Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Субъективный метод в соц-ии рус народничества. П.Лавров, Н.Михайловский.




Наличие своей государственности

Наличие единого экономического рынка

Наличие общей культуры, единого литературного языка

Наличие общего менталитета, психологического склада

Наличие самоидентификации общей

Ключевыми признаками нации является наличие единого национального самосознания. Источниками его являются:

Родовой, связанный с общими происхождением

Психологический

Культурный

Социальный

Наиболее активен и дифференцирован последний источник – социальный.

Носителями его и национального самосознания выступают группы, заинтересованные в активных общественных ролях (элита, интелегенция)

Суть такого источника состоит в стремлении к активации своих народов и в повышении своего социального статуса.

4. Органическая теория общества Г. Спенсера.Спенсер явл-ся основателем органич. школы в со­ц-ии. Суть органич. теории об-ва закл-ся в том, что оно рас­сматр-ся как ед. сист. взаимодействия природ., прежде всего биологич., и соц. факторов. Согласно этой теории, все стороны обществ. жизни орга­нично связаны м/у собой и не м/т функционировать вне данной связи. С. рассматривал об-во как организм, развиваю­щийся по естеств., биологич., за­конам. Он уподобил об-во живому биологич. орга­низму, обосновывая такой подход след. дока­зательствами: 1)как живые организмы, так и любые об-ва в процессе их роста и развития увелич-ся в своей массе; 2)те и др. усложняются; 3)их части приходят во все боль­шую зависимость друг от друга; 4)те и др. продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы постоянно появл-­ся и исчезают. Пред-ет интерес теория эволюции С., в эволюции он выделил след. осн. моменты: переход от прост. к сложн. (интеграция); переход от однородного к разнородному (дифференциация); переход от неопределен. к определен. (возрастание порядка). «Что такое соц. эволюция» —есть прогрессивное развитие об-ва по пути его усложнения и совершенствования дея­т-ти соц. институтов, прежде всего полит. С т.з. С., в процессе соц. эволю­ции увелич-ся значение коллект- деят-ти людей и разного рода соц. институтов. С. далек от фаталистич. понимания эволюции как абсолютно неподвласт. чел-ку, он посто­янно подчеркивал, что соц. эволюция совершается людьми в процессе их деят-ти, ставил и решал вопросы мотивации соц. поведения и деят-ти людей. С. заявлял, что об-во не будет развиваться, если не создать условия для нормальной физич. и дух. деят-ти индивидов. В то же время кажд. гражданин д/н смотреть на себя с т.з. не только субъектив­ной, исходя из своих желаний и стремлений, но и объек­тив., понимая свое место в об-ве как «одной из мно­гочисл. обществ. единиц». Как член об-ва он д/н действовать в направлении улучшения соц. жизни.

5. Теория соц. реализма Э.Дюркгейма и его эволюционного названия общества.Эмиль Д. про­должил разработку теории об-ва как ед. соц. организма, такой сист., элементы которой д/ы гармо­нировать м/у собой ради сохранения целого. В своей теории соц-го реализма он исходил из того, что природу соц. явлений следует объяснять соц. факторами, что исход. моментом анализа поведения людей, их разнообразной деят-ти явл-ся об-во как сист. взаимодействий ин­дивидов, соц. групп и соответствующих соц. инсти­тутов. Д. был сторонником разработки науч. метода в соц-ии, заключающегося в рационалистиче­ском, т.е. строго логическом, объяснении явлений общест. жизни. Он приступил к разработке метода соц-ии -- науки о соц. фактах, под которы­ми он понимал, полит, прав, морал, религиоз и др. идеи, нормы и ценности, выраба­тываемые коллективным сознанием людей и заставляющие от­дел. индивидов действовать в соответствии с этими идея­ми, нормами и ценностями. Конечн. причинами соц. явлений выступают идеи и дух. ценности людей, которые они реализуют на практике. В них он находит источник всякой соц. эволюции. Кажд. чел-к застает уже сложившими­ся опред. полит., прав., морал. и др. нормы, ценности и соц. установки. Он д/н их усво­ить и реализовать на практике. Д. указывает на 2 осн. признака соц. фактов: их объективное сущ-ние по отнош. к отдел. ин­дивидам и их принудительное воздействие на людей. Д. исходил из понимания чел-ка как соц. су­щества, развитие и деят-ть которого проходят под опре­деляющим воздействием на него соц. норм и предписа­ний. У соц. фактов об­щая дух. природа и сущность. Все они — проявлениягрупп. или массового сознания.

6. Общесоциологическая теория Маркса и Энгельса

И Конт, и Спенсер были представителями позитивистского направления в социологии.

Принципиально иную теорию разработали К.Маркс и Ф.Энгельс. Они были представителями критической социологии.

В историю их теория вошла как марксизм. В основу они положили принцип материального фактора исторического развития.

Под материальными факторами понимали производительные силы, соединенные с производственными отношениями.

Вместе они создают материальный базис общественно-экономической формации.

Материальные силы, господствующие в обществе в конечном итоге определяют и духовную надстройку общества.

Картина общественного развития предопределена не только экономическим и научно-техническим прогрессом общества, но и взаимоотношениями общественных классов (классовой борьбой).

Всего по Марксу в истории общества последовательно сменили 4 общественные экономические формации:

Первобытная,рабовладельческая,феодальная,капиталистическая

а в будущем будет еще одна:

1. коммунистическую (социализм – 1 фаза данной формации)

общественное развитие переходит с одного этапа на другой через мощный тотальный кризис, который Маркс называл социальной революцией.

Она по его мнению является двигателем истории, т.к. позволяет появится новым общественным институтам и отношениям

7. Современная социология запада: осн. направления

Становление неопозитивизма отн-ся к 20-м гг. на­шего столетия и связано с выработкой «стандартной концепции науки». Она предп-ет реализацию след. принципов: 1. соц. явления подчиняются законам, общим для всей действит-ти — прир. и культурно-истор.; 2. методы соц. исслед. д/б такими же строгими, точными и объектив-ми, как методы ес­тествознания; 3. субъектив. аспекты чел. поведения (мотивы, ценност. ориентации и пр.) м/о исследовать ч/з их открытое проявление; 4. истинность науч. понятий и утвержд. д/а устанавл-ся на основе эмпирич. процедур; 5. все соц. явления м/т и д/б описаны и выражены количественно; 6. соц-ия как наука д/б свободна от ценност. сужд. и связи с идеологией. В рамках неопоз-ма были сформу­лированы осн. требования к проведению социолог. исслед., которые м/о считать нормами социоло­г. культуры: 1.отбор понятий и их точная интерпретация; 2. формулирование гипотез; 3. описание методов исслед.; 4. описание данных и рез-тов исслед.; 5. аргументация выводов; 6. приглашение к дискуссии по исслед. теме. Неопоз-зм достиг пика своей популярности в 40—-50-х гг, после чего наступил спад. Возрождению неопо­з-ма в кон. 70-х — нач. 80-х гг. способствовала общественно-полит. обстановка: требов. надежной инф-ции и науч. экспертизы соц. явл-й стало гос. заказом. Пон. структурно-функц-го анализаупотреб-ся в 2 знач-ях: 1.как объединяющее название школы в соц-ии, которую основал и возглавил Т. Парсонс; 2.как метод исслед., по которому изменения элемента сист. должны рассм-ся в связи с изменен. всей сист. Ключ ко |всей концепции П. — категория равновесия, ибо об-во м/т сущ-ть и самосохраняться только в равновесии. На­рушение равновесия означает дестабилизацию или гибель соц. сист. Отсюда осн. задача социологии — дать рекомендации по стабилизации об-ва, т.е. по поддержанию равновесия. Разрабатывая модель соц. действия, П. счита­ет, что ее осн. составляющими элементами явл-ся деятель, ситуация и ориентация деятеля на ситуацию. Предп-ся, что деятель обладает ак­тивностью и способен проанализ-ть ситуацию, поставить п/д собой цель, опред-ть способы и методы достижения этой цели. Ситуация — это раз­нообразные физ., культур., соц. факторы, ко­торые актуальны для субъекта в данный момент и от которых зависит его действие. П. различает 3 типа об-ва: • примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно; • промежуточный, связанный с появл-м письменности, соц. расслоения, выделения культуры в самостоят. обл. чел. деят-ти; • современный, характерной чертой явл-ся отделение прав. сист. от религиоз., формирование администрат. бюрократии, рыноч. эко-ки и демократ. избират. сист. Амер. социолог Л. Козеропред-ет социальный конфликткак «борьбу за ценности или статусные привилегии, за власть и дефицитные ресурсы, в которой цели противостоя­щих сторон состоят не только в овладении ими, но и в нейтра­лизации или устранении своего соперника» В качестве осн. ф-ий соц. конфликта вы­д-ся: 1. интеграция соц. структуры; 2. сохранение солидарности внутри групп; 3. укрепление межчелов-х отнош.; 4. управление соц. измен. Т.о., наиболее адекватной для регулирования соц. конфликтов формой об-ва явл-ся демократ. открытое, высокомобильное об-во, в котором развер­тывание и протекание конфликтов предельно формализовано. Символич. интеракционизм - основатель, амер. социолог Дж. Muд пытается создать спец. теорию челов. эволю­ции. По М., специфика чел-ка опред-ся отсутствием у него развитой сист. инстинктов как ос­новных регуляторов поведения. Именно поэтому человек обладает способностью изобретать и применять символы, что явл-ся основой сознат. приспособления к окруж. среде, сознат. поведения и самонаблюдения. М. различает две ступени соц. действия: Общение посредством жестов пред-ет собой как бы со­кращенную, свернутую схему действия, когда по отд. движению м/о восстановить действие в целом. Символически опосредованное взаимодействие т.е. взаимодействие с помощью языка, харак-ся тем, что а) порождает примерно одинаковые реакции при об­щении с любым индивидом; б) позволяет ставить себя на место др.; в) позволяет видеть себя глазами др. чел-ка.Об-во, по М., — это сумма лиц, с которыми индивид поддерживает отнош. взаимодействия и чьи позиции, чье отнош. явл-ся для него основой самопонимания и пла­нирования собственных поступков. Описывая реал. и идеал. об-ва, М. рассматри­вает их ч/з призму широты и качества взаимодействия. Идеал. об-во харак-ся всеобщностью норм и вовлеченостью в процесс коммуникации всего чел-ва. Предпо­сылки возникн. идеал. об-ва он видит в расши­рении мирохоз-ых связей, полит. союзах гос-в.

Субъективный метод в соц-ии рус народничества. П.Лавров, Н.Михайловский.

Заметное влияние на становление и развитие обществен мысли в Рос оказала соц-ия народничества. (конец 19в) придерживались субъективного метода в соц-ии. Лавров: основн задача соц-ии в изучении мотивов деят-ти личностей и их нравственных идеалов. Соц-ия, теоретич. наука, должна изучать: -формы чел.общежития; -солидарн деят-ть людей; -мотивы деят-ти людей, нравств. идеалы; -практич. задачи. Особое внимание анализу солидарных действий людей, направляемых их общими интересами. Соц-ия, изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. Под солидарностью Л. понимал « сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным» и « что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных снами людей». Солидарность – это «общности привычек, интересов, эффектов или убеждений». Все это обусловливает сходство поведения и деятельности людей. Основными двигателями истории по Л., это действия критически мыслящих личностей, составляющих передовую часть интеллигенции. Как и Л, Михайловский придерживался мнения о существовании правды – истины и правды – справедливости. Мих: главн задача соц-ии – найти не только главные законы прогресса, но и раскрыть его содержание. Его сущность в: 1) росте соц. солидарности и созидательности личности; 2) в заменезастывших социокультурных форм более гибкими отношениями, которые отвечали бы интересам общества. Надо заботиться не о совершенствовании общества в целом, а о благо отдельной личности, тк она выше его и не может приноситься ему в жертву. Объективный метод должен дополняться субъективным, тк человек не может быть в роли бесстрастного наблюдателя, он должен учитывать потребности, интересы общества.

9. Соотношение социологии с другими общественными науками (социальной философией, политологией, историей).

Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками с социальной философией, историей, политологией, экономической наукой и др.

Социология и социальная философия.

Социология не является философской наукой и изучает законы меньшей степени общности, нежели социальная философия. Их общей чертой является рассмотрение общества в целом, в его системности. Но при всём при этом философия рассматривает общество в более широком ракурсе, как специфическую часть всего мироздания, а поэтому и описывает его с помощью предельно общих понятий, категорий, философских законов.

Но философскими законами, отражающими специфику социальной формы движения реальной действительности по сравнению с природой, не исчерпывается знание об обществе, которому присущи и свои собственные, специфические социальные связи и взаимодействия, отражаемые законами категориями, понятиями, не сводимыми лишь к специфическому проявлению общефилософских законов в общественной жизни. Это и изучает социология в отличие от социальной философии.

Поскольку знание законов и категорий более общего порядка всегда является необходимым предварительным условием правильного подхода к изучению законов и категорий менее общего порядка, постольку социальная философия выступает как общетеоретическая и методологическая основа социологии. С другой стороны, социология, давая конкретный анализ общественной жизни во всём её сложном многообразии, способствует обогащению понятийного аппарата и предметного содержания социальной философии, уточнению и конкретизации её положений и выводов на основе расширения и углубления их связи с реальной жизнью, практикой.

Особенно тесны взаимосвязь и даже взаимопроникновение социальной философии и общетеоретической социологии, ибо многие положения и выводы первой оказываются ограниченно включенными во вторую.

· Социология и история.

И та и другая науки изучают всё общество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Каждая из этих наук так или иначе базирует своё знание на исследовании конкретных фактов общественной жизни.

Но между этими науками и немало существенных различий. Их соотношение – это соотношение теории общественного развития и его истории. История по своей природе и сущности не может абстрагироваться от конкретно-хронологического хода исторических событий, от чёткого и разностороннего отображения конкретных событий, процессов общественной жизни во всей их индивидуальности, неповторимости, своеобразии. В отличие от этого главное в социологии как в «теоретической» науке – обобщение исторического опыта прошлого и настоящего, выделение повторяющегося, типического, сущностного, закономерного в данном ряду социальных явлений, событий, процессов.

Можно указать и на ряд других важных отличий социологии от истории. Если история изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, то социология только «социальное» в обществе, т.е. непосредственный объект социологии уже объекта истории. Кроме того, историческая наука изучает не только то, что свершилось и вошло в историю, в то время как социология переносит центр тяжести своих изысканий на современность, включает в себя как необходимый элемент социальное планирование и прогнозирование.

Взаимоотношение социологии и истории определяется прежде всего тем, что социологические положения и выводы непосредственно опираются на обобщение исторических фактов, исторического опыта. Расширение и углубление социологических исследований позволяет историкам глубже анализировать исторический процесс и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений. Одним из проявлений углубления взаимосвязи социологии и истории может служить возникновение социологии истории, призванной дать социологический анализ исторического процесса.

· Социология и политология.

Очень важно также определить правильное соотношение социологии и политологии. Тесная взаимосвязь между ними определяется тем, что:

1. во-первых, социальные общности, организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики;

2. во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и её общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе;-

3. в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т.д.) и во многом определяет развитие общества в целом;

4. и, кроме того, особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и политологии находят своё выражение в появлении такой специальной социологической теории, как социологическая политология.

Тем не менее это разные науки, одна из которых исследует социальную реальность, жизнь общества, а другая – политическую действительность и жизнь общества. Каждая из этих наук по-разному подходит к изучению даже одних и тех же общественных явлений.

· Социология и специальные науки.

Рассмотрим соотношение социологии и экономической, а также некоторых других наук. Все они, в отличие от социологии изучают не общество в целом, а лишь отдельную его часть. Так, экономическая теория сосредотачивает свои усилия на исследовании материального производства, экономической деятельности людей, изменения в которых сказываются на социальных процессах. Поэтому социология не может не опираться на экономическую теорию, не взаимодействовать с ней. С другой стороны, сами экономические процессы все больше оказываются в зависимости от воздействия социальных условий и факторов и их использования в производстве, распределении, обмене и потреблении. И это также требует усиления взаимодействия экономической и социологической наук.

10. Социология «легального марксизма»

Своеобразным выражением либеральной буржуазной мысли в России в конце 19-начала 20в. был легальный марксизм.

Его сторонники опирались на учение К.Маркса и обосновывали объективный и закономерный характер развития капитализма в России.

Крупнейшими представителями этого течения были П.Б. Струве и М.Туган-Барановский.

Свои взгляды Т.-Барановский изложил в работе «Современный социализм в своем историческом развитии». Он пытался дать объективный анализ капиталистического строя.

Он выступал против капиталистической эксплуатации человека человеком. Вместе с тем, он считал, что капитализм заключает в себе широкие возможности для развития.

Это ведет к повышению экономической эффективности капиталистического производства и расширяет возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества.

Т.-Барановский выступал за всестороннее развитие и совершенствование капиталистических отношений. Он подверг критике многие положения марксизма. Так, он выразил несогласие с положением о решающей роли материального производства в жизни общества.

Если на ранних этапах общество развития это было справедливо, то в дальнейшем на 1-ый план все более выступают наука и духовная культура.

Он обосновал вывод о возрастающей роли социального начала в развитии общества. Он отверг расширительное толкование классовой борьбы (марксизма).

Класс, по его мнению понятие, применимое лишь в сфере экономики – это группа людей, объединенная общими экономическими интересами. Но оно не применимо для объяснения процессов в других сферах общественной жизни.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 133.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...