Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эксперименты на селективное смотрение. Перцептивный цикл. Роль когнитивных схем в процессах сенсорного отбора. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Найссер задался вопросом, работает ли внимание по принципу фильтрации? Он проводит опыт «селективного чтения» (того, что напечатано черным). Затруднений не было, все черное сливается в одно. Так же предъявлялись две программы, следить нужно было за одной и отмечать релевантные признаки (голы) Результат ухудшался только при задаче наблюдать две игры вместе. Поэтому, Найссер говорит о том, что релевантный канал обладает преимуществом, а с нерелевантным ничего не происходит. Он рассматривает восприятие как циклически организованное действие, цикл. Отбор в нем осуществляется благодаря тому, что человек воспринимает мир «предвосхищая информацию», а с остальной ничего не происходит.
! Активность!
Тут внимание выступает как способ действия. Схема - как форма хранения знаний человека, активная структура прошлых реакций и прошлого опыта. - внимание и есть активный процесс восприятия; - нет ресурсных ограничений, при координации схем – человек может выполнять одновременно несколько действий.
Роль когнитивных схем: 1) Предварительная спецификация. 2) План сбора информации. 3) Обработка информации. 4) Изменение направления поиска информации.
Нельзя следить за двумя командами, так как у нас одна и та же схема. Фильтр тут не работает, так как у зрения нет механизмов фильтрации. Вторую игру отслеживать не нужно, значит, в отношении неё активных схем нет и она не воспринимается. Пр. не замечаем гориллу.
Внимание как функция умственного контроля. П.Я. Гальперин. Внимание – функция контроля. Результат – эффективность работы других систем. Открыл возможность целенаправленного формирования психических процессов с заранее сформулированными качествами. 1. сформировать ООД, алгоритм. 2. типологизировать. 3. отработка действия – во внешнем плане громкой речи до исчезновения ошибок. 4. обтаивание – сокращение и исчезновение всех дополнительных, лишних действий (как исполнительных, так и действий контроля). Использование ориентировочных карт ограничено. 5. процедура интериоризации заканчивается. Действие контроля сокращено, свернуто, идеально и автоматизировано – это и есть внимание. Эксперимент: Кобыльницкая. Учила писать армянские буквы. Буква разложена на набор реперных точек – точек перегиба. Учила их соединять и видеть.
Критика представлений о механизмах селекции и едином центральном пределе переработки информации. Структурная интерференция. Эффект Струпа. В эксперименте Андервуда, испытуемым предлагали повторяя буквы по релевантному каналу, отмечать цифры вне зависимости от канала. Мюрей, по сравнению с другими, чуть лучше в релевантном 88%-??% и в нерелевантном 67%, другие 8%. То есть формирование когнитивных навыков повышает успешность в условиях отвлечения внимания. Полное распределение – читать текст и писать по диктовку, спустя тренировки улучшилось и запись и чтение. Структурная интерференция – проблема не в трудности задания, а в сходстве процессов выполнения. Это обращение двух действий к одним и тем же когнитивных ресурсам, что вызывает помехи. Эффект Струппа – Методика заключается в назывании цвета букв, составляющих слова, которые обозначают другой цвет. Если цвет краски и название совпадают – время уменьшается. То есть, результаты свидетельствуют против объяснения эффектов селективности с помощью структурных моделей фильтрации. Нельзя приравнивать сознание к вниманию.
Автоматические (базовые) и сознательно-контролируемые (стратегические) процессы. Модель Шифрина и Шнейдера. Они провели обширное исследование процессов решения задач зрительного поиска. В рамках исследования было получено 2 картины результатов: · Если цель отличается от других нецелевых (шумовых) элементов по какому-то одному физическому признаку (цвет), время поиска не зависит от числа дистракторов (шумов). Процесс происходит быстро и происходит выскакивание для элементов с единственным физическим признаком. · Если же у цели признаки нескольких групп, которые могут принадлежать элементам шума – время поиска увеличивается. Делается вывод о различении процессов поиска – главная причина различения – процесс внимания.
В условиях выскакивания – параллельный поиск, во второй части – последовательный и самозаканчивающийся. Главное в их модели – разделение процессов автоматического обнаружения и управляемого поиска. Теория: Автоматическое обнаружение – восприятие стимулов посредствам рутинных программ обработки и хранения в ДП. Все это не требует сознательных усилий и траты ограниченных ресурсов КП. Сопротивление изменениям, трудно игнорировать или остановить. Управляемый поиск – такие последовательности не хранятся в некотором готовом виде, они могут быть изменены и приспособлены к новым обстоятельствам, но требуют усилий. Могут осознаваться и меняться вербальной инструкцией, начинаются и завершаются субъектом.
В модели – нет жесткого различения КП и ДП: первая описывает временно активированный второй объект, сохраняя актуально значимую информацию, КП выполняет ф-и рабочего регистра для принятия решения и «процессов управления». Важным является роль обучения – для расширения решения элементарных познавательных задач. Процесс автоматической селекции возможен только после длительной практики в условиях согласования определенных целей с ответами.
Теория Ш и Ш подчеркивает роль активности субъекта, практики в процессах отбора релевантной информации.
Выскакивание – обнаружение целевого стимула, который отличается от всех остальных по физическому признаку.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 318. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |