Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Жанр романа в творческой практике И.С. Тургенева: основные проблемы, система образов, способы выражения авторской позиции, стилевое своеобразие.
Культурно-идеологическая и политическая позиция писателя. И.С. Тургенев как западник–либерал, отношение к консерваторам и революционерам-радикалам, становление художественного метода писателя. Романы 1850-х гг. («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»): осмысление современной проблематики, философская позиция автора, центральные герои романов как герои–идеологи, мотив испытания духовной состоятельности героя любовью, связь романов с пушкинско-лермонтовской традицией, поэтизация любви, музыки, природы, сочетание лирико-элегического и сатирического начал, особенности композиционной структуры, приемы психологической интроспекции. Личный и общественно-политический кризис Тургенева в конце 1850-х гг., разрыв с редакцией журнала «Современник». Роман «Отцы и дети»: специфика конфликта (общественный, политический, нравственный, философский), диалог-спор как главный структурный элемент идеологического романа, Базаров в образной системе романа, способы выражения авторского отношения к герою, «тайный» психологизм, сюжетно-композиционные повторы и аналогии, принцип «концентрических» кругов в построении произведения. Роман «Отцы и дети» в отзывах критиков (М. Антонович, Д. Писарев, Н. Страхов). Типологические особенности тургеневского романа: общественная значимость проблематики, детерминированность героя идеологическим движением эпохи, учет культурного контекста, значимость вневременных образов и мотивов (природа, искусство, любовь), структурные принципы (объективный тон повествования, лаконизм, «ступенчатость» композиции, лирическое описание пейзажа, использование лейтмотивных деталей). Основная литература 1. История русской литературы 19 века [Текст]. Ч. 2: 1840–1860-е годы / отв. ред. В.И. Коровин. – М., 2005. 2. Недзвецкий, В.А., Зыкова, Г.В. Русская литературная критика 18–19 веков [Текст]. –М., 2008. 3. Щенников, Г.К., Щенникова, Л.П. История русской литературы 19 века (70–90-е годы) [Текст]. – М., 2005. Дополнительная литература 1. Батюто, А.И. Тургенев-романист [Текст]. – Л., 1972. 2. Буданова, Н.Ф. Достоевский и Тургенев: Творческий диалог [Текст]. – Л., 1987. 3. Бялый, Г.А. Русский реализм: От Тургенева к Чехову [Текст]. – Л., 1990. 4. Маркович, В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30–50 годы) [Текст]. – Л., 1982. 5. Маркович, В.М. Человек в романах И.С. Тургенева [Текст]. – Л., 1975. 6. Одиноков, В.Г. Поэтика русских писателей XIX века и литературный процесс [Текст]. – Новосибирск, 1987. 7. Чичерин, А.В. Очерки по истории русского литературного стиля [Текст]. – М., 1986. 8. Шаталов, С.Е. Художественный мир Тургенева [Текст]. – М., 1979.
Жанр романа в творческой практике Л.Н. Толстого: проблематика, характер конфликта, сюжетно-композиционные решения, особенности повествовательной организации. Дать анализ одного романа (по выбору студента). Особенности романного мышления Л.Н. Толстого. Роман «Война и мир»: философская и нравственно-этическая проблематика, система образов и принципы её организации, композиция романа, историко-философские и публицистические главы, проблема жанра; особенности поэтики, организация повествования, роль символов, стилевое своеобразие. Роман «Анна Каренина»: композиция, организация повествования, стилевые особенности, система поэтических мотивов. «Воскресение» – новый тип романа: проблематика, жанр, композиция, организация повествования, использование религиозной символики, проповедь «положительной» программы писателя. Типологические особенности романов Толстого: монологический тип повествования, закон «сцепления противоречий», антиномичность письма (сопряжение художественного изображения и дидактического осмысления, «мелочности» и «генерализации»), аналитический психологизм, внутренний монолог, предметная детализация, лейтмотивное повествование, система поэтических мотивов. Основная литература 1. История русской литературы 19 века [Текст]. Ч. 2: 1840–1860-е годы / отв. ред. В.И. Коровин. – М., 2005. 2. История русской литературы 19 века [Текст]. Ч. 3: 1870–1890-е годы / отв. ред. В.И. Коровин. – М., 2005. 3. Недзвецкий, В.А., Зыкова, Г.В. Русская литературная критика 18–19 веков [Текст]. – М., 2008. 4. Щенников, Г.К., Щенникова, Л.П. История русской литературы 19 века (70–90-е годы) [Текст]. – М., 2005. Дополнительная литература 1. Бабаев, Э.Г. Из истории русского романа XIX века: Пушкин, Герцен, Толстой [Текст]. – М., 1984. 2. Галаган, Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания [Текст]. – Л., 1981. – С. 93–164. 3. Гинзбург, Л.Я. О литературном герое [Текст]. – М., 1979. 4. Лотман, Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века [Текст]. – Л., 1981. 5. Лученецкая-Бурдина, И.Ю. Парадоксы художника: особенности индивидуального стиля Л.Н. Толстого в 1870–1890-х гг. [Текст]. – Ярославль, 2001. – С. 33–64. 6. Недзвецкий, В.А. Русский социально-универсальный роман ХIХ века [Текст]. – М., 1997. 7. Одиноков, В.Г. Поэтика русских писателей XIX века и литературный процесс [Текст]. – Новосибирск, 1987. 8. Эйхенбаум, Б.М. Лев Толстой. 70-е годы [Текст]. – Л., 1974.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 356. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |