Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Личные качества воспитателяСтр 1 из 2Следующая ⇒
ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСКОГО САДА
Государство доверяет воспитателям детских садов самое дорогое — детей, будущее нашей Родины. Воспитатель детского сада выполняет в нашей стране важные задачи: он воспитывает детей в духе коммунизма, заботится об их здоровье и правильном физическом развитии, обеспечивает их хорошую подготовку к школе. Кроме того, педагог детского сада помогает родителям своих воспитанников осуществлять коммунистическое воспитание детей. Он посещает семьи, консультирует родителей по различным вопросам, учит правильным приемам воспитания и тем самым помогает осуществлять принцип единства общественного и семейного воспитания. Своей заботой о детях советский воспитатель способствует спокойному и производительному труду советских женщин, их активному участию в общественной жизни страны. Поэтому труд воспитателя детского сада в нашей стране почетен. Советское государство заботливо выращивает воспитателей детских садов, обеспечивая их политическую и специальную подготовку. Значительно возрастает роль воспитателя в свете решений XXII съезда КПСС. Съезд обратил особое внимание на воспитание подрастающего поколения в духе коммунизма. В Программе Коммунистической партии Советского Союза, утвержденной XXII съездом, определен моральный кодекс — нравственные качества строителя коммунистического общества. Этими качествами в первую очередь должны обладать те, кому доверено воспитание детей. Люди будущего — сейчас воспитанники детского сада. Они будут жить и трудиться при коммунизме, управлять всеми общественными делами. К этой высокой миссии готовит подрастающее поколение советское общество, школа и детский сад. В современных условиях вопросы воспитания стали центральным вопросом в деятельности Советского государства и общественных организаций, стали всенародным делом. И воспитатель, где бы он ни работал (в школе, интернате, детском саду), несет от-
46
ветственность перед обществомза выполнение задач,поставленных XXIIсъездом Коммунистической партии Советского Союза. Воспитатель, руководствуясь целями и задачами коммунистического воспитания, формирует личность каждого ребенка, воспитывает в детях черты будущего человека коммунистического общества. Качество воспитания зависит от любви воспитателя к детям, от его подготовленности, от его отношения к делу. Об этом хорошо говорил А. С. Макаренко, указывая, что если за воспитание детей берется человек, не удовлетворяющий высоким требованиям, предъявляемым к педагогу, нельзя рассчитывать на успех: «Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки»1. Великий русский педагог К. Д. Ушинский подчеркивал, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности... Только личность, — писал К. Д. Ушинский, — может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер»2.
Требования к воспитателю Советский педагог, воспитывая будущих членов коммунистического общества, сам должен обладать неотъемлемыми качеств вами нового человека: высокой коммунистической сознательностью, трудолюбием и дисциплиной, преданностью общественным интересам. «Коммунистическая сознательность, — сказал на XXIIсъезде КПСС Н. С. Хрущев, — вырабатывается и укрепляется в активной борьбе за коммунизм, в работе на общее благо. В поведении каждого человека, в деятельности любого коллектива, всех организаций иучреждений коммунистические идеи должны органически сочетаться с коммунистическими делами»3. Чтобы работать целеустремленно, идти в ногу с жизнью советского народа, воспитатель детского сада обязан неустанно повышать свой идейно-политический уровень: систематически изучать произведения классиков марксизма-ленинизма; участвовать в общественно-политической жизни страны. Только тогда он сумеет правильно понять стоящие перед ним задачи воспитания детей дошкольного возраста и правильно их осуществлять. Политическая подготовка поможет ему правильно организовать работу с родителями, успешно вести борьбу с остатками буржуазной идеологии, с пережитками капитализма в сознании людей.
1 А. С, Макаренко, Сочинения, т. 4, изд. АПН РСФСР, 1957, стр. 348. 2 К. Д. Ушинский, Избранные педагогические сочинения, т. I, Учпедгиз, 1953, стр. 266. 3 Материалы XXII съезда КПСС, Госполитиздат, 1961, стр. 194. 47 Политические знания воспитателя должны сочетаться с его высоким моральным обликом. Деятельность воспитателя многообразна, сложна и ответственна, она требует широкой и всесторонней подготовки. Сестры- воспитательницы, работающие с детьми ясельного возраста, кроме педагогической должны иметь специальную медицинскую подготовку, без которой они не сумеют обеспечить правильного ухода за маленькими детьми. Для того чтобы овладеть искусством воспитания, педагог детского сада должен хорошо знать детскую психологию, анатомию и физиологию ребенка, общую и дошкольную педагогику и уметь применять ее на практике. «Если педагогика, — писал К. Д. Ушинский, — хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»'. Каждый ребенок своеобразен по своим способностям, темпераменту, характеру, восприятию окружающего, способу мышления, темпу усвоения знаний. Каждый обладает своими достоинствами и недостатками. Воспитатель должен уметь наблюдать детей, улавливать их особенности, осуществлять индивидуальный подход. Знание особенностей детей дошкольного возраста и особенностей своих воспитанников поможет воспитателю правильно понять различные проявления детей, «встать на место ребенка», как говорила Н. К. Крупская. И если воспитатель поймет переживания детей, он легче найдет, чем успокоить ребенка, как поговорить с ним о его делах; легче найдет правильные пути воспитания каждого из них. Чтобы уметь просто и доступно говорить с детьми об окружающей их природе и общественной жизни, чтобы дать детям небольшие, но достоверные знания, воспитатель должен много знать в области естественных и общественных наук. Знакомясь с художественной литературой, посещая лекции, театры, концерты и музеи, просматривая лучшие фильмы, воспитатель расширяет свой кругозор в области искусства и литературы. Такая работа над собой воспитывает художественный вкус, умение видеть и понимать прекрасное в искусстве и в окружающей действительности. В работе с детьми эти качества воспитателя имеют большое значение. Наряду с этим воспитатель должен владеть практическими умениями, некоторыми навыками в музыке, рисовании, лепке, танцах и др.
•К. Д. У ш и н с к и й, Собрание сочинений, т. 8, изд. АПН РСФСР, 1950, стр. 23.
48 Воспитатель, который умеет хорошо рассказать и прочитать детям, устроить и показать им кукольный театр, сшить куклам одежду, спеть песню, легче заинтересовывает и увлекает детей и пользуется у них авторитетом. Детей радует его умение и готовность украсить комнату, приготовить им нарядные костюмы для праздника. Следуя примеру воспитателя, дети и сами с увлечением рисуют, лепят, трудятся. Воспитатель призван осуществлять и физическое воспитание детей. Он должен воспитывать их закаленными, физически развитыми, владеющими основными видами движений и элементарными спортивными умениями. Чтобы осуществить это, воспитатель сам должен быть закалённым, любить спорт и заниматься им, постоянно совершенствовать свое физическое развитие и спортивные умения. В процессе работы воспитатели должны расширять свой научно-педагогический кругозор, совершенствовать свои умения, изучать лучший опыт и делиться своим опытом. Личные качества воспитателя Для того чтобы быть хорошим воспитателем детей, недостаточно теоретической подготовки и практических умений, нужно обладать еще и некоторыми особыми качествами. В воспитании маленьких детей очень важна любовь к ним. Надо, писала Н. К. Крупская, чтобы руководили детьми в школах «люди, горячо любящие и понимающие детей, уважающие их личность, обладающие необходимыми знаниями и педагогическим чутьем»1. Говоря о педагогической деятельности, А. М. Горький указывал, что для нее надо особенно строго и тщательно отбирать людей. Основным качеством таких людей должна быть прежде всего любовь к детям, затем — широкое образование. Особыми качествами должна обладать сестра-воспитательница, работающая с детьми ясельных групп. Она заменяет детям матерей в их отсутствие. Ласково и любовно она ухаживает за детьми, терпеливо учит их понимать окружающий мир. Дети этого возраста очень беспомощны, не владеют речью. Чтобы понять потребности или желания ребенка, причину его беспокойства, надо не только хорошо знать особенности детей этого возраста, но и уметь внимательно присматриваться к детям, прислушиваться к их лепету, понимать детей и своевременно приходить к ним на помощь. В работе с детьми-дошкольниками любовь и чуткое отношение особенно необходимы. 1Н. К. Крупская, О дошкольном воспитании, Учпедгиз, 1959, стр. 50. 49
Н. К. Крупская и А. С. Макаренко указывали не раз на необходимость уважать ребенка, даже самого маленького, лелеять то лучшее, что есть у него. Воспитатель должен верить в то, что в каждом из его воспитанников можно воспитать нужные качества. Уважение и доверие к ребенку укрепляют у детей веру в свои способности и содействуют воспитанию лучших качеств. Относиться так к детям — это значит, как говорил А. С. Макаренко, «проектировать хорошее в человеке». Помочь проявиться хорошему в детях, поддержать первые ростки положительных черт и воспитывать ребенка так, чтобы он верил в свои способности, должен уметь каждый воспитатель советского детского сада. Любовь воспитателя к детям и своему делу содействует его творчеству. «Когда человек любит то дело, которым занимается, — говорила Н. К. Крупская,— он может черпать в нем радость, удовлетворение, проявлять богатую инициативу, повышать без утомления напряженность труда»'. Удовлетворение, которое получает от своей работы воспитатель, вызывается сознанием положительных результатов его работы. Благодаря воспитанию дети делаются все более самостоятельными, любознательными, инициативными, дисциплинированными. Это побуждает воспитателей добиваться новых успехов, искать лучших путей воздействия на детей. Любовь к своему делу возрастает у воспитателей по мере всестороннего изучения его. Опыт показывает, что некоторые молодые воспитатели, еще мало вникнув в педагогический процесс, иногда начинают свою работу с детьми без особого воодушевления. Но по мере того как перед ними раскрывается внутренний мир детей, все многообразие и красота этой благородной работы, они становятся энтузиастами своего дела, с увлечением преодолевают трудности, встречающиеся в работе. Дети дошкольного возраста очень склонны к подражанию, от них не ускользает ничего в поведении их воспитателя. Тещ воспитателя, манера говорить, внешняя аккуратность или неаккуратность — все оказывает на детей исключительное влияние. «Десятки детских глаз смотрят на него, и нет ничего более внимательного, более зоркого, более восприимчивого в отношении разных нюансов психической жизни человека, никто такие уловит все тонкости, как детский глаз»2, — говорил М. И. Калинин. Лучшие воспитатели детских садов хорошо знают это и во всем стараются быть примером для детей. 1Н. К. Крупская, О воспитании и обучении, Учпедгиз, 1946, стр. 233. 5М. И. Калинин, О коммунистическом воспитании и обучении, изд. АПН РСФСР, 1948, стр. 157. 50
Посетители детского сада, где работает воспитателем Елена Адриановна Тарасова, могут увидеть в шкафу педагога много полезного для себя; прежде всего поражает изумительный порядок. Когда кто-нибудь выражает по этому поводу удивление, Елена Адриановна удивляется в свою очередь: «Это шкаф воспитателя, который должен приучать к порядку детей. Он должен быть образцом для них, разве может быть по-другому? Посмотрите детские шкафы с игрушками — в них такой же порядок» '. Опыт показывает, что у трудолюбивого воспитателя дети лег--ко привыкают к труду; у внимательного к людям, приветливого к ним — быстрее овладевают навыками культурного поведения. Поэтому воспитатель должен быть внимательным к себе и совершенствовать те качества, которые он хочет воспитать в детях. Воспитатель должен быть жизнерадостным, бодрым и в то же время уравновешенным, спокойным. Жизнерадостность воспитателя дети чувствуют во всем его поведении. Она проявляется и в том, как он умеет направить внимание их на восприятие природы: блеска солнца, аромата цветов, щебетанья птиц и т. д. Он рассказывает детям просто, без искусственного пафоса о своих переживаниях и потому легко заражает их своей жизнерадостностью. Такой воспитатель знает много детских игр, песен, забав, и в его группе часто слышится смех, пение детей. Воспитатели детских садов являются членами огромного коллектива работников дошкольного воспитания всей страны, они объединены выполнением общих задач. Вместе с тем каждый воспитатель — член сравнительно небольшого коллектива сотрудников детского сада. Для того чтобы его роль в коллективе была положительной, воспитателю необходимо проникнуться общими интересами коллектива и помогать осуществлению его общих задач. Характеризуя черты коммунистической нравственности, Н. С. Хрущев указал на необходимость воспитания товарищеской взаимопомощи. В работе небольших педагогических коллективов детских садов воспитание этого качества особенно важно. Оно помогает выработать единую линию в работе всего коллектива. Воспитатели должны ценить и уважать знания и умения друг друга, делиться опытом своей работы, прислушиваться к мнению товарищей, брать друг у друга все ценное. Борясь за успех общего дела, воспитатель должен уметь самокритично оценивать свою работу, прислушиваться к указаниям со стороны товарищей. В хорошо налаженном коллективе детского сада воспитатели совместно борются за улучшение всех сторон воспитательной работы. Воспитатель детского сада не должен замыкаться в узкие рамки своей работы. Детский сад — это первое звено народного «Дошкольное воспитание», 1957, № 10. 51 образования в нашей стране. Он готовит детей к школе, и от этой подготовки в очень большой степени зависит последующее школьное обучение детей. Это обязывает воспитателей хорошо знать работу школы, интересоваться ее передовым опытом, осуществлять постоянную, деловую связь с учителями. Работа воспитателя детского сада сложна и многообразна. Педагогическое мастерство приобретается в результате долгой и упорной работы. Чтобы овладеть им, воспитателю надо постоянно работать над собой, пополнять свои знания и умения, совершенствовать их.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 154. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |