Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Порядок работы над основной мыслью сочинения
1. Определить понятия и термины, которые встретились в формулировке темы, т.е.дать им чёткое толкование, поставить понятийные и детализирующие вопросы к ключевым словам в теме, особое внимание обратить на метафоры, если они есть в формулировке темы. 2. По вопросам определить отношения между основными понятиями. 3. Сформулировать основную мысль, ответив на вопрос: «О чём и что нужно писать в сочинении?» Как обозначить и прокомментировать проблему Слово проблема (или вопрос) должно обязательно прозвучать в тексте. Типы проблем: Философские (о смысле жизни, свободе и ответственности, добре и зле, отношении к Богу и человеку, человек в отношении к истории и культуре, одиночества). Социальные (политические) (о социальной справедливости и несправедливости, о правах человека, о смысле прогресса, о развитии науки и общества); Нравственные (о душевной сфере жизни человека, о взаимоотношениях людей; о гуманизме и эгоизме, доброте и жестокости, чести и бесчестии; дружбе и предательстве; о конфликте поколений и т.д. Надо помнить, что эти проблемычасто поднимаются до уровня философского осмысления. Экологические (взаимодействие человека и окружающей среды; взаимосвязь человека и природы; экология культуры; экология языка). Эстетические (восприятие человеком категории прекрасного; восприятие искусства; эстетический вкус; чтение, роль книги в жизни человека; проблемы, связанные с массовой культурой). Кроме того,проблемы могут формироваться как частные. Волнующие конкретного человека или автора. Например, среди философских и нравственных проблем возможно назвать проблемы: сущности человека, справедливости, свободы, взаимопонимания, идеала, безопасности, счастья, поисков себя, своего места в мире. А также другие проблемы: труда, здоровья, собственности, власти, добра, красоты, одиночества. Проблема – это не просто частный случай, о котором сказано в тексте. Это вопрос, который прямо или опосредованно поднимается в тексте. Проблема в сочинении формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова проблема с существительным в родительном падеже. Потренируйте обучаемых с использованием таблиц и дополнительных материалов. Например: Таблица 8
Самое сложное – комментарий. Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Того и другого советуем избегать. Надо охарактеризовать проблему. Начиная комментировать проблему, можно указать: а) к какой категории она относится (см. выше) б) насколько данная проблема актуальна в) насколько традиционна и какие точки зрения есть по этому поводу; г) если нова, то почему она возникла. Слова, которые помогут охарактеризовать проблему: общественно значимая, насущная, актуальная, злободневная, вечная, важная, сложная, острая, нерешенная и т.д., потому что (излагается причина). Полезно ввести типовые конструкции для рассуждения над проблемой текста:
· Автор размышляет над проблемой… · Автор затрагивает проблему… · В центре внимания автора находится проблема… · В тексте (фамилия автора) поднимается проблема · Предложенный для анализа текст посвящен проблеме… · Текст (фамилия автора) заставил меня задуматься над сложной проблемой… · (фамилия автора) предлагает читателям задуматься над проблемой… · Как (зачем, почему) именно эта проблема привлекла внимание автора. · И еще, проблема может заставить читателя: глубоко задуматься, серьезно размышлять, обратить внимание (на что?), лучше понять какое-то явление, событие и т.п.; серьезнее относиться к … (чему?0; по иному посмотреть (на что?); переосмыслить свое отношение (к чему? кому? ) и др. А также типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы Таблица 9 |
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 228. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |