Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Некоторые выводы, имеющие существенное значение для преподавания.




Кафедра педагогики и методики

 профессионального обучения

 

Рабочая тетрадь по курсу

 

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

ТЕМА  1.  Методика выбора технологий обучения

 

 

Студента                                              

 

 

Группа                                             

 

 


Методика выбора технологий обучения

Базовые знания:

Процесс обучения, принципы обучения, содержание образования, виды обучения, методы обучения, формы организации учебного процесса, контроль учебно-познавательной деятельности обучаемых.

Понятие технологического подхода к обучению, система управления обучением, базовые знания, цели в обучении, анализ и диагностика процесса обучения.

Целевая установка:

В процессе изучения темы формируются умения осуществлять продуктивную и творческую деятельность по выбору и реализации способов обучения в реальных условиях работы учебных заведений. При этом формируются умения разрабатывать такие технологии обучения, которые позволяют оптимизировать процесс обучения, решить все основные противоречия учебного процесса в современных условиях. Формируются умения:

· характеризовать понятие технологий;

· выбирать возможные методы обучения для каждого из этапов усвоения;

· определять влияние условий на выбор способов обучения на каждом из этапов усвоения;

· обосновывать способы формирования творческого мышления при усвоении деятельности, описывать сущность творческого мышления и его структуры;

· для заданного контингента обучаемых в условиях работы ПУЗ разрабатывать технологии обучения по определенной теме экономической дисциплины (теоретическое или практическое обучение).

 

 


План изучения теоретического материала

     1. Теоретические основы проектирования технологий обучения

1.1. Психологические и социологические аспекты обучения специалистов.

1.2. Понятие технологий обучения в свете современных представлений педагогической теории и практики

1.3. Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий и их реализация при разработке технологий обучения.

1.4. Общая структура деятельности преподавателя по разработке технологий обучения

 

Литература

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.:1995.

2. М.П. Сибирская. Педагогические технологии и повышение квалификации инженерно-педагогических работников. Санкт-Петербург,1997.

3. .Лозовая В.И., Камышанченко Е.Н., Москаленко П.Г., Троцко А.В. Педагогика : Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Изд-во Белгородского госуниверситета, 1997.

4. Мелецинек Адольф. Инженерная педагогика. М.:1998.-185 с. ил.

5. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся.- М.: Знание, 1989- (Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Педагогика и психология», № 3), 78 с.,c.4.

6. Леднев В.С. Непрерывное образование. - М.: Изд. АПН СССР, 1988, c.95.


 


Психологические и социологические аспекты

Обучения специалистов

Обучение

 

Обучение-

 

 

 

 


Схема процесса обучения

 

X(t1)- состояние учащихся перед процессом обучения,

X(t2)- состояние в момент t2 после обучения,

Х – приращение опыта личности

 

Обучение

 

Результат обучения

 

 

Долговременная память служит для сохранения в течение длительного времени усвоенных человеком знаний, навыков практической деятельности, мотивационных установок, принципов выбора входной информации, правил декодирования.

 

Кратковременная памятьслужит для непродолжительного хранения информации в течение нескольких секунд или минут.

 

Система кратковременной памяти разделяется на две подсистемы:

 

 

Сенсорная (мгновенная) памятьслужит для приема и хранения информации, поступающей на сенсорный вход человека в течение долей секунды. В этот период осуществляется первичная обработка поступающей информации, ее отбор, сканирование, после чего часть отобранной информации поступает для дальнейшей переработки в кратковременную (оперативную) память и затем в долговременную.

 

Кратковременная (оперативная) памятьслужит для ввода и извлечения информации из долговременной памяти. В ней информация может храниться до 10 с.

 

Перцепцией называетсявосприятие и перенос раздражения органами чувств в сенсорную память. В результате перцепции информация воспринимается сенсорной память, где происходит фиксация внешних признаков в течение долей секунд, после чего информация поступает в канал кратковременной (оперативной) памяти.

 

 


 

 

 

 


Схема процесса запоминания на разных функционально-временных уровнях памяти

 

СП - сенсорная память;

ОКП - оперативно-кратковременная память;

ДП - долговременная память.


 

И,%

 

                                                                                           Т, дни

Изменение во времени объема информации, которую запоминает человек при однократном предъявлении (кривая забывания)

 

И- объем информации в памяти человека

Т- время, дни

 

 

И,%

 

 

 

 

                            

                  

                                                                                           Т, дни

 

Изменение во времени объема информации, которую запоминает

человек при многократном предъявлении

 

И – объем информации в памяти человека, %

Т – время, дни

1- объем информации, которую запоминает человек при однократном повторении

2- объем информации, которую запоминает человек при ее многократном повторении в одинаковом объеме (1,2,3,4 - кратность предъявления информации)


 






Некоторые выводы, имеющие существенное значение для преподавания.

1. В качестве основных или ведущих методов формирования нового материала следует использовать словесные и наглядные методы

 

 

2.Следует структурировать информацию таким образом, чтобы при небольшом объеме она имела наибольший смысл.

 

 

3. Предложения, произносимые преподавателем должны быть четкими, ясными для понимания и короткими.

Длина произнесения каждого предложения не должна превышать           10 секунд. Между предложениями следуют паузы.

 

 

4. Лучше всего приспособиться к небольшой скорости перевода в долговременную память можно следующим образом:

·  путем повторного изложения нового материала;

· путем постоянного варьирования учебного материала в различных формах при повторении;

· проведением дискуссии и деловых игр, что увеличивает время переработки информации;

· ведением во время занятий записей (конспектирование);

· исключением ненужной информации, структурированием и отбором наиболее емкой информации, исключением мешающих факторов;

· введением множества заданий, связанных с решением проблем.

 

 


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...