Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Приёмы установления контакта с аудиторией.⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
Лексически-синтаксические приёмы. Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему. Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), "рабочая" тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи. Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей. Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5 – 7 секунд. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии. Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико - аналитических и эмоцианально – образных языковых средств. Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче "голой" информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение. Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов: · Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. · Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес. · Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную активность. · Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять. · Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям. · Показ практической значимости информации. · Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию. · Краткое отступление от темы дает возможность слушателям "отдохнуть". · Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос"). · Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли. · Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный. · Прием апелляции к собственным мыслям. Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы.Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы. Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы... Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта. Метафора - это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение 2 явлений по сходству или контрасту. Например: "Локомотив истории остановить невозможно..." Эпитет - образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность. Например: "Студент - это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!.." Аллегория - иносказательно изображает что-либо. Например: "Однажды прохожий спросил у строителя:"Что ты делаешь?" Тот подумал и ответил: "Не видишь? Вожу камни". Второй строитель на тот же вопрос ответил: "Зарабатываю деньги!" Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлений. Например: "Редкая птица долетит до середины Днепра". Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?). Специфика устной речи проявляется в построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложени- ям,они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое предложение позволяет более вариантно подходить к изменению интонации. Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть "барьер", служат объединению говорящего со слушателями. Поза, жесты, мимика оратора Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем. Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность "отдохнуть" и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления. Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. е. который органично сливается с содержанием речи. В ораторском искусстве используются: · Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы "Говорит, что воду цедит". · Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, "отрубающая" фразу рука). · Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать. · Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу). · Символические несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение "там и здесь"), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются). О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы. Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость ... . Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Ф. Кони:"Лицо говорит вместе с языком". Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых или безучастных.
Спор. Здесь пойдет речь о самом важном из того, чем вы должны овладеть: о принципах и правилах ведения спора, которые: а) позволят лучше подготовиться к ведению дискуссии или спора; б) организуют и мобилизуют вас на победу в споре; в) позволяют логически правильно аргументировать и последовательно от-стаивать свою позицию; г) учат учитывать достоинства и быть терпимым к недостаткам ваших оппо-нентов; д) ориентируют вас на использование своих достоинств и преодоление сво-их недостатков. Поскольку и в дальнейшем довольно-таки часто будут использоваться по-нятия «принцип» и «правило», то хотелось бы разъяснить, в чем их отличие. Если принцип задает стратегию, направление деятельности, то правила характеризуют тактик), конкретные действия. Принцип чаще всего отвечает на вопрос: что __нужно делать для достижения конечной цели, а правило дает ответ на вопрос, как нужно поступать в той или иной ситуации. Практически каждый из сформулированных ниже принципов реализуется через совокупность нескольких правил. Итак, о каких принципах и правилах следует помнить в процессе дискуссии-спора? Принцип предварительной подготовки к ведению спора В соответствии с этим принципом предварительная подготовка к ведения спора позволяет вам не только мобилизоваться, но и многое обдумать и даже смоделировать наиболее вероятный ход дискуссии-спора, сделать некоторые «за-готовки», собрать и осмыслить некоторую информацию. Правила предварительной подготовки к ведению спора 1. Продумайте как стратегию, основное направление, главную цель веде-нию дискуссии-спора, гак и наиболее вероятные варианты аргументации ваши и вашего оппонента. 2. Настраивайте себя на готовность к самому худшему, даже к не-корректному поведению вашего оппонента, но верьте в самое лучшее и демонст-рируйте эту веру, особенно в начале беседы. 3. Оцените недостатки, а особенно достоинства вашего оппонента, уровень его профессионализма, образованности, культуры, коварности его характера, мо-тивы его поступков и действий. 4. Сделайте заготовки, которые позволят неожиданно и сильно ней-трализовать возможное некорректное поведение вашего оппонента. 5. Не будьте наивны и не расслабляйтесь, а, наоборот, мобилизуйтесь на сражение, а не на развлекательную прогулку. 6. Если это возможно, то соберите дополнительную информацию о вашем оппоненте, побеседуйте о нем с людьми, которым вы по-настоящему доверяете. 7. К дискуссии, спору с сильным оппонентом, противником необходимо мак-симально подготовиться. Было бы обидно потерпеть фиаско из-за собственной нерадивости. Принцип терпимого отношения к инакомыслящим Суть принципа заключается в том, что противоположная сторона так же, как и вы, имеет право на свое мнение. Она так же, как и вы, стремится к истине, но процесс ее поиска должен быть корректен с обеих сторон. Правила терпимого отношения к инакомыслящим 1. Помните, что истина может исходить не только от вас. 2. Будьте психологически готовы выслушать любую точку зрения, любой ар-гумент и даже некорректный выпад против вас. 3. Чем большее уважение вы проявите к своему оппоненту, тем у вас боль-ше шансов перевести дискуссию, спор в конструктивное русло. 4. Имейте мудрость согласиться с вашим оппонентом, если убеждаетесь, что он прав. 5. Не стремитесь навязать свою точку зрения другим, пока не выслушаете все доводы и аргументы своих оппонентов. 6. Имейте смелость признать, что ваш оппонент хоть в чем-то прав. 7. Имейте терпение не спеша, аргументированно обосновать и объяснить свою точку зрения, свои взгляды на предмет спора. Принцип последовательного анализа альтернатив Суть этого принципа заключается в том, что практически любая проблема, задача имеют, как правило, несколько возможных подходов, способов решения. Однако не все подходы, способы решения проблем являются в равной степени оптимальными. Уже два разных способа в зависимости от условий, целей, средств могут служить истине в разной степени. Более того, развертывая, аргументируя тот или иной подход, мы Часто в самом процессе поиска истины допускаем существенные просчеты и ошибки. То же самое свойственно и нашим оппонентам. Вот почему мы выдвигаем принцип последовательного анализа аль-тернатив в процессе ведения споров и переговоров. Правила последовательного анализа альтернатив 1. Споря, четко обозначьте альтернативуTP*PT, в чем ее суть, идея, концепция. 2. Разложите, расчлените альтернативу на составные части, этапы. логиче-скую цепь проблем, задач, аргументов, фактов. 3. Проанализируйте слабые и сильные элементы альтернативы. 4. Сосредоточьте внимание на слабых, непродуманных, необоснованных и даже ложных элементах каждого их подходов к решению соответствующей про-блемы. 5. Анализируя слабые места альтернативы, делайте это с самых разных, порой с самых неожиданных точек зрения. 6. Синтезируйте, обобщайте все то, что есть позитивного и негативного в каждой из альтернатив. Принцип корректного ведения спора Это один из основных принципов ведения споров, переговоров, который за-ключается в том, что чем корректнее будут ваши суждения и действия, тем у вас больше шансов на достойную победу над противником, оппонентом. Правила корректного ведения спора 1. Даже если ваш оппонент допускает против вас явно некорректный выпад, не опускайтесь до его уровня и не используйте против него некорректные приемы и тем более оскорбительные выпады и фразы. 2. Не спеша, шаг за шагом разрушайте спекулятивную и некорректную ар-гументацию. TP*PT Альтернативой здесь мы называем каждую из исключающих друг друга возможностей 74 3. Отрицая что-нибудь, говорите не только «нет», но и аргументируйте по-чему. 4. Критикуя, не критиканствуйте, а предлагайте свой конструктивный подход и выход из создавшейся, казалось бы, безвыходной ситуации. 5. Мыслям оппонентов должны противопоставляться ваши мысли, аргумен-ты и доводы, а не амбиции, голое отрицание всего того. что исходит от лиц, кото-рые вам несимпатичны. 6. Не дайте спровоцировать себя на перепалку, ругань, некорректное пове-дение. 7. Не стремитесь перекричать, а стремитесь аргументирование пере-убедить своего оппонента. Принцип «отстранения» в процессе ведения спора Давно замечено, что спор выигрывает не только тот, кто эрудированней или аргументированной говорит, но прежде всего тот, кто, как бы со стороны наблю-дая за ходом дискуссии-спора, видит все происходящее в целом и способен по ходу корректировать свои недостатки и промахи, подняться над личными интере-сами и преодолеть психологические барьеры. Отстранение означает неожиданное новое направление суждений и дейст-вий, которое используется каким-нибудь из участников спора, как человеком ори-гинальным и творческим. Правила «отстранения__» в процессе ведения спора 1. Мысленно всегда как бы наблюдаете себя со стороны как ваших едино-мышленников, так и ваших недругов. 2. Учитывайте, как в ходе спора меняется настроение, отношение и даже уважение к вам со стороны как ваших оппонентов, гак и единомышленников. 3. Не бойтесь подняться над личными интересами, мешающими вам при-близиться к истине. 4. Не бойтесь мыслить и действовать рискованно и неожиданно для вашего оппонента, противника. Принцип преодоления психологических барьеров в процессе ведения спо-ра Суть этого принципа заключается в том, что существует целый ряд ложных внутренних установок, состояний, без преодоления которых эффективность ва-шей аргументации снижается. Это может быть, например, установка на то, что противоположная сторона лучше подготовлена, чем вы, и поэтому сильнее вас. Или, например, страх выглядеть хуже, чем ваш оппонент, уже сам по себе сдер-живает и сковывает ваши суждения и действия. Правила преодоления психологических барьеров в процессе ведения спора 1. Следите за мыслью, аргументацией, а не жестами, голосом своего оппо-нента. 2. Не спешите прерывать вашего оппонента, бросать ему реплику, язви-тельное слово. 3. Не обращайте внимания на детали, смотрите в корень, стремитесь уви-деть и понять главное. 4. Ищите и анализируйте слабые места, аргументы, примеры, доводы ва-шего оппонента. 5. Не бойтесь оппонента и не думайте, что он сильнее вас. 6. Не будьте самонадеянными и самоуверенными, не думайте, что противо-положная сторона слабее вас, менее подготовлена и информирована. 7. Стремитесь к тому, чтобы все вас поняли и адекватно восприняли ска-занное вами. 8. Помните, что страх перед ответными действиями противника поражение. Принцип поэтапного продвижения к истине Суть этого принципа заключается в том, что эффективность ведения спора и продвижения к истине прямо зависит от того, насколько четко вычленяются и обозначаются фазы, этапы ведения спора, альтернативные подходы к решению проблемы и каждая из альтернатив отчетливо выстраивает свои аргументы «за» и «против» того или иного подхода к решению проблемы. Принцип поэтапного продвижения к истине в процессе ведения спора пред-полагает следующие стадии: а) Вводное информирование. Ведущий, организующий дискуссию, ини-циатор встречи заинтересованных сторон информирует участников о проблеме, целях и самой ситуации, породившей дискуссию-спор. б) Аргументация сторон. Каждая из сторон, имеющая свою позицию, свою точку зрения на решение проблемы, высказывает и аргументирование отстаивает свою точку зрения. в) Оппонирование, критические суждения. Каждая из спорящих сторон выступает по отношению друг к другу в качестве оппонента, высказывает критиче-ские суждения, сомнения, отстаивая свою позицию. г) Активное противоборство сторон. Продолжение дискуссии, спора, по-иск дополнительных аргументов и сторонников, подключение всех желающих принять участие в дискуссии, споре. Контраргументация и сопоставление альтер-натив. д) Поиск компромиссных вариантов решения проблемы. На этом этапе каждая из противоборствующих сторон должна пойти на приемлемые уступки. Частичный отход от своей позиции. Ее активный пересмотр. Анализируются и со-поставляются все возможные варианты решения проблемы. е) Поиск приемлемого решения. Идет активный поиск и обобщение всего конструктивного, позитивного, что было высказано в процессе дискуссии, спора, отыскиваются точки соприкосновения, сближаются позиции, вырабатываются взаимоприемлемые решения. ж) Завершение спора, обобщение результатов. На этом этапе подво-дятся итоги спора, дискуссии, резюмируются результаты, констатируется, что дос-тигнуто и какой ценой. Однако возможна и другая схема организации спора-дискуссии, которая предполагает наряду с дискуссией и выступление докладчиков или докладчика. Основные этапы организации коллективной дискуссии-спора 1. Вводное информирование. На этом этапе предоставляется слово ве-дущему, либо он сам берет слово и излагает основой замысел организуемой дис-куссии, условия ее эффективного протекания. 2. Постановка проблемы, выделение основных направлений дискус-сии. Перечень проблем и основные направления дискуссии чаще всего задаются ведущим. Но не исключено, что иерархия проблем, их значимость и актуальность могут быть также предметом обсуждения. 3. Выступление основного докладчика. Это, как правило, выступление наиболее подготовленного, авторитетного, компетентного в данной проблеме специалиста. 4. Выступления содокладчиков. Содокладчики могут раскрыть свое виде-ние проблемы и свои способы, подходы и средства ее решения. Одно из ведущих требований и принципов их выступлений — критика должна быть аргументиро-ванной и конструктивной. 5. Прения по докладу и содокладам. Это этап аналитических выступ-лений, расстановка акцентов как «за», так и «против» той или иной точки зрения. 6. Выработка решения проблемы. На этом этапе обсуждения и иссле-дования проблемы идет активный поиск, проверка всевозможных вариантов ре-шения проблемы, активное противоборство сторон и концепций, устанавливаются общие тенденции, находится оптимальное решение. 7. Завершение дискуссии, обобщение результатов. Заключительное звено дискуссии — это обобщение, резюмирование проделанной работы, приня-тие решения. В процессе организации коллективных дискуссий-споров следует помнить о ряде других принципов. Назовем наиболее важные из них. Принцип поощрения альтернативных докладов, выступлений Настоящая дискуссия по какому-либо вопросу, проблеме возникает только там и тогда, где и когда выдвигаются разные подходы, точки зрения, демонстри-руется альтернативное видение проблем и способов их решения. Альтернативный подход к решению проблем создает предпосылку для борьбы мнений, суждений участников дискуссии. В связи с этим задача ведущего дискуссии, спора не нивелировать плюрализм мнений, а поощрять многообразные и неожиданные суждения и точки зрения. Это позволяет создать и поддержать дух поиска, противоборство различных позиций, чтобы исключить, особенно на а-чальных этапах обсуждения проблемы, односторонний подход, единодушное одобрение какой-либо одной точки зрения. Безальтернативная дискуссия — это, как правило, малопродуктивная дис-куссия, которая ведет к интеллектуальной лени и показном у единодушию. Принцип уважения личности оппонента Суть этого принципа заключается в том, что настоящая свобода мнений, суждений предполагает высокую культуру ведения дискуссий и споров. А для это-го как минимум необходимо уважительное отношение к инакомыслию, т.е. оппо-ненту, альтернативному выступлению. Мыслям, суждениям должны противопос-тавляться более убедительные, более доказательные суждения и мысли и ни в коем случае не оскорбительные выпады. Принцип аргументированной конструктивной критики Суть этого принципа заключается в том, что, критикуя противоположную вашей точку зрения, нельзя ограничиваться только этим, необходимо высказать свои конструктивные предложения, новые подходы, способы решения проблемы. Иными словами, критика должна включать в себя не голое отрицание, но и конст-руктивные предложения, альтернативы.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 187. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |