Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Порядок работы над основной мыслью сочинения




1. Определить понятия и термины, которые встретились в формулировке темы, т.е.дать им чёткое толкование, поставить понятийные и детализирующие вопросы к ключевым словам в теме, особое внимание обратить на метафоры, если они есть в формулировке темы.

2. По вопросам определить отношения между основными понятиями.

3. Сформулировать основную мысль, ответив на вопрос: «О чём и что

нужно писать в сочинении?»

Как обозначить и прокомментировать проблему

Слово проблема (или вопрос) должно обязательно прозвучать в тексте.

Типы проблем:

Философские (о смысле жизни, свободе и ответственности, добре и зле, отношении к Богу и человеку, человек в отношении к истории и культуре, одиночества).

Социальные (политические) (о социальной справедливости и несправедливости, о правах человека, о смысле прогресса, о развитии науки и общества);

Нравственные (о душевной сфере жизни человека, о взаимоотношениях людей; о гуманизме и эгоизме, доброте и жестокости, чести и бесчестии; дружбе и предательстве; о конфликте поколений и т.д. Надо помнить, что эти проблемычасто поднимаются до уровня философского осмысления.

Экологические (взаимодействие человека и окружающей среды; взаимосвязь человека и природы; экология культуры; экология языка).

Эстетические (восприятие человеком категории прекрасного; восприятие искусства; эстетический вкус; чтение, роль книги в жизни человека; проблемы, связанные с массовой культурой).

Кроме того,проблемы могут формироваться как частные. Волнующие конкретного человека или автора. Например, среди философских и нравственных проблем возможно назвать проблемы: сущности человека, справедливости, свободы, взаимопонимания, идеала, безопасности, счастья, поисков себя, своего места в мире. А также другие проблемы: труда, здоровья, собственности, власти, добра, красоты, одиночества.

Проблема – это не просто частный случай, о котором сказано в тексте. Это вопрос, который прямо или опосредованно поднимается в тексте.

Проблема в сочинении формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова проблема с существительным в родительном падеже.

Потренируйте обучаемых с использованием таблиц и дополнительных материалов. Например:

Таблица 8

Проблематика Круг рассматриваемых проблем «Я и …»
  Взаимоотношения социальных групп; критика государственного устройства, правления; демократия и монархия; тирания и свобода народа.  
  Добро и зло в человеческих отношениях; справедливость и милосердие; нравственный выбор; сочувствие к «униженным и оскорбленным»; верность и предательство; эгоизм и альтруизм.  
  Трудности общения и умение понять другого; внутренние противоречия, спор с самим собой; «выдавливание из себя по капле раба», самовоспитание и противостояние среде.  
  Судьба и счастье; смысл жизни и смысл смерти; время и вечность; место человека в мире, его предназначение; добро и зло в мире; вера и безверие.  
  Искусство и жизнь; прекрасное и безобразное; природа и человек; способность восприятия человеком красоты окружающего мира.  
  Взаимоотношения личности и власти, гражданина и государства; защита прав и достоинства каждого члена общества; вопрос о равенстве.  
  Истинный и ложный патриотизм; исторический путь развития нации; слава предков и память потомков; преемственность национально-культурных ценностей.  

Соотнесите: философская, национально-историческая, социально-политическая, гражданская, нравственная (этическая), психологическая, эстетическая

 

Самое сложное – комментарий. Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Того и другого советуем избегать. Надо охарактеризовать проблему.

Начиная комментировать проблему, можно указать:

а) к какой категории она относится (см. выше)

б) насколько данная проблема актуальна

в) насколько традиционна и какие точки зрения есть по этому поводу;

г) если нова, то почему она возникла.

Слова, которые помогут охарактеризовать проблему: общественно значимая, насущная, актуальная, злободневная, вечная, важная, сложная, острая, нерешенная и т.д., потому что (излагается причина).

Полезно ввести типовые конструкции для рассуждения над проблемой текста:

 

· Автор размышляет над проблемой…

· Автор затрагивает проблему…

· В центре внимания автора находится проблема…

· В тексте (фамилия автора) поднимается проблема

· Предложенный для анализа текст посвящен проблеме…

· Текст (фамилия автора) заставил меня задуматься над сложной проблемой…

· (фамилия автора) предлагает читателям задуматься над проблемой…

· Как (зачем, почему) именно эта проблема привлекла внимание автора.

· И еще, проблема может заставить читателя: глубоко задуматься, серьезно размышлять, обратить внимание (на что?), лучше понять какое-то явление, событие и т.п.; серьезнее относиться к … (чему?0; по иному посмотреть (на что?); переосмыслить свое отношение (к чему? кому? ) и др.

А также типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы

Таблица 9










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...