Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Истоки творчества Петра Алексеевича Храмова.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Женские образы в романе «Инок» уфимского писателя П.А.Храмова
Калимуллиной Эльвиры Валерьевны
Научный руководитель: ст.преп. кафедры русской литературы
Прокофьева Ирина Олеговна
Дата представления______________________________
Оценка_________________________________________
Регистрационный номер__________________________
УФА 2017 Содержание
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Роман «Инок»- явление российского масштаба. 1.1. Истоки творчества Петра Алексеевича Храмова…………………………...............................................................7 1.2. Роман «Инок»- явление российского масштаба………………………………………………………………….11
Глава II. Женские образы в романе «Инок» 2.1 Образ матери, бабушки и крестной………………………………………………………………….15 2.2 Образ Маши Мироновой……………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………25
Литература………………………………………………………………………28
Введение Региональная литература, к которой мы относим уфимскую художественную прозу, воспроизводит в себе те процессы, которые свойственны современной русской литературе в целом. Одним из лучших произведений современной русскоязычной прозы Башкортостана является роман Петра Алексеевича Храмова «Инок», хотя, его можно отнести к так называемой «возвращенной литературе», поскольку при жизни писателя он не был опубликован. Роман уфимского писателя 2-й половины ХХ века Петра Алексеевича Храмова «Инок», является одним из лучших «возвращенных» произведений современной русскоязычной литературы Башкортостана. Книга о детстве в Уфе в тяжелые военные и послевоенные годы пронизана такой силой любви к окружающим людям, не броской,но такой узнаваемой и близкой пророде, что становится новаторской на фоне холодного профессионализма, обличительного пафоса и пофигизма основного литературного потока. Современная уфимская литература – явление интересное и многомерное. Опираясь на тематический принцип, в ней традиционно можно выделить Следующие магистральные темы: военную, бытовую, молодежную, городскую, историческую, христианскую и многие другие. В романе уфимского писателя талантливо запечатлена жизнь в военной и послевоенной Уфе с ее маленькими деревянными домиками на высоком берегу Белой, с многоязычным населением коммуналок и теплой семейной атмосферой городских дворов. Реализация типологического подхода позволяет говорить об обращении уфимских писателей к разнообразным направлениям: реалистическому, постмодернистскому, фантастическому, детективному, автобиографическому, юмористическому и другим. Наблюдается в современной уфимской литературе и поиск новых стилевых форм. «Жизнь –это война с забвением...». Эти слова из произведения «Инок» уфимского художника П. Храмова как нельзя лучше подходят к Роману. Публикация романа «Инок» в журнале «Бельские просторы» в 2008-2009 годах вполне сопоставима с легендарной публикацией романа М.Булгакова «Мастера и Маргарита» в журнале «Москва» в 1966-1967 годах. И в том, и в другом романе вечные христианские ценности поверяются советской действительностью. Особенно интересно в «Иноке» разработана тема пушкинской «Капитанской дочки». Маленькие герои Храмова словно сошли со страниц пушкинской повести и перенеслись через полтора века в послевоенную Уфу, чтобы на новом витке истории, в царстве победившего Пугачева еще раз испытать на себе устаревающую правоту вечных истин, таких, как «береги честь смолоду…». Роман заключает в себе целый пласт жизни людей после войны. Роман «Инок» действительно отличается глубокой укоренностью в классической традиции отечественной словесности, связанной, во-первых, э изображением русской интеллигенции и народа, во-вторых, э развитием приемов автобиографического повествования,сопрягающего детское восприятие мира э его ретроспективным осмыслением. В автобиографическом произведении писателя легко и виртуозно соединяются оценки этого мира главным героем, который предстает то шестилетним мальчиком, то подростком, то двадцатишестилетним молодым человеком, то зрелым и мудрым мужчиной. Каждый читатель найдет в романе П. Храмова «Инок» созвучное своей душе. Он написан пером талантливого человека, чей внутренний мир так многогранен, многоцветен и ярок, что вбирает в себя всё многообразие окружающей действительности. В романе П. Храмова мы встречаем ряд философских и нравственных категорий, которым автор дает тонкие и точные характеристики. Когда писатель рассуждает об этих понятиях, его высказывания в тексте произведения звучат емко и афористично: «Была у меня примета: дабы весь день был удачным, я должен был с утра посмотреть в детские глаза –глаза Бога»; «Талант в России воспринимается как покушение на естественный ход вещей»; «Ржавеет золото, и истлевает сталь, крошится мрамор –к смерти всё готово. Всего прочнее на земле –печаль, и долговечней –царственное слово. Печаль. Слово. А меж ними–жизнь. Или то, что вместо нее». С жанровой точки зрения произведение Петра Храмова можно отнести к роману-воспоминанию, автобиографическому по фабуле становления личности и многоплановому повествованию о жизни героя-рассказчика в родном доме, который в детстве казался ему сказочным теремом царя Салтана, в отрочестве обнаружил «привлекательную чуждость вальтерскоттовских замков», а в юности- черты «совестливой и смирной интеллигентности чеховского дома с мезонином». Благодаря обильным авторским комментариям и публицистическим обобщениям региональная картина мира расширяется до полотна общероссийского бытия. Исходя из этого, региональное изменение в художественной оценке романа «Инок» предполагает обращение и к внерегиональному, общероссийскому контексту. В данном случае этот контекст русской классической литературы, «родной» и близкий для автора. В его семье, царил культ искусства и литературы, была большая библиотека. Произведения писателей-классиков Петр Алексеевич любил и ценил. Потрясающая эрудиция и начитанность, прекрасное чувство слова, приверженность традиции христианского реализма помогли ему вписаться в магистральное русло отечественной литературы. Актуальность темы: обусловлена обращением к региональной литературе как части современного литературного процесса. Цель: показать глубокую укорененность романа в классической литературе. Задачи: - проанализировать литературу по избранной теме, обозначить ее значимость; - проследить описание женских образов в романе и отношение автора к ним. В работе используются различные методы исследования:научно- познавательный, практическо- рекомендательный и анализ. Объект исследования: роман П.А. Храмова «Инок». Предмет исследования: женские образы в романе. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава I. Роман «Инок» - явление российского масштаба. Истоки творчества Петра Алексеевича Храмова. Истоки творчества П. Храмова можно отыскать в судьбе его прадеда по отцовской линии – уфимского купца второй гильдии Михаила Андреевича Степанова-Зорина (1845 – 1921). В 1909 году он начал строить в Уфе храм Вознесения Господня. Деньги были собраны преимущественно среди уфимских купцов. Своё пожертвование в это строительство сделал император Николай II. В тяжелейших условиях мировой и Гражданской войн храм был построен. В 1919 году на пересечении улиц Чернышевского и Зенцова своих первых прихожан приняла новая Вознесенская церковь, купол которой украшал единственный в своём роде крест из горного хрусталя. Однако вскоре наступили такие времена, что церковь сначала закрыли, а потом разрушили и на этом месте построили типовую общеобразовательную школу. Можно представить, какой урок беспамятства и попрания веры даёт уже более полувека эта школа. Впрочем, по России количество таких школ и вузов исчисляется сотнями. Дар купца Степанова-Зорина своей родине оказался невостребованным, а вскоре и сам он тихо скончался в полном забвении, избежав дальнейших мытарств и издевательств со стороны новых «хозяев жизни». В его романе с большой теплотой и талантом запечатлена военная и послевоенная Уфа с её маленькими деревянными домиками на высоком берегу Белой, с многоязычным населением коммуналок и тёплой семейной атмосферой городских дворов. В его романе-воспоминании органично сочетаются три основные линии, плавно и незаметно переходящие одна в другую. Это собственно воспоминания о детстве и отрочестве автора в военные и послевоенные годы, перетекающие в мудрый и любящий взгляд художника, оценивающего эти события из нынешнего времени. Если бы не было этого взгляда, события того времени приняли бы мрачный и даже зловещий оттенок. Автору романа, как и его земляку С. Т. Аксакову, удалось сохранить чистый детский взгляд на мир в сочетании с мудростью много пережившего человека и глубоким знанием отечественной культуры.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 180. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |