядов), сауны, площадки для различных видов спорта. К типологическим особенностям спортивных сооружений можно отнести те требования, которые должны быть выполнены при их размещении: удаленность от источников загрязнения воздуха, близость к естественным элементам ландшафта (река, озеро, роща и др.), транспортное обслуживание, обеспечивающее доставку и эвакуацию большого числа посетителей, возможность организации стоянок для автомашин, достаточная территория для рассредоточения зрителей и др. Территории крупных стадионов достигают 50 га. Размещение на такой площади плоскостных и крытых спортивных, демонстрационных, тренировочных сооружений обусловливает необходимость деления ее на различные функциональные зоны, рациональную организацию непересекающихся потоков спортсменов, зрителей и транспорта. ВОПРОС №34 Структура и состав помещений лечебно-профилактических учреждений определяются заданием на проектирование с учетом профиля, вместимости учреждений и централизации клинико-диагностических лабораторий, патолога -анатомических отделений, центральных стерилизационных отделений, административных служб, служб приготовления пищи, прачечных, гаражей. Расчетными показателями вместимости лечебно-профилактических учреждений являются: для стационарных учреждений количество коек; для амбулаторно-поликлинических учреждений — количество посещений в смену. Расчетным показателем вместимости аптек являются количество рецептов (в единицах) и величина товарооборота (в рублях) в год. Высота зданий лечебно-профилактических учреждений должна быть не более 9 надземных этажей. Палатные отделения детских больниц следует размещать не выше 5-го этажа здания, палаты для детей в возрасте до 7 лет — не выше 2-го этажа. Лечебно-профилактические учреждения должны быть оборудованы лифтами и грузовыми подъемниками. Высоту надземных этажей зданий лечебно-профилактических учреждений и аптек следует принимать 3,3 м. Высота рентгеновских кабинетов с нестандартной аппаратурой и операционных в операционных блоках больниц устанавливается в зависимости от размеров оборудования. Ширина помещения должна быть не менее, м: - кабинетов врачей, коридоров палатных отделений — 2,4; - коридоров амбулаторно-поликлинических учреждений, диспансеров и женских консультаций — 2; - коридоров в операционных блоках, родовых и реанимационных отделениях, коридоров, используемых под ожидальные, при одностороннем расположении кабинетов — 2,8; - однокоечных палат — 2,9; - малых операционных, перевязочных, коридоров больниц восстановительного лечения, коридоров, используемых под ожидальные, при двухстороннем расположении кабинетов — 3,2; - процедурных рентгеновских кабинетов (кроме зубоврачебных), родовых и коридоров психоневрологического отделения, используемых для дневного пребывания больных, — 4; - операционных и реанимационных — 5. Глубина палат и лечебно-диагностических помещений при естественном освещении их с одной стороны должна быть не более 6 м. Глубина помещений хирургических, ортопедических, онкологических, оториноларингологических, процедурных, рентгеновских кабинетов и перевязочных должна быть не менее 4 м, офтальмологических кабинетов — не менее 6 м. операционных — не менее 5 м, родовых палат — не менее 4,5 м. Отношение глубины к ширине палат и лечебно-диагностических помещений должно быть не более 2. Размеры палат (кроме палат радиологических отделений) следует определять исходя из следующих условий: - размещение коек рядами параллельно стенам е окнами; - расстояние от коек до стен с окнами должно быть не менее 0,9 м; - расстояние между торцами коек в четырехкоечных палатах и между торцами коек и стеной в двух- и трехкоечных палатах отделений больниц восстановительного лечения должно быть 1,6 м, а в палатах прочих отделений — не менее 1,3 м; - расстояние между длинными сторонами рядом стоящих коек должно быть не менее 0,8 м, в детских палатах и палатах восстановительного лечения — не менее 1,2 м. Помещения лечебно-профилактических учреждений и аптек должны иметь естественное освещение. Освещение вторым или только искусственным светом допускается предусматривать в помещениях санитарных узлов в палатах, фотолабораторий, душевых для персонала, наркозных, предоперационных, аппаратных, умывальных, микробиологических боксов, санитарных пропускников, а также в соответствии с заданием на проектирование в помещениях операционных и процедурных рентгенодиагностических кабинетов. Коридоры палатных отделений должны иметь естественное освещение -окна в торцевых стенах зданий или окна в световых карманах коридоров. Ориентация на запад окон палат интенсивной терапии, окон палат отделений детей в возрасте до 3 лет, а также комнат для игр в детских отделениях не допускается. Ориентацию окон операционных, реанимационных залов, секционных, а также палат туберкулезных и инфекционных больниц следует принимать по таблице. Окна остальных помещений лечебно-профилактических учреждений и аптек можно ориентировать независимо от сторон света. I Географическая широта Помещения южнее 45° | 45°^55° севернее 55° северной широты северной широты северной широты 1. Палаты Ю., Ю.-В., В., Ю., Ю.-В.. В., Ю., Ю.-В., Ю.-З., С.*, С.-В.*, С.-З.* С.-В.*. С.-З.* С.-З.*, С.-В.* 2. Операционные, реанимационные залы, ., С.-В., С.-З. С, С.-В., С.-З. С. С.-В., С.-З., В.
* Допускается ориентация окон палат, общее количество коек в которых составляет не более 10 % общего количества коек отделения. Из каждого этажа здания лечебно-профилактического учреждения следует предусматривать не менее двух эвакуационных выходов. Применение наружных пожарных лестниц для эвакуации больных из зданий больниц не допускается. Устройство в больницах открытых лестниц на всю высоту зданий не допускается. Допускается устройство открытых лестниц (без ограждающих внутренних стен и перегородок) из вестибюля до второго этажа. Из каждой лестничной клетки должен быть предусмотрен выход непосредственно наружу или через вестибюль. Лестничные клетки для эвакуации людей должны иметь естественное освещение. Устройство винтовых и криволинейных лестниц и забежных ступеней на путях эвакуации не допускается.
Спортивные сооружения включают три группы помещений: - для спортсменов; - для зрителей; - вспомогательные помещения. Спортивные залы предпочтительно размещать не выше второго этажа здания.При этом на первом этаже, как правило, располагаются залы тяжелой атлетики, легкой атлетики, футбола, спортивной гимнастики. Поверхность пола должна быть гладкой, горизонтальной, нескользкой. В залах, предназначенных для спортивных игр с мячом, следует предусматривать устойчивую к ударам мяча конструкцию заполнения световых проемов и защиту светильников от повреждения мячом. На высоту 1,80 м от пола ограждающие конструкции этих залов не должны иметь выступов и западаний,оконных проемов иниш. Двери спортивного зала, а также проемы в инвентарные помещения для хранения оборудования должны быть шириной не менее 1,8 м. При залах для учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике или футболу, а также при трех и более спортивных залах другого назначения, размещенных в одном здании, следует предусматривать общее помещение для индивидуальной силовой подготовки занимающихся размером не менее 12x6x4 м. Параметры спортивных залов для различных видов спорта рекомендуется принимать по нижеследующей таблице.
Необходимо подчеркнуть, что высота нормируется до низа выступающих конструкций. Раздевальные комнаты для спортсменов должны быть связаны со спортивными залами непосредственно или через коридор, предназначенный только для этой связи. Блок раздевалки включает в себя: - помещение для переодевания - 2 м2 на одного занимающегося; - гардероб для хранения домашней одежды — 0,4-0,78 м2 на одного занимающегося; - душевые — 1 сетка на 7 занимающихся в смену; - санитарные блоки — 1 унитаз на 30 занимающихся в смену женщин; 1 унитаз и 1 писсуар на 50 занимающихся в смену мужчин; - тамбур-шлюз с ножной ванной — 1 ванна на 20 занимающихся в смену, площадь на 1 ванну 1x0,85 м2. Душевые должны непосредственно сообщаться с раздевальными, душевые для тренеров — с комнатой тренеров. Комнаты инструкторского и тренерского состава проектируются из расчета 2,5 м2 на одно место, но не менее 9 м2 каждая. Спортивный корпус включает в себя один или несколько спортивных залов, вспомогательные помещения, иногда бассейн. В состав крытых бассейнов входят следующие помещения: - ванная для спортивного плавания размерами: 50x21x1,8-2,3 м, 25x11x1,2-1,8 м; - раздевальная с душевыми исанитарными блоками; - комнаты тренеров с душевыми исанитарными блоками; - технические помещения. По периметру ванн крытых и открытых бассейнов необходимо предусматривать обходную дорожку шириной, как правило, не менее 1,5-2,0 м. Ширина обходной дорожки в местах размещения трамплинов ивышек принимается с учетом габаритов этих устройств, но не менее 4 м. Помещения душевых для занимающихся в бассейнах должны быть проходными, санитарные узлы должны непосредственно сообщаться с раздевальными иразмещаться так, чтобы из них нельзя былопройти к ваннам, минуя душевые, В состав катков с искусственным льдом иконькобежных дорожек должны входить все инженерные и технические помещения, необходимые для создания ледяной поверхности: компрессорные для фреоновых установок, каналы для отвода воды в дождевую канализацию. При расчете конструкций охлаждающей плиты с замоноличеннымиматериала необходимо учитывать дополнительную временную нагрузку от проезда машин по уходу за льдом.При открытых катках необходимо предусматривать: вестибюль-грелку, кабины переодевания — места обогрева и отдыха, помещения проката, сушильные, учебные классы, помещения администрации. ВОПРОС №35 Инженерное оборудование , конструктивные схемы.
ВОПРОС №36 Здания для транспорта, предназначенные для непосредственного обслуживания населения Классификация современных вокзалов базируется на ряде однородных признаков: по видам используемого транспорта, пропускной способности, категориям пассажиров, положению на транспортной магистрали. По этим признакам можно выделить: железнодорожные, речные и морские вокзалы, авто- и аэровокзалы; малые, средние, большие и крупные вокзалы, одновременно обслуживающие соответственно от 25до 300, 300—700, 700—1500и более 1500 пассажиров; предназначенные для различных категорий пассажиров — местных, пригородных, транзитных, дальних, международных; размещенные в конечных пунктах, между крупными станциями и портами . Отличаются вокзалы главным образом решениями перронов, которые обусловливаются видами используемых транспортных средств. Новый тип современного вокзала — объединенный, в котором совмещены функции вокзалов двух или нескольких видов транспорта: железнодорожно-морского, авто-железнодорожного, воздушного, железнодорожного и автобусного. К новому типу можно отнести и различные грузопассажирские вокзалы. Традиционный тип грузопассажирского вокзала — морской вокзал (все морские суда грузопассажирские). Современные вокзалы включает в себя множество технических и эксплуатационных помещений: кассовые залы и залы ожидания, информационная служба и помещения связи, камеры хранения и багажное отделение, медпункт и милиция, парикмахерская и санитарно-бытовые помещения, номера гостиницы и детские комнаты, киоски, бары, буфеты, кафе, рестораны, столовые, кинозалы и др. Неотъемлемая часть вокзалов — перроны. Железнодорожные вокзалы в зависимости от расположения по отношению к перронам могут быть тупиковыми, островными и береговыми. Береговой вокзал (расположенный сбоку от станционных путей) соединяется с перронами либо подземными тоннелями, либо переходными мостиками. В практике проектирования и строительства аэропортов встречаются случаи применения мобильного перрона — самодвижущихся залов ожидания, в которых пассажиров доставляют к самолетам. Этот же прием может быть использован при проектировании речных вокзалов, для рек с большим сезонным перепадом уровня вод. К предприятиям по обслуживанию автомобилей относятся; - сооружения для хранения автомобилей (гаражи и стоянки): - сооружения для обслуживания автомобилей (мойки, автозаправочные станции, станции технического обслуживания). Стоянка для автомобилей— здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные только для хранения автомобилей. Гараж для автомобилей — здание, включающее в свой состав три группы помещений: автостоянку, производственно-складские помещения (помещения технического ремонта, технического обслуживания, мойку, шиномонтаж, склад лакокрасочных материалов и т.д.) и административно-бытовые помещения (гардеробные для хранения одежды водителей, душевые, санитарные блоки, столовую или буфет, кабинеты администрации). Гаражи и стоянки классифицируются в зависимости от различных признаков: - в зависимости от ограждающих конструкций: закрытые и открытые; - по отношению к поверхности земли: подземные и надземные: - по устройствам перемещения автомобилей между этажами: рамповые и механизированные; - по внутренней планировке зоны хранения автомобилей: боксового и манежного типов; - по типу хранения (постоянного или временного). Надземная автостоянка закрытого типа — автостоянка с наружными стеновыми ограждениями. Подземная автостоянка — помещение, связанное с хранением автомобилей в подвальном этаже, а также в цокольном этаже с отметкой верха перекрытия не выше 2 м от уровня планировочной отметки земли. Автостоянка открытого типа — автостоянка без наружных стеновых ограждений. Автостоянкой открытого типа считается также такое сооружение, которое открыто, по крайней мере, с двух противоположных сторон наибольшей протяженности. Автостоянки с пандусами (рампами) — автостоянки, которые используют ряд постоянно повышающихся (понижающихся) полов или ряд соединительных пандусов между полами, которые позволяют автомашине на своей тяге перемещаться от уровня земли и на ее уровень. Механизированная автостоянка — автостоянка, в которой транспортировка автомобилей в места (ячейки) ВОПРОС №37 Гаражи и открытые стоянки для постоянногохранения автомобилей предусматриваются на селитебных и прилегающих к ним промышленных территориях из расчета не менее 90 % расчетного числа индивидуальных автомобилей при пешеходной доступности не более 800 м. Открытые стоянки для временного хранения автомобилей предусматриваются около объектов периодического или эпизодического посещения и выполняются из расчета не менее чем на 70% расчетного парка легковых автомобилей. Размер земельных участков гаражей и стоянок легковых автомобилей в зависимости от этажности на одно машино-место, м2: - 1-этажные гаражи — 30: - 2-этажные — 20; - 3-этажные — 14; - 4-этажные — 12; - 5-этажные — 10. Наименьшее расстояние от въезда в гаражи до перекрестков магистральных улиц — 50 м, улиц местного значения — 20 м, остановок пассажирского транспорта — 30 м. Размещение подземных автостоянок допускается на незастроенной территории. Въезды в подземные гаражи легковых автомобилей должны быть удалены от окон жилых домов, рабочих помещений общественных зданий и участков школ, детских садов и больниц не менее чем на 15 м. Расстояния от наземных и наземно-подземных гаражей, открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей, и станций технического обслуживания до жилых домов и общественных зданий, а также до участков школ, детских яслей-садов и лечебных учреждений стационарного типа, размещаемых на селитебных территориях, следует принимать не менее приведенных в нижеследующей таблице. Участок для строительства железнодорожного, морского, речного или автобусного вокзала рекомендуется выбирать, как правило, со стороны наиболее крупных застроенных районов города с обеспечением относительной равно-удаленности его по отношению к основным функциональным зонам данного города и тяготеющего к нему региона. Вокзалы должны быть связаны удобными транспортными путями с жилыми районами города, зонами и объектами массового тяготения городского или регионального значения, промышленными зонами. Учитывая, что в любом из вокзалов пассажир не заканчивает своей поездки, а, как правило, лишь меняет один вид транспорта на другой чаще всего внешний транспорт на внутригородской или наоборот, в ситуационных планах вокзалов необходимо показывать: - территории существующих и проектируемых сооружений внешнего транспорта с определением местоположения всех пассажирских зданий, а также мостов, путепроводов, тоннелей и других опорных инженерно-транспортных сооружений; - магистральные улицы и дороги общегородского и районного значения; - системы общественного транспорта, выделяя линии скоростного движения, с размещением существующих и проектируемых трамвайных, троллейбусных и автобусных депо, парков, гаражей для легковых и грузовых таксомоторов, грузовых и специальных автомобилей. Вокзалы классифицируются по нескольким общим для них признакам; - по назначению или видам используемых транспортных средств, ведомственной принадлежности и соответствующим им видам пассажирских сообщений: железнодорожные, морские, речные и автобусные вокзалы, а также аэровокзалы в аэропортах и городские аэровокзалы: - по условиям размещения на данной транспортной магистрали, линии, трассе: вокзалы конечные, или тупиковые, узловые промежуточные; - по преобладающим категориям обслуживаемых пассажиров в соответствии с основными видами пассажирских сообщений: международным, дальним, местным, пригородным, внутригородским: - по пропускной способности к соответствующей ей единовременной вместимости: малые, средние, большие и крупные в соответствии с нижеприведенной таблицей. Вокзалы
Устройство объединенных вокзалов рекомендуется при наличии значительных потоков пассажиров, пересаживающихся в конкретном узле с одного вида транспорта на другой, с учетом соответствующих функционально-технологических и градостроительно - планировочных предпосылок. Объединенные вокзалы возможны преимущественно в следующих сочетаниях: железнодорожно-автобусные, речные-автобусные, морские-автобусные, морские-железнодорожные. Создание объединенных вокзалов кроме градостроительного эффекта значительно повышает удобства пассажиров при поездке с пересадками. При этом исключаются затраты времени и сил пассажиров на переезды по городу, снижается загрузка городского транспорта. В состав вокзального комплекса входят следующие взаимоувязанные элементы: - привокзальная площадь с остановочными пунктами общественного транспорта, автостоянками и другими устройствами; - основные пассажирские, служебно-технические и вспомогательные здания и сооружения, элементы благоустройства и озеленения, малые архитектурные формы; - перроны (приемоотправочные железнодорожные пути и пассажирские платформы, причалы и пирсы морских и речных портов). Перрон — часть территории пассажирской железнодорожной станции, пассажирского района морского или речного порта, аэропорта, предназначенная для посадки и высадки пассажиров, стоянки и маневров соответствующих транспортных средств, а также погрузки или разгрузки багажа, почты и т.п. Участки, предназначенные для размещения вокзалов, следует выбирать с учетом предотвращения отрицательных воздействий, оказываемых средствами транспорта на население, проживающее в районе вокзала, и на окружающую городскую среду. Для упорядоченного движения в разных уровнях целесообразно использовать естественные перепады рельефа или создавать искусственный микрорельеф с помощью насыпей, подпорных стенок, открытых выемок и других искусственных сооружений. В пределах вокзальных комплексов следует соблюдать основные правила организации главных пешеходных путей: дуги пешеходов (пассажиров и посетителей) должны быть удобными, короткими и прямыми, без излишних подъемов и спусков; средняя длина пешеходного пути пассажиров от остановочных пунктов городского общественного транспорта до посадочного места в транспорте равно 300 м в крупнейших, крупных и больших городах и 200 м в средних и малых городах: - пути движения пешеходов должны быть безопасными, с минимальным пересечением с путями движения всех видов городского, служебно-вспомогательного и внешнего транспорта; - должно быть обеспечено полное или частичное разделение основных встречных и пересекающихся потоков пассажиров в самом здании, на привокзальной площади и на перроне: - для инвалидов и престарелых, а также пассажиров с малолетними детьми в колясках, необходимо предусматривать специальные пандусы с перилами, а при посадке в транспортное средство и высадке из него: - приставные лестницы и трапы; - в целях сокращения затрат времени пассажиров на любые операции площади, габариты и пропускная способность всех помещений и элементов вокзала должны быть пропорциональными его расчетной пропускной способности с исключением так называемых узких мест и опасности образования скоплений, заторов и очередей; - необходимые пассажирам и посетителям помещения и устройства должны быть расположены с учетом их последовательной обозреваемости, исключающей возвратное движение.
Автобусные вокзалы и центральные городские транспортные агентства целесообразно размещать преимущественно в центральной части города или приближенно зоне массового пешеходного движения. На подходах к крупным вокзалам оправданно сооружение транспортных пересечений в разных уровнях. Необходимость устройства подъездов в нескольких уровнях, определяющая принципиальную структуру вокзала должна быть подтверждена путем сравнения альтернативных вариантов, выявлением количества ожидаемых единиц подвозящего транспорта, длительности посадки и высадки, фронта установки транспорта и длины пешеходного пути пассажиров. При проектировании автовокзалов следует исходить из того, что пассажир, попав с привокзальной площади на территорию автовокзала, становится объектом обслуживания системы внегородских автобусных сообщений до выхода его из автовокзала на привокзатьную площадь в пункте прибытия. Обслуживание пассажиров протекает в и помещении вокзала и примыкающей к нему площади. Перроны пассажирских платформ шириной от 2,5 м до 6 м могут быть береговыми, полуостровными, островными. Перроны разделяются на перроны отправления и прибытия. Обычно перрон состоит из приподнятого над проезжей частью на 25-30 см тротуара и навеса над ним, который обязательно должен быть над перроном отправления. Зону перрона, к кромке которой становится автобус при посадке или высадке пассажиров, называют постом. Число таких постов является расчетным показателем перрона, от которого зависят все его параметры. Перроны по конфигурации своей кромки разделяются на три основные разновидности: прямолинейные, уступообразные и гребенчатые. В нашей практике длина поста посадки на прямоугольных перронах принята равной 22 м. а высадки — 16 м. Это связано с тем, что на перроне отправления должно быть точно фиксированное положение автобусов, а на перроне прибытия оно не обязательно. Длина поста посадки и высадки при уступообразном перроне с уступами под 45° к продольной оси перрона должна составлять 6 м. Применение прямолинейного перрона допустимо при количестве постов посадки или высадки пассажиров не более трех-четырех. Уступообразные перроны обеспечивают наилучшее решение, так как позволяют сократить до минимума длину фронта перрона. При гладких кромках на каждый маршрут автобуса требуется участок длиной 15-18 м. В больших автовокзалах целесообразно устраивать раздельные платформы прибытия и отправления. Учитывая, что высадка из автобуса длится не более 3-5 мин, а посадка — до 15-20 мин, количество постов отправления следует принимать в 2-3 раза большим числа постов прибытия. Наиболее экономичны и удобны для маневров автобусов зубчатые кромки под углом 45°, при этом площадь перрона в расчете на один пост может быть ограничена 120-170 м2. Для малых и средних автовокзалов необходим участок от 1,5 до 2,5-3,5 га. Многоуровневые решения перронов по системе «сэндвич» — например, местные автобусы — пассажирский этаж — дальние автобусы — позволяют сократить площадь застройки здания и путь пассажиров, ограничив его в основном передвижением по эскалаторам и лестницам.
ВОПРОС №38. Автостоянки могут размещаться ниже или выше уровня земли, состоять из подземной и надземной частей, пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, располагаться под этими зданиями в подземных, подвальных, цокольных или в нижних надземных этажах, размещаться на специально оборудованной открытой площадке на уровне земли. К подземным этажам автостоянок следует относить этажи при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем наполовину высоты помещений. Для подземных стоянок должны выполняться следующие требования: - в них допускается размещение помещений только для хранения автомобилей; - гаражи манежного типа следует разделять на секции вместимостью не более 100 автомобилей в каждой; - каждая секция подземной стоянки должна иметь два рассредоточенных въезда-выезда; - каждая секция подземной стоянки должна иметь два эвакуационных выхода для людей; - в подземных автостоянках не допускается разделение машино-мест перегородками на отдельные боксы; - в подземных автостоянках при двух подземных этажах и более выходы из подземных этажей в лестничные клетки и выходы из лифтовых шахт должны предусматриваться через поэтажные тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре, ВОПРОС №39. Автостоянки разрешается встраивать в здания другого функционального назначения I и II степеней огнестойкости, за исключением детских дошкольных учреждений, школ и лечебно-профилактических учреждений. Надземные автостоянки могут предусматриваться высотой не более 9 этажей, подземные — не более 5 подземных этажей. В зданиях автостоянок допускается предусматривать: служебные помещения для обслуживающего и дежурного персонала, технического назначения, санитарные узлы, кладовую для багажа клиентов, помещения для инвалидов, а также общественные телефоны и лифты для людей. При необходимости устройства в составе автостоянки помещений для сервисного обслуживания автомобилей следует предусматривать отдельное помещение. Входы и въезды в эти помещения должны быть изолированы от входов и въездов в автостоянку, а высота этих помещений должна быть не менее 2,8 м. В автостоянках, встроенных в здания другого назначения, не допускается предусматривать общие обычные лестничные метки и общие лифтовые шахты. Для обеспечения функциональной связи автостоянки и здания другого назначения выходы из лифтовых шахт и лестничных клеток автостоянки, как правило, следует предусматривать в вестибюль основного входа указанного здания с устройством на этажах автостоянки тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре. В многоэтажных зданиях автостоянок для перемещения автомобилей следует предусматривать рампы (пандусы), наклонные междуэтажные перекрытия или специальные лифты (механизированные устройства). Как правило, тип и количество рамп могут приниматься при количестве автомобилей: - до 100 — одна однопутная рампа с применением соответствующей сигнализации; - до 1000 — одна двухпутная рампа или две однопутные рампы; - свыше 1000 — две двухпутные рампы. Рампы в автостоянках должны отвечать следующим требованиям: - ширина проезжей части однопутных рамп должна составлять: прямолинейной — ширина автомобиля + 0,8 м, но не менее 2,5 м; криволинейной — ширина полосы, образуемой в плане проекцией движущегося автомобиля. +/- 1 м, но не менее 3,5 м; - продольный уклон закрытых прямолинейных рамп по оси полосы движения должен быть не более 18 %, криволинейных рамп — не более 13 %, продольный уклон открытых рамп — не более 10 %; - поперечный уклон рамп должен быть не более 6 %; - на рампах с пешеходным движением должен предусматриваться тротуар шириной не менее 0,8 м. С каждого этажа пожарного отсека автостоянок должно быть предусмотрено не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов непосредственно наружу или в лестничные клетки.
В зданиях автостоянок, в которых рампа одновременно служит эвакуационным путем, с одной стороны рампы устраивается тротуар шириной не менее 0,8 м. Лестницы в качестве путей эвакуации должны иметь ширину не менее 1 м. В местах проезда и хранения автомобилей высота помещений и ворот от пола до низа выступающих конструкций и подвесного оборудования должна превышать не менее чем на 0,2 м наибольшую высоту автомобиля и должна быть не менее 2,2 м; на рампе ее допускается уменьшать до 2,0 м. Минимальные размеры мест хранения следует принимать: длина места стоянки — 5,0 м, ширина — 2,3 м (для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, — 3,5 м). Помещения для хранения автомобилей допускается предусматривать без естественного освещения или с недостаточным по биологическому действию естественным освещением. Объемно-планировочные решения зданий вокзалов должны соответствовать следующим общим требованиям; - обеспечивать взаимосогласованную организацию движения пассажиров и посетителей с разделением главным образом в больших и крупных вокзалах потоков прибытия и отправления, а также потоков дальних, местных, транзитных и пригородных пассажиров; - предусматривать расположение операционных помещений и устройств (справочное бюро, билетные и багажные кассы, камеры хранения и др.) приближенно к главным путям движения основных потоков пассажиров; - предусматривать расположение помещений, предназначенных для ожидания пассажиров, а также предприятий общественного питания и торгово-бытового обслуживания пассажиров приближенно к перрону с отделением соответствующих помещений и зон от главных путей движения пассажиров; - предусматривать расположение комнат длительного ожидания, в том числе предназначенных для инвалидов, а также комнат матери и ребенка изолированно от наиболее шумных помещений и зон вокзала, возможно даже с устройством для соответствующих категорий пассажиров специальных выходов на перрон; - обеспечивать удобства эксплуатации для персонала, а также перронных бригад с устройством для них отдельных выходов на перрон. Помещения вокзалов различного назначения подразделяются на четыре группы: пассажирские основного назначения; дополнительного обслуживания пассажиров; административно-служебные и подсобно-технические. 1. Группа пассажирских помещений основного назначения: - вестибюль; - операционные залы; - залы ожидания; - кассовые залы — кассы билетные и багажные; - распределительные залы; - комнаты для пассажиров с детьми; - помещения для приема и выдачи багажа; - камеры хранения ручной клади; - санитарные блоки. 1. Группа помещений дополнительного обслуживания пассажиров - рестораны, кафе-буфеты; - пассажирские залы; - торговые киоски; - справочные бюро; - отделение банка; - почта, телеграф, телефон; - парикмахерские; - курительные; - санитарные блоки. 3. Группа административно-служебных помещений: - диспетчерские; - комнаты дежурных по станции и по вокзалу; - комнаты линейного персонала; - устройства связи. 4. Группа подсобно-технических помещений: - склады; - пакгаузы; - депо; - котельные; - бойлерные; - трансформаторные; - вентиляционные камеры. В вокзалах малой вместимости кассы и справочные рекомендуется размещать в небольшом вестибюле-холле либо в общем зале так, чтобы очереди не создавали препятствий для пассажиров, идущих на посадку. В вокзалах средней и большой вместимости оправданно устройство специальных операционных помещений с последовательно расположенными по ходу движения пассажиров справочными бюро, кассами, комнатами администрации. Операционные залы следует, как правило, располагать со стороны города и открывать на привокзальную площадь широким фронтом остекления, облегчающим ориентацию пассажиров еще при их подходах с привокзальной площади. Кассы и пункты приема багажа целесообразно устраивать либо непосредственно против входа, либо в торцах операционного зала. В расчете на одного пассажира площадь операционных залов колеблется от 0,9 до 3 м2. Помещения для приема и выдачи багажа, а также камеры хранения целесообразно располагать вблизи основных путей движения потоков прибывающих и отправляющихся пассажиров. При этом наряду с обычными камерами хранения, оборудованными стеллажами для громоздкого багажа, следует проектировать и автоматизированные камеры. Пункты приема и выдачи багажа, отправляемого по билетам, должны иметь удобную связь с привокзальной площадью и с перроном. Большая группа помещений предназначена для ожидания и отдыха пассажиров — залы ожидания и комнаты длительного пребывания, комнаты матери и ребенка, представительские комнаты и др. Особое значение для создания комфортных условий в залах ожидания имеет мебель: скамьи, кресла и диваны рекомендуется устанавливать группами или секциями в сочетании с вертикальными стендами, рекламными щитами, элементами озеленения и малыми формами, чтобы изолированные от транзитного движения холлы, К основному залу ожидания должны примыкать торговые киоски для продажи газет и журналов, кондитерских и аптекарских товаров, кабины телефонов-автоматов. Непосредственно у залов ожидания следует размещать и предприятия общественного питания — кафе-буфеты, закусочные, рестораны, которые рассчитываются не менее чем на 10 % вместимости вокзала. У залах ожидания обычно устраиваются туалетные, иногда небольшие ателье бытового обслуживания и парикмахерские, а у залов прибытия — медицинский пункт с комнатами-боксами для больных и ослабевших пассажиров. Кроме основных функций в вокзальном комплексе можно выявить и сопутствующие функции: деловую, торговую, общественного питания, гостиничную, зрелищно-развлекательную, культурно-образовательную, рекреационную, выставочную, спортивную, бытового обслуживания, обслуживания автомобилей. Особенность взаимного размещения функциональных групп комплекса состоит в наиболее удобной организации связей между ними, при этом самым важным является отсутствие пересечения интенсивных потоков и близкое размещение помещений, требующих постоянной взаимосвязи. В решениях вокзалов, как и других общественных зданий, различают централизованные, блокированные и павильонные схемы. Централизованные, компактные решения характерны для отдельно стоящих монофункциональных зданий вокзалов, а блокированные — для объединенных вокзалов или вокзалов, кооперированных с административно-служебными, техническими или другими зданиями. Наиболее органичны вокзалы, вытянутые вдоль перронов, обеспечивающие хорошую взаимосвязь пассажирских помещений с посадочными платформами. Помещения для пассажиров отправления следует располагать, исключающими пересечение встречных потоков. Для пассажиров прибытия важно обеспечить короткие и удобные пути выхода к остановкам городского транспорта. Для этого в вокзалах нередко устраивают открытые проемы, исключающие необходимость обхода здания по его периметру. В настоящее время распространены как асимметричные, так и симметричные планировочные схемы. В зависимости от расположения основных объемов зданию вокзала может быть придана цельность, расчлененность, статичность или динамичность. Могут быть использованы приемы контраста с резким противопоставлением нескольких объемов и поверхностей различных фактур или, напротив, мягкая пластика с использованием мелких деталей. При поисках образа вокзала необходим возможно более полный учет существующего или проектируемого городского окружения, основанный на принципах соподчиненных или контрастных решений. На объемно-планировочную структуру вокзалов большое влияние оказывают современные принципы организации внутреннего пространства, при этом интерьер помещения сливается с природным окружением. В транспортных сооружениях такие решения особенно оправданны, так как обеспечивают хорошую зрительную взаимосвязь всех основных элементов вокзального комплекса: привокзальной площади, интерьеров вокзала и перрона. В принятую композицию целесообразно включать наружное и внутреннее озеленение, привлекающие внимание пассажиров цветовые плоскости, местное и общее освещение, рекламу, справочные таблицы и указатели.
ВОПРОС №40. Конструктивные схемы вокзалов различной вместимости и назначения весьма многообразны; стоечно-балочные железобетонные конструкции, например, с сеткой опор 6х6, 6x12 и 6x18 м с применением сборных индустриальных изделий; рамные и вантовые системы, оболочки двоякой кривизны и другие пространственные конструкции. При этом наряду с новыми используются и традиционные материалы, как кирпич, штукатурка, дерево и естественный камень различных фактур.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 307. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |