Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Собственно-научный подстиль и его жанрыСтр 1 из 2Следующая ⇒
Морфологические особенности научного стиля Морфология: 1) Именной характер речи Имена составляют почти половину всех словоупотреблений. Это связано с информативностью, точностью, потребностью номинации научных понятий, их фиксацией. Широко используются отглагольныесуществительные, которые выполняют функцию терминов. Также широко используются отвлечённые и абстрактные существительные. Это связано с потребностью в формулировке. А также используются субстантивированныеприлагательные. 2) Бессубъективность повествования Автор научного произведения – фиксатор научной истины, представитель определённой научной школы, направления. Он выступает не от своего имени, а абстрагируется. Это отражается в морфологии. Отсутствуют глагольные формы 1 лица ед.ч. Частотны формы 1 лица мн.ч.Они располагаются в местах, когда необходимо активизировать внимание читателя. Также частотны формы 3 лица мн.ч. 3) Обобщённо-абстрагированный характер изложения Широкое использование отвлечённыхи абстрактных существительных, а также глагольных форм наст.вр. Может создаваться и за счёт особых форм числа. Использование конкретныхсуществительных в форме ед.ч.,которые приобретают отвлечённо-обобщённое значение (берём воронку; кит – морское млекопитающее). Вещественные существительные часто используются в форме мн.ч.для обозначения разновидности данного вещества. Характерно использование абстрактных существительных в форме мн.ч. (силы, глубины). Форма наст.вр. имеет отвлечённое вневременное значение. Не обозначает действие, синхронное с моментом речи, а указывает постоянное вневременное действие (фонемой называют…) Формы прошедшего и будущего времени используются очень редко. Используются безличные глаголы с оттенком необходимости, долженствования. Частотен инфинитив. Используется в сочетании: можно, необходимо, следует (необходимо рассмотреть, следует отметить, можно говорить) Чаще всего используются аналитические формы сравнительной степени прилагательных (наиболее, менее) Местоимения. Частотны указательные (тот, этот), неопределённые (некоторый, какой-либо), определительные (такой, который, столько), притяжательные (его, её, их). Используются отыменные производные предлоги и союзы (в силу…) 4 Синтаксические особенности научного стиля. Синтаксис: -Широко используются словосочетаниятерминологическогохарактера. Атрибутивные (прилаг.+сущ.), объектные (находиться в колбе, возникнуть после облучения). Т.к. логичность – основная стилевая черта, то используются синтаксические конструкции, позволяющие передать понятийное содержание. -Простые распространённые предложения с прямым порядком слов (т.к. с инверсией связаны эмоционально-экспрессивные оттенки, не свойственные научной речи) с союзной связью между частями. -Вопросительные предложения не типичны, но возможны. Они выполняют особую функцию: привлечь внимание к излагаемому. -Типично использование двусоставных предложений со связкой «есть». Реализуется модель: что есть что. Выполняют роль дефиниции. -Чаще всего предложения осложнены причастными, деепричастными оборотами иобособленными определениями. -Характерно широкое использование вводных слов и предложений. Они выражают: -логическое оформление мысли (следовательно, во-первых, итак); -уверенность/неуверенность говорящего в высказываемом (может быть, конечно); -указывают на источник информации, мысли (с точки зрения…, по словам…, по мнению…) -Распространенывставные конструкции. Отдельные слова, словосочетания, предложения. Даётся дополнительная информация, уточняется мысль автора, вводится новое сообщение. -Широко используются однородные члены предложения. -Характерна выразительность и экспрессивность, но она интеллектуальная. Связана с доказательностью, убедительностью. Направлена на информативность речи. -Односоставные предложения частотны. Неопределённо-личные: линзу помещают. Определённо-личные не столь типичны (рассмотрим, обратимся). Используются для побуждения к активизации внимания в местах ввода новой информации. Безличные: следует оговорить случайность. Также частотны двусоставные предложения, представляющие собой пассивный оборот: линза помещается. -Широко используются СПП с разными придаточными. Определительное придаточное. С его помощью получает выражение категория признаковости. Обстоятельственные придаточные (цели, условия, причины, следствия) служат средством выражения причинно-следственных связей между указанными явлениями и понятиями. Такие предложения обеспечивают научность и доказательность речи. Позволяют отметить противоречие сущности явлений. -Используется сложное синтаксическое целое или сверхфразовое единство. Чаще всего как абзац. В сверхфразовом единстве используется повтор, местоимения, вводные слова. Таким образом, синтаксис направлен на выражение абстрагированной информации.
Научный - популярный подстиль и его жанры Научно-популярный подстиль – это подьязык научно – популярной литературы рассчитанный на широкий круг читателей, основной целью которой является популяризация научной информаций. Цель: сообщение научных данных, фактов на доступном для массового читателя языке. Функция: популяризация научных данных. Адресат: читатель, интересующийся вопросами науки, неспециалисты, широкий круг читателей. Стилевые черты научно популярного подстиля : логичность, эмоциональность, абстрактность, конкретность, эмоционально- экспрессивные элементы, сравнения, метафоры, аналогичность. Жанры : • Научные книги • Справочники • Энциклопедия • Интервью ученных • абзоры • Статьи, заметки, лецензий и эссе для широкого круга читателя. Языковые особенности - примеры - сравнения - перифраза - вводные слова - модальные частицы - риторические восклицания
6.Научно – учебный подстиль и его жанры Научно – учебный подстиль - это язык учебной литературы в котором даются основы той или иной науки или углубленное изучение той или иной науки рассчитанной на формирующихся специалистов. Цель : изложение основ наук, передача научного знания в учебных целях. Функция – обучающая . В то же время обьем сообщаемой информаций, строго ограничивается учебной программой, а система доказательств должна быть упрощена, чтобы сделать более доступной научную информацию и облегчить ее усвоение. Адресат : учащиеся, будущие специалисты, лица, обучающиеся или повыщающие квалификацию по какой – либо специальности а так же получающие общеобразовательные сведения, т.е формирующиеся специалисты. Отличительные черты: • Учебно – познавательная направленность изложения. • Простотой и доступность, изобилующая обьяснениями, толкованиями, примерами, иллюстрациями, пояснениями, сравнениями. • Диалогичность и эмоциональность • Обьем предл. Значительно меньше чем в собственно научном подстиле, реже употр. цитаты. • Ведущий тип речи – описание. Жанры - Первичные : учебник, учебное пособие, словарь, сборники задач и упражнений, учебная лекция, методические указание, методические рекомендаций, методическое пособие. Вторичные: реферат, конспект, отчет по учебной практики. Собственно-научный подстиль и его жанры - Диссертация - Автореферат - Научная статья - Монография - Доклад Научная статья и монография - оригинальные произведения исследовательского характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это так называемые первичные жанры научного стиля, так как они пишутся специалистами и для специалистов. Монография - научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса. Научная статья - сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования. Рецензия – это письменный разбор, предполагающий: 1) комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т. п.); 2) обобщенную аргументированную оценку; 3) выводы о значимости работы. Отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к публикации, на соискание ученой степени и т. д. Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Доклад или отчёт — один из видов монологической речи, публичное, развёрнутое, официальное сообщение по определённому вопросу, основанное на привлечении документальных данных. К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свертывание информации в целях сокращения объёма текста. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 656. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |