Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В сахарницу положили сахар.
Формы слова Родственные слова сахарница сахар в сахарницу сахарница в сахарнице сахарный
2. Вставить в предложение слово, близкое по смыслу с подчеркнутым словом. Сравнить близкие по смыслу слова, подчеркнуть в них общую часть. Лес охраняет ... (лесник). На лыжах ходит .... Траву косит ....
3. Заменить одним словом выделенные слова. В близких по смыслу словах подчеркнуть общую часть. Тропинка в лесу — лесная тропинка, воздух в горах — ..., каша из пшена—..., масло для машины— ....
4. Устно объяснить, почему данные слова близки по смыслу: дуб — дубок —дубовый (лист).(Дубок — так ласково называют молодой дуб; дубовый лист — это лист дуба.) Найти и выделить в словах общую часть: Стол — столик — столовый (нож), Осина — осинка — осиновый (лес), береза — березка— березовая (роща), Капуста — капустка — капустный (лист), зима — зимушка — зимний (день).
5. а) От слова, обозначающего предмет, образовать слово, обозначающее признак предмета. Подчеркнуть одинаковую часть. Например: сталь — стальной, газета — газетный.
б) К слову, обозначающему предмет, подобрать слово, обозначающее действие предмета, подчеркнуть в словах общую часть. Груз — грузить. Работа — работать Пила —.... Обида —... Соль —.... Письмо —.... Мороз — морозить. Шум —....
в) От слов, отвечающих на вопрос что делал? образовать слова, отвечающие на вопрос что сделал? Звал (что д е л а л?) — позвал (что с д ел а л?). Красил (что д е л а л?)—покрасил (что с д е л а л?). Кричал (что д елал?)—... . Думал (ч то д е л а л?)—.... Подчеркнуть ту часть, которая появилась в словах, отвечающих на вопрос что сделал?
6. а) К данным словам подобрать близкие по смыслу слова по образцу: охота — охотник, лыжи — лыжник. Лес —.... Сад —.... Огород —... Печь —.... б) В близких по смыслу словах выделить общую часть. Охота — охотник. Лыжи — лыжник. в) Со словами огород, печь, лес, садсоставить предложения по образцу: Охотник занимается охотой. Лыжник ходит на лыжах.
В результате изучения морфемного состава слов решаются следующие задачи: — формирование понятий: «корень», «приставка», «суффикс» и «окончание», — развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом, — формирование навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов, а также навыка слитного и графически верного написания приставок, — развитие умения осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами. Особенности изучения корня.
При формировании понятия «корень» младшие школьники ориентируются на три признака корня, которые в обобщенном виде можно представить в следующей формулировке: «Корень — главная часть слова, которая является общей для всех однокоренных слов. В корне заключается общий смысл всех однокоренных слов». Основное положение, определяющее в целом методику работы над корнем, — это раскрытие корня как ядра лексического значения слова и усвоение корня как общей части родственных слов, в которой заключена общность семантики этих слов. Понятие «корень» вводится на основе установления смысловой взаимосвязи между однокоренными словами, взятыми для наблюдения. После этого слова сравниваются, выделяется корень и на основе обобщения делается вывод, который затем анализируется с целью выяснить, насколько глубоко поняли его учащиеся. Работу на уроке по ознакомлению с корнем можно построить следующим образом:
1. Подбор родственных слов к слову дом: Дом Домик домовой.
2. Выделение общей части в родственных словах: Дом домик домовой. —Общая часть родственных слов в грамматике называется корнем. То есть корень — это общая часть близких по смыслу слов,
3. Первичное закрепление: — Можно ли находить корень, имея перед глазами или в уме только одно слово? — Почему нельзя? — Какими должны, быть слова, в которых находим корень?
4. Осознание алгоритма определения корня слова: — Надо найти корень в слове ученик. — Что такое корень? — Подберем близкие по смыслу слова: ученик Учить ученье. — Сравним слова и найдём общую часть (корень), — Итак, что надо сделать, чтобы найти в слове корень?
5. Формулировка вывода: Чтобы найти корень, надо: 1) подобрать родственные слова; 2) сравнить их; |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 252. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |