Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Общество как объект философского анализа
Занятие 1. Общество в историческом развитии
Ключевые понятия
- Социальный организм, циклическое развитие, прогресс, «вызов и ответ», индустриальное, постиндустриальное, общественно-экономическая формация, цивилизация, товарное производство, демократия, либерализм, капитализм, философия истории, смысл истории, русская идея.
- Основные концепции общественного развития. Формация и цивилизация. Смысл истории.
- Демократия как форма правления в правовом государстве.
- Общество массового потребления.
- Современная Россия: тенденции и альтернативы развития.
Темы докладов
- Проблема смысла истории в философии.
- Проблема исторического детерминизма.
- Россия-Запад и «русская идея».
- Вопросы для самопроверки:
- Как вы считаете, общество развивается: линейно, нелинейно, циклично, по спирали, и почему вы так считаете?
- Есть ли смысл у истории?
- В чем различие западного либерального понятия свободы и русского понимания свободы как воли?
Основная литература:
- Горелов А. А. Философия [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. А. Горелов. – ЭВК. – М.: КРОКУС, 2016. – Режим доступа ЭЧЗ "Библиотех". – Неогранич. доступ. – ISBN 978-5-406-04664-7
Дополнительная литература:
- Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс [Текст]: учебник / В. А. Канке. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2010. – 375 с. (12 экз.).
- Спиркин А. Г. Философия [Электронный ресурс] : учеб. для студ. вузов / А. Г. Спиркин. – 3-е изд., перераб. и доп. – ЭВК. – М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2011. – Режим доступа: ЭЧЗ "Библиотех". – Неогранич. доступ. – ISBN 978-5-9916-1046-9. – ISBN 978-5-9692-1066-0
- Степин В. С. Философская антропология и философия культуры. Избранное [Текст]: научное издание / В. С. Степин; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: Академ. проект; М.: Альма Матер, 2015. – 542 с.; 21 см. – Библиогр.: с. 519-529. – ISBN 978-5-8291-1717-7. – ISBN 978-5-904993-39-9.
Источники и монографические исследования:
- Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория социальной самоорганизации / В.В. Василькова. – Спб.: Издательство «Лань». 1999. – 480 с.
- Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. – С. 1-161.
- Социальная философия: хрестоматия. В 2 ч. / Составители Г.С. Арефьева и др. – М.: Высшая школа, 1994. – Ч. 1. – 254 с.
- Социальная философия: Хрестоматия. В 2 ч. / Сост. Г.С.Арефьева; М.И.Ананьева; А.С.Гарбузов. – М.: Высшая школа, 1994. – Ч .2. – 352 с.
- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 21. – С. 28-178.
- Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин; общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: пер. с англ. – М.: Политиздат, 1992. – 543 с.
Занятие 2. Информационное общество и его специфические черты
Написать краткое эссе по одной из работ, представленных в антологии: «Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под. ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999»и выступить с докладом на семинарском занятии:
- Питер Дракер. Посткапиталистическое общество.
- Энтони Гидденс. Последствия модернити.
- Фрэнсис Фукуяма. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния.
- Джон К. Гэлбрейт. Справедливое общество. Гуманистический взгляд.
- Рональд Инглегарт. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе.
- Мануэль Кастельс. Могущество самобытности.
- Ален Турен. Способны ли мы жить вместе? Равные и различные.
- Мануэль Кастельс. Становление общества сетевых структур.
- Самюэль Хантингтон. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка.
- Донелла Мидоуз, Деннис Мидоуз, Йорген Рандерс. За пределами допустимого: глобальная катастрофа или стабильное будущее?
Литература:
Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией В. Л. Иноземцева. – М.: Academia, 1999. – 640 стр. – Режим доступа: http://iir-mp.narod.ru/books/inozemcev/page_1003.html
Примерные темы рефератов
- Понятие мировоззрения.
- Философия Милетской школы.
- Философия элеатов.
- Идеализм Платона. Место Платона в истории философии.
- Философское учение Аристотеля.
- Философская система Фомы Аквинского.
- Бэкон и Декарт: эмпиризм и рационализм Нового времени.
- Материализм и пантеизм Б. Спинозы.
- Французские материалисты XVIII века.
- Материализм и атеизм Л. Фейербаха.
- Учение Маркса о человеке и обществе.
- Русская философия в XIX веке. Основные идеи и направления.
- Проблема бытия в философии М. Хайдеггера
- Сознание и бессознательное.
- Расизм и проблема соотношения биологического и социального в человеке.
- Идеи космизма в отечественной философской мысли.
- Элитарная и массовая культура.
- Основные черты техногенной цивилизации.
- Проблема критерия истины в философии и науке.
- Критерии научности.
- Естественнонаучное и социально-гуманитарное познание: сходство и различия.
- Особенности постнеклассической науки.
- Наука как социальный институт.
- Футурология ее возможности и пределы.
Критерии оценки реферата
- очевидное знакомство с релевантной литературой и ее проработка (максимальная оценка – 3 балла);
- самостоятельность в изложении материала (максимальная оценка – 3 балла);
- адекватность интерпретации используемых источников (максимальная оценка – 2 балла);
- логичность и последовательность изложения, соблюдение принятых стандартов оформления научной работы (максимальная оценка – 2 балла).
За работу по написанию реферата студент может получить, в зависимости от его качества, от 1 до 10 баллов.
Примерные темы эссе
Список философских произведений для рецензии:
- Николо Макиавелли «Государь».
- Фридрих Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
- Артур Шопенгауэр «Афоризмы житейской мудрости».
- Артур Шопенгауэр «Максимы».
- Фридрих Ницше «Антихрист (Проклятие христианству)».
- Жан-Поль Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм».
- Альбер Камю «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде».
- Альбер Камю «Бунтующий человек».
- Петр Чаадаев «Философические письма. Письмо первое».
- Николай Бердяев «Истоки и смысл русского коммунизма».
- Николай Бердяев «Русская идея».
- Эрих Фромм «Бегство от свободы».
- Эрих Фромм «Душа человека. Ее способность к добру и злу».
- Эрих Фромм «Искусство любить».
- Эрих Фромм «Иметь или быть».
Примерная тематика эссе-размышлений
Философия и мировоззрение.
- Роль философии в жизни человека и общества.
- Влияет ли мировоззрение человека на его поведение?
- «Сильные» и «слабые» стороны религиозного мировоззрения.
- Способствует ли философия развитию науки?
- Польза и вред метафизического мышления.
- Зависит ли счастье человека от его мировоззрения?
- Зависит ли успех от мировоззрения человека?
- Способствует ли философия развитию науки?
Исторические типы философии
- «Сильные» и «слабые» стороны буддизма.
- Что современный человек может найти в восточной мудрости?
- Как я понимаю даосский принцип «не-деяния».
- Конфуцианство и даосизм о человеке: что предпочтительнее?
- Прав ли Гераклит Эфесский, утверждая, что «Все течет»?
- Как понять афоризм Сократа «Я знаю, что ничего не знаю»?
- «Человек есть мера всех вещей» (Протагор) – как это понимать?
- Достоинства и недостатки платоновского учения об идеальном государстве.
- В чем проявляется гуманизм эпикуреизма.
- Этика стоицизма и современность.
- Кинизм: за и против.
- Теизм и современная картина мира.
- Пантеизм и современная картина мира.
- Мировоззрение средневекового и ренессансного человека.
- «Новая Атлантида» Ф.Бэкона - научно-техническая утопия или научная фантастика?
- «Истина – дочь времени, а не авторитета». Что имел в виду Ф.Бэкон?
- Декарт: «Мыслю, следовательно, существую» - так ли это?
- Спиноза: «Свобода есть осознанная необходимость».
- Л.Фейербах: «Бог есть то, чем человек хотел бы быть».
- Прав ли Маркс, считая что «общественное бытие определяет общественное сознание»?
- Марксизм и современность
- Артур Шопенгауэр как теоретик пессимизма
- Концепция «Сверхчеловека» и современность
- Проблема свободы и ответственности человека у Ж.-П.Сартра
- Проблема смысла жизни в творчестве А.Камю.
- Проблема абсурда в творчестве А.Камю
- Идея научной философии в позитивизме
- Существует ли самобытная русская философия?
- Кто прав в споре славянофилов и западников
- Этика «ненасилия» Л.Н.Толстого
- Идея «космичности человека» в русской философии
Онтология
- Разрешима ли проблема сущности бытия?
- Доказывает ли современная физика материализм?
- Противоречит ли современная наука идее «Высшего Разума»?
- Научная и религиозная картины мира в ХХ1 веке.
- Происхождение Вселенной как философская и научная проблема
- Происхождение жизни как философская и научная проблема
- Развивается ли мир?
- Все ли имеет свою причину?
- Существует ли случайность?
- Существует ли «небытие»?
- «Сущность является, явление существенно» (Гегель)
- «Содержание оформлено, форма содержательна» (Гегель)
- Специфика синергетической картины мира
Проблема сознания
- Идеальное и материальное.
- Роль бессознательного в жизни человека
- Интеллект, воля и чувства.
- Как я понимаю «самосознание»
- Интеллект человека и животных
- «Кто ясно мыслит, тот ясно говорит»?
- Может ли машина мыслить?
- Что я думаю о возникновении сознания
- Материальна ли мысль?
- Гносеология и эпистемология
- Истина и ложь в науке и в жизни человека
- Зачем человеку знания?
- Есть ль польза от ошибок и заблуждений?
- Что важнее: чувства или разум?
- Существуют ли вечные истины?
- Знание и вера
- Роль интуиции в познании
- Наука и вненаучные формы познания
- Наука и религия в прошлом и настоящем
- Роль науки в нашей жизни
- Этика ученого
Философская антропология
- Проблема смысла жизни
- Проблема сущности человека
- Смысл любви
- Свобода и ответственность
- Что есть счастье?
Социальная философия
- Идеалы развития современного общества
- Идеалы современной молодежи
- «Плюсы и минусы» технического прогресса.
- Прогресс и регресс в общественном развитии
- Существует ли нравственный прогресс?
- Существует ли смысл в истории человечества?
- Какую роль в истории играет отдельная личность
- Роль социальных идеалов в развитии общества
- Разрешимы ли глобальные проблемы?
Критерии оценки эссе
За работу по написанию эссе студент может получить, в зависимости от ее качества, от 1 до 10 баллов. Основными критериями оценки эссе являются:
1. Знание и понимание студентом учебного теоретического материала по дисциплине «Философия» (максимальная оценка – 3 балла):
- правильное использование основных философских категорий, необходимых для раскрытия данной темы;
- привлечение философских концепций, непосредственно относящихся к рассматриваемой проблеме.
2. Умение анализировать и критически оценивать информацию (максимальная оценка – 3 балла):
- умение сравнивать различные позиции;
- умение объяснять существование альтернативных точек зрения, выявлять их достоинства и аргументировать недостатки;
- способность дать личную оценку проблеме.
3. Качество изложения материала (максимальная оценка – 2 балла):
- ясность, четкость, логичность изложения;
- грамотная формулировка и аргументация выдвинутых тезисов;
- привлечение различных точек зрения и наличие их личной оценки студентом.
4. Качество оформления работы (максимальная оценка – 2 балла):
|