Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социологизм: Эмиль Дюркгейм




Натурализм: Герберт Спенсер

Виднейшим представителем натурализма в социологии был английский учёный Герберт Спенсер. Его взгляды основывались на аналогии между биологическим и социальным организмами. Он полагал, что забота о сиротах, больных, нищих и обездоленных противоречит теории естественного отбора, согласно которой выживать должен сильнейший, а слабый уступает ему жизненное пространство. Своим анализом понятий общества, социального роста, социальной структуры, социальных функций различных систем и органов общественной жизни Спенсер заложил фундамент понятийной системы социологии, а также основы методики структурно-функционального анализа.

Позитивизм: Огюст Конт

Основоположником социологии считается французский философ О. Конт .Именно он начал употреблять название «социология». Основная идея Конта - отделение «науки» от «метафизики» и теологии3.

В социальной системе Конт определял две основные части: социальную статику и социальную динамику. Первая представляет собой структуру и строй общества и законы человеческого существования, а вторая означает изменение как таковое и его законы. Для выяснения и понимания деталей социальной статики и динамики применяется метод наблюдения, опыта и сравнения.

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять в связи с его «Законом трёх стадий». Согласно этому закону в развитии человечества Конт различал три стадии: теологическую, метафизическую, позитивную.

На первой стадии человек понимает природные явления как результат действия сверхъестественных сил. На второй стадии все явления объясняются как результат действия абстрактных причин, идей, сил. На третьей стадии человек занимается наблюдением природных явлений и поисками закономерностей между ними. На этой стадии происходит соединение теории и практики: знание законов, определяющих события, делает возможным управление событиями.

Трём указанным выше ступеням умственного развития человечества соответствуют три стадии исторического прогресса. Первая - теологическая (древность и до XIII в.). Вторая - метафизическая - охватывает XIV – XVIII вв. На третьей, высшей - позитивной стадии, начавшейся в XIX в. наступает расцвет промышленности, науки. На место старой традиционной религии приходит позитивизм как «религия человечества».

Исторический материализм: Карл Маркс

 

Выдающимся социологом XIX века являлся К. Маркс.По теории Маркса общество основывается на материальных условиях жизни, причём экономический базис оказывает первичное влияние на формирование и развитие социальных структур, и определяет духовную жизнь общества.

Материалистическое объяснение истории базируется на формационном подходе. Человечество в своём развитии проходит определённые этапы. Эти этапы были им названы «общественно-экономические формации». Основу общественно-экономической формации составляет способ производства, характеризуемый определённым уровнем развития производительных сил и соответствующим этому уровню и характер производственных отношений. Главные производственные отношения – это отношения собственности. Совокупность производственных отношений образует базис общества, над которым надстраиваются политические, правовые и т.п. системы, которым соответствуют определённые формы общественного сознания: мораль, религия, искусство и т.п.

К. Маркс выделил пять основных стадий – формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социализм – первая фаза коммунистической формации). Движущей силой замены одной формации другой выступал классовый конфликт, порождаемый постоянным развитием производительных сил. В каждом способе производства производственные отношения поддерживались господствующим классом, т.к. были лучше приспособлены к производительным силам на их уровне развития в пределах данного способа. В рамках любого способа, однако, производительные силы развивались путём проявления новых, вызывающих новые классовые формирования, классовый конфликт и революцию. Конфликт возникал потому, что производственные отношения, поддерживаемые господствующим классом, имели тенденцию свергнуть старую систему и заменить её новой.

Наследие К. Маркса вызвало множество возражений и резкую критику, но несмотря ни на что, марксистская традиция сохраняет мощное влияние на социологию и социальную науку в целом.

Социологизм: Эмиль Дюркгейм

Эмиль Дюркгейм - основатель французской социологической школы, практически первым попытался теоретически обосновать и выделить такой специфический предмет научного изучения социологии, как "социальная сфера". Будучи преемником О.Конта, Дюркгейм, однако, разделял не все его воззрения. Он отвергал закон о трёх стадиях интеллектуального и социального развития..К ключевым понятиям Дюркгейма относится понятие социального факта. В 1894 году он сформулировал свой основной постулат: «первое и основное правило состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи». Социальные факты (вещи) существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие. Только в их свете можно объяснить, почему человек действует так, а не иначе, почему люди вступают в те или иные отношения, связи. По мнению Дюркгейма, именно эти социальные факты составляют основной предмет исследования социологии. Позднее он назвал их институтами.

Интересны замечания Дюркгейма по поводу некоторых частных явлений и феноменов, например, такого, как самоубийство. Он доказывал, что самоубийство становится скорее социальным, чем чисто индивидуальным явлением. Дюркгейм определил четыре основных типа самоубийства: альтруистическое, эгоистическое, аномическое и фаталистическое.. Сравнительный анализ четырех типов самоубийства в разных культурах позволяет Дюркгейму с достаточной эмпирической достоверностью характеризовать тип общества. Так, аномия предстает в качестве характеристики скорее индустриально развитого, нежели традиционного социума.

Также Э. Дюркгейм много внимания уделял изучению форм и видов поведения людей в моменты общественной дезорганизации. Состояние общества, которое характеризуется отсутствием социальной сплочённости или её резким ослаблением, он обозначил термином "аномия" (безнормативность). Аномия свидетельствует, что общество перестало быть регулирующей силой по отношению к своим членам, а люди перестали верить в ценности общества и тем самым оказались дезориентированными, не способными понять, что есть "хорошо", а что есть "плохо". Проведённые им исследования позволяют дать объяснение причин девиантного поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения.

Центральной социологической идеей творчества учёного является теория общественной солидарности, где источником социальной солидарности выступает разделение труда, обусловливая поведение индивида принадлежностью его к одному из двух типов общества - традиционному или современному.

 «Понимающая социология»: Макс Вебер

Макс Вебер– немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк.

Он разработал: основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института власти; учение о социальной истории общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института собственности4.

Достижения Макса Вебера просто невозможно перечислить, настолько они огромны. В области методологии одним из самых главных его достижений является введение идеальных типов. М. Вебер считал, что главная цель социологии – сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы позволяют сделать исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.

Сам М. Вебер создал много научных трудов, в том числе: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Хозяйство и общество», «Объективность социально – научного и социально – политического познания», «Критические исследования в области логики наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913), «Основные социологические понятия».Он заложил методологический фундамент современной социологии

конфликтологическая парадигма в социологии

 

Карл Маркс - рассматривал общество как результат исторического детерминизма, основаного на конфликте. Способ социального прогресса - революция.

 

 

современные социологические теории

 

феноменология (1930-е)

 

Альфред Щюц - для каждого индивида реальность мира уникальна, именно она превращает "мир вообще" в "свой собственный мир".

 

теория обмена (1960-е)

 

Джордж Хоманс - взаимодействие осуществяется только на взаимовыгодной основе. То есть мотивом взаимодействия является осознание своей выгоды.

 

теории символического интеракционизма (1930 - 1960)

 

Джордж Мид

 

Герберт Блумер

 

- социологическая парадигма, основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе, подразумевающем общение, базируется на чтении опр-ных соц. символов. Люди не реагируют на внешний мир и других людей непосредствено, а осмысливают реальность в символах и соответственно продцируют эти символы в ходе общения.

 

психологическое напрпавление (начало 20 в.)

 

Уильям Мак-Дугал - инстинкты - это едиственно существующие двигатели поступков человека, которые определяют его как существо социальное. Они являются детерминантами поведения человека.

 

Габриэль Тард; Густав Лебон - в толпе исчезает личность. Чувства и мысли индивидов толпы нивелируются, она обладает как бы единой душой (этот принцип выражается в "законе духовного единства толпы").

 

постструктурализм (с 1960-х)

 

Мишель Фуко (1926-1984), Умберто Эко (1932), Ролан Барт (1915-1980)

 

Направление, расматривающее возрастающую динамичность социального мира как текст, под которым понимаются содержание и смыслы конкретной культуры.

 

структуралистский конструктивизм (с 1970-х)

 

Пьер Бурдье (1930-2002)

 

Бурдье считал, что данный подход позволяет устанавилвать причинно-следственные связи между социальными являениями в условиях динамичного и неравномерного распределения ресурсов.

 

Теория габитуса: система прочных приобретённых предрасположенностей и исходных установок для социальных импровизаций.

 

Габитус похож на предустановку, но включает в себя "социальные импровизации".

 

структурационая теория

 

Энтони Гидденс (1938) как ведущий интерпретатор классической социологической теории видит новые возможности социалього преобразования и демократизации.

 

Аутопойетическая теория

 

аутопойесис - самотворение.

 

Никлас Луман (1927-1998) - рассматривает общество как живую социальную систему, способную к самовоспроизводству.

 

 

4. Современные социологические теории.

5. Методы социологии.

6. Этапы проведения социологического исследования.

7. Виды социологического исследования.

8. Общество как социальная система. Виды социальных систем.

9. Личность в социологии. Структура личности.

10.  Место личности  в различных  социальных системах.

11. Теории личности.

12.  Биологические теории личности.

13. Психологические теории личности.

Психологическое- рассматривает личность как продукт психических характеристик.

 

14. Социологические теории личности.

15. Социальные институты, сущность, виды.

   Социальные институты - система социальных связей, регулирующая взаимодействие людей в ходе удовлетворения их потребностей.В социальном обществе насчитывают сотни институтов, но более всего выделяют политический институт, экономический институт, социально - культурный институт, институт религии, институт образования, а так же институт семьи. Примеры институтов: семья, образование, армия, милиция, здравоохранение, банки, право и т. д.

Приспосабливаясь к среде, общество создает свои социальные институты, на которые влияют непосредственно историческое время, географическое местоположение, этнические и культурные отношения, религиозная и политическая власть и т.д. Поэтому институты разных обществ отличаются друг от друга и отражают культурный облик характерный для этого общества.

Различают пять фундаментальных потребностей и пять основных социальных институтов:

1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);

2) потребности в безопасности и порядке (государство);

3) потребности в добывании средств существования (производство);

4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты образования);

5) потребности в решении духовных проблем (институт религии).

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. 1) Репродукция - Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство, образование, культура.

2) Производство и распределение. Обеспечиваются экономически - социальными институтами управления и контроля -- органы власти.

3) Социализация -- передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности -- институты семьи, образования, религии и др.

4) Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

5) Регулирование использования власти и доступа к ней - политические институты

6) Коммуникации между членами общества - культурные, образовательные.

7) Защита членов общества от физической опасности - военные, правовые, медицинские институты.

Явные функции социальных институтов записаны в уставах, формально заявлены, приняты сообществом причастных людей, декларированы. Поскольку явные функции всегда оглашены и в каждом обществе этому сопутствует довольно строгая традиция или процедура (от помазания на царство или президентской клятвы до конституционных записей и принятия специальных сводов правил или законов: об образовании, здравоохранении, прокуратуре, социальном обеспечении и т.п.), они оказываются необходимыми, более формализованными и подконтрольными обществу.

Латентные функции институтов - те, которые скрытые, не зявленые. Иногда они вполне тождественны заявочным функциям, но обычно между формальной и реальной деятельностью институтов существует расхождение.

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. если какой-либо институт своей деятельностью наносит обществу вред, то это называется дисфункцией института. Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств. Рассматривая дисфункцию социального института можно привести такой пример: институт образования - готовит всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых специалистов общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь необразованных людей, дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию. Если происходит нарастание дисфункции, то это может привести к дезорганизации общества.

 

.

 

16. Структура социального института.

 Каждый из институтов представляет собой сложную систему, состоящую из множества подсистем, которые также носят название институтов, но это не основные, или подчиненные, институты, например, институт законодательной власти в рамках политического института.

Социальные институты - это постоянно развивающиеся системы. Более того, в обществе постоянно идет процесс формирования новых социальных институтов, когда определенные социальные отношения требуют придания им более четкой структурированности, закрепленности. Такой процесс называется институционализацией.

Структуру социального института образуют:

  • социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;
  • совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;
  • система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);
  • идеологические обоснования деятельности социального института;
  • социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

 

 

Вертикальный способ взаимодействия института и личности - тоталитаризм.

 

Горизонтальный способ - демократия.

 

17. Распределение социальной нормы в обществе.

18. Социальный контроль: сущность, виды.

      - способ социальной саморегуляции во взаимодействии человека и общества, приводящий к воспроизводству доминирующего типа социальных отношений.

Социальный контроль состоит из двух элементов — социальных норм и социальных санкций.

Социальные нормы — социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей.

Социальные санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

 

 

Механизмы реализации:

 

1 социализация человека - освоение человеком норм, правил, ценностей общества, позволяющих ему включаться в систему социальных связей.

2 групповое давление - когда человек вынужден подчиняться тому мнению, тем решениям, которые разделяет большинство группы или общества.

3 принуждение - насилие. Существует в виде формальных или неформальных позитивных или негативных санкций.

Социальное поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное и недопустимое, называется отклоняющимися от нормы, или девиантным. Девиантность не следует понимать как качество конкретного поведения.

Под девиантным поведением в узком понимании подразумеваются такие поведенческие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания.

19.  Социальные санкции.

Санкция признается основным инструментом социального контроля и представляет собой стимул для соблюдения норм, выраженный в форме поощрения (позитивная санкция) или наказания (негативная санкция). Санкции бывают формальные, налагаемые государством или специально уполномоченными организациями и лицами, и неформальные, выраженные неофициальными лицами.

Социальные санкции - это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. В этом плане социальные санкции можно назвать охранником социальных норм.

Социальные нормы и социальные санкции представляют собой неразрывно целое, и если у какой-то социальной нормы отсутствует сопровождающая ее социальная санкция, то она теряет свою социально-регулирующую функцию. Например, еще в XIX в. в странах Западной Европы социальной нормой считалось рождение детей только в законном браке. Поэтому незаконнорожденные исключались из наследования имущества родителей, ими пренебрегали в повседневном общении, они не могли заключать достойные браки. Однако общество по мере своей модернизации и смягчения общественного мнения относительно незаконнорожденных стало постепенно исключать неформальные и формальные санкции за нарушение данной нормы. В результате данная социальная норма вообще перестала существовать.

Выделяют следующиемеханизмы социального контроля:

  • изоляцию — изолирование девианта от общества (например,тюремное заключение);
  • обособление — ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику);
  • реабилитацию — комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни.

Типы социальных санкций

Санкции Позитивные (поощрения) Негативные (наказания)
Формальные (официальные) Медали и ордена, степени и дипломы, стипендии и премии, титулы, грамоты Штрафы, арест, разжалование, конфискация имущества, тюремное заключение, казнь
Неформальные (неофициальные) Похвала, одобрение, комплименты, слава, хорошие отзывы, aплодисменты, улыбка Оскорбительный тон, насмешка, ругательства, устный выговор, демонстративное игнорирование, бойкот

Хотя официальные санкции кажутся более эффективными, на самом деле для человека более важными бывают неформальные санкции. Потребность в дружбе, любви, признании или боязнь насмешек и стыда часто оказываются действеннее, чем ордена или штрафы.

В процессе социализации формы внешнего контроля усваиваются человеком так, что они становятся частью его собственных убеждений. Формируется система внутреннего контроля, именуемаясамоконтролем. Типичный пример самоконтроля — муки совести человека, совершившего недостойный поступок. В развитом обществе механизмы самоконтроля превалируют над механизмами внешнего контроля.

 

20. Современное состояние российских социальных институтов.

   Соц институт брака в россии. В условиях России семья оказалась на перекрестке двух

широкомасштабных процессов – модернизации самого института семьи и

радикальных перемен в общественном развитии. Нестабильность современной

семьи в России была усилена спецификой ее исторического развития в ХХ веке.

Наиболее тяжелым для социального института семьи, пошатнувшим

сами его основы явилось то, что в годы Советской власти произошло

отчуждение семьи от права частной собственности. Последствием этого

ограничения явилось изъятие права наследования этой собственности, на чем,

как известно, в значительной степени зиждется связь между поколениями.

Деприватизация производственно-хозяйственной функции семьи породила со-

циальное иждивенчество и неоправданные надежды на удовлетворение

витальных потребностей семьи за счет общественного распределения, а в итоге

– утрату индивидуальной инициативы в реализации изначально присущей

семье заботы о материальном ее благополучии. Эти процессы еще более

усугубились глубоким социально-экономическим кризисом и нравственно-

психологической дезорганизацией российского общества в 90-е годы ХХ века,

которые были вызваны вторым, за одно столетие, переходом России к новому

общественному строю, в условиях которого функционирование и развитие

института семьи сопровождается проблемами не только материального, но и

духовно-идеологического порядка.

Современное состояние социального института семьи в России, на наш

взгляд, можно оценить как кризисное. Оно проявляется в том, что: 1) семья не в

состоянии полноценно выполнять свою важнейшую для социума институциональную функцию воспроизводства населения, что находит

проявление в изменении брачного поведения, массовой малодетности семьи и

депопуляции населения; 2) произошла дезорганизация институциональных

функций социализации и первичного социального контроля из-за ослабления

воспитательного потенциала семьи; 3) семья не может обеспечить

экономическую защиту и поддержку своих членов, а, следовательно, и

выполнение своей экзистенциальной функции – содержания детей. На рубеже

ХХ и XXI вв. хотя и проявились тенденции, способствующие возрождению

производственно-экономической функции российской семьи, но в целом это

оказало слабое воздействие на стабилизацию специфических функций

института семьи: воспроизводства, содержания и социализации поколений; 4)

обострился конфликт между обществом и семьей, который нашел свое

проявление в падении посреднической роли института семьи в отношениях с

другими социальными институтами общества и, прежде всего, государством. В

социально-правовом пространстве семья выступает в качестве объекта

манипулирования со стороны государства и его институтов, а не

самостоятельного и автономного субъекта социальных отношений; 5)

продолжается эрозия форм семьи из-за продолжающегося процесса ее

нуклеаризации, элиминирования социокультурных норм многодетности

имеющего место в русле исторического перехода от традиционной семьи к

модернизированной, с ослабленным родством и родительством и

трансформированными семейными ролями супругов.

Правда в России этот кризисный процесс протекает весьма специфично,

что требует организации широких научных изысканий по данной проблеме.

Тем не менее, ценность семьи и семейного образа жизни остается для

россиян очень высокой. Многочисленные исследования, проведенные среди

российских граждан разного возраста, свидетельствуют о высоком рейтинге

семейного образа жизни среди большинства респондентов. Это объясняется

тем, что в российской ментальности процесс замещения семейных ценностей

ценностями индивида непосредственно не связан с девальвацией ценностидетей и ценности родительства, что является главным условием преодоления

институционального кризиса семьи и дает позитивную надежду на возрождение

и стабилизацию ее социальных функций.

 

21.  Функции, латентные функции, дисфункции социальных институтов. Теория аномии.

       Функции института проявляются в реализации его общественной необходимости.

 

1 регулирующая

2 воспроизводящая

3 контролирующая

4 интегрирующая (включающая)

5 коммуникации

 

Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и вовсе остаются неосознанными до конца. Очень часто на практике некоторые институты продолжают существовать, хотя они не только не выполняют своих функций, но и порой даже препятствуют им. Это является доказательством того, что у данного института существуют скрытые функции, которые удовлетворяют потребности определенных социальных групп. Чаще всего подобное явление можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в очень большой степени. Хотя латентные функции очень трудно распознать, именно они представляют особый интерес для социолога.

 

Такое функционирование социального института, когда наряду с пользой для общества он одновременно наносит ему и вред, называется дисфункцией.

Несоответствие деятельности социального института характеру социальных потребностей, или обусловленное таким несоответствием нарушение выполнения своих функций другими социальными институтами может иметь очень серьезные негативные последствия для всей социальной системы.

В качестве наиболее показательного примера здесь можно привести коррупцию как дисфункцию политических институтов. Эта дисфункция не только мешает самим политическим институтам выполнять должным образом свои непосредственные задачи, в частности пресекать противоправные действия, преследовать правонарушителей, контролировать деятельность других социальных институтов. Паралич органов власти, вызванный коррупцией, оказывает огромное воздействие на все остальные социальные институты. В сфере экономики увеличивается теневой сектор, огромные объемы средств не попадают в государственную казну, совершаются прямые безнаказанные нарушения действующего законодательства, происходит отток инвестиций. Подобные процессы протекают и в других социальных сферах. Жизнь общества, функционирование его основных систем, в том числе и систем жизнеобеспечения, к которым относятся основные социальные институты, парализуется, развитие прекращается, начинается стагнация.

Таким образом, борьба с дисфункциями, предотвращение их возникновения является одной из основных задач социальной системы, позитивное решение которой может привести к качественной интенсификации социального развития, оптимизации социальных отношений.

Отправной точкой для создания социологических теорий девиации послужила теория аномии Э. Дюркгейма. Аномия – это общественное состояние, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми.

Таким образом, состояние аномии возникает тогда, когда «старые нормы» уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы, слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными ориентирами в поведении.

 

22. Первичные социальные контакты. 

 Самым простым видом связей следует признать социальные контакты. Эти контакты являются максимально простыми, элементарными связями между отдельными индивидами.

Первым шагом в построении социальных связей являются пространственные контакты. Они отражают ориентацию людей в социальном пространстве, при которой индивиды представляют себе, где находятся другие люди и сколько их. Они могут предполагать наличие других людей или видеть их. Уже предположение о наличии некоторого количества других людей может изменять поведение индивидов в обществе. Отметим, что при пространственном контакте индивид не может выделить из общего количества окружающих его людей никаких отдельных обособленных объектов. Он оценивает окружающих людей как некоторое целое.

Выделение из общества окружения некоторых особенных объектов может происходить только при контакте заинтересованности. При таком контакте индивид выделяет из своего социального окружения определенного индивида или социальную группу, на которую он обращает свое внимание, которых он может использовать для углубления социальных связей. Контакты заинтересованности используются, в частности, при изучении воздействия рекламы на поведение людей.

Самым последним видом контактов являются контакты обмена. В ходе таких контактов происходит кратковременный обмен ценностями между отдельными индивидами. При этом все внимание обращается на сам предмет обмена. Примером такого контакта может служить покупка газеты, когда покупатель, не обращая внимания на продавца, отдает деньги и получает газету.

Каждый раз, когда индивид начинает общение с другими людьми, он обязательно должен пройти все эти три вида контактов, для того чтобы перейти к более сложным социальным связям.

 

23. Теория социального действия М.Вебера.

 

М.Вебер считал, что социальная философия, которую он характеризовал как теоретическую социологию, должна изучать прежде всего поведение и деятельность людей, будь то отдельный человек или группа. Отсюда основные положения его социально- философских воззрений укладываются в созданную им теорию социального действия. Что же такое социальное действие? « Действием- писал М.Вебер,- следует…называть человеческое поведение (безразлично, внешнее или внутреннее деяние, недеяние или претерпевание), если и поскольку действующий ( или недействующие) связывает с ним некоторый субъективный смысл. Но «социальным действием» следует называть такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим или недействующими, отнесено к поведению других и это ориентировано в своём протекании». Таким образом, наличие объективного смысла и ориентации на других выступают у М.Вебера как решающие компоненты социального действия. Тем самым понятно, что субъектом социального действия может выступать только личность или многие личности. М. Вебер выделил четыре основных вида социального действия:1) целерациональное, т.е. через ожидание определённого поведения предметов внешнего мира и других людей и при использовании этого ожидания как «условия» или как «средства» для рационально направленных и регулируемых целей; 2) целостно- рациональное. « т.е. через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или как-либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определённого поведения, взятое просто как таковое и независимо от успеха»; 3) аффективное; 4) традиционное, «т.е. через привычку».

 

М.Вебер, естественно, не отрицал наличия в обществе разных общих структур, типа государство, отношений, тенденций и т.д. Но в отличие от Э.Дюркгейма все эти социальные реальности у него производны от человека, личности, социального действия человека.

 

Социальные действия составляют, по Веберу, систему сознательного, осмысленного взаимодействия людей, в котором каждый человек учитывает влияние своих действий на других людей и их ответную реакцию на это. Социолог же должен разобраться не только в содержании, но и в мотивах действий людей, основанных на тех или иных духовных ценностях. Другими словами, необходимо осмыслить, понять содержание духовного мира субъектов социального действия. Осмыслив это, социология выступает как понимающая.

 

24. Теория обмена Д.Хоманса.

     Дж. Хоманс выделяет шесть аксиоматических положениях (постулатах) теории обмена.

1. Аксиома успеха: чем чаще соответствующие действия людей получают вознаграждения, тем вероятнее, что эти действия будут осуществляться ими с определенной частотой и дальше. Пример. Девушка имела успех на танцах. Конечно, есть и впредь захочется посещать танцевальные вечера.

2. Аксиома стимула: если в прошлом тот или иной стимул (или набор стимулов) был связан с вознаграждением действия индивида, то чем более похожи на него стимулы в настоящем, тем вероятнее, что человек совершит такое же (или похожее на него) действие. Пример. Успех сопровождал девушку на танцах в школе, и гораздо меньше – на городской дискотеке. Она всегда предпочтет бывать на школьных танцах.

3. Аксиома ценности: чем большую ценность представляет для индивида результат его действия, тем более вероятно совершение им данного действия и в последующем. Если на танцах в школе девушка встретила молодого человека, который ей понравился, она не пожалеет усилий для того, чтобы танцы состоялись (уговорит директора, напишет сценарий вечера и т.д.).

4. Аксиома депривации—пресыщения: чем чаще в недавнем прошлом индивид получал определенную награду, тем менее ценным становится для него любое последующее получение этой награды. Если у девушки установились близкие отношения с молодым человеком, она может не стремиться на танцы, т.к. есть другие варианты для встреч.

5. Аксиома агрессии — одобрения: а) если действие индивида не вызовет ожидаемого вознаграждения или приведет к наказанию, он испытает состояние гнева, и возрастет вероятность того, что более ценным для человека станет агрессивное поведение; б) если действие индивида ведет к ожидаемому вознаграждению или не приведет к ожидаемому наказанию, то он испытает чувство удовольствия, и тогда возрастет вероятность того, что он воспроизведет одобряемое поведение, поскольку оно будет для него более ценным.

6. Аксиома рациональности: при выборе между альтернативными действиями индивид изберет то, для которого ценность результата, помноженная на вероятность его получения, наибольшая.

 

 

25. Теория символического интеракционизма Д. Мида.

Джордж Герберт Мид (1863—1931) считается основоположником символического интеракционизма. Дж. Мид признавал важность изучения наблюдаемого поведения, но также считал, что существуют скрытые аспекты поведения. Дж. Мид и Г. Блумер развивали учение, которое должно было противостоять не только бихевиоризму, но и структурному функционализму. По их мнению, оба течения фокусировали внимание на факторах, влияющих на человеческое поведение. Обе теории пренебрегали процессом, с помощью которого действующие субъекты придают значение действующим на них силам и своему поведению. Человек живет в мире значений, а не стимулов.

Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на коммуникации. Он считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения, разгадывая их на основе анализа поступков и нашего прошлого опыта в подобных ситуациях. Вытянутая рука может символизировать приветствие, мольбу о помощи или нападение. Лишь придав жесту значение, мы можем на него реагировать - пожать руку другому человеку, крепко схватить ее или удалиться.

Для сторонников символического интеракционизма важно изучать процесс, с помощью которого актор принимает решение в пользу того или иного действия. Интерпретациястимула осуществляется в промежуток времени между воздействием стимула и нашей ответной реакцией. В это время мы осмысливаем значение стимула и принимаем решение, как на него реагировать. Действующий может обдумать, как молжет отреагировать другой человек, и подготовить свою реакцию на его реакцию. Например, жена упрекает мужа и, зная, что это вызовет у него агрессивную реакцию, готова к «боевым действиям».

 

Основным механизмом социального действия является жест. Жесты бывают «незначащие» (фехтовальщики на спортивном помосте инстинктивно приспосабливаются друг к другу) и «значащие» (вызов соперника на дуэль требует размышления о намерении нанести Вам обиду своим действием). Жест, который вызывает реакцию одного типа у действующего и того, на кого направлено действие, называется значащий символ. Благодаря значащим символам возможна символическая интеракция. Поэтому коммуникация в собственном смысле слова возможна только между людьми. Наиболее ярким представителем значащего символа является язык. Поскольку мы усваиваем значения различных символов в процессе социального взаимодействия, они для всех нас оказываются общими. Слово кошка или собака вызывает у произносящего слово человека такой же мысленный образ, что и в тех, кому оно адресовано.

Изучение характера, форм и средств использования людьми тех или иных символов, а также социальных значений и смыслов, придаваемых им индивидами в ходе их взаимодействия, является одним из основных способов исследования социального поведения, деятельности личности, в целом получения определенной картины и модели конкретного общества.

 

26. Теория феноменологии А.Щюца.

Самый значимый итог феноменологической социологии Шюца - это анализ свойств обыденного мышления и повседневности, которую он рассматривал как одну из сфер человеческого опыта, характеризующуюся особой формой восприятия и осмысления мира.

В соответствии с научной позицией люди воспринимают различные объекты как феномены (явления) на основании пяти чувств, присущих человеку. Однако выявление формы, цвета, звука и.т.д. объекта позволяет сказать нам о нем не так много, как хотелось бы. Для того чтобы объект стал для людей значимым, они должны перейти от чувственного опыта по отношению к нему к его логическому упорядочению и определению. Этот переход осуществляется сначала в сознании отдельного индивида, а затем, что еще более важно, во взаимодействии между индивидами (происходит переход от субъективности к интерсубъективности).

Здесь приобретает значение особое понимание того, что такое человеческое действие. Если в рамках многих теоретических подходов действие выступает как отношение к внешним объектам и другим людям, то в феноменологической социологии оно рассматривается как воздействие сознания на чувственный опыт с целью получения знания. Другими словами, действие есть внутренний процесс осознания - как индивидуального, так и группового, коллективного. В этом состоит суть феноменологической социологии. В то же время нужно иметь в виду, что особую роль в ней играет знание, без него упорядочение чувственного восприятия мира человеком невозможно. Поскольку чувственное восприятие - компонент повседневной жизни, постольку главную роль в феноменологической социологии играет повседневное знание.

Шюц исходит из того, что мир, в котором живут люди, - это мир объектов с более или менее определенными качествами. Каждый из этих объектов связан с предшествующим опытом обыденного сознания людей, живущих в своем повседневном бытии среди себе подобных. Человеческий мир - это и мир природы, и мир культурных объектов и социальных институтов. Люди стремятся наладить с ним взаимоотношения и воспринимают его как не субъективный, а интерсубъективный мир. Последний и есть социальная реальность. Задача же социологиисостоит в том, чтобы получить о нем упорядоченное знание, а также раскрыть значения и смыслы, которые лежат в основе этого знания.

Интерсубъективиый мир, по Шюцу, - это общий для всех людей мир, актуально данный или потенциально доступный каждому на основе интеркоммуникации и языка. Социолог называет этот мир "высшей реальностью", потому что, с какой бы иной реальностью ни имел дело человек, как бы далеко он ни удалялся от повседневной действительности, в конечном счете, он всегда в нее возвращается. В этом смысле она является первичной и высшей по отношению к другим реальностям.

 

27. Социальная группа: сущность, функции, признаки.

    Соц. группа- совокупность людей, взаимодействующих определённым образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

 

Существуют различные подходы к классификации функций социальных групп. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:

· Социализации: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений;

· Инструментальную: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей;

· Экспрессивную: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;

· Поддерживающую: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.[7]

Основные признаки соц. Групп :

 

- четко определенное членство в группе, ощущение принадлежности и границ группы и ее места в организации;

- групповое сознание, которое касается прежде всего признания правильности и уместности социальных норм, характерных только для данной группы, а также связи этих норм с нормами культуры и организации;

- ясно понимаемые цели – необходимый признак группы в организации, так как сама организация представляет собой целевую группу;

- взаимозависимость между членами группы, которая может возникать только в ходе совместной деятельности, направленной на достижение общих целей;

- способность индивидов действовать в составе группы, что предполагает комфортность к существующим нормам, признание лидеров группы и взаимодействие без социальной напряженности и конфликтов;

- наличие четко определенных групповых ролей, обусловленных местом работника в организации, т.е. его статусом и позицией.

 

28. Классификация малых социальных групп.

            В больших группах люди взаимодействуют опосредованно, в малых - непосредственно.

 

Малые группы подразделяются наформальные и неформальные. Формальные группы объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру, необходимую для достижения этих целей. Неформальные группы не имеют формально установленной структуры. Взаимодействие членов неформальной группы стихийно, оно определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей. Однако и в ней существует внутригрупповая иерархия.

 

Референтная (от лат. referentis - сообщающий), илиэталонная группа - группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные. Так, специалист ориентируется на определенную группу уважаемых коллег, спортсмен - на нормы ему известных рекордсменов и т. п. Закоренелых преступников не огорчает неодобрение большинства людей, но они чутко реагируют на позицию своей преступной группы.

Различные группы могут быть референтными в различных отношениях. Подросток может высоко ценить нормы поведения своих товарищей и родителей. Многие поступки человека в микросреде объясняются его стремлением к самоутверждению референтной группе.

Социально положительная группа оказывает мощное воздействие на социально-психологическое развитие индивида. Включаясь в эти группы уже с рождения, ребенок черпает в них все необходимые ему компоненты социального опыта, человеческой культуры. В социальных группах реализуются различные способности индивида. В них он узнает цену себе, осознает свои сильные и слабые стороны.

Однако социальная группа может не только усиливать, но и подавлять возможности индивида (эффект группового подавления называется ингибицией). Асоциальная же общность может оказать роковое воздействие на судьбу личности, не прошедшей горнило социализации. Особенно опасны для формирующейся личности случайные, ситуативно возникающие асоциальные общности. В такой общности индивид деиндивидуализируется, обезличивается. Вступая на путь бездумного послушания криминализированному лидеру, личность сходит с пути социального развития, попадает в ловушку примитивных зависимостей и обязанностей, ее формирование начинает осуществляться по эталонам эрзацкультуры.

Социальные группы могут занимать различные позиции в отношении базовых социальных ценностей. Их деятельность может бытьсоциально ориентированной (производственные, учебные, общественно-культурные и т.п. объединения),асоциальной - ориентированной на удовлетворение потребностей лишь членов данной группы (хиппи, рокеры, брейкеры и т. п.) иантисоциальные - преступные группы.

Жизнедеятельность антисоциальной группы осуществляется по жестким канонам, правилам рангового соответствия, закона силы, круговой поруки, гонения слабых и т.п. Криминальные, антисоциальные группы имеют принципиально иную, отличающуюся от социально положительных групп, организацию.

Наряду с социально развитыми выделяютсяпримитивные группы (дворовые объединения, компания собутыльников и т. п.).

В тюрьмах, в армии некоторые неформальные группы приобретают особую власть, основанную на беспощадной жестокости к тем, кто оказывается на дне данной микросоциальной пирамиды. Поведение главарей отличается крайним эгоизмом, самоутверждением через неограниченную власть, упоением вседозволенностью. Здесь власть основывается на грубой физической силе - наверху оказываются наиболее агрессивные типы, те, кто навязывает конфликты и умеет одержать верх в конфликтном противоборстве. Утверждение во власти приводит к дальнейшим деформациям - создается почва для высокомерия, чванства и самодурства.

В социально положительных неформальных группах лидерами становятся глубоко уважаемые, умные и высоконравственные личности, заботящиеся не о личной власти, а о развитии группы, обеспечивающие ей успех в межгрупповом отборе.

Значительную часть формальных средних и малых групп составляют производственные группы, трудовые коллективы. Это группы открытого типа - они открыты для широких социальных связей, постоянно пополняются новыми членами, интегрируются в широкие профессиональные объединения. Деятельность этих групп в значительной мере регламентирована: определены порядок их деятельности, критерии оценки результатов работы. Формированием профессиональных групп занимаются соответствующие социальные организации.

Социум воспроизводит себя как экономически стабильное образование в основном посредством профессиональных групп. Однако потребности общества выходят далеко за рамки профессиональной деятельности. Наряду с профессиональными и другими формальными группами в нем постоянно образуются самодеятельные социальные группы, ориентированные на реализацию вновь возникающих социальных потребностей

 

 

29. Классификация больших социальных групп.

           В больших группах люди взаимодействуют опосредованно, в малых - непосредственно.

 

Большаясоциальная группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации.

Признаки больших социальных групп:
1) имеют структурную и функциональную организацию;
2) социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп является групповое сознание, обычаи и традиции;
3) определенный психический склад, групповая психология;
4) оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п.;
5) определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие.

Виды больших социальных групп:
1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:
а) объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей;
б) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей;
2) по времени существования:
а) длительно существующие группы (классы, нации);
б) временно существующие группы (толпа, аудитория);
3) по организованности-неорганизованности:
а) организованные группы (партии, союзы);
б) неорганизованные (толпа);
4) по возникновению:
а) возникшая стихийно (толпа);
б) организованная сознательно (партии, ассоциации);
5) по контактности членов группы:
а) условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой;
б) реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания);
6) по открытости:
а) открытые;
б) закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп.

 

30. Квазигруппы.

        Квазигруппа- неустойчивая группа со слабовыраженными связями.

Квазигруппы имеют следующие отличительные черты:

• спонтанность образования;
• неустойчивость взаимосвязей;
• отсутствие разнообразия во взаимодействиях;
• кратковременность совместных действий.

Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо образуют устойчивые социальные группы.

Существует три основных вида квазигрупп. Рассмотрим их особенности.

Самой неустойчивой из всех видов квазигрупп следует считать аудиторию. Аудитория представляет собой социальную общность людей, объединенных взаимодействием с коммуникатором — индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до членов этой общности. Таким образом, мы можем наблюдать весьма своеобразный способ взаимодействия между членами данной общности. Аудитория распадается после того, как заканчивается передача информации со стороны коммуникатора. Однако могут быть случаи, когда аудитория распадается раньше из-за непонимания предоставленной информации. Аудитории могут быть разными по количеству членов — от студенческой аудитории, собранной в одном зале, до аудитории газеты, журнала или телевизионного канала. Во многих случаях мы не можем точно определить количественный состав аудитории, но можем говорить о ее увеличении или уменьшении в зависимости от качества подаваемой от коммуникатора информации. В некоторых случаях подаваемая информация позволяет управлять поведением аудитории.

Вторым видом квазигрупп является толпа. Толпа представляет собой активный вид квазигруппы. Под толпой мы будем понимать некоторую совокупность индивидов, объединенных в замкнутом физическом пространстве на основе общности интересов. При этом предполагается некоторая внутренняя общности членов толпы. Ощущение себя как целого, взаимодействие на уровне подсознания — именно эти признаки отличают толпу от социальной агрегации. Поведение толпы может существенно различаться в зависимости от ситуации. Например, толпа может просто наблюдать, а может и действовать, сметая все на своем пути, поддерживая какую-либо идею или какого-либо политического деятеля. Поведение человека в толп в значительной степени отличается от поведения его вне этой социальной общности. Основой этого отличия является эмоциональное включение индивида в толпу.

Третьим видом квазигрупп являются социальные круги. Социальные круги представляют собой социальные общности, создаваемые людьми с целью обмена информацией. Каждый социальный круг предполагает более или менее повторяющееся взаимодействие, осуществляемое только с целью обмена информацией между членами этой социальной общности. Социальные круги изучаются социологами, так как именно в них формируется общественное мнение. Кроме того, важность социальных кругов состоит в том, что они являются самыми устойчивыми квазигруппами.

По своей природе социальные круги представляют собой свободные союзы, основанные на контактах обмена, все внимание в них обращается на обмен информацией между членами союза. Социальные круги есть один из видов квазигрупп, характеризуемый критериями вхождения в них, каковыми являются заинтересованность в получаемой информации, а также принадлежность к определенной субкультуре, что часто выражается в: сходных социальных статусах. Этот вид квазигрупп подразделяется на несколько типов в зависимости от типа критериев вхождения индивидов в социальный круг. Например, это могут быть профессиональные или статусные социальные круги.

 

31. Динамические групповые процессы: лидерство, лидерские стили, теории лидерства.

32.  Психология толпы Г.Тарда, Г.Лебона.

33. Теории бюрократии М.Вебера, Р. Мертона.

34. Социометрия как метод изучения групповых процессов.

   Термин «социометрия» - от латинского societas (общество) и metrium -измеряю – обозначает . отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы,
Целью социометрического исследования могут стоять следующие вопросы:

измерение степени сплоченности – разоблаченности;

выявление соотносительного авторитета внутри группы по позициям симпатии-антипатии.

обнаружение внутригрупповых подсистем.

Групповые процессы — это в первую очередь такие процессы, которые организуют деятельность группы. С одной стороны, это совокупность предписаний, правил, которыми обязаны руководствоваться ее члены в сфере их формальных, служебных контактов, с другой — "неписаные" нормы, отношения, добровольно принятые и разделяемые членами сообщества.

 

35. Социальная стратификация: сущность, признаки, причины социального неравенства.

36. Социальная стратификация К.Маркса, М.Вебера, П. Сорокина.

37. Исторические типы стратификационных систем.

38. Стратификационная пирамида. Характеристика стратификационных слоев.

39.  Состояние современного российского среднего слоя.

40.  Социальная мобильность: сущность, виды, каналы мобильности .

41. Социология культуры: сущность, виды культуры: массовая, народная, элитарная.

42. Культурный релятивизм и культурный этноцентризм: характеристика и иллюстрации. Взаимодействие культур в современном мире.

43.  Социальные процессы и социальные изменения. Типы социальных изменений.

44. Типы общественного развития (Д.Белл, К.Маркс,Г.Ленски, Морган).

45.  Вклад О.Конта в развитие социологического знания.

46.  Вклад Э.Дюркгейма в развитие социологического знания.

47.  Вклад М.Вебера в развитие социологического знания.

48. Вклад Т.Парсонса в развитие социологического знания.

49.  Вклад Э.Гидденса в развитие социологического знания.

50. Характеристика тезиса «Смерть Автора».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 130.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...