Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Программа формирования базовых учебных действий у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа формирования базовых учебных действий (далее - БУД) имея междисциплинарный характер, служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области. Программа формирования БУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта слабовидящих обучающихся, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала начального общего образования слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, за счет развития базовых учебных действий, лежащих в основе умения учиться. Это достигается путём освоения слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, умений и навыков по отдельным учебным предметам, курсам коррекционно-развивающей области. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с практическими действиями самих обучающихся. Качество усвоения знаний, умений и навыков слабовидящим с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется освоением им базовых учебных действий. Программа формирования БУД у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования данной группы обучающихся; определяет состав и характеристики базовых учебных действий, доступных для освоения слабовидящим с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в младшем школьном возрасте; выявляет связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области. Формирование базовых учебных действий выступает основой реализации ценностных ориентиров начального общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся. Ценностными ориентирами начального общего образования слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выступают: • формирование любви к стране, городу на основе: - чувства гордости за свою страну, сопричастности с обществом; -осознания «Образа Я» как члена социальной группы (семьи, класса, школы); • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: - проявления доброжелательности к окружающим; - уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников деятельности; - адекватного использования компенсаторных способов для решения различных коммуникативных задач; - опоры на опыт взаимодействий в системе координат "слабовидящий-нормально видящий", "слабовидящий-слабовидящий". • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: - понимания и уважения ценностей семьи, образовательной организации, коллектива и стремления следовать им; - ориентации на оценку собственных поступков, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; - личностного самоопределения в учебной, социально-бытовой деятельности; - восприятия «образа Я» как субъекта учебной деятельности; - внутренней позиции к самостоятельности и активности; - развития эстетических чувств; • развитие умения учиться на основе: - понимания значения учения; - восприятия образа «Я» как субъекта учебной деятельности; - развития мотивов учебной деятельности; - формирования элементарных умений учиться и способности к организации своей деятельности; - адекватного использования компенсаторных способов для решения различных учебно-познавательных задач; - адекватного взаимодействия с партнерами в системе координат: «слабовидящий-нормально видящий", "слабовидящий-слабовидящий"; умения адекватно запросить и принять помощь; • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности на основе: - формирования эмоционально-положительного отношения к себе и к окружающим; - развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям; - формирования готовности к преодолению трудностей; - формирования умения избегать ситуаций, представляющих угрозу жизни, здоровью, безопасности личности; - формирования способности уважать окружающих и результаты труда других людей. Формирование у обучающихся базовых учебных действий, представляющих обобщенные действия, открывает слабовидящим с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность ориентации в учебных предметах, в строении учебной деятельности; способствует освоению компонентов учебной деятельности; развитию познавательных и учебных мотивов, что оптимизирует протекание процесса учения. Функции базовых учебных действий: обеспечение слабовидящему обучающемуся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможностей наиболее эффективно осуществлять процесс учения; создание условий для личностного развития, для эффективного усвоения в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области знаний, умений, навыков и способов деятельности; оптимизация посредством формирования базовых учебных действий протекания процессов социальной адаптации и интеграции; обеспечение преемственности образовательного процесса. Программа формирования базовых учебных действий направлена на формирование у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий. Личностные базовые учебные действия: принятие социальной роли обучающегося; личностное самоопределение (Я-ученик, Я-учусь, мне интересно/не интересно, умею/не умею и др.) слабовидящего с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особых образовательных, в том числе и индивидуальных потребностей; понимание слабовидящим обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) значения собственного учения; ориентация в оценках учителей, сверстников, родителей, понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; ориентация на содержательные моменты школьной действительности, принятие образца «хорошего ученика»; формирование элементарных представлений о картине мира; ориентация в социальном окружении, понимание своего места в нем; учебно-познавательный интерес к учебному материалу; формирование чувства любви к своей стране, городу (краю); ориентация на самостоятельность, активность, на двигательную и социально-бытовую независимость; здоровьесберегающее поведение; ориентация на оценку собственных поступков с точки зрения соответствия общепризнанным нормам; доступная творческая самореализация. Регулятивные базовые учебные действия: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно с тем, что еще недостаточно изучено (основы целеполагания); умение придерживаться заданной последовательности учебно-практических и познавательных действий (основы практического планирования); умение предвидеть ближайший практический результат учебного действия (основы прогнозирования); умение выполнять доступные операции для осуществления контроля (пошагового и итогового) за учебным действием; умение вносить в ранее освоенное действие необходимые коррективы для достижения искомого результата; способы решения познавательных, практических задач; адекватное понимание своих достижений, умение оценивать конкретный результат учебной деятельности, правильность выполнения действий, их цепочки; адекватное использование в учебно-познавательной деятельности сенсорных способностей и перцептивных умений; умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь для решения и достижения результата учебной деятельности; активное использование всех анализаторов для формирования компенсаторных способов деятельности; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию по преодолению препятствий. Познавательные базовые учебные действия: умение выделять и формулировать доступную для осмысления и практической реализации познавательную цель; актуализация, накопление, расширение, уточнение знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор способов решения задач в зависимости от конкретных знакомых условий; алгоритмизация практического действия; смысловое чтение, умение слушать учебные тексты; Особую группу общеучебных базовых действий составляют: знаково-символические действия (доступное моделирование в решении учебных задач и др.); мыслительные действия и операции: сравнение, анализ, группировка объектов познания, осуществляемых на наглядно-образной основе; освоение и использование элементарных общих понятий, обеспечивающих учебно- познавательную деятельность; установление на наглядно-образной основе доступных причинно-следственных связей. Коммуникативные базовые учебные действия: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение оценивать процесс и результат взаимодействия; умение задавать вопросы для ориентации в совместной с другими деятельности; умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий-нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий»; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение правильной монологической и диалогической речью; умение адекватно воспринимать, понимать и продуцировать вербальные и невербальные средства общения. Формирование базовых учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области, в условиях внеурочной и внешкольной деятельности. Формирование базовых учебных действий осуществляется на таких предметах, как «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир (человек, природа, общество)», «Изобразительное искусство.», «Музыка», «Ручной труд», «Физическая культура» и курсах коррекционно-развивающей области, таких как «Ритмика», «АФК», «Социально-бытовая и пространственная ориентировка». Каждый учебный предмет раскрывает определенные возможности для формирования базовых учебных действий. В рамках учебных предметов формируются следующие базовые учебные действия: «Русский язык»: принятие и сохранение учебной задачи; организация действий в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации; знаково-символические действия — замещения (например, звука буквой); алгоритмизация учебно- практических действий; высказывание в устной и письменной форме; использование в учебно-познавательной деятельности сенсорных способностей и перцептивных умений; рефлексия на основе вербальной информации извне, способов и условий взаимодействия, контроль и оценка результатов взаимодействия; адекватные возрасту и индивидуальным возможностям формы и функции речи, включая компенсаторную функцию; восприятие «образа Я» как субъекта учебной деятельности. «Чтение»: смысловое чтение, умение слушать учебные тексты; сравнение «образа Я» с героями литературных произведений как основы самоопределения; чувство любви к своей родине, нравственная оценка действий и поступков героев; нравственная оценка через выявление содержания и значения действий персонажей; ориентация в социальном окружении, нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; умение выражать свои мысли с учётом целей коммуникации; умение устанавливать последовательность событий и действий героев произведения; познавательный интерес в области чтения; дифференциация учебного материала для чтения с помощью учителя; восприятие «образа Я» как субъекта речевой деятельности; понимание контекстной речи на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; установление причинно-следственной последовательности событий и действий героев произведения; умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» при обсуждении прочитанных произведений и др. «Математика»: алгоритмические действия организации и решения математических задач; умение принимать и сохранять учебно-познавательную задачу; планирование последовательности шагов для выполнения математических заданий; различение способа и результата действия; выбор способа достижения поставленной цели; знаково-символические действия для доступного моделирования в решении математических задач и др.; сравнение, анализ и группировка (например, предметов, чисел, геометрических фигур) по существенному основанию; использование освоенных математических понятий; использование общего приёма решения задач; смысловое восприятие текстов задач; восприятие «образа Я» как субъекта учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к освоению математических знаний и умений; адекватное использование сенсорных умений и компенсаторных способов деятельности в решении математических задач; умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» при решении математических и практических задач; использование математической речи при выполнении практического задания; планирование и действенная проверка результата практической деятельности. «Окружающий мир»: чувство любви к своей стране, городу (краю); экологическисообразное поведение в быту и природе, безопасное для человека и окружающей среды; принятие норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных, так и поступков окружающих людей; соблюдение правил здорового образа жизни, укрепление и охрана здоровья; овладение начальными формами предметно-практической деятельности; умение принимать и сохранять учебно-познавательную задачу; формирование действий замещения и доступного моделирования (использование готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей); алгоритмизация практических учебных действий; равнение, анализ и группировка объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установление простейших взаимосвязей и взаимоотношений между миром живой и неживой природы; выбор способа достижения поставленной цели; адекватное использование в учебно-познавательной деятельности сенсорных умений, развитие компенсаторных возможностей; освоение и использование элементарных общих понятий; умение задавать вопросы (познавательного, уточняющего характера); установление связи между чувственным и словесно-логическим в познании; учебно-познавательный интерес к миру живой и неживой природы; актуализация, расширение знаний, кругозора; восприятие «образа Я» как субъекта природосообразной деятельности; активное использование всех анализаторов для формирования компенсаторных способов деятельности; умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в процессе познания окружающего мира; построение понятного для партнёра устного высказывания. «Музыка»: развитие положительных личностных свойств и качеств характера, создающих основу для жизненного оптимизма, потребности в музыкальном самовыражении; формирование основ гражданской принадлежности через приобщение к музыкальной культуре; формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству и доступной музыкальной деятельности; овладение элементарными эстетическими представлениями о музыкальном искусстве; развитие эмоционального восприятия музыки; развитие эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров; восприятие «образа Я» как субъекта учебной (музыкальной) деятельности; адекватное использование анализаторов для формирования компенсаторных способов деятельности на музыкальном материале; участие в коллективной музыкальной деятельности; умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в процессе освоения музыкальной деятельности (хоровое пение и др.) «Рисование»: личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта художественно-продуктивной деятельности; понимание значения смысла собственного учения, его результата; формирование чувства любви к стране, городу (краю); учебно-познавательный интерес к результату художественной деятельности; организация своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения; адекватное понимание своих достижений, умение оценивать конкретный результат художественно-продуктивной деятельности; осуществление действий сравнения и анализа в художественно-продуктивной деятельности; умение задавать вопросы (познавательного, уточняющего, коммуникативного характера); актуализация, расширение знаний, кругозора; адекватное использование сенсорных умений, компенсаторных способов в осуществлении продуктивной деятельности; умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь; расширение опыта самовыражения в доступных видах изобразительной деятельности; умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в процессе освоение изобразительной деятельности. «Ручной труд»: личностная готовность к осуществлению предметно-практической деятельности; самостоятельность и активность в предметно-преобразующей деятельности; действия сравнения и анализа, востребованные в предметно-практической деятельности; понимание значения предметно-практической деятельности для жизни в социуме; использование приобретенных знаний и умений предметно-практической деятельности для решения практических задач; включение в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе предметно-практической деятельности; овладение представлениями о трудовых профессиях и понимание роли труда в жизни человека; знаково-символические действия в доступном моделировании при решении предметно-практических задач; умение придерживаться заданной последовательности учебно-практических и познавательных действий при решении предметно-практических задач; умение выполнять доступные трудовые операции при решении предметно-практических задач; использование всех анализаторов в предметно-практической деятельности; сравнение и анализ простых объектов, их свойств, строения при решении предметно-практических задач; умение задавать вопросы (познавательного, уточняющего, коммуникативного характера) для ориентации в совместной с учителем и сверстниками деятельности; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами предметно-практической деятельности; умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в процессе овладения доступными трудовыми умениями и навыками. «Физическая культура»:[20] личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта физкультурной деятельности; понимание значения занятий физической культурой для сохранения и укрепления здоровья; понимание значения соблюдения режима дня для развития самостоятельности и социально-бытовой независимости; ориентация на двигательную активность, двигательную самореализацию; умение принимать и сохранять учебную задачу в процессе выполнения физических упражнений; овладение первоначальным опытом выполнения основных видов движений; накопление, расширение опыта выполнения доступных физических упражнений; овладение умением придерживаться заданной последовательности действий при выполнении физических упражнений; умение предвидеть ближайший результат выполнения физических упражнений; умение адекватно принимать и запрашивать необходимую практическую помощь при выполнении физических упражнений; адекватное понимание своих достижений, умение оценивать правильность выполнения физических упражнений; саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию по преодолению препятствий, трудностей выполнения физических упражнений; умение привносить необходимые коррективы в движение для достижения его результативности; использование зрительного анализатора при выполнении произвольных движений; умение различать способ и результат деятельности; установка на здоровый и безопасный образ жизни, здоровьесберегающее поведение; использование речи для организации и регуляции движения; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в системе координат: «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в процессе овладения доступными физическими упражнениями; умение адекватно воспринимать, понимать и воспроизводить вербальные и невербальные средства общения при занятиях физической культурой. В рамках коррекционных курсов формируются следующие базовые учебные действия: «Ритмика»:[21] двигательная самореализация; восприятие «образа Я» как субъекта музыкально-двигательной, танцевальной деятельности; планирование и умение придерживаться заданной последовательности движений, действий; эстетические и смысловые ориентации, направленные на развитие потребности в двигательном и творческом самовыражении; развитие чувства ритма, связи движения с музыкой, координации движений; саморегуляция как способность к выполнению движений, двигательных действий; установка на здоровьесберегающее поведение, ориентация на выполнение правил здорового и безопасного образа жизни; развитие мотивации к преодолению трудностей; умение принимать и сохранять учебную задачу; потребность в двигательной активности, двигательной самореализации; умение различать способ и результат деятельности при выполнении танцевальных движений; активное использование всех анализаторов для формирования компенсаторных способов деятельность, овладения специальными ритмическими упражнениями; развитие навыков пространственной ориентировки как основы овладения ритмическими движениями; умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми на занятиях ритмической гимнастикой; алгоритмизация практических действий при выполнении танцевальных движений; умение взаимодействовать с социальным окружением при овладении элементами танцев, танцами; умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения на занятиях ритмикой. «Адаптивная физическая культура»:[22] личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта двигательной деятельности; развитие мотивации достижения успеха и готовности к преодолению отклонений в физическом развитии и двигательной сфере; умение придерживаться заданной последовательности выполнения движений; контроль правильности выполнения освоенного движения; умение оценивать правильность выполнения упражнения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению трудностей выполнения движений; активное использование всех анализаторов при выполнении упражнений для коррекции скованности, физической пассивности; алгоритмизация практических действий при выполнении движений и упражнений; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в системе координат: «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в ходе занятий АФК; выбор способов решения двигательной задачи (с помощью педагога) в зависимости от конкретных условий; умение задавать вопросы уточняющего характера; умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения на занятиях АФК. «Социально-бытовая и пространственная ориентировка»: личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта социально-бытовой и ориентировочной деятельности; понимание значения овладения навыками социально-бытовой и пространственной ориентировки для самостоятельности и мобильности; ориентации на социально-бытовую независимость; ориентация в оценках взрослых и сверстников, понимание причин успеха/неуспеха в социально-бытовой и ориентировочной деятельности; овладение конкретными представлениями об окружающих предметах и действиях с ними; овладение элементарными навыками ориентировки в пространстве; развитие учебно-познавательного интереса к социально-бытовой и пространственной ориентировке; алгоритмизация действий как компенсаторный способ достижения результата социально-бытовой и ориентировочной деятельности; выбор наиболее эффективных способов решения социально-бытовых задач и задач на ориентировку в зависимости от конкретных условий; использование всех анализаторов для овладения практическими умениями и навыками по социально-бытовой и пространственной ориентировке; овладение сравнением, анализом, группировкой окружающих объектов (предметов) в процессе обучения социально-бытовой и пространственной ориентировке; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в системе координат: «слабовидящий-нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в совместной продуктивной деятельности; умение придерживаться заданной последовательности действий, пространственно-ориентировочных действий как основы самостоятельной ориентировки в пространстве; умение вносить в ранее освоенные бытовые и ориентировочные действия необходимые коррективы для достижения искомого результата; умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения в процессе социально-бытовой и пространственной ориентировки. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 214. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |