Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблематика и художественное своеобразие романов Тургенева.
I. Типологические черты тургеневского романа: единая сюжетная схема (спор - любовь - дело - смерть), внутренний диалогизм произведений Тургенева: антитеза «Гамлет - Дон-Кихот» как структурно-смысловая первооснова романов художника, «испытание любовью», герой и героиня, эстетическая функция пейзажа, композиционные принципы: функции предысторий, мотив странничества, воссоздание переломных моментов жизни героя, трагические финалы). II. Психологизм Тургенева и формы его проявления в романе. Особенности конфликтной ситуации. Авторская концепция бытия человека и её натурфилософские истоки. Шесть романов как своеобразный цикл, в каждом - отражение культурно-исторической эпохи, изображение различных типов русского интеллигента. Роман «Рудин»: 1. Концепция героя времени и образ Рудина. «Гамлетовское» и «донкихотское» в Рудине. Рудин и Наталья Ласунская. «Тургеневская девушка» в художественной системе романа 2. Три узловые сцены романа: а)объяснение Рудина и Натальи у Авдюхина пруда; б)исповедь Рудина в письме к Наталье; в)исповедь Рудина Лежневу. 3. Противоречивость Рудина, трагизм героя. Историческая несостоятельность героя и его человеческая трагедия. Рудин как тип «лишнего человека». Смысл эпилога. Жанр романа. Роман «Дворянское гнездо»: 1.Социально-историческая, семейно-бытовая и философская проблематика романа. 2. . Образ усадьбы. Путь русского человека. Лаврецкий и Паншин. Рудин и Лаврецкий. Проблема любви в романе и в целом художественном мире Тургенева. Лиза Калитина как «сознательно-героическая натура». Проблема счастья и долга, философское обоснование трагической судьбы героев. Эпилог романа. Роман «Накануне»: 1. Новая концепция героя: Инсаров в ряду тургеневских героев (донкихотское и гамлетовское начало в нем). Проблема героя-деятеля. 2. Герой в ситуации любви (Елена Стахова). «Догматизм» героя. Семантика болезни героя и ее функция . Финал (смерть как наказание).
ЛИТЕРАТУРА Бялый Г. А. Две школы психологического реализма. Тургенев и Достоевский // Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. -Л., 1973. - С. 31-53. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - М., 1999. - С. 264-267. Манн Ю.В. Базаров и другие // Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. - М., 1987. - С. 97-132. Манн Ю. В. Новые тенденции романной поэтики («Дым» и «Новь») // Там же. - С. 133-154. Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. 30-50-е гг. - Л., 1982. - С. 134-202. Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. - Л., 1975. Пумпянский Л.В. Романы Тургенева и роман «Накануне» // Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Тема «А.Н. Островский» 1)Театр Островского как модель национального мира 1. Комедия «Свои люди – сочтемся»: объект анализа, основа конфликта, семантика имен, микродействие (речевое движение). 2. Народная комедия «Бедность не порок»: столкновение общенародной культуры и новой европейской культуры в сознании купечества (конфликт «идеальной» и «искаженной» патриархальности). Образ Любима Торцова в контексте притчи о блудном сыне. 3. Жанр психологической драмы Островского («Бесприданница»). Система амплуа (Лариса Огудалова - «бедная невеста», Карандышев - «маленький человек», Паратов - «барин-прожигатель жизни», Кнуров, Вожеватов - «денежный мешок») и ее преодоление. 4. Организация действия в драме «Бесприданница» во времени и пространстве: обозначение времени в авторских ремарках и репликах персонажей, мотивировка смены декораций в каждом акте. 5. Сложная природа конфликта в драме: · социальная обусловленность положения персонажей ("бесприданность" Ларисы, богатство Кнурова и Вожеватова, погоня за "невестой с золотыми приисками" Паратова, бедность Карандышева); · психологическая мотивировка драматического действия сложностью характеров главных персонажей, конфликтное противостояние персонажей: Лариса - Паратов, Лариса - Кнуров и Вожеватов, Лариса - Карандышев. · тема русской девушки-бесприданницы в творчестве Островского. · мотив "горячего сердца" в творчестве Островского и образ Ларисы. Функции внутренних монологов, пейзажа и музыки в обрисовке героини. Роль романса на слова Баратынского "Не искушай меня без нужды". Образ Паратова. 6. Однолинейные и многогранные характеры в драме. Психологический анализ. Зачатки подтекста. Образ Паратова. Бунт "маленького человека" Карандышева. Противоречивость его, новое в теме "маленького человека". Облик буржуазных дельцов Кнурова и Вожеватова. Речевые характеристики героев. Роль шута Робинзона в разыгравшейся трагедии. 7. Организация сквозного действия в драме от I к IV акту. Мотивировка трагического финала. ЛИТЕРАТУРА Лотман Ю.М. А.Н. Островский и русская драматургия его времени. М.; Л., 1961. Холодов Е. Мастерство А.Н. Островского. М., 1963. Штейн А. Мастер русской драмы. М., 1973. Прозоров В. Д.И. Писарев. Книга для учителя. М., 1984. С. 56-60. Ревякин А.И. "Гроза" А.Н. Островского. М., 1962. Лотман Л.М. Островский и литературное движение 1850-1860-х гг. // А.Н. Островский и литературно-театральное движение XIX -XX в. Л., 1974. С, 83-111. Лотман Л.М. Островский и драматургия его времени. М.; Л., 1987. Журавлева А.И. Драматургия А.Н. Островского. М., 1974 или: Журавлева А.И. "Гроза" А.Н. Островского // Лит. в школе. 1984. № 2. С. 22-27. ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Островский А.Н. в русской критике. М., 1953. Островский А.Н. и советская культура. М., 1974. Основин В. Русская драматургия 2-й половины XIX века. М., 1980. Тема «М.Е. Салтыков-Щедрин» «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина как Литературная мистификация 1. Место книги "История одного города" в идейно-художественной эволюции Салтыкова-Щедрина и в сатирической традиции. 2. Жанр. Пародийное начало. Литературная мистификация. 3. Гротеск как основа художественной системы книги: а) город Глупов как гротескный образ (гротескное пространство); б) гротескный характер глуповской истории (художественное время); в) образы градоначальников; г) значение летописной формы повествования, функции летописца-архивариуса. 4. Проблема народа и власти. Двусторонность щедринской сатиры. 5. Композиция (последовательность и соотношение глав, глава "Подтверждение покаяния. Заключение" как сатирическая антиутопия, смысл финала, проблема финала, полемика о ней в литературоведении, структура повествования, формы и мера выражения авторской позиции, функция примечаний). Вопросы для самоконтроля. а) Как соотносятся понятия Антихрист и Самозванец в национальном сознании, русской культуре и в произведении Салтыкова-Щедрина? б) Как отмеченные выше семантические парадигмы реализуются в системе имен (напр., Анелька Лядоховская, Василиск Бородавкин и т.д.)? Каков принцип моделирования имени и его содержательное наполнение? в) Какой смысл приобретает «клоповная» («блошиная») и «собачья» семантика в главах о шести градоначальницах и о Фердыщенко? г) Как нарастает «инфернальная семантика» в главах «Истории»? См. мотивы и мифологемы: «город на болоте», катастрофы и библейское наказание (пожары, наводнения, бури и т.д.), лики и личины (одноглазие Бородавкинва, «идиот с топором» – Угрюм-Бурчеев), мотивы опьянения, одурманивания, кружения, запустения, одичания и т.д. Обратите внимание на мифологему «воздух»: «воздух наполнился сквернословием», «дышать стало невозможно», «Угрюм-Бурчеев растворился в воздухе». д) православный календарь «Истории…». Прокомментируйте упоминаемые даты, е) символика чисел. Мотив и авторская внутренняя логика «Истории…».
ЛИТЕРАТУРА 1. Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин: Искусство сатиры. М., 1976. 2. Бушмин А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. Л., 1987. 3. Лихачев Д. "Летописное время" у Салтыкова-Щедрина // Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967. 4. Николаев Д. "История одного города" Салтыкова-Щедрина // Три шедевра русской классики. М., 1971. 5. Покусаев Е.И. М.Е. Салтыков-Щедрин. Л., 1977. 6. Салтыков-Щедрин М.Е. Письмо в редакцию журнала "Вестник Европы". // М.Е. Салтыков-Щедрин в русской критике. М., 1959. 7. Эйхенбаум Б. "История одного города" Салтыкова-Щедрина // Эйхенбаум Б. О прозе. Л., 1969. 8. Назаренко М. Мифопоэтика М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы», «Сказки»). Киев, 2002.
Тема «Ф.М. Достоевский» Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» 1. Творческая история романа, эволюция замысла. Замысел образа "положительно прекрасного человека", истоки этого образа в подготовительных материалах к роману (связь с " Преступлением и наказанием ", Дон-Кихот, "Рыцарь бедный" А.С. Пушкина, Жан-Вальжан, Христос) 2. Идея "положительно-прекрасного человека" и ее воплощение в романе. Общекультурный и литературный контекст (князь Мышкин / Христос, "Дон-Кихот" Сервантеса, "Рыцарь бедный" Пушкина). 3. Идея князя и её истоки (Руссо и другие) Мотивировка образа князя-Христа в романе, его предыстория (швейцарские страницы биографии), болезнь, нездешность облика и поведения, "учительство" князя в доме Епанчиных и т.д. Смысл раздвоения князя: любовь-страсть и любовь-сострадание. 4. Принципы моделирования персонажей у Достоевского: а) поэтика имен (имя и биография, имя и характер, имя и судьба; структура имен, семантика, рифмы и переклички имен, их функция), б) персонаж и его роли (социальные, житейские, литературные и др.), в) характерология Достоевского (структура характера, его динамика, система мотивировок; характер как соотношение внешнего и внутреннего, пластика Достоевского: портрет, костюм, жест, поза и т.д., поступок и его мотивы, сознательное и подсознательное, "пороговое" и "катастрофическое" в характере), г) соотношение сюжетно-композиционных элементов (предыстории, ситуации, сцены, авторское повествование и т.д.). 5. Финал романа, его трактовки в литературоведении. 6. Сюжетно-композиционные особенности романа. а) Образ железной дороги - место, где встречаются персонажи романа в первом эпизоде (приезд князя Мышкина в Петербург), символ "железного" века, раздробления, обособления, жестокости. б) Петербург в романе "Идиот" - семейства Епанчиных, Лебедевых, Иволгиных, Терентьевых - образ неблагополучия, раздоров, несогласия, поругания красоты. в) Основа сюжета романа - приезд князя Мышкина в Россию и его пребывание в Петербурге для того, чтобы "душу человеческую спасти" и ее мифологические (евангельские) истоки. г) Сцены скандалов, "мениппейные” сцены (М.М. Бахтин), их место в сюжетном действии и значение а общем замысле романа (см. сцены в квартире Иволгиных, на вечере у Настасьи Филипповны, "пёти-жё", на даче князя в Павловске и др.). 7. Трагический финал романа - гибель Настасьи Филипповны, окончательное погружение князя в неизлечимую болезнь и др. события, символический смысл крушения миссии князя Христа. 8. Роман "Идиот" в XX и XXI в. - "красота спасет мир " или “Мир спасет красота Христова”?
ЛИТЕРАТУРА 1. Тексты романа см. в авторитетных академических изданиях, снабженных квалифицированными примечаниями: 2. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 Т. Т. V111. Л., 1973. Т. IX - Рукописные редакции, подготовит, материалы к роману. Примечания (С. 232 и далее). 3. Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 15 Т. T.VI. Л., 1989. См. примечания. С. 617-661. Т.11. Л., 1976.С. 284-296. 4. Одиноков В.Г. Типология образов в художественной системе Ф.М.Достоевского. Новосибирск, 1981. С. 99-114. 5. Опитц Р. Человечность Достоевского (роман "Идиот") // Достоевский. Мат. и исследования. Т. IV. Л., 1980. С.75-95. 6. Медвецкий И.Е. Модель игрового сознания в романе «Идиот»// Филологические науки. 1991. № 3. 7. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание). Гл. IV. 8. Щенников Г.К. Мысль о человеке и структура характера у Достоевского//Достоевский. Мат. и исслед. Т. 2. Л., 1976. С. 3-10. 9. Бабович М. Судьба добра и красоты в свете гуманизма Достоевского // Достоевский. Мат. и исслед. Т. 1. Л., 1974. С. 100-107. 10. Джоунс М. К пониманию образа князя Мышкина // Достоевский. Мат. и исслед. Т. 2. Л., 1976. С. 106-112. 11. Роман Ф.М.Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения / под ред. Т.И.Касаткиной. М., 2001.
Тема «Л.Н. Толстой» |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 361. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |