Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Обучение правописанию на основе соотнесения звука и буквы.
Существенную роль в овладении правильным письмом играет период обучения грамоте, когда все внимание учителя и детей обращено к чтению, а орфографические задачи еще не становятся определяющими. В 1 классе дети усваивают в первую очередь систему букв (алфавит) и систему правил обозначения звуков буквами, то есть графику. Тот факт, что к букве первоклассник идет от звука, позволяет школьникам осознать материальную, языковую природу буквы — графического знака. Чтобы овладеть умением прочитать написанное, а также самому записать ту или иную мысль, надо усвоить систему обозначения звуков буквами, звукосочетаний — буквосочетаниями. Следовательно, необходима система постоянных звуко-буквенных и слоговых упражнений. Звуко-буквенные (фонетические} упражнения классифицируются по степени соответствия или несоответствия букв и звуков; они различаются также по ведущей роли анализа и синтеза. 1 тип: полное соответствие звукового и буквенного состава (все фонемы в сильных позициях): ноты, луна, кот, кукла и т.п. Для работы с такими словами рекомендуется звуковой анализ слова и следующий за ним буквенный синтез. Запись слов сопровождается устным комментарием (объяснением): —Луна. ллл-ууу-на. В слове луна первый звук [л], буква ЭЛЬ;дальше звук [у], буква У. —Луна.лу-ннн-ааа. Третий звук[н], букваЭН', дальше звук [а], пишу букву А. Выполняя такое упражнение, дети осознают звуковой состав слова, его буквенный состав, голосом выделяют ударяемый слог. В этом случае работа начинается со звукового анализа, но ее цель — буквенный синтез. Письмо — всегда синтез, анализ служит лишь подготовкой к письму. 2 тип:в слове есть случай слабо выраженного несоответствия звука и буквы. Звук не претерпевает качественного изменения, а характеризуется лишь ослабленным звучанием (иголка). Следует обращать внимание детей на те случаи, когда гласный звук, который кажется ясным (и дети действительно, как правило, не допускают ошибок), является безударным и слышится менее отчетливо, чем под ударением. Работа над словами второго типа протекает параллельно с работой над словами первого типа. Соотношение устных и письменных форм данной работы постоянно изменяется в пользу письменных вариантов. 3 тип: в слове есть гласные и согласные звуки, обозначаемые не на основе прямого соответствия буквы звуку (фонемы в слабых позициях или позиционные чередования звуков). Эти случаи могут быть проверены методом сопоставления, на уровне возможностей первоклассников. Большинство таких случаев — это проверяемые безударные гласные корня, но есть случаи проверки позиционно чередующихся звонких согласных (лоб, завод, столбы, ползут). Работа над словами третьего типа ведется на практической основе, на основе звуко-буквенного анализа, сопоставления родственных слов (стол-столы, грибы-гриб). Во втором и третьем классах на помощь звуко-буквенному анализу и синтезу приходит грамматический и словообразовательный материал, и проверка осуществляется уже как решение орфографической задачи. 4 тип:в словах есть гласные или согласные в слабых позициях, но они не могут быть проверены сильными позициями путем сопоставления и должны запоминаться (санитар, пилот, салат). Основной способ усвоения таких слов — запоминание; однако звуко-буквенный анализ и синтез в обычном запоминании играет важную роль, так как придает запоминанию осмысленный характер, дает сознательную основу для заучивания написаний. Таковы четыре типа слов, которые в первом, втором и частично в третьем и четвертом классах усваиваются без правил, на основе звуко-буквенного анализа и синтеза; многие из них постепенно перейдут в разряд проверяемых на основе грамматики и орфографии. Следует рассмотреть, в какой мере звуко-буквенный анализ и синтез применим к тем типам орфограмм, которые не вошли в рассмотренные 4 группы слов: а) Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных не может быть усвоено на основе соотнесения звука и буквы, но соответствующие объяснения вводятся в комментарий при звуко-буквенном анализе и синтезе. б) Правописания жи, ши, ча, ща, чу, щу противоречат произношению. Эти орфограммы усваиваются на основе запоминания. Слова, содержащие эти сочетания, в целом подвергаются звуко-буквенному анализу, но комментируются иначе: — лыыы. Первый звук [л],буква ЭЛЬ;второй звук [ы], буква Ы. — жыыы. Сочетание ЖИ,его надо запомнить, после буквы ЖЭпишу букву И. Проговаривание слов с такими сочетаниями не рекомендуется, так как дети смогут произнести лишь ЖЫ, ШЫ, ЧЯ, ЩЯ, ЧЮ, ЩЮ,что приведет к ошибкам при письме. в) Сочетания ЧК, ЧНусваиваются также путем запоминания, комментируются так: — Тучка, тууууч-кааа. — Первая буква ТЭ,она обозначает звук [т]. — Затем звук [у], пишу букву У. — Третий звук [ч], он всегда мягкий, поэтому Ъ после Ч. не пишется. — Следующий звук [к], буква КА. — На конце звук [а], пишу букву А. г) Написание разделительных Ь и Ъ усваивается младшими школьниками на фонетической основе и способом запоминания, а с III класса — с помощью правил. д) Двойные согласные в словах, как правило, усваиваются на основе запоминания. При звуко-буквенном анализе и синтезе таких слов, как касса, ранний и т.п., обращается внимание детей на длительное произношение согласных, что и обозначается написанием двойных согласных; морфологическая природа двойных согласных будет усвоена школьниками после изучения состава слова. Слова, в которых пишутся двойные согласные, а долгого согласного звука нет (класс, пассажир), усваиваются путем запоминания. Изучая каждую тему, каждый тип орфограмм, необходимо определить, в какой степени к ним применим звуко-буквенный анализ и как он должен сочетаться с другими приемами: списыванием с объяснением, диктантами, выборочным списыванием и т.д. Важная роль отводится и запоминанию. Направление работы, связанное с запоминанием, имеет свой набор средств — упражнений, заданий, наглядных пособий, а также использует средства других направлений работы.
Остановимся на основных приемах запоминания: 1. Чтение. Учитель предлагает детям прочитывать слова отчетливо и говорить, как они пишутся. Кроме того, читая, дети непроизвольно запоминают написание (зрительные образы) слов, и для многих учащихся такое запоминание становится важнейшим основанием грамотного письма: читая, они интуитивно усваивают систему родного языка и его подсистему — орфографию. 2. Проговаривание. Устное «орфографическое» произнесение слов и сочетаний целесообразно связывать с орфоэпической работой, чтобы учащиеся понимали разницу между звучанием слова и его буквенным составом и написанием. Приемы проговаривания: — прочтение слова с голосовым подчеркиванием букв, а иногда — и морфем; — двойное произнесение слова: орфоэпическое и «орфографическое»; — Проговаривание вслух, про себя или шепотом, сопутствующее письму; — Проговаривание при фронтальном повторении трудных слов (обычно несколько минут в начале урока). 3. Таблицы, плакаты и другие наглядные пособия используются для запоминания на основе зрительного восприятия: — таблицы с написаниями трудных слов; — выделение орфограмм или морфем цветным мелом при записи на доске; — таблицы с буквосочетаниями; — заключение трудных слов в учебнике в рамочку. 4.Работа со словарями: — проверка слов по словарю; — составление собственных словариков, картотек. 5. Заучивание списков слов. Слова могут объединяться в списки по различным признакам: — тематические списки (названия овощей, животных, профессий); — группы родственных слов; — с одинаковой буквой или буквосочетанием для запоминания; — начинающиеся с одинаковой буквы; — рифмованные списки и т.п. 6. Списывание — один из основных приемов работы в начальных классах. Списывание может быть организовано по-разному, но, как правило, оно осложнено дополнительным заданием. Основная функция списывания — опора на образец, установка на запоминание. 7. Зрительные и зрительно-слуховые диктанты, которые предполагают запоминание детьми написания слов, данных на доске (в таблице) с последующей записью под диктовку учителя или самодиктовку. Все виды работ по орфографии, несмотря на их различия, тесно взаимосвязаны: запоминание опирается не только на тренировку, на повторение и воспроизведение, но и на звуко-буквенный анализ и синтез, на проверку слабых позиций сильными путем сопоставления словоформ и родственных слов, на решение грамматико-орфографических задач с опорой на орфографические правила.
Дидактический материал. Звуки и буквы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 230. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |