Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Субъективно - нормативная социология. Новгородцев П.И.




 

В 1906 году возглавил Московский коммерческий институт (и руководил им до 1918 года), ставший центром притяжения либеральной профессуры. Он был первым директором, заведовал кафедрой государственного права. Одновременно преподавал на Высших женских курсах.

Павел Иванович выстраивал институт на широких общеобразовательных началах и сделал его одной из популярных высших школ России.

Благодаря усилиям Новгородцева к преподаванию привлекались лучшие научные и педагогические силы Москвы. В числе профессорско-преподавательского состава вуза были крупные ученые и специалисты, профессора С.А.Котляревский, А.А.Мануйлов, Д.М.Петрушевский, А.Ф.Фортунатов, С.Н.Булгаков и многие другие.

Финансовое благополучие института во многом определялось деятельностью Попечительского совета, почетным председателем которого был в те годы министр финансов России Сергей Юльевич Витте. Представители торгово-промышленного мира, входившие в состав совета, учреждали именные стипендии отлично успевающим студентам. За период с 1907 по 1917 годы Московский коммерческий институт подготовил около 2000 специалистов высшей квалификации, кандидатов экономических наук и коммерческих инженеров 1-го и 2-го разрядов.

Лишенный избирательных прав из-за тюремного наказания, П.И.Новгородцев отказался от профессуры Московского университета, но продолжал читать там лекции в качестве приват-доцента с 1907 по 1911 годы.

Труды и лекции Павла Ивановича сделали его признанным главой идеалистической школы в русской философии права. Критикуя историзм и релятивизм в философии права, он обосновывал идеи естественного права, опирающегося на этику «абсолютных ценностей». Соединяя идеи этической автономии личности и правового государства, он стремился согласовать личное и общественное начала права, политическую свободу и социальную справедливость. Однако, признавая абсолютные идеалы, Новгородцев последовательно выступал против разнообразных консервативных, социалистических и анархических «утопий земного рая».

В 1911 году в знак протеста против нарушения университетской автономии вышел в отставку из университета.

В годы Первой мировой войны П.И.Новгородцев активно работал во Всероссийском Союзе городов, был московским уполномоченным Особого совещания по топливу.

После Февральской революции 1917 года он был вновь избран профессором Московского университета, стал членом-учредителем «Лиги русской культуры» и ее Временного комитета в Москве.

П.И.Новгородцев был избран в центральный комитет (высший орган) кадетской партии, но занял при этом определенно антиреволюционную позицию, полагая необходимым установление военной диктатуры для предотвращения государственной катастрофы. В 1918 году он был одним из инициаторов создания и руководителем ряда антисоветских подпольных организаций в Москве. В мае того же года, чудом избежав ареста, перешел на нелегальное положение. Павел Иванович был участником сборника «Из глубины» (1918 г.).

Был официальным оппонентом на защите диссертации своего ученика, в дальнейшем - русского христианского философа, писателя и публициста Ивана Ильина (сторонник Белого движения и ярый противник коммунизма и большевизма, последовательный критик коммунистической власти в России. В эмиграции был консервативным монархистом и славянофилом. Взгляды Ильина сильно повлияли на мировоззрение других русских интеллектуалов консервативного направления XX века, в числе которых, например, Александр Исаевич Солженицын) на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека».

В 1921-1922 годах читал лекции в Аахенской технической школе. Весной 1922 года основал и возглавил Русский юридический факультет при Пражском университете, стал инициатором создания при нем студенческого Религиозно-философского общества имени Владимира Сергеевича Соловьева. На частной встрече кадетов в Праге 13 апреля 1923 года заявил о необходимости разрыва со старыми кадетскими традициями и об обреченности идей либерализма. По его мнению, в ходе возрождения России идеи правового государства и свободы личности должны быть на время забыты. В конце жизни в серии статей и публичных выступлений П.И.Новгородцев сосредоточил свое внимание на религиозном обосновании общественной свободы и права, стремясь синтезировать западническую идею правового устроения жизни с православно-почвенническим проектом внутреннего преобразования личности

Ему принадлежат работы по истории философии права, вопросам теории права и государства, среди которых наиболее известны "Введение в философию права. Кризис современного правосознания" (1909 г.), "Об общественном идеале" (1917 г.).

Умер 23 апреля 1924 года. Похоронен в городе Прага (Чехия).

 

Субъективно - нормативная концепция социологии П.И.Новгородцева основана накритике позитивистской социологии. Он обращает внимание на внутренний мир личности, но не согласен с интерпретацией личности как пассивного продукта, части социальной среды. По мнению Новгородцева общество – это сознание отдельных лиц.

Основные труды П.И.Новгородцева - его докторская диссертация (1903 г.), работы «Кризис современного правосознания» (1909 г.), «Об общественном идеале» (1917 г.) и др. были посвящены определению роли метафизических принципов в истории правовых отношений, фундаментальной связи права и нравственности, права и религии.

Философско-методологической основой его концепции являлись учения И.Канта и Г.Гегеля, теоретические положения которых он стремился соединить с политико-правовыми идеями конца XIX - начала XX в.

Павел Иванович опирался на сформулированный ими в их концепции права тезис о том, что социальному прогрессу всегда предшествует поворот к идеализму. Эту идею он положил в основу «системы нравственного идеализма». По его мнению, поворот к идеализму возможен только в результате разрыва с позитивизмом.

В статье сборника «Нравственный идеализм в философии права» Новгородцев, критикуя исторический релятивизм в понимании права, отстаивал тезис о метафизическо-нравственных основаниях "естественного права" и утверждал необходимость "признания абсолютных начал". В своей мировоззренческой эволюции ученый-юрист испытал влияние не только И.Канта, но и нравственно-правовых идей Владимира Сергеевича Соловьева.

Новгородцев был представителем нормативно-этической концепции права. Поиск и обоснование общественного идеала были темой всей его жизни и научной деятельности. Павел Иванович четко различал понятия абсолютного и относительного идеалов.

Абсолютный идеал создается каждым человеком самостоятельно и выступает в качестве требования нравственного поведения индивида, бесконечного совершенствования личности. В основе этого идеала лежит личность как абсолютная цель общественного прогресса. Эти его идеи во многом определялись философией права И.Канта, согласно которой человек всегда должен рассматриваться только "как цель и никогда как средство". Требование абсолютного идеала, по учению Новгородцева, носит вневременной характер и является общим для права и морали. Однако в каждой из этих областей – в области права и в области морали – стремление к идеалу получает свое особое выражение соответственно существу той руководящей идеи, которая в них проявляется. Необходимо определить, писал Павел Иванович, каков должен быть абсолютный идеал применительно к области социальных явлений.

Относительныйже идеал зависит не только от конкретного лица, но и от других субъектов общественной жизни (группы, класса, движения, партии т.д.) и ориентирован всегда на создание какого-либо общественного порядка, отражающего в то же время сущность отдельного человека (личная безопасность, свобода, равенство, собственность, солидарность и т.п.). В отличие от абсолютного, который имеет безусловное значение, относительный идеал носит условный характер.

П.И.Новгородцев писал, что историческая действительность представляет собой величайшее разнообразие положений, применительно к которым должны различаться, и пути практической политики. Указывая на изменчивый характер относительного идеала, он критиковал политику доктринерства, согласно которой общество должно быть реорганизовано путем всеисцеляющих, непогрешимых, единственно верных проектов и программ. "Перед бесконечным величием идеала относительные средства, меняющиеся от эпохи к эпохе, должны быть низведены до степени условных приемов, технических опытов, пробных путей. Носиться тут с непогрешимыми рецептами, с единоспасающими программами - это и есть то, что мы называем ложным абсолютизмом", - писал Новгородцев. Проблема соотношения абсолютного и относительного элементов в общественном идеале, по существу, есть проблема связи "индивидуального – коллективного" ("личностного – общественного").

Общество как союз лиц содержит в себе множество различных интересов, которые должны быть каким-то образом согласованы между собой. Взаимодействие лиц закрепляется в "нормах совместной жизни", в учреждениях и нравах, присущих данному обществу. В совместной деятельности лиц в обществе создается особая, самостоятельная область нравственных требований. Нравственный закон понимается не только как норма личного поведения человека, но и как основа общей нравственной жизни, "связывающая всех воедино некоторой общей целью – стремлением к абсолютному идеалу".

Поскольку, согласно концепции П.И.Новгородцева, общественный идеал носит духовный характер, ученый уделяет основное внимание проблеме соотношения права и нравственности. На этом базируется нормативно-этическое понимание права, в основе которого лежит понятие естественного права как части нравственной субстанции.

Автор по-своему развивал понятие естественного права с изменяющимся содержанием. Мораль столь же неизменна, рассуждал Новгородцев, сколь постоянна сущность человека: то, что нравственно для одного человека, не может (не должно) быть этически безразличным для другого. Право же (и правосознание) подвижно и изменчиво, вплоть до того, что право может противоречить само себе или идее справедливости.

Проблема заключается в том, чтобы в процессе совершенствования права:

1) не выходить за пределы моральных критериев и

2) направлять правотворчество в соответствии с этическим идеалом (в такой степени, в какой это возможно в данном исторически определенном обществе. То, что неосуществимо в одном обществе, может быть реализовано в другом).

Гегелевскую идею развития свободы, воплощения ее в конкретных условиях Новгородцев стремился соединить с этической теорией Канта.Результат не мог быть иным, чем идея "естественного права с изменяющимся содержанием", выражающая идею прогресса в правосознании (и в праве) при незыблемости принципов нравственности, основанных на признании ценности и достоинства личности всех времен и народов. Иными словами, если "право – минимум нравственности" (как утверждали Г.Еллинек, В.Соловьев и др.), то этот "минимум", по Новгородцеву, может быть различен для разных исторических возможностей и объективных условий.

Павла Ивановича тревожил вопрос взаимоотношений личности как безусловной ценности, обладающей разумом и свободной волей, и общественной среды, которая может всецело поглотить личность. Недопустимо, заявлял он, подчинять личность обществу "в качестве орудия или средства" своего существования. С этих позиций Новгородцев критически оценивал теории марксизма и революционного синдикализма. Какую-либо общественную задачу личность может выполнить только по-своему, в своем собственном понимании и своеобразном выражении. Поэтому, отмечал он, каждый человек ощущает потребность в соединении и взаимодействии с другими индивидами: "Чем яснее мы сознаем, что личность есть незаменимая, неповторяющаяся и своеобразная индивидуальность, тем ярче выступает необходимость конкретного сочетания индивидуальных различий для достижения идеальных целей".

П.И.Новгородцев писал, что без свободы немыслима индивидуальность личности; вместе с тем в отношении ко всем людям необходимо признать равенство их возможностей на существование, развитие, проявление в обществе их особенных черт. Для осуществления притязаний – свободы и равенства – личность, утверждал он, берет на себя обязательства "солидарности и единства с другими" в осуществлении своих идеальных стремлений, интересов, потребностей. Общественный идеал, по Новгородцеву, представляется как "принцип всеобщего объединения на началах равенства и свободы", как "принцип свободного универсализма".

Общественно-политический идеал (относительный – по терминологии Новгородцева) в конце XIX – начале XX веков выражался, согласно его учению, в требовании «правового государства». Павел Иванович понимал, что бурное экономическое развитие в XIX веке показало необходимость материальных гарантий формально признанных прав и свобод и социальной помощи нуждающимся. Новгородцев стремился, учитывая состояние общественной жизни, выявить черты нового этапа идеи правового государства, а именно социально-правового государства.

В работе "Введение в философию права. Кризис современного правосознания" ученый глубоко исследует новое содержание требований свободы и равенства, считая, что государство должно взять на себя заботу об экономически слабых лицах, которые в силу различных причин неспособны к существованию за счет собственных материальных средств.

Новгородцев писал, что цель права – охрана свободы, однако пользование этой свободой может быть совершенно парализовано недостатком средств. Вот почему, несмотря на то, что задачей и сущностью права является охрана личной свободы, не менее важна и возможность осуществления этой задачи – забота о материальных условиях свободы. Решение данной проблемы, заключал ученый, должно взять на себя государство.

Новгородцев обосновал понятие "право на достойное человеческое существование". Обладая нравственной природой, это право, рассуждал ученый, должно иметь юридическое значение. "В этом случае на наших глазах совершается один из обычных переходов нравственного сознания в правовое, которыми отмечено прогрессивное развитие права". Он обосновывал также необходимость "обеспечить для каждого возможность человеческого существования и освободить от гнета таких условий жизни, которые убивают человека физически и нравственно". Павел Иванович призывал к введению понятия права на достойное человеческое существование в Декларацию прав человека и гражданина и к юридической разработке основных институтов этого понятия в рамках позитивного права.

Выступая с обоснованием демократических социальных реформ, ученый считал необходимым создание в России правового государства.

Поздние его сочинения («О путях и задачах русской интеллигенции», «Существо русского православного сознания», «Восстановление святынь» и др.) свидетельствуют о том, что духовные интересы П.И.Новгородцева в конце жизни были сосредоточены на проблемах религии и метафизики.

В последний период жизни ученого в творчестве ученого усилились религиозные настроения: все движение человечества представлялось ему по пути к теократии; связь права и нравственности он полагал в более высоком единении на основе религиозного закона.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 522.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...