Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В сахарницу положили сахар.




           Формы слова                                      Родственные слова

               сахарница                                                    сахар

            в сахарницу                                                    сахарница

            в сахарнице                                                   сахарный

 

 

2. Вставить в предложение слово, близкое по смыслу с под­черкнутым словом. Сравнить близкие по смыслу слова, подчерк­нуть в них общую часть.

Лес охраняет ... (лесник). На лыжах ходит .... Траву ко­сит ....

 

3. Заменить одним словом выделенные слова. В близких по смыслу словах подчеркнуть общую часть.

Тропинка в лесу — лесная тропинка, воздух в горах — ..., ка­ша из пшена..., масло для машины....

 

4. Устно объяснить, почему данные слова близки по смыслу:

дуб — дубок —дубовый (лист).(Дубок — так ласково называют молодой дуб; дубовый лист — это лист дуба.)

Найти и выделить в словах общую часть:

Стол — столик — столовый (нож),

Осина — осинка — осиновый (лес),

береза — бе­резка— березовая (роща),

Капуста — капустка — капустный (лист),

зима — зимушка — зимний (день).

 

5. а) От слова, обозначающего предмет, образовать слово, обозначающее признак предмета. Подчеркнуть одинаковую часть.

 Например: сталь — стальной, газета — газетный.

 

б) К слову, обозначающему предмет, подобрать слово, обозна­чающее действие предмета, подчеркнуть в словах общую часть.

Грузгрузить.                                Работа — работать

Пила —....                                          Обида —...

Соль —....                                           Письмо —....

Мороз морозить.                         Шум —....

 

в) От слов, отвечающих на вопрос что делал? образовать слова, отвечающие на вопрос что сделал?

Звал (что д е л а л?) — позвал (что с д ел а л?).

Красил (что д е л а л?)—покрасил (что с д е л а л?).

Кричал (что д елал?)—... .

Думал (ч то д е л а л?)—....

Подчеркнуть ту часть, которая появилась в словах, отвечаю­щих на вопрос что сделал?

 

6. а) К данным словам подобрать близкие по смыслу слова по образцу:

 охота — охотник, лыжи — лыжник.

                  Лес —....                                                Сад —....

                 Огород —...                                           Печь —....

б) В близких по смыслу словах выделить общую часть. 

Охота — охотник.

Лыжи — лыжник.

в) Со словами огород, печь, лес, садсоставить предложения по образцу: Охотник занимается охотой.

Лыжник ходит на лы­жах.

 

В результате изучения морфемного состава слов реша­ются следующие задачи:

формирование понятий: «корень», «приставка», «суффикс» и «окончание»,

— развитие представлений о взаимосвязи между лекси­ческим значением слова и его морфемным составом,

— формирование навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов, а также навыка слитного и графически вер­ного написания приставок,

— развитие умения осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами.

Особенности изучения корня.

 

При формировании поня­тия «корень» младшие школьники ориентируются на три при­знака корня, которые в обобщенном виде можно представить в следующей формулировке: «Корень — главная часть слова, которая является общей для всех однокоренных слов. В корне заключается общий смысл всех однокоренных слов». Основное положение, определяющее в целом методику работы над кор­нем, — это раскрытие корня как ядра лексического значения слова и усвоение корня как общей части родственных слов, в которой заключена общность семантики этих слов.

Понятие «корень» вводится на основе установления смысловой взаимосвязи между однокоренными словами, взятыми для наблюдения. После этого слова сравниваются, выделяется корень и на основе обобщения делается вывод, который затем анализируется с целью выяснить, насколько глубоко поняли его учащиеся.

 Работу на уроке по ознаком­лению с корнем можно построить следующим образом:

 

1. Подбор родственных слов к слову дом:

Дом

Домик

 домовой.

 

2. Выделение общей части в родственных словах:

Дом

домик  

домовой.

—Общая часть родственных слов в грамматике называется корнем. То есть корень — это общая часть близких по смыслу слов,

 

3. Первичное закрепление:

Можно ли находить корень, имея перед глазами или в уме только одно слово?

— Почему нельзя?

— Какими должны, быть слова, в которых находим корень?

 

4. Осознание алгоритма определения корня слова:

Надо найти корень в слове ученик.

— Что такое корень?

Подберем близкие по смыслу слова:

ученик

Учить

 ученье.

— Сравним слова и найдём общую часть (корень),

Итак, что надо сделать, чтобы найти в слове корень?

 

5. Формулировка вывода:

Чтобы найти корень, надо:

1) подобрать родственные слова;

2) сравнить их;










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...