Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
НОРМАТИВНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ СЛОВСтр 1 из 2Следующая ⇒
ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ (ЭКЗАМЕН)
БЛОК 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
1. Язык является: 1) средством общения; 2) предметом речи; 3) способом общения; 4) наукой о языке.
2. Речь - это: 1) процесс общения; 2) лексический запас языка; 3) интонация голоса; 4) мыслительная деятельность.
3. Для того чтобы возникла речь необходимы: 1)большой запас лексики ; 2) умение красиво говорить; 3) потребность сказать; 4) наличие большой аудитории.
4. литературным языком необходимо считать: 1) нормативный, соответствующий установленным правилам; 2) используемый только в официальной обстановке; 3) состоящий из специальных терминов; 4) применяемый в средствах массовой информации.
5. Речевая ошибка предполагает: 1) неправильное образование слова; 2) неточное употребление знаков препинания; 3) нарушение логики повествования; 4) написание одной буквы вместо другой.
6. Функциональные стили можно разделить на: 1) научный и официально-деловой ; 2) публицистический и художественный; 3) разговорный и научный; 4) книжный и разговорный.
7. Книжный и разговорный стили различаются по: 1) целям и средствам их использования; 2) адресату речи; 3) количеству лексических единиц; 4) полезности использования.
8. Двумя основными разновидностями речи являются: 1) диалектная и просторечная; 2) разговорная и книжная; 3) жаргонная и профессиональная; 4) с одним человеком и двумя.
9. Правильность речи определяется по: 1) использованию выразительных средств языка; 2) логическому построению повествования; 3) соблюдению языковой нормы; 4) отсутствию «лишних» слов.
10. Словари русского языка можно отнести: 1) к справочной литературе; 2) к научно-популярной литературе; 3) к художественной литературе; 4) к публицистике.
БЛОК 2 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
11. Лексика представляет собой: 1) грамматическую оформленность слова; 2) словарный состав языка; 3) связь между значениями слова; 4) систему словообразования.
12. В определённой среде профессиональной деятельности человека используется лексика: 1) общеупотребительная; 2) диалектная; 3) профессиональная; 4) жаргонная.
13. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, называется: 1) фонетика; 2) морфология; 3) графика; 4) синтаксис.
14. Устойчивые сочетания слов, используемые для называния отдельных предметов, называются: 1) неологизмы; 2) заимствованные; 3) фразеологизмы; 4) устаревшие.
15. Гласные звуки делятся на: 1) твёрдые и мягкие; 2) ударные и безударные ; 3) звонкие и глухие; 4) парные и непарные.
16. Орфоэпия изучает: 1) соотношение звуков и букв; 2) лексическое значение слова; 3) правила литературного произношения; 4) части речи.
17. Значимые части слова – это 1) приставка, корень, окончание; 2) корень, суффикс, окончание; 3) основа, окончание; 4) приставка, корень, суффикс.
18. Основными орфографическими единицами являются: 1) звуки и буквы; 2) орфограммы; 3) части слова; 4) слова и предложения
19. Морфологический, фонетический, традиционный – это способы: 1) морфологии; 2) словообразования; 3) орфографии; 4) синтаксиса.
20. Образование слов при помощи соединительных гласных происходит при: 1) суффиксальном способе словообразования; 2) бессуффиксном способе словообразования; 3) сложении; 4) приставочном способе словообразования.
БЛОК 3 ФОНЕТИКА
21.В каком ряду расположены слова, в которых совпадает количество звуков и букв? 1) страстное, бьющаяся, подстричь; 2) июльский, маячить, прелестное; 3) создаёшь, поющие, местность; 4) тростниковые, вскользь, разъярившийся.
22. В каком ряду расположены слова, в которых звуков больше, чем букв? 1) непреложные, алюминиевый, грустный; 2) юридический, вьетнамская, предыдущим; 3) предъявление, яростный, вальсировать; 4) Япония, воюющий, юбиляр.
23. В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки звонкие? 1) сбросил, ежевика, чемодан; 2) южный, мороз, резвый ; 3) деревня, царица, небесный; 4) ножны, сделали, вьюжная.
24. В каком ряду во всех словах есть звук [ш]? 1) расширить, пейзаж, дрожжи; 2) шлифовальщик, нарежьте, гаражный; 3) съешьте, ложки, предложить ; 4) стриж, намажьте, чтобы.
25. В каком ряду во всех словах нет звука [ж]? 1) перебежчик, фляжка, гараж; 2)обжаловать, жизнелюбие, жалоба; 3) разжигать, жонглёр, ворожба; 4) дружба, плодоножка, поджигатель.
26. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают мягкие согласные звуки? 1) одеколон, аккордеон, терраса; 2) гипотенуза, темп, адекватный; 3) дебошир, альма-матер, революция; 4) альтернатива, антенна, тезисы.
27. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают твёрдые согласные звуки? 1) тендер, гортензия, инерция; 2) тепловоз, интеграция, декорация; 3) интервью, кафе, детализация; 4) кибернетика, продюсер, резерв.
28. В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге? 1) живность, овен, дзюдо; 2) лечо, дефис, дралась; 3) древко, созыв, оптовый; 4) сливовый, бездарь, статуя.
29. В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге? 1) кухонный, добыча, допив; 2) искоса, ждала, защелкать; 3) гербовый, гусеничный, досыта; 4) завидно, изыск, квартал.
30. В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге? 1) отвар, рвалась, подолгу; 2) приняли, наискось, досуха; 3) корысть, щавель, гусеница; 4) кулинария, договор, искра.
БЛОК 4 СЛОВООБРАЗОВАНИЕ 31. Какое слово состоит из приставки , корня, одного суффикса и окончания? 1) воздержанный; 2) вылизывая; 3) примёрзший; 4) скудный.
32. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? 1) надёжный; 2) выбитый; 3) застланный; 4) струсив.
33. В каком ряду во всех словах выделяется приставка об-?: 1) обгоревший, необдуманный, обезьянка; 2) обвенчаться, обвести, обвинитель; 3) обвисший, оберегать, обедать; 4) обворованный, обидчивый, обаятельный.
34. В каком ряду во всех словах есть окончание -о? 1) казачество, пятеро, заново; 2) железо, местожительство, затемно 3) домишко, всечасно, вчетверо 4) началось, вмешательство, шестеро.
35. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме ? 1) всхлип, взрыв, вспять; 2) вход, вскачь, встарь; 3) всплеск, взмах, вскрик; 4) взгляд, взнос, вскользь.
36. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме ? 1) единовластный, златотканый, черноморский; 2) стекловидный, основоположник, любознательный; 3) разнообразный, противотанковый, метростроитель; 4) вольнодумец, конноспортивный, железнодорожный.
37. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме ? 1) возчик, грузчик, стаканчик; 2) калачик, перчик, кончик; 3) пончик, жетончик, ключик; 4) стульчик, пальчик, мячик.
38. В каком ряду во всех словах приставка пере- имеет одно и то же значение? 1) перелетать, переварить, перешить; 2) перегреть, переезжать, перечитать; 3) перевоспитать, пересолить, переносить; 4) перебежать, переползти, перейти.
39. В каком ряду во всех словах приставка при- имеет одно и то же значение? : 1) приоткрыть, пришить, прилететь; 2) притормозить, привстать, привязать; 3) прикрепить, приклеить, приблизить; 4) приподняться, приписать, придумать
40. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке? диво дивить удивить … удивительно 1) удивительный; 2) удивление; 3) удивиться; 4) дивиться.
БЛОК 5 ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
41. Какое из перечисленных слов имеет значение «заботливый, чуткий, предупредительный»? 1) бдительный; 2) внимательный; 3) неослабный; 4) настороженный.
42. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ? 1) Своим человеком у Лаптевых был Ивановский, прозванный ВЕЧНЫМ студентом; 2) Пожалуй, главная тема поэта – тема ВЕЧНОГО одиночества; 3) Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами; 4) Они молча стояли у могилы Неизвестного солдата, глядя на голубое, мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.
43. Значение какого слова определено неверно? 1) МЕЛОМАН – страстный любитель пения и музыки; 2) АНТОЛОГИЯ – сборник избранных художественных произведений разных авторов; 3) КРЕДО – точка зрения, мнение; 4) ВЕРНИСАЖ – торжественное открытие художественной выставки в присутствии специально приглашенных гостей.
44. Значение какого слова определено неверно? 1) РЕЗОНЕР – человек, который любит рассуждать длинно и нравоучительно; 2) ПРИОРИТЕТ – первенствующее положение ; 3) ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ – необязательный, нерегулярный; 4) ФУРОР – неуспех, полная неудача.
45. Выберите правильный синоним к слову МИНОРНЫЙ: 1) жизнерадостный; 2) естественный; 3) печальный; 4) оптимистический.
46. В каком из словосочетаний многозначное слово СТАЛЬНОЙ употреблено в прямом значении? 1) стальной клинок; 2) стальная воля; 3) стальной взгляд; 4) стальные воды моря.
47. Подберите антоним к прилагательному СВЕЖИЙ в словосочетании свежий взгляд: 1) необычный взгляд; 2) новый взгляд; 3) удивлённый взгляд; 4) радостный взгляд
48. Какая пара фразеологизмов не является антонимами? 1) рукой подать, за тридевять земель; 2) семи пядей во лбу, звёзд с неба не хватает; 3) раз-два и обчёлся, как с гуся вода; 4) прежде всего, в последнюю очередь.
49. Какой фразеологический оборот имеет значение «наиболее уязвимое место» 1) авгиевы конюшни; 2) вавилонское столпотворение; 3) ахиллесова пята; 4) филькина грамота.
50. Какой фразеологический оборот имеет значение « защищать, отстаивать»: 1) стоять горой; 2) стоять в стороне; 3) стоять на месте; 4) стоять на своём.
БЛОК 6 МОРФОЛОГИЯ. ЧАСТИ РЕЧИ 51. Все части речи делятся на: 1) главные и второстепенные; 2) значимые и незначимые; 3) самостоятельные, служебные и междометия; 4) самостоятельные и служебные
52. Союз – это служебная часть речи, которая: 1) связывает самостоятельные части речи со служебными; 2) главные члены предложения с второстепенными; 3) однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного; 4) не выполняет связующей роли.
53. Имена существительные имеют категории: 1) рода, числа, падежа; 2) спряжения, наклонения; 3) вида, склонения; 4) времени, лица.
54. Междометия от других слов отделяются: 1) точкой с запятой; 2) запятой; 3) двоеточием; 4) тире.
55. Наречие изменяется, как: 1) существительное 2) прилагательное; 3) глагол; 4) не изменяется.
56. Имена числительные двое, трое, пятеро называются: 1) собирательными; 2) количественными; 3) дробными; 4) порядковыми.
57. Какое утверждение неверно? 1) прилагательные делятся на качественные, относительные, притяжательные; 2) качественные прилагательные, называющие признак, который не проявляется в большей или меньшей степени, не имеют степени сравнения; 3) притяжательные прилагательные имеют окончания -ин (дядин), -ын (курицын), -ов (отцов), -ев (Далев); 4) относительные прилагательные не имеют степеней сравнения и краткой формы.
58. Какое утверждение неверно? 1) В современном русском языке различаются самостоятельные и служебные части речи; 2) Слова из одной лексико-грамматической группы могут переходить в другую; 3) Формы слова – это разновидности одного и того же слова, отличающиеся друг от друга лексическим значением; 4) Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.
59. В какой строке содержится неверное утверждение? (Не) сколько (ни) чем (не) примечательных картин висело на той стене, что почти весь день находилась в тени. 1) В предложении пять местоимений 2) Что – подчинительный союз; 3) Весь – определительное местоимение; 4) Ничем – отрицательное местоимение, в предложении является дополнением.
60. В каком ряду все выделенные курсивом слова – количественные числительные? 1) из десяти книг, восемь с половиной страниц, семьюдесятью тремя тоннами, обоих студентов, с трёхметрового столба; 2) сто тысяч лет, одна шестая суши, двести семьдесят первая квартира, десятка два яблок, первоклассный шофёр; 3) четырёхсот пятнадцати рублей, к восемнадцати миллионам граждан, в трёх томах стихов, девятьюстами гектарами, двести пятьдесят лет; 4) у семи учениц, в первой тысяче билетов, до восьми раз, обеими бригадами, аттестат с пятёрками.
БЛОК 7 НОРМАТИВНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ СЛОВ
61. В каком ряду все существительные в форме именительного падежа множественного числа имеют окончание -ы(-и)?: 1) доктор, фронт; 2) консул, торт; 3) юнкер, приговор; 4) шофёр, корпус (здание).
62. В каком предложении допущена грамматическая ошибка? 1) платье-халат постиран и убран в шкаф; 2) письмо-открытка уведомило покупателя о выходе новой книги; 3) театр-студия открыл новый сезон; 4) урок-лекция впервые проведен в нашем классе.
63. В каком предложении неверно употреблена форма местоимения? 1) Я не вижу разницы между нами и ими; 2) В доме не осталось детей, которые были бы старше них; 3) Хотя была дана инструкция, отряд действовал 0вопреки ей; 4) Благодаря ему у нас всё стало получаться.
64. В каком предложении фамилия не склоняется? 1) Студенту (Скрыпник) достался счастливый билет; 2) О моём друге (Данилевич) написали в местной газете; 3) К соседке (Мацкевич) приехали родственники; 4) Мои родители очень любят песни Булата (Окуджава)
65. В каком ряду есть ошибка в употреблении падежной формы существительного? 1) нужда в доверии, рассказать вопреки желанию, типичен для студенческой среды; 2) гордиться школой, осуждать малодушие в приятеле, оплатить проезд в метро; 3) уверенность в победе, удивиться чудом природы, уплатить долги; 4) уплатить за покупки, укорять в неискренности, прибыть согласно расписанию.
66. Слова лаборант – лаборантша, секретарь – секретарша, различаются: 1) лексическим значением; 2) морфологическими признаками; 3) стилевой окраской; 4) синтаксической ролью.
67. Выражения: кусок сахару, быть в отпуску характерны для: 1) разговорного стиля; 2) публицистического стиля; 3) научного стиля; 4) официально-делового стиля.
68. В каком ряду есть ненормативная (нелитературная) форма родительного падежа множественного числа существительного? 1) абрикосов, цапель, отряд драгун, чулок; 2) центнеров, калмыков, сумерек, чучел; 3) туфель, простыней, пять драгунов, вафель; 4) яблок, болгар, усадеб, побережий.
69. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: 1) наиболее точно; 2)двумястами журналами; 3) полейте цветы; 4) килограмм апельсин.
70. В каком ряду все существительные относятся к среднему роду? 1) коммюнике, какао, бра, авеню, депо; 2) зебу, кашне, рантье, меню, салями; 3) метро, пианино, кольраби, вуаль, кофе; 4) пари, такси, кашпо, бюро, жюри.
БЛОК 8 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 395. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |